• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Экологическая функция вод

Предмет:Биология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:80
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:вод, водных, воды, охраны, сточных, водного, право, области, среды, права, охране, водные, зон, которых, объекты
Процент оригинальности:
60 %
Цена:2000 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ. 6

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 8

2 ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД. 18

2. 1 Государственное управление в области использования и охраны вод. 18

2. 2 Общая характеристика права водопользования. 22

2. 3 Правовое регулирование охраны вод. 37

2. 4 Ответственность за нарушение водного законодательства . 50

3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ПРОМСВЯЗЬ» г. МИНСКА. 61

3. 1 Общая характеристика предприятия ОАО «ПРОМСВЯЗЬ». 61

3. 2 Использование водных ресурсов на предприятии. 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 74

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 79

Вступление:

Экологическая функция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение для существования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосфере как среда обитания растительного и животного мира и важнейший элемент круговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционно связаны расселение людей и развитие всех видов общественного производства. Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер - они обеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетических и культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства.

Для удовлетворения потребностей современных городов в воде требуются громадные ее количества, измеряемые от десятков тысяч до миллионов метров кубических в сутки. Принято считать, что дефицит в воде становится ощутимо заметным, если забор воды на душу населения составляет менее 1700 м3 в год. К настоящему времени в 22 странах мира годовое водопотребление не превышает 1000 м3 в год. По оценкам Мирового банка, в 2025 году уже 32 страны мира с населением свыше трех миллиардов человек будут испытывать хронический дефицит в воде[23, c. 1].

Большим расходованием воды сопровождаются производственные процессы на промышленных предприятиях. При этом предприятия отдельных отраслей промышленности и энергохозяйства потребляют количество воды, нередко значительно превосходящее коммунальное водопотребление крупных городов.

Кроме обеспечения водой населения и промышленности, огромное значение имеет сельскохозяйственное водоснабжение, для животноводства и искусственного орошения земель в целях успешного выращивания сельскохозяйственных культур и получения высоких урожаев. Только для производства тонны зерна необходимо 1000 м3 воды, картофеля – 500-1500 м3, куриного мяса – 3500-5000 м3, говядины – от 15000 до 70000 м3 воды[23, c. 2].

В настоящее время в связи с общим ростом объемов потребляемой воды и недостаточностью в ряде районов местных природных источников воды, все чаще возникает необходимость комплексного решения водохозяйственных проблем для наиболее рационального и экономичного обеспечения водой всех водопользователей и водопотребителей конкретного региона.

В сложившихся правовых условиях текущего периода хозяйствующие субъекты, не всегда имеют возможность найти тот законодательный или иной нормативный материал, который в более конкретной форме помог бы принять правильное решение по регулированию природоохранных отношений в сфере использования и охраны вод. Наличие перечисленных выше обстоятельств, свидетельствует об актуальности темы дипломной работы. Они же и обусловили выбор темы дипломного исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе использования и охраны вод.

В качестве предмета исследования избраны нормы экологического законодательства, регулирующие порядок и условия использования и охраны водных ресурсов.

Основной целью работы является комплексное рассмотрение теоретических и практических вопросов связанных с правовым режимом использования и охраны вод.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. охарактеризовать состояние водных ресурсов Республики Беларусь;

2. исследовать вопросы, связанные с государственным управлением в области использования и охраны вод;

3. рассмотреть право водопользования как институт экологического права;

4. проанализировать основные вопросы правовой охраны вод;

5. изучить вопросы, связанные с различными видами ответственности наступающей за нарушение водного законодательства;

6. рассмотреть порядок использования водных ресурсов на предприятии ОАО «Промсвязь» г. Минска.

При подготовке дипломного исследования, использовались исторический, формально-логический, системно структурный методы, а также методы системного анализа и научного обобщения.

Теоретическую основу дипломного исследования составили труды известных представителей науки экологического права, таких как С. А Балашенко, М. М. Бринчук, А. В. Гоев, Д. М. Демичев, Н. В. Кузнецова, В. Е. Лизгаро Т. И. Макарова, В. И. Шиян, И. С. Шахрай, А. Н Сапогин А. Ю. Семьянов, и др.

Заключение:

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Республика Беларусь весьма богата водными ресурсами, однако существует и проблема загрязнения, истощения пресных поверхностных и подземных вод, непосредственно используемых человеком для удовлетворения бытовых и промышленных нужд.

2. Использование возобновляемых источников энергии - строительство ГЭС позволит снизить потребление нефтепродуктов для получения электроэнергии которая используется для нужд населения.

3. Республика Беларусь располагает значительными ресурсами минеральных вод, которые используются для санаторно-курортного лечения, производства и потребления в питьевых целях широкого ассортимента бутилированных вод.

4. Значительное количество водных объектов в Республике Беларусь создает предпосылки для дальнейшего развития рекреации в стране, в том числе и для развития зон отдыха международного уровня. Разнообразие водных и околоводных природных систем, сеть существующих национальных парков, заказников и заповедников имеет большое значение для организации экологического туризма, который сегодня активно развивается во всем мире.

5. Выполнение ремонтных работ на мелиорированной территории позволит эффективно управлять гидрологическим режимом, необходимым для возделывания сельскохозяйственных культур, и рационально использовать водные ресурсы.

6. Водное хозяйство является одной из базовых отраслей, успешное функционирование которой обеспечивает основу стабильного и устойчивого развития хозяйственного комплекса страны.

7. Обеспечение жителей качественной питьевой водой является приоритетной социальной и экологической задачей Республики Беларусь, решение которой направлено на достижение главной цели – улучшения и сохранения здоровья населения и в целом – безопасности нации.

8. Республика Беларусь, как единственный собственник водных ресурсов не готова передать такой важный для страны природный объект, как воды, в частную собственность. В данном случае, исключительная государственная собственность на воды является наиболее оптимальной формой собственности и будет являться таковой до тех пор, пока законодательно не будут предусмотрены и закреплены все важнейшие гарантии сохранения качества и объема водных ресурсов в руках частных лиц; пока не будут включены механизмы правового регулирования отношений, возникающих в сфере собственности на воды; пока уровень правовой культуры будущих собственников вод не будет достаточно высок.

9. Водоохранные зоны и полосы, а также санитарные зоны играют важную роль в охране водных ресурсов. Это своего рода буферная, защитная территория, без которой существовала бы реальная угроза прямого загрязнения и засорения водных ресурсов.

10. Юридические и физические лица, деятельность которых влияет на состояние вод, обязаны проводить согласованные с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, органами государственного санитарного надзора и иными заинтересованными органами государственного управления мероприятия, обеспечивающие охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, улучшение состояния и режима вод, а также не допускать загрязнения и засорения вод нефтяными, химическими и иными продуктами и отходами производства и потребления.

11. Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видов водопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либо разрешений. Специальное водопользование осуществляется в разрешительном порядке. В обособленное пользование водные объекты предоставляются полностью или частично на основании постановления Совета Министров республики Беларусь.

12. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства выполняет следующие необходимые функции – стимулирующую, компенсационную, превентивную, карательную.

13. Предприятие ОАО «Промсвязь» является водопотребителем т. е. юридическим лицом получающим в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и осуществляет право специального водопользования поскольку отводит сточные воды гальванического производства в окружающую среду с применением водоочистных сооружений и технических устройств.

14. На предприятии ОАО «Промсвязь» строго соблюдается действующее законодательство в области охраны окружающей среды и законодательство в области использования и охраны вод.

15. Анализ результатов работы очистных сооружений показал, что при существующем положении работа действующих очистных сооружений обеспечивает должную степень очистки, что позволяет сбрасывать общезаводские сточные воды в городскую канализацию без нарушения нормативов.

Рациональные предложения:

1. Определение сточных вод, закрепленное в ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь, не выполняет своего функционального предназначения. Предназначение каждого термина понятийно-категориального аппарата нормативного правового акта заключается в доступном объяснении того или иного правового явления. Полагаю, что понятие сточные воды следует подкорректировать и указать, что под ними понимается вода, образующаяся в результате антропогенной деятельности, либо загрязненная естественным путем, сбрасываемая после ее использования в естественные или искусственные водные объекты, недра или на земную поверхность.

Таким образом, в Водном кодексе Республики Беларусь следует закрепить новое определение сточных вод: сточные воды – это воды, использованные на бытовые, производственные либо остальные нужды и загрязненные различными примесями, изменившими их начальный химический состав и физические характеристики, а также воды, попавшие и загрязнившиеся в населенных пунктах, на объектах промышленности, транспорта в результате выпадения атмосферных осадков.

2. В настоящее время природопользователь (ОАО «Промсвязь») получает три разрешения - на выбросы в атмосферный воздух, на специальное водопользование, на хранение и захоронение отходов. Назрела необходимость объединить данные разрешения в одно комплексное.

Количество административных процедур по согласованию и выдаче указанных разрешений природопользователю не зависит от осуществляемого ими вредного воздействия на окружающую среду. В процессе получения разрешений природопользователь несет определенные временные и финансовые затраты для подготовки и согласования соответствующих документов. Получение же комплексного природоохранного разрешения позволяет оптимизировать эти затраты и предоставить предприятию предсказуемые условия ведения экономической деятельности с точки зрения природоохранных требований на среднесрочную перспективу — до 10 лет.

При принятии решения о выдаче разрешений не учитывается комплексное воздействие источников загрязнения на компоненты природной среды. Например, можно получить разрешение на сброс в окружающую среду сточных вод, построив очистные сооружения, улавливающие и концентрирующие загрязняющие вещества, но при эксплуатации которых образуются отходы четвертого класса опасности, которые необходимо где-то размещать. Налицо некоторое противоречие разрешительных документов. Новый подход позволяет комплексно взглянуть на проблему. Теперь уже на этапе планирования можно будет выбрать оптимальную технологию, которая учла бы все аспекты и позволила предотвратить воздействие на окружающую среду.

При использовании наилучших доступных технических методов оказывается наименьшее воздействие на окружающую среду, а их внедрение позволяет достичь высокого экономического результата.

Кроме того, система комплексного природоохранного разрешения предусматривает организацию эффективного самоконтроля, комплексного контроля и приводит к сокращению количества проверок предприятий контролирующими органами.

Во время написания дипломной работы, данное рациональное предложение было реализовано законодательно: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. № 1677 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь» от 17 ноября 2011 г. № 528, и вступило в силу 01 января 2012 г. Постановлением утверждено Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений. Указом установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность (планирующие осуществлять деятельность), связанную с эксплуатацией объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду, вправе с 1 января 2012 г. получать комплексные природоохранные разрешения, а с 1 января 2016 г. осуществляют указанную деятельность только при наличии комплексных природоохранных разрешений. ОАО «Прмсвязь» в 2013 году получит комплексное природоохранное разрешение.

3. Так же хотелось бы отметить что, одной из проблем является отсутствие в законодательстве Республики Беларусь юридической ответственности за подачу некачественной питьевой воды. Во многих случаях граждане оказываются беспомощными перед противодействием либо бездействием государственных структур, которые обязаны помогать им в реализации своих прав. Для восполнения этого пробела целесообразно будет внести дополнения в Уголовный кодекс, предусматривающие ответственность за нарушение прав человека на экологически чистую воду; в частности, в раздел №7, главу 19 – преступления против жизни и здоровья. Также необходимо включить и в Кодекс об административных правонарушениях соответствующие дополнения в Главу 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» и в Главу 16 «Административные правонарушения против здоровья населения».

4. К нарушителям водного законодательства следует применять весь спектр административных взысканий, а не только штраф и предупреждения. Например, если для физических лиц штраф может быть существенной и серьезной мерой наказания, то для юридических лиц он может быть недейственной мерой. Для последних следует предусмотреть более суровое наказание - лишение лицензии, специального разрешения, или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Кроме того, можно использовать такие меры взыскания, как возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения. Например, в случае, если водное судно стало источником загрязнения вод.

Список литературы:

1 Конституция Республики Беларусь от 15. 04. 1994г. , с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24. 11 1996 г. и 17. 10. 2004 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2012.

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7. 12. 1998г. , №375-2, с изменениями и дополнениями от 03. 07. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

3 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20. 12. 2006 г. , № 194-З с изменениями и дополнениями от 31. 12. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

4 Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09. 07. 1999 г. , № 275-З З с изменениями и дополнениями от 27. 12. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

5 Водный кодекс Республики Беларусь от 15. 07. 1998г. , №191-З, с изменениями и дополнениями от 14. 07. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

6 Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22. 06. 2001 г. , № 37-З с изменениями и дополнениями от 09. 11. 2009 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

7 Налоговый кодекс Республики Беларусь 29. 12. 2009 г. , № 71-З с изменениями и дополнениями от 10. 01. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

8 Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. , с изменениями и дополнениями от 17. 05. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

9 О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995г. , с изменениями и дополнениями от 06. 10. 2006 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

10 О мелиорации земель: Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008г. , с изменениями и дополнениями от 14. 07. 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

11 О питьевом водоснабжении: : Закон Республики Беларусь от24 июня 1999г. , с изменениями и дополнениями от 24. 07. 2008г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

12 О внесении изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 мая 1999 г. № 669 и от 22 октября 2007 г. ,: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

13 Об утверждении Положения о порядке предоставления водных объектов (их частей) в аренду для рыбоводства и других целей: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2007 г. , с изменениями и дополнениями от 12. 06. 2008 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

14 Об утверждении Положения о порядке установления размеров и границ водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов и режиме ведения в них хозяйственной деятельности и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2006 г. , с изменениями и дополнениями от 21. 07. 2008 г. // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2011.

15 Лизгаро, В. Е. Экологическое право: ответы на экзаменац. вопр. / В. Е. Лизгаро, Т. И. Макарова. - 2-е изд. - Минск: ТетраСистемс, 2008. - 160с.

16 Кичигин, Н. В. Экологическое право: Конспект лекций /Н. В. Кичигин, М. В. Пономарев, Н. И. Хлуденева. - 2-е изд. - Москва: Юрайт, 2011. - 217с.

17 Демичев, Д. М. Экологическое право. Особенная часть / Д. М. Демичев. - Минск: Высшая школа, 2007. -260с.

18 Петров, В. В. Природноресурсовое право и охрана окружающей среды учеб. пособие. / В. В Петров. - Минск:Юридическая литература, 2005. - 290с.

19 Ерофеев, Б. В. Экологическое право. учеб. пособие/ Б. В Ерофеев. - Минск: Высшая школа, 2002. -327с.

20 Дорофеев, А. В. Экологическое право. Учебник. / А. В. Дорофеев. - 2-е изд. - Москва: Юрист, 2001. -289с.

21 Виноградова,С. Н. Коммерческая деятельность: учебник / С. Н. Виноградова. О. В. Пигунова. -3-е изд. - Минск: Вышэйшая школа, 2008. -364

22 Каменков, B. C. Хозяйственный процесс: курс интенсив. подгот. / B. C. Каменков. - 4-е изд. - Минск: Книжный Дом, 2007. - 320с.

23 Менча, М. Н. Водные ресурсы. Конспект лекций. / М. Н. Менча- Минск: Юридическая литература, 2010. -15с.

24 Сапогин, А. Н. Экологическое право Республики Беларусь. Курс лекций / А. Н. Сапогин - Минск: Книжный Дом, 2007. - 268с.

25 Жаворонкова, Н. Г. Экологическое право. Методическое пособие. / Н. Г. Жаворонкова. - Москва: Юрист, 2011. -104с.

26 Гейт, Н. А. Экологическое право: курс лекций/ Н. А. Гейт. – Москва: Изд-во Проспект, 2009. -207с.

27 Бринчук, М. М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. / М. М. Бринчук. - Москва: ГАРАНТ, 2010. -357с.

28 Дедюля, И. И. Экологическое право учеб. пособие. / И. И. Дедюля-Минск: Частн. ин-т упр. и предпр. ,2006. -116с.

29 Гоев, А. В. Экологическое право Республики Беларусь. / А. В. Гоев- Минск: Молодежное научное общество,-2000. -160с.

30 Тихомирова, Л. А. Экологическое право: учебник/ Л. А. Тихомирова -Москва: Система ГАРАНТ, 2009. - 298 с.

31 Веденин, Н. Н. Экологическое право: Вопросы и ответы/ Н. Н. Веденин - Москва: Новый Юрист, 1998. - 112 с.

32 Балашенко, С. А. Экологическое право: учеб. пособие / С. А. Балашенко, Д. М. Демичев. – 2-е изд. – Минск: Ураджай, 2000. -398с.

33 Шиян, В. И. Экологическое право: Учебное пособие. / , В. И. Шиян Москва: МГИУ, 2008. - 126 с.

34 Мартинес, П. М. Опыт природоохранной деятельности в зарубежных странах. / П. М. Мартинес, А. В. Яковенко -3-е изд. - Минск: Ураджай, 2003. - 56 с.

35 Пикулик, А. В. Каталог удобрений и пестицидов, разрешенных для применению в Республике Беларусь/ А. В. Пикулик - Минск: Асвета 2003. - 56с.

36 Зенченко С. А. Экологический менеджмент в системе корпоративного управления. / С. А. Зенченко - Киев-Минск: Асвета 2004. - 68с.

37 Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года. / Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь; редкол. : Л. М. Александрович [и др. ]. - Минск: Юнипак, 2011. - 29 с.

38 Справочник по климату Беларуси. В 4-ух. ч. / Минск: Экоперспектива1998. -Ч. 1: Температура воздуха почвы. /- 1998. -150с.

39 Справочник по климату Беларуси. В 4-ех ч. / Минск: Экоперспектива 1999. -Ч. 2: Осадки. /- 1999. -150с.

40 Справочник по климату Беларуси. В 4-ех ч. / Минск: Экоперспектива 1999. -Ч. 4: Ветер. /- 1999. -150с.

41 Инструкция о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды юридическими лицами, осуществляющими эксплуатацию источников вредного воздействия на окружающую среду: утв. Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды 01. 02. 07 г. : текст по состоянию на 1 марта 2012 г. - Минск : Дикта, 2011. - 19 с.

42 Инструкция по очистке химических стоков на очистных сооружениях ОАО «Промсвязь»: утв. Правлением ОАО «Промсвязь» 13. 04. 11г. : текст по состоянию на 1 марта 2012 г. - Минск: ОАО «Промсвязь». 2011. - 20 с.

43 Общегосударственный классификатор Республики Беларусь 005-2006. – Введ. 28. 12. 2006 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Госстандарта от 17 августа 2007г. N 43, Госстандарта от 7 августа 2008 г. N 42, от 30 июля 2009 г. N 37 , Госстандарта от 22. 06. 2011 № 35 и введенное в действие с 01. 09. 2011). - Минск: Белорус. гос. ин-т. стандартизации и сертификации, 2000. - 239 с.

44 Техническое описание и инструкция по эксплуатации установки очистки промышленных сточных вод типа «Редокс»: текст по состоянию на 1 марта 2012 г. - Минск: НПО «ЭКСАНД». 1993. - 16 с.

45 Шахрай, И. С. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде: проблемы правового регулирования. / И. С. Шахрай// Юридический журнал. - 2006. - № 3. - С. 67-70.

46 Лаевская, Е. В. Правовое регулирование возмещения экологического вреда в свете планируемой кодификации законодательства об охране окружающей среды и природопользовании / Е. В. Лаевская, В. Е. Лизгаро, И. С. Шахрай // Право и демократия: сб. науч. тр. ; редкол. : В. Н. Бибило (отв. ред. ) [и др. ]- Минск: БГУ, 2006 - Спец. вып. С. 142-154.

47 Электронная энциклопедия «Викпедия» // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/ Стандарт ISO 14000 труда Дата доступа03. 01. 2012

48 Электронная энциклопедия «Викпедия» // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/ концессия Дата доступа 03. 01. 2012

49 Электронная энциклопедия «Викпедия» // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/ Водоохранная зона

Дата доступа 03. 01. 2012

50 Электронная энциклопедия «Викпедия» // [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/ Зона санитарной охраны

Дата доступа 03. 01. 2012

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: