• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Авторская программа «Архитектура г. Вятки (Кирова)»

Предмет:Архитектура
Тип:Курсовая
Объем, листов:112
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:работы, истории, города, вятки, кремля, киров, кирова, нового, тетрадь, вятской, собор, жизни, школе, родного, время
Процент оригинальности:
77 %
Цена:3000 руб.
Содержание:

Введение

Глава 1. Значение культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка в курсе «Художественное краеведение».

1. 1 Содержание воспитательной работы в курсе преподавания «Художественного краеведения» как фактор становления личности ученика.

1. 2 Культурологический подход в преподавании краеведения.

Глава 2. Научно-педагогические основы художественного краеведения для детей среднего школьного возраста.

2. 1. Специфика преподавания художественного краеведения в средней школе.

2. 2. Изучение памятников архитектуры с учетом психолого-педагогических особенностей детей среднего школьного возраста.

Глава 3. Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Архитектура города Вятки (Кирова)» для учащихся среднего школьного возраста.

3. 1. Содержание программы факультативного курса.

3. 1. 1. Пояснительная записка.

3. 1. 2. Содержание программы.

3. 2. Методические разработки уроков.

3. 2. 1. Урок по теме «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв. ».

3. 2. 2. Урок по теме «Вятский Успенский Трифонов монастырь».

3. 2. 3. Урок по теме «Александро-Невский собор как жемчужина в творчестве Витберга».

Заключение.

Примечание.

Библиографический список.

Приложение 1. Иллюстрации к уроку на тему «Особенности Хлыновского Кремля 17-18 вв. ».

Приложение 2. Иллюстрации к уроку на тему «Вятский Успенский Трифонов монастырь».

Приложение 3. Результаты апробирования.

Вступление:

Одной из примет современного времени является глобализация культуры. Новая Россия осмысливает себя как составная часть мирового культурного сообщества. Происходящие сегодня коренные изменения во всех областях жизни приводят к изменениям мировоззренческих парадигм. Меняются человеческие ценности – сознание, психология, духовный мир людей.

Ребенку предстоит жить в современной ему культуре. Это потребует огромных физических и духовных усилий со стороны учителя, родителей, детей. За короткий период становления ребенку предстоит стать «культурно компетентным» человеком. Какой смысл вкладывается в это понятие? Педагог-культуролог А. Я. Флиер так расшифровывает это понятие: «Культурная компетентность» означает ту степень социализированности и инкультурированности личности в обществе проживания, которая позволяет этой личности свободно понимать, использовать и вариативно интерпретировать всю совокупность обыденных знаний, составляющих норму социальной эрудированности человека в данной среде»1.

Как неотъемлемая часть культуры образование, как известно, обеспечивает сохранение, передачу, воспроизведение ее ценностей в опыте поколений. Конечно, передача культурного опыта не исчерпывается системой образовательных учреждений, но именно здесь этот процесс протекает осознанно и целенаправленно.

Учитывая эти факторы, школа приходит к цели воспитывать целостную, готовую к самоопределению в социуме и культурном пространстве личность. Перед учителем стоит сложнейшая задача – помочь ребенку освоить огромный пласт культурных ценностей. В свете этого все больше образовательных учреждений выбирают не просто гуманитарный подход, а культурологическую направленность всего учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в образовании разрабатываются несколько направлений культурологического подхода.

Первое направление связано с интеграцией образования2. Второе направление связано с введением культурологических предметов3. Третье направление – с введением культурологического компонента воспитательную работу школьного учителя. В этом случае воспитательный процесс предстает как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в культурное пространство.

Для реализации этой цели образовательные стандарты предполагают включение множества авторских курсов для реализации образовательных программ, являющихся частью воспитательной работы школы.

Нередко предметы вариативного раздела становятся обязательными, профилирующими в силу своей значимости и актуальности для конкретного образовательного учреждения и находят свое продолжение в воспитательной работе. Такими базовыми предметами в школах г. Кирова нередко становятся дисциплины художественно-эстетического цикла, среди которых свое особое место занимает краеведение и курс «Мировая художественная культура». Как региональный компонент в рамках этих предметов стоит рассматривать и художественное краеведение.

Введение курса «Художественное краеведение» на правах факультативных занятий по «Мировой художественной культуре» позволит представить более широкую картину историко-культурных процессов, используя в качестве иллюстративного материала местные памятники искусства, глубже понять суть того или иного культурного явления.

Привлечение местного материала в процессе обучения помогает побудить у учащихся интерес к знаниям, а, значит, повысить качество последних, активно формирует научное мировоззрение, дает возможность приобщения к творческому труду и науке как школьников, так и педагогов, возможность взглянуть «другими глазами» на прежде обыденные вещи. Занятия по краеведению следует воспринимать не только как форму преподнесения знаний, но и как способ духовного общения с детьми, позволяющий любому самому стеснительному ученику самовыражаться и самоутверждаться в непринужденной обстановке, получая ценный опыт общения со сверстниками.

В каждом городе есть свои национальные святыни – произведения великих художественных ценностей. В лучших произведениях поэтов, музыкантов, композиторов, живописцев, зодчих народ утверждает свое национальное самосознание, выражает самого себя, осознает свое место и роль в историческом процессе, и эти творения становятся достойным вкладом народа в сокровищницу мировой общечеловеческой культуры. Интерес к краеведению связан с повышением интереса к истории, ростом туризма и необходимостью привлечения населения к охране памятников истории и культуры.

«Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря такой работе хранится историческая память, воспитывается духовная оседлость»4.

«Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. д. »5.

Поэтому, в связи с актуальностью краеведения в школе была выбрана тема дипломной работы «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации к факультативному курсу «Художественное краеведение».

Целью работы является создание авторской программы «Архитектура г. Вятки (Кирова)» как одного из разделов курса «Художественное краеведение», предназначенного для факультативной работы с учащимися 8 класса образовательных учреждений г. Кирова.

Цель дипломной работы предопределила следующие задачи работы:

1. анализ краеведческой, психолого-педагогической и методической литературы;

2. исследование значения культурологического воспитания и образования для формирования личности подростка в рамках художественного краеведения;

3. раскрытие специфики художественного краеведения в школе;

4. раскрытие особенностей и приемов изучения памятников архитектуры в школе с учетом психолого-педагогических способностей подростков;

5. создание авторской программы факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова)»;

6. разработка моделей урока к данному факультативу.

Решение этих задач осуществляется в двух аспектах: теоретическом (глава 1 и 2) и практическом (глава 3). Работа носит методическую направленность, поэтому акцент в работе сделан на главе 3.

Объект исследования – методика изучения памятников архитектуры в курсе художественного краеведения.

Предмет исследования – методический комплекс факультатива по художественному краеведению «Архитектура г. Вятки (Кирова). Программа и методические рекомендации».

По теме дипломной работы имеется следующая литература, которую можно разделить на методическую, психолого-педагогическую и краеведческую.

Анализ психолого-педагогической литературы

Психолого-педагогическая проблематика освещена следующими авторами: Р. С. Немовым (38), В. А. Крутецким (29), Ю. К. Бабанским (3). Также для написания дипломной работы были использованы исследования Н. Е. Щурковой (76;77), М. Г. Яновской (85;86), посвященных разработке подходов к воспитанию с позиции культуры; обобщающие педагогический опыт исследования В. П. Созонова (59), М. И. Рожкова (52), В. А. Караковского и соавторов (26). Кроме того, в наших исследованиях использована литература по общей и возрастной психологии таких авторов как: Г. С. Абрамовой (1), Ф. Райса (51), С. П. Рубинштейн (54) и др.

Благодаря всем этим работам нами осуществлено описание психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста и особенности воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях, что учитывалось при составлении программы.

Заключение:

1Щуркова Н. Е. Новое воспитание. - М. , 2000. - С. 16.

2Интеграция образования – любой предмет можно представить культурологически, т. е. определить его место в истории культуры, его культурологический характеристики и возможности, место в системе ценностей той или иной эпохи.

3Введение культурологических предметов - призваны нивелировать диспропорцию российского образования. В первую очередь они способствуют созданию сложной иерархической системы, формирующей мировоззрение, а также противостоят потребительской культуре.

4Мусихин В. Е. Вятская деревня: история и современность. - Киров, 1996. - С. 19.

5Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. - М. , 1987. - С. 28.

6Культурологический подход – применение адекватных культурологических концепций и методов в педагогической культуре.

7Воспитательный процесс – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное, физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной и культурной деятельности. Тесно связан с образованием и обучением.

8Воспитание – это систематическое воздействие на формирование личности ребенка, с целью подготовки его к будущей жизни в социуме.

9Личность – 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности;2. Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивид как члена общества.

10Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. - М. , 1997. - С. 9.

11Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.

12Исследовательский метод – как высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Исследовательский метод обеспечивает высокое умственное развитие учащихся. Этот метод как бы концентрирует в себе все то, что формируется системой активизации процесса обучения. По мнению методиста М. И. Скаткина: «исследовательский метод обучения находит применение тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности». Для исследовательского метода характерна атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Применяя метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Метод выводит учащихся за рамки уроков, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. В школе в учебных целях важнее не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

13Экспедиция – очень привлекает школьников , т. к. они очень любят туризм; экспедиция – это ожившие страницы учебников по истории, страницы «живой» истории родного края. Задача экспедиций, походов – воспитание коллективизма, чуткого отношения к товарищу, принципиальной и глубокой дружбы, воспитание наблюдательности и самостоятельности, выносливости и смелости, любви к родному краю и России. Ведущую роль в экспедициях играет учитель, т. к. он является ее организатором. Краеведческие экспедиции бывают тематические (задача – изучение определенной темы по культуре края) и комплексные ( цель – всестороннее изучение тех или иных краеведческих объектов (изучение всего района).

14Созидательность –

15Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М. , 1989. - С. 36.

16Онтогенез личности – индивидуальное развитие организма; совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866).

17Биологический подход к пониманию сущности развития личности – обуславливает процесс развития личности сугубо природными факторами и, прежде всего, наследственностью.

18Социологический подход к пониманию сущности развития личности – предполагает, что основополагающее влияние на человека оказывают социальные факторы.

19Синтетический подход к пониманию сущности развития личности – позволяет рассматривать личность как систему, в которой находят отражение как биологическое, так и социальное.

20Поведение – система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами для приспособления к среде.

21Генотип – генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех его генов. Это единая система, в которой каждый любой ген может находиться в сложном взаимодействии с остальными генами.

22Экскурсия – это коллективное мероприятие. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке (экскурсия к историческому памятнику). Педагогическое значение экскурсии очень велико: 1. они дают возможность учащимся знакомиться с художественно-краеведческими объектами в их естественных условиях; 2. в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, т. к. в высшей степени предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками культуры – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками событий прошлого; 3. экскурсия всегда вызывает у школьников повышенный интерес. Экскурсии по возможности должен проводить сам учитель. «Учитель всегда лучше знает уровень подготовки своих учеников, их сильные и слабые стороны…» (Гора Н. В. ).

23Краеведческий вечер - цель: разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) помочь учащимся эмоционально воспринять значение и содержание событий, явлений, факта. Требования к краеведческому вечеру: 1. вечер всегда должен преследовать образовательно-воспитательные цели; 2. он должен быть интересным, носить характер праздника; 3. должна сохраняться тематическая целенаправленность.

24Краеведческий кружок - это общее дело небольшой группы единомышленников. Кружок позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы внеклассной работы. Краеведческий кружок не должен являться продолжением классных занятий, он должен только базироваться на знаниях, которые учащиеся получают на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя в проведении внеклассных мероприятий и при подготовке к урокам. Задача кружка по художественному краеведению: 1. углубление и расширение знаний учащихся по истории и культуре своей области; 2. развитие у них творческих способностей и умений самостоятельно добывать знания; 3. приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности и др.

25Работа в музее – речь пойдет не о государственных музеях, а о школьных краеведческих музеях. Особенности школьных музеев: 1. они имеют учебно-педагогическое назначение (являются результатом совместной деятельности учителя и учеников). В нем все предназначено для учащихся и в основном собрано или сделано руками самих детей под руководством учителя. Экспонаты в школьном краеведческом музее – это и учебно-наглядные пособия для уроков. 2. сама организация музея является одной из форм проявления самодеятельности и инициативы учащихся, а созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей учителя и учеников по пути приобщения их к исследовательской деятельности. 3. школьный музей – это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно- педагогической обработки собранного материала и создания на его основе дидактических пособий по художественному краеведению. 4. различие в научной ценности коллекции, в глубине и размахе научной разработки вопросов. Значение школьного музея состоит в том, что он способствует формированию определенных убеждений, воспитанию российского патриотизма, развитию общественно полезной активности.

26Работа в архиве – это интереснейшая форма сбора краеведческого материала. Ни учебник, ни рассказ учителя не может заменить самостоятельной работы учащихся над первоисточниками. Значение работы в архиве: работа с архивными документами вырабатывает навыки и умения исследовательской деятельности, воспитывает у учащихся уважение к историческому факту, любовь к истории, школьники соприкасаются с живой историей, проникновение в язык и мироощущение минувших времен будет способствовать более осознанному усвоению основного материала на уроках истории. Работа школьников с первоисточниками снимает элемент недоверия, неизбежно возникающий даже при самом выразительном пересказе. Умения и навыки работы с архивными материалами пригодятся в будущих исследовательских работах школьников.

27Краеведческая игра – это некий творческий процесс, деятельность. Организаторы игры: учащиеся, учитель или третий человек. Игры различаются по своим целям (отдых, развлечение, обучение) , формам (в форме игры «Что? Где? Когда?» и др. ). Краеведческие игры могут быть включены в состав различных мероприятий, дел, которые носят групповой или коллективный характер. Игровая деятельность соответствует психологической природе детей. В игре новая информация воспринимается неформально, она эмоционально переживается, а значит, легко запоминается. Творческая деятельность в игровой форме снимает оценочное напряжение, вызывая положительные эмоции, ориентирует на успех.

28Краеведческая беседа – это один из эффективных методов изучения города Вятки (Кирова). В форме беседы можно проводить повторительно-обобщающий урок, семинарское занятие, повторение пройденного материала и его закрепление. Ценность беседы заключаются в том, что ей предшествует самостоятельная работа учащихся по изучению материала. Своим содержанием беседа опирается на внеклассную работу, позволяет широко использовать знания и жизненный опыт учащихся. Беседа дает возможность учителю использовать для самостоятельной работы учащихся краеведческую литературу, материалы краеведческого музея, местную периодическую печать, тесно связывая изучение истории России с жизнью родного города. Особенностью беседы является то, что ее тема раскрывается самими учащимися, что способствует развитию речевых умений, увеличивается словарный запас.

29Подготовка рефератов – это индивидуальная форма работы учащихся, которая является основой индивидуального самостоятельного исследования. Подготовка рефератов учит учащихся критически подходить к источникам, всесторонне обосновывать свои мысли, искать в историческом событии существенное, анализировать факты, давать им оценку, делать выводы, т. е. прививать интерес к научному исследованию.

30Краеведческое общество – это высшая форма организации внеклассной краеведческой работы в школе. Нередко они имеют свой девиз, устав, значки, эмблему, флаг и форму. Руководители, планы работы общества, их секции утверждаются на педагогическом совете школы. Общества чаще всего организуются в тех школах. Где краеведением занимаются учителя различных предметов, а его содержание носит комплексный характер. Поэтому в обществе находят себе работу по душе учащиеся разных интересов. Чем же занимаются учащиеся в клубе? Они часто ходят в различные экспедиции, самостоятельно готовят доклады, рефераты, очерки по результатам походов и в дальнейшем успешно выступают с ними на конференциях, семинарах.

31Краеведческая олимпиада – это соревнования в знаниях учащихся по истории и культуре своего края. Они помогают обобщать и распространять передовой педагогический опыт изучения родного края. Школьные олимпиады могут охватывать как отдельные темы, так и весь комплекс краеведческой работы. Олимпиады могут быть в масштабе школы, города, области, России.

32Факультатив – одна из гибких форм более оперативного и полного отражения в школьном образовании современных достижений науки. Факультатив позволяет вносить существенные дополнения в содержание образования учащихся без изменения учебного плана, программы и учебников. Основная задача факультатива: развитие интереса к родному краю, его истории и культуре, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся.

33Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. - Киров, 1998. - С. 121.

34Там же. - С. 123.

35Там же. - С. 124.

36Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 2002. - С. 365.

37Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник для Вузов. - Минск, 2002. - С. 391.

38Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. - М. ,1997. - С. 44

39Историческое краеведение. -М. , 1969. - С. 63.

40Смирнов В. Г. Художественное краеведение в школе. - М. ,1990. - С 16.

41Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М. , 1987. - С. 48.

42Крутецкий В. А. Психология. - М. , 1965. - С. 68.

43Абрамова Г. С. Возрастная психология . - Екатеринбург, 2002. - С. 405.

44Там же. - С. 416.

45Там же. - С. 424.

46Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. - М. , 2000. - С. 17.

47Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. , 2000. - С. 137.

48Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб. , 1999. - С. 56.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. - Екатеринбург, 2002.

2. Ашурков В. Н. Историческое краеведение. - М. , 1980.

3. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. - М. , 1989.

4. Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. - М. ,1960.

5. Барков А. С. О научном краеведении / В книге: вопросы методики истории. - М. , 1981.

6. Безверхов Г. М. Архитектурное наследие А. Л. Витберга // Шведы и русский север. - Киров, 1997.

7. Безверхова Л. Б. Градостроительная основа творческого метода А. Л. Витберга // Шведы и русский север. - Киров, 1997.

8. Бердинских В. Занимательное краеведение. - Киров, 1996.

9. Берова И. В. Ансамбль Вятского Успенского Трифонова монастыря. - Киров, 1989.

10. Берова И. В. Прогулки по старой Вятке. - Киров, 1996.

11. Большой советский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - М. , 1985.

12. Большой энциклопедический словарь. - М. . 1993.

13. Верещагин А. С. Из истории древнерусской Вятки. - Вятка, 1905.

14. Верещагин А. С. К истории древнего Хлынова. - Вятка, 1904.

15. Выдающиеся деятели искусства Кировской области. - Киров, 1973.

16. Госстандарт // Образование в документах. - 1998. - № 4.

17. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. - М. , 1971.

18. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. - М. , 1994.

19. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах. - М. , 1966.

20. Земля Вятская в прошлом и настоящем. - Киров, 1996.

21. Знак А. М. Культовая архитектура Куменского района Кировской области в курсе художественного краеведения / Дипломная работа. - Киров, 2001.

22. Зорина Л. Н. Рабочая программа курса «Художественное краеведение». - Киров, 2003.

23. Изергина Н. Г. Писатели в Вятке. - Киров, 1990.

24. Ильенков Э. Школа должна учить мыслить // Народное образование. - 1984. - № 1 (приложение).

25. Историческое краеведение. - М. , 1969.

26. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! : Теория и практика школьной воспитательной системы / В. А. Караковский, Л. Н. Новикова, Н. Л. Селиванова; под ред. Н. Л. Селивановой. - М. , 2000.

27. Клестова Г. А. Методические рекомендации по курсу исторического краеведения. - Киров, 2003.

28. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. Ю. Даринского. - М. , 1987.

29. Крутецкий В. А. Психология. - М. ,1965.

30. Кульневич В. Г. Педагогика личности. - М. , 2003.

31. Культурология. Энциклопедический словарь (Интернет сайт).

32. Луппов П. Н. История создания Вятки. - Киров, 1958.

33. Любимов В. А. Автографы Витберга // Любимов В. А. Вглядываясь в лица домов. - Киров, 1995.

34. Матюшин Г. Н. Историческое краеведение. - М. , 1987.

35. Методика историко-краеведческой работы в школе / под ред. И. С. Борисова. - М. , 1982.

36. Москалец Е. С. Витберг на Вятке. - Киров, 1975.

37. Мусихин В. Е. Вятская деревня: история и современность. - Киров, 1996.

38. Немов Р. С. Психология. - М. , 1990.

39. Новикова Л. И. Повседневность и семья как воспитательное пространство // Педагогика. - 2003. - № 6.

40. Очерки истории Кировской области / под ред. Заболоцкого В. В. - Киров, 1982.

41. Памятники истории и культуры города Кирова. - Киров, 1990.

42. Педагогика: Учебное пособие для Вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. , 2003.

43. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов / под ред. Ю. К. Бабанского. - М. , 1988.

44. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. - М. , 2000.

45. Педагогика: Учебное пособие для педагогических Вузов / под ред. В. А. Сластенина и др. - М. , 2000.

46. Пересторонина В. Вятские кружева. - Горький, 1982.

47. Пешнина Л. Строитель собора: А. Л. Витберг // Вятский край. -2000. -9 июня.

48. Пластинин В. В. Литературный Киров. - Киров, 1999.

49. Повесть о стране Вятской / Вятский летописец / Публ. А. С. Верещагин. - Вятка, 1905.

50. Психология развивающейся личности / под ред. А. В. Петровского. - М. . 1987.

51. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб. , 2000.

52. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. - М. , 2000.

53. Родин А. Ф. Массовые формы внеклассной работы. - М. , 1961.

54. Рубинштейн С. П. Основы общей психологии. - СПб. , 1999.

55. Русский город (историко-методический сборник). - М. , 1976.

56. Селивановский К. История Вятского Успенского Трифонова монастыря от его основания до настоящего времени . - Вятка, 1912.

57. Скаткин М. Н. Совершенствование процесса обучения. - М. , 1971.

58. Смирнов В. Г. Художественное краеведение в школе. - М. , 1990.

59. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе: методическое пособие для классного руководителя. - М. , 2000.

60. Суходольская – Кулешова Л. В. Формирование эстетической культуры будущего учителя // Педагогика. - 2003. - № 7.

61. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х томах. Т. 1. / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. - М. , 1979.

62. Тинский А. Г. Вятка. Главная улица. - Киров, 2002.

63. Тинский А. Г. Вятская мозаика. - Киров, 1994.

64. Тинский А. Г. Планировка и застройка города Вятки в 17-19 вв. - Киров, 1999.

65. Тинский А. Г. Улицы. Площади. Дома. Вятка. Страницы истории. - Киров, 1999.

66. Толстой Л. Н. в школе. Сб. статей / под ред. В. В. Голубкого и С. М. Петрова. - М. , 1965.

67. Торхова А. В. Индивидуальный стиль деятельности учителя // Педагогика. - 2003. - № 6.

68. Успенский Трифонов монастырь в городе Вятке. - Вятка, 1905.

69. Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для классного руководителя. - М. , 1983.

70. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебник для Вузов. - Минск, 2002.

71. Хохлов А. А. Изучение материальных памятников истории и культуры Кировской области. - Киров, 1997.

72. Царева Е. В. Витберги на Вятке // Шведы и русский север. - Киров, 1997.

73. Черных Н. В. Материалы к урокам по литературному краеведению в 6 классе. - Киров, 1993.

74. Черных Н. В. Уроки литературного краеведения в 5 классе. - Киров, 1993.

75. Школьный спецкурс: теория, технология, практика. - М. , 2003.

76. Щуркова Н. Е. Воспитание новый взгляд с позиции культуры. - М. , 1997.

77. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. - М. , 2000.

78. Эммауский А. В. К вопросу о времени основания города Вятки. - Киров, 1972.

79. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т. 1. Города. - Киров, 1994.

80. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т. 2. Литература. - Киров, 1995.

81. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т. 5. Архитектура. - Киров, 1996.

82. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т. 8. Этнография. Фольклор. - Киров, 1998.

83. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т. 9. Культура. Искусство. - Киров, 1999.

84. Энциклопедия Земли Вятской. В 10-ти томах. Т. 10. Ремесла. - Киров, 2000.

85. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М. , 1986.

86. Яновская М. Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. - Киров, 1998.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: