• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Бертран Рассел как продолжатель традиции британского свободомыслия

Предмет:Культура
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:62
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:рассев, религиовед, расселенец, бог, богопротивный, циакрин, наука, мир, междинастический, критик, религиозно-философский, человек
Процент оригинальности:
68 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Введение

Глава 1 Философская эволюция Рассела

Глава 2. Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии.

Глава 3. Почему Рассел не христианин?

Глава 4. Критика Расселом доказательств бытия бога.

Глава 5. Соотношение науки и религии по воззрениям Б. Рассела

Глава 6. Бертран Рассел в традиции западного гуманизма и свободомыслия.

Заключение

Список литературы

Вступление:

Актуальность исследования. Антирелигиозное свободомыслие довольно актуально в наше время, когда мы переживаем эпоху, отличающуюся изменениями, происходящими в обществе, когда жизнь человека фактически проходит в узких рамках идеологии, культуры, религии, национального менталитета, социальной роли. Особенно это актуально для нашей страны, которая переживает процесс клерикализации, что, безусловно, ведёт к ущемлению сектора свободомыслия, хотя в Конституции Российской Федерации согласно статье 28 каждому человеку гарантируется свобода вероисповедания, то есть право исповедовать любую религию или «не исповедовать никакой» [Конституция РФ, 1997, с. 179]. На западе эта ситуация выглядит гораздо привлекательнее, что обуславливается продолжающимися традициями в свободомыслии. Одна из таких традиций, безусловно, существует в Великобритании, представителями которой являются Бэкон, Гоббс, Локк, Толанд, Коллинз, Юм. В исследовании же интерес прикован к продолжателю данной традиции, а именно к крупнейшему представителю аналитической философии Бертрану Расселу. Актуально выявить роль Рассела в продолжении этой традиции, потому что проблемы анализа религии волновали мыслителя на протяжении всей жизни, поэтому важно рассмотреть его взгляды и оценить его вклад в продолжении традиции британского свободомыслия. Интерес к выбранной теме обуславливается вниманием к персоне Рассела, а также наличием не только поклонников его творчества, но и оппонентов.

Объект исследования данной дипломной работы - свободомыслие Бертрана Рассела в британской традиции. Предметом исследования в работе является преемственность взглядов Рассела на свободомыслие с английскими предшественниками.

Методология исследования. Специфика исследования определила использование главным образом теоретических методов исследования: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, обобщения. Из специальных методов исследования были применены герменевтический, сравнительно-исторический, ретроспективный методы. Герменевтический метод используется при интерпретации текстов, посвящённых творчеству Б. Рассела, а также публикаций непосредственно самого философа. Использование сравнительно-исторического метода позволило сравнивать и сопоставлять взгляды Рассела с его предшественниками на рассматриваемую проблематику, выявляя в них сходство и различия. Ретроспективный метод применяется при рассмотрении воззрений Рассела на свободомыслие, двигаясь от ранних взглядов к более поздним.

Степень разработанности проблемы. Для анализа философской эволюции Рассела используются в основном публикации А. С. Колесникова, И. С. Нарского, Е. Ф. Помогаевой. При рассмотрении расселовской критики религии преимущественно используются публикации Б. Быховского, Б. Мееровского, А. С. Колесникова, З. П. Трофимовой. Около половины используемых в работе источников составляют произведения Рассела.

Цели и задачи исследования. В данной дипломной работе предстоит определить преемственность взглядов Рассела на свободомыслие с его британскими предшественниками. Для осуществления этой цели следует выполнить следующие задачи: рассмотреть становление философской эволюции Рассела; проанализировать основные источники и компоненты религии, выделяемые философом при анализе критики религии; проанализировать расселовскую критику доказательств бытия бога; рассмотреть опровержение религиозной догматики Расселом; выяснить коллизию религии и науки по воззрениям Рассела; определить место философа в традиции западного гуманизма и свободомыслия и, тем самым, сравнить взгляды мыслителя по выбранным направлениям с его предшественниками. При выполнении поставленных задач нужно также определить позицию Рассела в отношении религии и отразить как сильные, так и слабые стороны его критики религии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Безусловно, что своеобразный характер свободомыслия Рассела обуславливается особым характером его философской эволюции, а именно развитием мировоззренческих взглядов. Соответственно это даёт возможность до рассмотрения характеристики свободомыслия Рассела предугадать его позицию в отношении религии.

2. Анализ расселовской критики религии: рассмотрение основных источников и компонентов религии, критики основных положений христианства, опровержение Расселом доказательств бытия бога, противопоставление религии и науки позволили обнаружить преемственную связь Рассела со своими британскими предшественниками Бэконом, Гоббсом, Локком, Толандом, Коллинзом, Юмом, что позволяет говорить о том, что Рассел занимает прочное место в продолжении традиции британского свободомыслия,

3. Рассмотрение расселовской критики религии сложен ввиду того, что она непоследовательна и противоречива, а также потому, что она основана на нежестких философских позициях. Анализ критики религии Рассела позволил пересмотреть взгляды исследователей на его свободомыслие, большинство из которых считали философа атеистом. Тем самым удалось выявить становление агностической позиции мыслителя по отношению к религии.

4. Идеи Бертрана Рассела оказывают влияние в традиции западного свободомыслия и гуманизма, что подтверждается его борьбой за свободу, мир, демократию и счастье всех людей на земле.

Структура работы. Работа состоит из введения, 6 глав, заключения и списка литературы.

Стоит отметить, что истоки возникновения свободомыслия в Англии связаны, прежде всего, с тем, что в середине XVII в. произошла английская революция, которая ознаменовала собой начало нового времени, наступление эпохи капитализма. Появление нового общественного строя отразилось на духовной жизни общества. Происходил пересмотр взглядов и традиций, господствовавших в период феодализма, а именно средневековой схоластики, религиозного мракобесия и фанатизма. Шла критика старых порядков, нравов и учреждений, выступлений против духовной диктатуры церкви, провозглашалась необходимость веротерпимости и свободы мысли, Мыслителями были заложены основы научного метода познания природы и сделан вклад в критику религиозного мировоззрения.

Помимо этого стоит отметить, что рождение термина «свободомыслие» произошло именно в Англии. Термин «свободомыслие» впервые употребил Локк в 1697 г. , а определение «свободомыслия» было позже выдвинуто Коллинзом в борьбе с религиозной нетерпимостью, догматизмом и авторитаризмом религии [См. Трофимова, 1992, с. 13; Тажуризина, 1987, с. 16].

Исходя из таких условий, можно говорить о появлении традиции британского свободомыслия, ведь один за другим философы критиковали религию – это Бэкон, Гоббс, Локк, Толанд, Коллинз, Юм, а вслед за ними продолжал критиковать религию Рассел, поэтому важно определить его место в продолжении традиции британского свободомыслия.

Проблемы критики религии интересовали Рассела на протяжении всей жизни. Он занимался вопросами истории религии, опровергал доказательства бытия бога, анализировал психологию верующих, христианскую догматику и мораль, исследовал влияние религии на цивилизацию, выяснял значение «веры» и элементов религии, рассматривал соотношение логики и мистики, философии и религии, науки и теологии, пытался даже создать свою собственную «недогматическую» религию. Эти вопросы освещались философом в целом ряде монографий и большом количестве эссе. Многие его работы с яростью были встречены воинствующими теологами, вызвали большую полемику не только в среде философов и богословов, но и простых верующих.

Зарубежные исследователи и биографы творчества Рассела единодушно сходятся в оценке Рассела как атеиста, однако, с некоторыми оговорками. Одни считают, что Рассел был убеждённым атеистом и противником всевозможных религий; другие пытаются как-то отделить его атеизм от его философии и доказать, что первое не имеет никакого отношения ко второму; третьи, абсолютизируя непоследовательность высказываний Рассела и его философии, пытаются найти у него религиозно-мистические и религиозно-реформаторские идеи [Колесников, 1978, с. 5].

Поэтому в данной работе предстоит непросто рассмотреть преемственность взглядов Рассела с его идейными предшественниками, но и определить его окончательную позицию в вопросе религии.

Заключение:

Проведя исследование свободомыслия Б. Рассела была выявлена преемственная связь с его английскими предшественниками. При анализе философской эволюции Рассела был показан своеобразный изменяющийся мировоззренческий путь философа, что позволяет говорить о его неустойчивых позициях в мировоззрении. Тем самым это дало возможность предугадать аналогичное изменение взглядов и в характере его свободомыслия.

Кроме того, в процессе исследования философской эволюции Рассела, анализа основных источников и компонентов религии, при рассмотрении критики доказательств бытия бога, выявлении опровержения религиозной догматики, выявлении коллизии религии и науки по работам Рассела и публикациям исследователей его свободомыслия удалось определить черты, которые сближают Рассела во взглядах на свободомыслие с его британскими предшественниками Бэконом, Гоббсом, Локком, Толандом, Коллинзом, Юмом.

В частности получилось обнаружить преемственную линию в отношении источников религии с Гоббсом, Локком.

В отношении критики религиозной догматики Рассел оказался наиболее близок к Гоббсу, Толанду, Коллинзу, Юму.

Помимо этого, стоит отметить, что заслугой Рассела в продолжении традиции британского свободомыслия является его критика доказательств бытия бога, что обуславливается несомненно тем фактом, что философ был талантливым логиком.

При анализе воззрений на соотношение религии и науки можно обнаружить преемственность во взглядах с Бэконом, Локком, Толандом, Юмом. Стало совершенно очевидно, что мыслитель занимал агностическую позицию в отношении религии, что позволяет говорить об отличительной черте его свободомыслия. Таким образом, удалось опровергнуть мнение некоторых исследователей свободомыслия Рассела, принижающих его исходную позицию как агностика. Ведь следует чётко различать агностиков и атеистов. Агностики никогда не дают окончательного ответа в отношении существовании бога. Эта мысль находит своё отражение во взглядах Рассела. Данная позиция отличает его от таких предшественников как Бэкон, Гоббс, Локк, Толанд, Коллинз и сближает его с Юмом, являющимся скептиком и агностиком.

Исходя из полученных выводов можно не сомневаться в том, что Рассел занимает прочное место в продолжении традиции британского свободомыслия. Хочется в связи с этим отметить, что многие современные свободомыслящие стоят на позициях агностицизма.

Главной заслугой Рассела является и то, что он не только внёс значительный вклад своими идеями в продолжение традиции британского свободомыслия, не просто критиковал религию, но и тот факт, что он вырабатывал свои идеи, пусть даже не всегда оказывающиеся плодотворными на практике, чтобы хоть как-то изменить положения религии и привести развитие общества к лучшему,

Было показано, что идеи Бертрана Рассела оказывают влияние на развитие западного свободомыслия и гуманизма. Его борьба против религиозной нетерпимости, фанатизма, выступления за свободу слова, борьба за мир и справедливые отношения между народами сделали его популярным философом 20 в.

Многие усматривают главную причину популярности Б. Рассела как мыслителя и как общественного деятеля в многогранности его творческих интересов (философ и математик, логик и моралист, просветитель и политический деятель), в способности совмещать такие сферы деятельности, которые обычно представляются несовместимыми, хотя гораздо более важной причиной популярности философа были рационалистическая ясность и страстный гуманистический пафос многих публичных его выступлений, обращены к широкому кругу читателей и слушателей! Многие убеждения Рассела были необычными для современной ему западной философии, где, в частности, широко распространены иррационализм и враждебность к научному мышлению. Выступая против этих черт социально-философского мышления, Рассел неустанно напоминал: «Всякий серьёзный прогресс в мире состоит в увеличении рациональности… Если мы выживаем, то благодаря увеличению рациональности, а не её уменьшению» [Проблемы мира и социального прогресса в современной философии, 1983, с. 250]. Рассел неслучайно так говорил, ведь он являлся продолжателем традиции британского свободомыслия, которой характерен умеренно философский характер и рационалистический подход при критике религии

Список литературы:

1. Атеистический словарь / Абдусамедов А. И. , Алейнин Р. М. , Алиева Б. А. и др. ; под общ. Ред. М. П. Новикова. – 2-е изд. , испр. и доп. - М. : Политиздат, 1984. - 512 С.

2. Алексеев П. В. Об уточнении исходного определения понятия «агностицизм» и понимания его // Философские науки, 1988, №9. С. 85-91.

3. Бегиашвили А. Ф. Проблема начала познания у Б. Рассела и Э. Гуссерля. Изд-во «Мецниереба», Тбилиси. 1969. - 124 С.

4. Быховский Б. Мееровский Б. Атеизм Б. Рассела. // От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела (Проблемы буржуазного гуманизма и свободомыслия). М. , «Мысль», 1969. С. 268-302.

5. Вышегородцева О. Бертран Рассел: предисловие к переводам - URL: http://scepsis. ru/library/id_299. html

6. Гинзбург В. Л. «…Религия по существу не отличается от какой-нибудь астрологии или другой лженауки. . » // Здравый смысл, 1998, №7. С. 88-90.

7. Гинзбург В. Л. , Фейнберг Е. Л. Об атеизме, материализме и религии. // Здравый смысл, 1998, №9. С. 54-58.

8. Грязнов А. Беспокойный ум Вступ. статья // Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – М. : Терра – Книжный клуб: Республика, 2000. С. 5-14.

9. Зайцев В. П. Бертран Рассел: Об англ. философе, логике, математике, общ. деятеле // Вопросы истории – 2002, №5. С. 52-68.

10. Ирибаджаков Н. Понимание анализа Б. Расселом // Критика метафизического разума, М. , 1983. С. 91-96.

11. Кичанова И. М. Путь и перепутья буржуазного атеизма (Критика религии, об основах светской морали свободомыслящими и атеистами в современном буржуазном обществе) М. ; «Мысль»; 1976. -180 с.

12. Колесников А. С. Рассел и Спиноза: Этика натурфилософии (предварительные замечания) // Вестник СПбГУ. Сер. 6. Вып. 1. 1992. С. 28-32.

13. Колесников А. С. Свободомыслие Б. Рассела. Ред. Коллегия: В. И. Гараджа и др. М. , «Мысль», 1978. - 133 С.

14. Колесников А. С. Философия Бертрана Рассела / Науч. ред. Я. А. Слинин. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1991. - 230 С.

15. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин – М. , 1997. – 704 С.

16. Лившиц Г. М. Свободомыслие и материалистическая философия в Западной Европе (втор. пол. XVII в. ) Минск, «Вышейшая школа», 1975. - 384 С.

17. Маркова Л. А. О возможностях соотнесения науки и религии // Вопросы философии, 1997, №11. С. 73 – 89.

18. Морис О’Кон Друри Беседы с Витгенштейном – URL: http://www. ruthenia. ru/logos/ number/1999_01/1999_1_08.

19. Нарский И. С. Современный позитивизм М. , 1961. - 424 С.

20. Нарский И. С. Философия Бертрана Рассела М. , 1962. - 40 С.

21. Нарский И. С. , Помогаева Е. Ф. : Бертран Рассел - философ и гуманист // Вопросы философии, 1972, №6. С. 87 – 97.

22. Пластун В. Исламистский экстремизм в контексте религиозной нетерпимости – URL: http://www. plastun. ru/articles. php?id=14.

23. Разин А. В. , Разин С. В. Союз религии в современном мире вряд ли возможен // Вестник РАН, 2004 г. , №9. С. 796 – 801.

24. Разум против безумия. Этико-политическая концепция Б. Рассела // Проблемы мира и социального прогресса в современной философии – М. ; Политиздат,1983. С. 238-247.

25. Рассел Б. Власть // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999а. С. 205-211.

26. Рассел Б. Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987а. С. 114-131.

27. Рассел Б. Во что я верю // Рассел Б. Почему я не христианин. - : Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987б. С. 65-94.

28. Рассел Б. Есть ли жизнь после смерти // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987в. С. 207-211.

29. Рассел Б. Жизнь в средние века // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987г. С. 61-64.

30. Рассел Б. Исследование значения и истины. – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999б. - 400 С.

31. Рассел Б. История западной философии в её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: Изд-е 3-е, стереотипное. - М. ; Акад-й проект, 2000а. – 768 С.

32. Рассел Б. Кто такой агностик - URL: http//www. scepsis. ru/library / id_302. html

33. Рассел Б. Мистицизм и логика // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987д. С. 37-60.

34. Рассел Б. Мои религиозные воспоминания // Рассел Б. Почему я не христианин. - : Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987е. С. 212-218.

35. Рассел Б. Моральные табу // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999в. С. 163-170.

36. Рассел Б. Мысли и наблюдения // Семья и школа, 1972, №1. С. 38-41.

37. Рассел Б. Поклонение свободного человека // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987ж. С. 15-22.

38. Рассел Б. Религия и наука // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987з. С. 132-206.

39. Рассел Б. Роль индивида // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999г. С. 233-239.

40. Рассел Б. Свободомыслие и официальная пропаганда // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999д. С. 212-232.

41. Рассел Б. Существование бога // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987и. С. 284-307.

42. Рассел Б. Сущность религии // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987к. С. 23-36.

43. Рассел Б. Почему я не христианин // Почему я не христианин: Избранные атеист. произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987л. С. 95-113.

44. Рассел Б. Фанатизм и терпимость // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999е. С. 171-177.

45. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – М. : Терра – Книжный клуб: Республика, 2000б. – 464 С.

46. Рассел Б. Что такое душа // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999ж. С. 119-122.

47. Рассел Б. Что такое философия? // Искусство мыслить – М. : Идея – Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999з. С. 83-88.

48. Рузанкин П. Пропаганда Б. Рассела. – URL: http: // www. pravoslavie. ru/ jurnal/ideas/ russell. htm.

49. Свободомыслие и атеизм буржуазного общества – URL: http://religion. historic. ru/ books/item/f00/s00/z0000000/st003. shtml.

50. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения / Ин-т философии АН СССР; Под ред. А. Д. Сухова. – М. : Мысль, 1986. – 285 С.

51. Соколик Г. А. История чудаковатого джентльмена // Природа, 1971, №1. С. 64-71.

52. Соколов В. В. Бертран Рассел как историк философии // Вопросы философии, 1960, №9. С. 100-110.

53. Тажуризина З. А. Идеи свободомыслия в истории культуры. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 224 С.

54. Трофимова З. П. Гуманизм, религия, свободомыслие. – М: Изд-во МГУ, 1992. – 128 С.

55. Трофимова З. П. «Современное зарубежное свободомыслие о религии», «Научный атеизм» 1999 г. - URL: http: // www. atheism. ru /old /TroAth1. html.

56. Эйнштейн А. Замечания о теории познания Бертрана Рассела // Собрание научных трудов. Т. IV. М. : "Наука", 1967. С. 248 - 252.

57. Яковлев А. А. Предисловие // Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеист. Произведения: Пер. с англ. - М. : Политиздат, 1987. С. 5-14.

58. Яковлев А. А. Диспут между Бертраном Расселом и Фредериком Коплстоном - Предисловие к публикации // Вопросы философии, 1986, №6. С. 120-124.

59. Яковлев А. А. Назначение философа (предисловие к публикации) // Вопросы философии, 1988, №5. С. 125-130.

Бесплатные работы:

Готовые работы: