Методы анализа бактериостойкости материалов и изделий

Предмет:Биология
Релевантные слова:биоповреждения, бактерии, микроорганизмы, идентификация, активность, защитные покрытия, полимерные материалы, биоциды, биостойкость, метод, питательные среды

Введение……………………………………………………………. . . …………………. . . 5

1 Основная часть……………………………………………………………. . . . . . ………. . 7

1. 1 Биоповреждения материалов изделий и их виды…………………………………. . 7

1. 1. 1 Виды бактериальных биоповреждений и их характеристика………. . . . . . . . . . 7

1. 1. 2 Факторы, влияющие на биоповреждения объектов…………………. . …. . 10

1. 1. 3Механизмы бактериальных биоповреждений………. ……………………. 11

1. 2 Характеристика микроорганизмов-деструкторов………………………………. . . . 12

1. 2. 1 Хемолитотрофные микроорганизмы (тионовые, нитрифицирующие, железобактерии)……………………………………………………………………………. 12

1. 2. 2 Гетеротрофные бактерии (протеолитические, липолитические, гликолитические)…………………………………………………………………………………15

1. 2. 3 Метаногенные бактерии и их свойства……………………………………22

1. 3 Методы обнаружения и идентификации м/о………………………………………23

1. 3. 1 Методы обнаружения бактерий и определения их численности………. . . 23

1. 3. 2 Методы выделения микроорганизмов-деструкторов……………………. . 29

1. 3. 3 Методы определения активности микроорганизмов и продуктов их метаболизма…………………………………………………………………………………. . . 32

1. 4 Способы защиты материалов и изделий от биоповреждений м/о………………. . . 35

2. 2. 1 Питательные среды для культивирования микроорганизмов……………. 44

2. 2. 2 Выделение чистых культур бактерий………………………………. ……. . . 46

2. 3 Методы анализа………………………………………………………………………48

2. 3. 1 Определение общего количества бактерий методом культивирования…. 48

2. 3. 2 Построение калибровочной зависимости м/о по спектру мутности…. . . . . . 48

2. 3. 3 Анализ физиологической активности бактерий редуктазным методом…49

2. 3. 4 Метод определения эффективных концентраций биоцидов……………. . . 50

2. 3. 5 Оценка защитного действия биоцидных веществ методом «агаровой сетки» и «агаровых блоков»………………………………………………………………. . . 51

2. 3. 6 Оценка защитного действия биоцидных веществ микрокалориметрическим методом……………………………………………………………………………. 52

2. 4 Результаты исследований и их обсуждение………………………………………. . 53

2. 4. 1 Оценка биостойкости материалов по ГОСТ 9. 048………………………. . . 53

2. 4. 2 Анализ биостойкости материалов по методу «агаровой сетки» и «агаровых блоков»……………………………………………………………………………. . 54

2. 4. 3 Характеристика биостойкости материалов микрокалориметрическим методом……………………………………………………………………………………. 56

Заключение……………………………………………………………………. . . . . 59

Список использованной литературы…………………………………………. . . . 60

Курсовая работа содержит 61 страницу, 4 таблицы, 9 рисунков, 23 литературных источника.

Цель работы: закрепление и углубление знаний, полученных при изучении курса микробиологии, приобретение практических навыков и опыта работы в микробиологической лаборатории. Ознакомление с понятием «биоповреждение», его видами и механизмами возникновения, подробное изучение методов анализа бактериостойкости материалов и изделий, а также способов их защиты от биоповреждений.

Курсовая работа включает основную и экспериментальную части.

В основной части представлена подробная характеристика биоповреждений, их видов и механизмов возникновения, дано описание микроорганизмов-деструкторов, рассмотрены методы обнаружения и идентификации микроорганизмов, приведен перечень способов защиты материалов и изделий от биоповреждений микрооганизмами, а также описаны методы, применяемые для оценки материалов и изделий на биостойкость.

Экспериментальная часть несет информацию об экспериментальных исследованиях, проведенных с целью оценки биостойкости материалов различными методами и определения защитного действия биоцидных веществ на материалы и изделия.

Бурное развитие техники, освоение необжитых территорий, активное градостроительство, создание новых материалов сделали проблему биоповреждений одной из наиболее актуальных и научно-практических проблем. Человек издавна боролся с обрастанием судов, с насекомыми, с разрушающими деревья грибами, однако все это составляло лишь ничтожную долю тех потерь, с которыми он столкнулся в наши дни, и тех усилий, которые он вынужден тратить на защиту от биоповреждений. Бактерии, грибы, лишайники, водоросли, высшие растения, простейшие, кишечнополостные, черви, мшанки, моллюски, членистоногие, иглокожие, рыбы, птицы, млекопитающие – таков перечень групп, представители которых выступают в роли биоповреждающих агентов, нанося огромный ущерб хозяйству человека.

Мишенью биоповреждающего действия стали кирпичные и каменные здания, строительные сооружения, древесина и разнообразные изделия из нее, металл и металлические изделия, бумага, документы, фото архивы, библиотечные фонды, музейные ценности, краски, клеи, кожи, шерсть, одежда, обувь, стекло, силикаты, оптика, разнообразные пластмассы, полимеры, резины, радиоаппаратура и электрооборудование, дорожные покрытия, транспорт и многое другое. В одних случаях живые организмы разрушают материалы и изделия, в других – ухудшают их технологические характеристики и свойства, в третьих – затрудняют нормальную работу. Только учтенные потери от биоповреждений составляют 5–7% стоимости мировой промышленной продукции, и они имеют тенденцию к росту.

Вышеизложенное свидетельствует об острой необходимости разработки наиболее эффективных методов оценки биостойкости материалов и изделий, а также способов их защиты от биоповреждений.

Проблемы защиты от биоповреждений требуют комплексного решения, так как создаваемые методы должны быть не только эффективными для борьбы с разрушающими микроорганизмами, но и рациональными с экономической точки зрения.

Целью данной курсовой работы является ознакомление с понятием «биоповреждение», его видами и механизмами возникновения, подробное изучение методов анализа бактериостойкости материалов и изделий, а также способов их защиты от биоповреждений с последующим применением знаний на практике.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

1собраны литературные сведения в соответствии с темой курсовой работы с последующим осмыслением и систематизацией;

2 проведены экспериментальные исследования с целью оценки биостойкости материалов различными методами и определения защитного действия биоцидных веществ на материалы и изделия;

3 проведена оценка результатов исследований и дана их характеристика.

В ходе выполнения курсовой работы было осуществлено ознакомление с понятием «биоповреждение», его видами и механизмами возникновения, подробное изучение методов анализа бактериостойкости материалов и изделий, а также способов их защиты от биоповреждений.

Актуальность выполнения курсовой работы объясняется разрушающим действием микроорганизмов-деструкторов на сырье, материалы, изделия и конструкции, необходимостью борьбы с ними с целью предотвращения потерь, связанных с биоповреждениями.

Для выполнения курсовой работы потребовалось следующее:

1сбор литературных сведений в соответствии с темой курсовой работы с последующим осмыслением и систематизацией;

2 проведение экспериментальных исследований с целью оценки биостойкости материалов различными методами и определения защитного действия биоцидных веществ на материалы и изделия;

3 проведение оценки результатов исследований и составление их характеристики.

Выполнение курсовой работы позволило закрепить и расширить знания, полученные при изучении курса микробиологии, приобрести практические навыки и опыт работы в микробиологической лаборатории.

1 Единая система защиты от коррозии и старения. Воздействие биологических факторов на технические объекты. Термины и определения: ГОСТ 9. 102–91. – Введ. 01. 07. 1991. – М. : Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам, 1991. – 6 с.

2 Биоповреждения: Учеб. пособие для биол. спец. вузов/В. Д. Ильичев [и др. ]; под общ. ред. В. Д. Ильичева. – М. : Высш. шк. , 1987. – 352 с.

3 Актуальные вопросы биоповреждений. – М. : Наука, 1983. – 265 с.

4 Заиков Г. Е. Горение, деструкция и стабилизация полимеров/ Г. Е. Заиков, С. А. Семенов, К. З. Гумаргалиева. – М. изд-во «НОТ». – 422 с.

5 Биоповреждения полимерных материалов [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: http://plastinfo. ru/information/articles/276/. – Дата доступа: 03. 03. 2011.

6 Гусев, М. В. , Минеева, Л. А. Микробиология/ М. В. Гусев. – М. :Изд-во МГУ, 1992. – 448 с.

7 Имшенецкий, А. А. Большая советская энциклопедия/ А. А. Имнешецкий. – М. : Советская энциклопедия, 1974. – 667 с.

8 Руководство к практическим занятиям по микробиологии/ М. Н. Пименова [и др. ]; под общ. ред. М. Н. Пименовой. – 3-е изд. , перераб. и доп. — М. : Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.

9 Вышемирский Ф. А. , Пояркова, Г. С. Совершенствование производства и улучшение качества масла/ под общ. ред. Ф. А. Вышемирского. – М. : Пищивая промышленность, 1978. – 103 с.

10 Гликолитические бактерии [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://meduniver. com/Medical/Microbiology. – Дата доступа: 15. 04. 2011.

11 Метод анализа численности и активности микроорганизмов на поверхности материалов / А. В. Игнатенко // Труды БГТУ. Серия IV. Химия, технология органических веществ и биотехнология. – 2009. – № 7. – С. 158–161.

12 Клив де В. Блэкбери. Микробиологическая порча пищевых продуктов. – С-П. : Изд-во «Профессия», 2008. – 781 с.

13 Сопоставительный анализ метаболической активности участвующих в биобрастании аэробных и анаэробных бактерий под действием биоцидов / С. В, Шевеленко, А. А, Кучко, Н. А. Белясова // Труды БГТУ. Серия IV. Химия, технология органических веществ и биотехнология. – 2010. – № 8. – С. 290–293.

14 Биоповреждения, методы защиты. Сборник докладов – Полтава: Научный совет по биоповреждениям АН ССР, 1985 – 182 с.

15 Совершенствование методов оценки антимикробных свойств материалов и изделий / Л. И. Антоновская, А. С. Жих, И. С. Петреня, Н. А. Белясова// Труды БГТУ. Серия IV. Химия, технология органических веществ и биотехнология. – 2007. – № 5. – С. 212–214.

16 Антимикробные добавки к полимерным материалам [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://www. polymerbranch. com/publ/view/61. html. – Дата доступа: 02. 04. 2011.

17 Единая система защиты от коррозии и старения. Ткани. Метод лабораторных испытаний на устойчивость к микробиологическому разрушению: ГОСТ 9. 080-75. . – Введ. 01. 01. 1977. – М: Стандартинформ, 1979. – 12 с.

18 Гончарова, И. А. , Мицкевич, А. Г. , Робвель, Н. М. Экспресс оценка эффективности защиты материалов от плесневых грибов / И. А. Гончарова / Материалы третьего всероссийского конгресса Национальной Академии Микологии, Минск, 7 июня 2005 г. : / изд-во Москва Национальная Академия Микологии 2005, – с. 61–63.

19 Белясова, Н. А. Микробиология. Лабораторный практикум: учеб. Пособие для студентов специальностей «Биотехнология», «Биоэкология», «Биология». – Минск: БГТУ, 2007. – 160 с.

20 Методы анализа адаптационных свойств микроорганизмов / А. В, Игнатенко // Труды БГТУ. Серия IV. Химия, технология органических веществ и биотехнология. – 2008. – № 6. – С. 184–186.

21. Анализ влияния биоцидных веществ на поверхностную микрофлору/ А. В. Игнатенко // Труды БГТУ. Серия IV. Химия, технология органических веществ и биотехнология. – 2009. – № 7. – С. 162–165.

22 Игнатенко, А. В, Гриц, Н. В. Микробиологические, органолептические и визуальные методы контроля качества пищевых товаров. Лабораторный практикум. – Минск: БГТУ, 2003. – 114 с.

23 Изделия технические. Методы лабораторных испытаний на стойкость к воздействию плесневых грибов: ГОСТ 9. 048-89. – Взамен ГОСТ 9. 0480-75; введ. 01. 07. 91. – Государственный комитет СССР по стандартам, 1989. – 22 с.

Бесплатные работы: