• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Игра как средство развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Предмет:Культура
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:74
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:общения, детей, игры, дети, навыков, речи, общение, ребенок, ребенка, игра, друг, детьми, текст, эмоции, между
Процент оригинальности:
65 %
Цена:2000 руб.
Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития навыков общения у детей дошкольного возраста с нарушением речи в процессе игры

1. 1 Сущность развития навыков общения у детей дошкольного возраста. 8

1. 2 Особенности развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. 17

1. 3 Возможности игры как средства развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. 22

Выводы по I главе. 29

Глава 2. Виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

2. 1 Игры на развитие навыков взаимодействия и методика их

организации. 31

2. 2 Игры на овладение невербальными средствами общения и методика их организации. 36

2. 3 Игры на распознавание и выражение эмоций и методика их организации. 40

Выводы по II главе. 47

Заключение. 49

Библиография. 51

Приложение. 55

Вступление:

Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, нравственных критериев в воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Поэтому внимание к воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что отсутствие его приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним; разговаривая, соблюдать этикет, слушать партнера.

Анализ педагогического опыта и собственные наблюдения позволяют сделать вывод о том, что в детских садах уделяется недостаточное внимание формированию коммуникативных навыков у детей. Пытаясь устранить конфликт между детьми, воспитатель прибегает к замечаниям, к проведению этических бесед, порицанию конфликтных ситуаций, в то время как умение детей общаться со сверстниками, необходимо формировать в совместной деятельности. На наш взгляд воспитатели недостаточно владеют различными методами и средствами развития общения, важнейшим из которых является игра.

Проблема формирования общения детей старшего дошкольного возраста всегда была прямо или косвенно в центре внимания таких педагогов как

Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Т. А. Репина и других.

В отечественной психологии положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто и разрабатывалось Л. С. Выготским и его последователями. Учеными неоднократно подчеркивалось, что источник развития лежит вне ребенка, а в продуктах материальной и духовной культуры, которые раскрываются ребенку в процессе общения и специально организованной совместной деятельности.

В исследованиях отечественных психологов Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, М. И. Лисиной, В. С. Мухиной и других доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок осваивает человеческий опыт.

Л. С. Выготский указывал на тот факт, что «функции сперва складываются в коллективе в виде отношений детей, а затем становятся психическими функциями личности.

Анализ изучения генезиса общения, проводившийся разными исследователями: З. М. Богуславская, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова,

М. И. Лисина, А. Г. Рузская, и другими, позволяет утверждать, что в дошкольном возрасте общение интенсивно развивается и приобретает различные формы.

Т. М. Сорокина доказала «влияние общения может способствовать исправлению дефектов, возникших у детей при неправильном воспитании.

Изучением особенностей развития навыков общения у детей с нарушением речи занимались такие авторы как Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова, и другие. Они отмечают, что общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер и приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Несмотря на достаточную изученность проблемы развития общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, анализ психолого-педагогической литературы показал, что использование игры как средства

развития общения детей имеющих нарушение речи, а также методика организации игр является мало разработанными. Нами не обнаружена классификация игр для развития общения у детей с нарушением речи и описание методики их проведения с детьми данной категории. Не в полной мере обоснованы условия развития общения детей старшего дошкольного возраста в процессе игры.

В ходе исследования выявлено, что причинами педагогической несостоятельности в развитии общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи являются противоречия между:

-необходимостью использования коммуникативных игр и их недостаточной

разработанностью;

-важностью игры как средства развития общения у детей старшего

дошкольного возраста с нарушением речи и не разработанностью

условий и методики её организации с детьми, имеющими нарушения речи;

Выявленные нами противоречия в решении проблемы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи определили тему дипломной работы: «Развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в процессе игровой деятельности».

Проблема нашего исследования была сформулирована так: каковы виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Целью нашего исследования является выявление и описание видов игр и методики их организации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Объект исследования: процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Предмет исследования: виды игр и методика их организации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: развитие навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи в процессе игры будет успешным если:

- комплексно организуется следующие виды игр: игры на развитие навыков взаимодействия; игры на овладение невербальными средствами общения; игры на распознавание и выражение эмоций;

- методика организации игр учитывает особенности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Выявить сущность развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить особенности развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

3. Выявить возможности игры как средства развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

4. Проанализировать возможности разных видов игр по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

5. Описать разные виды игр и их методику организации по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Методологической основой нашего курсового исследования являются фундаментальные научные положения отечественной педагогики и психологии о социально - деятельностной сущности личности и её развитии; об игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач нами применялись следующие теоретические методы научного исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы; эмпирические: наблюдение.

Практическая значимость нашего исследования состоит в изучении возможностей разных видов игр по развитию навыков общения, их описании и разработке методики их организации с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Заключение:

Наша опытно-практическая работа просвещенна исследованию и апробации игр и методики их организации по развитию навыков общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

В первой главе нами были рассмотрены психолого-педагогические основы развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Мы изучили сущность общения, его структуру, функции. Нами были исследованы особенности развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Мы отмечаем, что для детей данной категории характерны:

- низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков сотрудничества;

- слабая ориентация дошкольников на сверстников в ходе совместной деятельности;

- овладение невербальными средствами общения находится на низком уровне;

-неадекватное выражение своего эмоционального состояния;

По результатам теоретического исследования нами была предпринята разработка и апробация игр по развитию навыков общения у детей с нарушением речи: игры на развитие навыков взаимодействия, игры на овладение невербальными средствами общения и игры на распознавание и выражение эмоций. Игры проводились с соблюдением условий указанных в гипотезе: комплексно и с учетом особенностей поведения и общения детей.

Апробация игр показала их результативность, так как было выявлено, что дети стали более жизнерадостными, внимательными друг к другу, с удовольствием вступали в совместную деятельность, использовали различные средства невербального общения, старались соблюдать правила игры, чтобы не создавать конфликты. У детей расширился круг понимаемых эмоций, они стали глубже понимать себя и других.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, гипотеза доказана, все поставленные задачи выполнены.

Практическая значимость работы состоит в изучении возможностей различных видов игр по развитию навыков общения, их описании и разработке их организации с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Материалы исследования могут быть использованы студентами педагогических колледжей, а предлагаемые игры могут проводиться в процессе педагогической практики с детьми, имеющими нарушения речи.

Список литературы:

1. Абронян, Л. А. Игра дошкольника [Текст]/ Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Просвещение, 2005. - 286с.

2. Арушанова, А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы [Текст] А. Арушанова//Дошкольное воспитание, 1999, №2. - с 68

3. Ашкеева, И. П. Воспитание игрой [Текст]: Книга для учителя. И. П. Ашкеева - М. : Просвещение,2005. -144с.

4. Бондаренко, А. К. Воспитание детей в игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -2 изд. , перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989. -165с.

5. Багалян, Л. Нарушение речи у дошкольников/ Л. Багалян, А. Миронов [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1976. - № 3. - 26 с.

6. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников [Текст]: Методические рекомендации для воспитателей/С. С. Бычкова- М. -АРКТИ, 2002. -96с.

7. Венгер, Л. А. Психология [Текст]: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. Л. А. Венгер, В. С Мухина. - М. : Просвещение, 1988. -336с.

8. Горшкова, Е. Учите детей общаться [Текст] /Е. Горшкова// Дошкольное воспитание, 2000,№2. - с. 17

9. Дубина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] /Л. Дубина// Дошкольное воспитание, 2005, № 11, с. 3-10.

10. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] /Л. Дубина //Дошкольное воспитание, 2005 №10- с. 26, №11-с. 3

11. Запорожец, А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры [Текст] /А. В. Запорожец// Дошкольное воспитание. - 1995. - №10-с. 8

12. Запорожец, А. В Развитие общения у дошкольников [Текст]/А. В. Запорожец М. И. Лисина М. :Педагогика,1974. - 364с.

13. Клименкова, О. Игра как азбука общения [Текст]/ О. Клименкова// Дошкольное воспитание,2002,№4. -с. 7

14. Клюева, Н. В. Учим детей общению. Характер, коммуникативность [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов /Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с. ,-ил.

15. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст]: Для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений /Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. : Изд. Центр «Академия», 2001. - 176 с.

16. Котырло, В. К. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст]/ В. К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987. -144с.

17. Лисина, М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное [Текст]: Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. - М. :,1980. -306с.

18. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]/М. И. Лисина. - М. :Педагогика, 2005. - 144с.

19. Любина, Г. Разговор как психотерапевтическое средство [Текст]/ Г. Любина//Дошкольное воспитание, 2000,№3. -с. 10

20. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]: Пособие для воспитателя детского сада/Т. А. Макркова- М. : Просвещение, 2002. - 128 с. , ил.

21. Михайленко, Н. Я. Короткова Н. А. Взаимодействие взрослых с детьми в игре [Текст] / Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова// Дошкольное воспитание. – 2003. - №4. - С. 18-23.

22. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3кн. /Р. С. Немов. - 5-е изд. -М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2005. -687с.

23. Образцова, Т. Н. Психологические игры для детей [Текст]/Т. Н. Образцова. -М. : ООО «Этрол»,2005. -192с.

24. Пенькова, Л. И. Мир общения ребенка [Текст]/ Л. И. Пенькова //Ребенок в детском саду, №2,2005. -с. 13

25. Петровский, В. А. Учимся общаться с ребенком [Текст]: Руководство для воспитателя детского сада / В. А. Петровский,А. М. Виноградова, Л. М. Кларина /. -М. : Просвещение, 1993. -191с.

26. Рояк, А. А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада [Текст]/ А. А. Рояк// Дошкольное воспитание. - 1987. - №2.

27. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]/ А. Г. Рузская. - Академия педагогических наук. - М. :Педагогика,1989. -216с.

28. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома [Текст]: Психотехнические упражнения и коррекционные программы/Н. В. Самоукина. -М. : Новая школа, 1993. -144с.

29. Смирнова, Е. О. Ступени общения: от года до семи лет:от года до семи лет [Текст]/ Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова. - М. : Просвещение, 1992. - 143с. : ил. -

30. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Е. О. Смирнова. - М. : Издательский центр «Академия»,2000. -160с.

31. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников [Текст]: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. Н. Холмогорова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. -158с. : ил-

32. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений /Е. О. Смирнова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -366с.

33. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре [Текст]: Учебное пособие по спецкурсу для студентов пединститутов/Е. И. Щербакова. - М. : Просвещение , 1987. -80с. , ил.

34. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д. Б. Эльконин. - М. :ВЛАДОС, 1998. -360с.

35. Юдина, Е. Коммуникативное развитие ребенка[Текст]/ Е. Юдина// Дошкольное воспитание,1999,№9. - с. 10

36. Якобсон, С. Проблема межвозрастного общения детей [Текст]/ С. Якобсон, Л. Зенченко // Ребенок в детском саду. -2003, №3. -с 26,№2. -с. 1

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: