Организация митохондриального генома грибов

Предмет:Биология
Релевантные слова:грибов, генома, вывод, широко, предста, сделать, таблица, анализ, теме, реферат, работы

Введение. 4

Глава 5. Трансляциямитохондриальной ДНК. 20

Заключение. 21

Приложения. 23

Список литературы. 32

Тема моей курсовой работы «Организация митохондриального генома грибов». Актуальность изучения митохондриального генома связана с мута-циями в митохондриальных генах, которые оказываются летальными или при-водят к снижению скорости роста, дыхательной активности грибов. Мутации в ДНК митохондрий могут вызывать наследственные заболевания, а также явля-ются одной из основных причин старения и болезней, связанных со старостью не только грибов, но и других организмов.

Так как митохондриальная ДНК не является высококонсервативной и име-ет высокую скорость мутирования, она является хорошим объектом для изуче-ния эволюционного родства живых организмов. Для этого определяют после-довательности митохондриальной ДНК у разных видов и сравнивают их при помощи специальных компьютерных программ и получают эволюционное дре-во для изученных видов.

Изучение митохондриального генома — основной инструмент при прове-дении идентификации. Возможность индентификации связана с существующи-ми в митохондриальном геноме групповыми и даже индивидуальными разли-чиями.

Сегодня митохондриальная генетика интенсивно развивается как в популяционном, так и в медицинском аспекте. Установлена связь между рядом тяжелых наследственных заболеваний и дефектами в митохондриальных ДНК. Генетические изменения, ассоциированные со старением организма, наиболее выражены в митохондриях. Что же представляет из себя геном митохондрий, отличающийся у грибов ичеловека или других животных от такового у растений, простейших и по размеру, и по форме, и по генетической емкости? Как работает и как возник митохондриальный геном у разных таксонов? Об этом пойдет речь на примере дрожжей (Saccharomycescerevisiae) и нейроспоры (Neurosporacrassa) как наиболее изученных объектов.

Так как митохондриальная ДНК не является высококонсервативной и име-ет высокую скорость мутирования, она является хорошим объектом для изуче-ния филогении живых организмов. Для этого определяют последовательности митохондриальной ДНК у разных видов и сравнивают их при помощи специ-альных компьютерных программ и получают эволюционное древо для изучен-ных видов.

Кроме изучения для построения различных филогенетических теорий, изучение митохондриального генома — основной инструмент при проведении идентификации.

У грибов наблюдается наибольшая вариабельность в организации митохондриального генома, связанная прежде всего с различной длиной некодирующих областей и различным содержанием интронов в генах.

Из митохондриальных белоксинтезирующих систем разных систематических групп организмов (растения, животные, грибы) самой изученной является дрожжевая. Однако, несмотря на обнаружение ряда регуляторных белков, общая картина регуляции экспрессии митохондриального генома пока отсутствует. Неясно, чем объясняются различия количества транскриптов с разных участков одной полицистронной матрицы, как координируются процессы транскрипции и трансляции в митохондриях, как активируется трансляция мтДНК специфическими белками. Тем не менее наличие большого числа мутантных и супрессорных штаммов и особенности самого объекта — Saccharomycescerevisiae — позволяют предсказать дальнейший значительный прогресс в данном разделе митохондриальной генетики.

Особенности митохондриального генома Saccharomycescerevisiae:

1) клетки содержат в несколько раз больше ДНК, чем у бактерий и имеют более сложную организацию;

2) чрезвычайно изменчивы по размерам и по порядку расположения генов, в то время как общее число генов не изменяется;

3) по своей кодирующей способности мтДНК дрожжей значительно уступают митохондриальномугеному растений, это связано с переносом соответствующих генов в ядро;

4) присутствие интронов в организме не является обязательным: сконструированы жизнеспособные штаммы, полностью лишенные митохондриальныхинтронов.

Особенности митохондриальногогенома Neurospora:

1) количество генов в митохондриальном геноме N. crassa превышает таковое у дрожжей, при этом несколько генов, имеющихся у Sacchamyces, у нейроспоры отсутствуют;

2) генетическая организация и нуклеотидные последовательности плазмидNeurospora привели к предположению, что они родственны митохондриальныминтронам и мобильным генетическим элементам;

3) из-за более быстрой эволюции плазмид по сравнению с митохонд-риальной ДНК многие из них кажутся неродственными, но при сравнении ами-нокислотных последовательностей их полимераз становится очевидным нали-чие общего предка.

1. Даниленко Н. Г. , Давыденко О. Г. Миры геномов органелл-2003. -с. 494

2. Дмитриев Д. А. , Дмитриева С. В. Молекулярные основы наследст-венности. Строение и функции нуклеиновых кислот: Чебоксары, 2005. -с. 16

3. Жизнь растений. В 6-ти т. Т. 2. Грибы / Под ред. проф. М. В. Горленко. — М. : Просвещение, 1976. — С. 146—147.

4. Минченко А. Г. , ДудараваН. А. Смтохондриальный геном. Новосибирск,1990.

5. Мюллер Э. , Леффлер В. Микология: Пер. с нем. — М. : Мир, 1995.

6. WolfK. Mitochondrialgeneticsofyeast//TheMycotaII. Genetics and Biotechnology. Berlin, Heidelberg: Springer, 1995. P. 75-91.

7. Dujon B. , Belcour L. Mitochondrial DANN instabilities and rearrangements in yeast and fungi// Mobile DNA. Amer. Soc. Microbiology. 1989. P. 861-878

8. Wallace D. C. Structure and evolution of organelle genomes//Microbiol. Rev. 1982. Vol. 46, No. 2. P. 208-240

9. Grivell L. A. Nuclkeo-mitochondrial interactions in yeast mitochondrial biogenesis//Eur. J. Biochem. 1989. Vol. 182. No. 1. P. 477-493

10. Perlman P. S. , Butow R. A. Mobile inrons and intron-encoded proteins//Science. 1989. Vol. 246. P. 1106-1009.

11. Wernette C. M. , Saldahne R. , Perlman P. S. , Butow R. A. Purification of a site-specifie endonuclease, I-Sce-II, encoded by intron-4-alpha of the mitochondrial coxl gene of Saccharomyces cerevisiae// J. Biol. Chem. 1990. Vol. 265. P. 189-206.

12. Clark-Walker G. D. Evolution of mitochondrial genomes in Fungi//Int. Rev. Cytol. 1992. Vol. 141. P. 89-127.

13. Tarassov I. A. , Entelis N. S. Mitochondrially imported cytoplasmic transfer RNA of Saccharomyces cerevisiae- in vivo and in vitro targeting systems//Nucl. Acids Res. 1992. Vol. 20. P. 1277-1281.