Современное естествознание ведет свое летосчисление с эпохи Возрождения, т. е. со второй половины XV в. Развитию естествознания способствовало открытие микроскопа Антони ван Левенгуком. Основная задача науки того периода состояла в освоении огромного накоплен-ного материала, который нужно было подвергнуть хотя бы первичной обработке. Возникла необходимость в классификации явлений природы и их детальном изу-чении. Широкое распространение в это время получили метафизические представления, согласно которым природа рассматривалась как скопление предметов и явлений, оторванных друг от друга, постоянных, неизменных и находящихся в определенной гармонии, данной творцом. Ф. Энгельс, анализируя состояние естествознания в эпоху Возрождения, писал: «Но что особенно характеризует рассматриваемый период, так это — выра-ботка своеобразного общего мировоззрения, центром которого является пред-ставление об абсолютной неизменяемости природы. Согласно этому взгляду, природа, каким бы путем она сама ни возникла, раз она уже имеется налицо, ос-тавалась всегда неизменной, пока она существует». В подтверждение своей точки зрения о неизменяемости животного мира один из наиболее ярких представителей ученых-метафизиков XVIII в. Жорж Кювье при-водит ряд доводов: 1. В естественной природе нет промежуточных особей между различными животными. Следовательно, в результате скрещивания не могут появляться разные виды. 2. Одомашнивание животных вызывает лишь внешние изменения. В качестве примера Кювье указывает на незначительные отличия домашней и дикой кош-ки. 3. Утверждая устойчивость видов во времени, Кювье ссылается на египетские коллекции мумий и изображения животных, подчеркивая, что они в точности похожи на современные виды. 4. Среди палеонтологического материала нельзя обнаружить переходных форм между вымершими и современными видами. Этот довод был очень сильным, так как в случае изменения видов, по мнению Кювье, наблюдались бы все пе-реходные формы от одной изменяющейся формы к другой. Кювье объяснил это тем, что на протяжении всей истории поверхность земного шара испытывала внезапные катастрофы, вызываемые внутренними силами земли. В результате этих катастроф животные и растения на данной территории погибали, а подвергшаяся катастрофе суша заселялась новыми видами, переселившимися из соседних областей. Несмотря на господство метафизических представлений, многие ученые высказы-вали идеи об историческом развитии природы. Но первую теорию о естественном развитии органического мира создал французский натуралист XVIII в. Жан-Батист Ламарк (1744—1829). Свое учение он изложил в труде «Философия зооло-гии». Свое эволюционное учение Ламарк строит на признании изменчивости орга-низмов вследствие градации, влияния внешней среды и наследования приобретен-ных таким образом признаков Учение, действительно совершившее переворот в биологической науке, принад-лежит английскому натуралисту и путешественнику Чарльзу Дарвину. Исходным положением учения Ч. Дарвина является его утверждение о наличии изменчиво-сти в природе. Анализируя материал по изменчивости животных, Дарвин заметил, что дос-таточно любой перемены в условиях содержания, чтобы вызвать изменчивость. Он различал две основные формы изменчивости: определенную, или групповую, и неопределенную, или индивидуальную. При групповой изменчивости многие особи данной породы или сорта под влияни-ем определенной причины изменяются одинаковым образом. Так, например, рост ор-ганизмов зависит от количества пищи, окраска — от ее качества. Под индивидуальной изменчивостью следует понимать те небольшие различия, которыми отличаются друг от друга особи одного и того же вида. Неопределенные изменения Дарвин сравнивает с простудой, которая действует на разных людей, вызывая то кашель, то ревматизм, то воспаление легких в зависимости от состоя-ния организма человека и его телосложения. Изучая проявление изменчивости у растений и животных, Дарвин указал на ряд важных закономерностей в изменении различных органов и их систем в организме. Одной из таких закономерностей является коррелятивная, или соотноси-тельная, изменчивость. Дарвин придает огромное значение наличию изменчивости и наследственности в природе. Изменчивость и наследственность в сочетании с отбором — основные фак-торы эволюции. Учение Ч. Дарвина легло в основу современного представления об изменчивости, которая является обязательным и необходимым условием индивидуального развития особи. Действительно, в течение онтогенеза любого многоклеточного организма не-прерывно происходит изменение его внутреннего и внешнего строения. Особенно серьезные преобразования происходят в эмбриональном периоде. Однако и в по-стэмбриональном периоде организм постоянно меняется, вплоть до наступления смерти. Изменения происходят даже в течение совсем маленького периода жизни. например, голодание приводит к изменению массы тела. |