• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Место государства и церкви в политической системе общества

Предмет:Культура
Тип:Курсовая
Объем, листов:33
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:церквушка, церковка, религиовед, Жизнедавец, международно-правовой, процесс, Россия, система, властвование, совестить, междинастический
Процент оригинальности:
69 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение _________________________________________________________3

1. Место государства и церкви в политической системе общества _________5

1. 1 Место государства в политической системе общества ___________6

1. 2 Место церкви в политической системе общества________________9

2. Классификация государств в зависимости от взаимоотношений с церковью

________________________________________________________________14

2. 1 Теократическое государство________________________________14

2. 2 Клерикальное государство _________________________________16

2. 3. Светское государство _____________________________________17

2. 4. Атеистическое государство ________________________________19

3. Отношения государства и церкви в России__________________________21

Заключение______________________________________________________28

Список литературы________________________________________________31

Приложение 1____________________________________________________33

Приложение 2____________________________________________________34

Вступление:

Актуальность темы. Религия - один из древнейших социальных институтов, появилась раньше науки, семьи, государства, институтов социальной защиты. Понятие «церковь» (в широком смысле) — это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. С распространением религии при помощи церкви и появлением первых государственных образований возник вопрос сосуществования этих влиятельнейших общественных сил. Взаимоотношения данных институтов, светской и церковной властей являются неотъемлемой частью истории многих государств, в том числе и России.

Актуальность данной работы обусловлена не только важностью и широтой темы для изучения, но современным состоянием духовной жизни нашей страны последних 15-20 лет. Оно характеризуется резким подъемом интереса к религии в связи с негативными явлениями затянувшегося социального кризиса, с необходимостью объективных знаний о ней и увеличением числа религиозных культов, отходом от традиционных конфессий. Продолжается общественная дискуссия о месте и роли религии в жизни страны, о перспективах партнёрства религиозных организаций и государства. Нормативно-правовое обеспечение данной сферы жизни общества, его способность действительно регулировать ситуацию представляют интерес для рассмотрения.

Вопросы отношений государства и церкви занимали умы многих ученых и исследователей, живших в самое разное время. Например, русский философ И. А. Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия…Церковь аполитична…».

Г. Гегель писал, что «народ, имеющий плохое представление о Боге, будет иметь плохое государство, плохие законы». Книга В. В. Клочкова «Религия, государство и право» была опубликована в 1978 году. Автор рассматривает религию в ее связи с обществом, государством и правом начиная с глубокой древности и заканчивая государствами капиталистическими и СССР. Из литературы современных исследователей хотелось бы выделить работы Л. А. Морозовой и М. Ю. Варьяса, который рассматривает не только вопросы теории государства и права, но и анализирует морально-религиозные аспекты.

Российский законодатель сформулировал свое отношение к церкви в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Интересно, что в этом законе не употребляется слово «церковь» (оно вообще не встречается в современном российском праве как самостоятельный юридический феномен).

Целью моей работы стало рассмотрение основных вопросов взаимоотношений церкви и государства. Цель определила следующие задачи:

• используя дополнительную юридическую литературу, определить место государства и церкви в политической системе общества;

• изложить классификацию государств в зависимости от положения в них церкви и охарактеризовать эти виды;

• осуществить поиск нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между данными институтами в России, и провести их краткий анализ;

• выяснить историю отношений РФ и церкви на протяжении многовекового развития и оценить их современнее состояние.

При написании работы использованы учебники, монографии и статьи из научных журналов по данной теме.

Заключение:

Рассмотрев множество самой различной литературы, других источников информации и синтезировав, по моему мнению, самое интересное и важное, можно сделать определенные выводы.

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. Это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, на мой взгляд, государство имеет преимущественный потенциал воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые обязательны к исполнению. Однако степень воздействия церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство или теократическое.

Хотелось бы отметить укрепление положения церкви в России. Об этом можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др. ), в других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны; люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.

Несмотря на это, перед современным российским обществом стоят серьезные мировоззренческие проблемы:

1) значительная часть населения страны пытается так или иначе связать себя с Церковью, однако имеет о ней (в том числе и о ее истории) подчас весьма причудливые представления;

2) светское демократическое государство пытается не столько учесть особенности существования религии и Церкви в общественной жизни, сколько реализовать в нормативной правовой сфере собственные воззрения на них, сформированные либо в годы господства государственного атеизма, либо под влиянием импортированных мировоззренческих позиций, чуждых и обществу, и церкви;

3) все это порождает существенные внутриобщественные коллизии (например, конфликт по поводу преподавания «Основ православной культуры», который свелся к диалогу «слепого с глухим»).

Проблемой для всего мира, проблемой, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Способом отстаивания своих взглядов религиозные фанатики и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди.

На мой взгляд, эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

Развитие общества идет по пути дифференциации, и религия утрачивает значение его «священного образа», превращается в одну из многих сфер социальной жизни и становится во все большей степени частным делом. Но это не означает, что религия потеряла свое значение для индивида и общества. Она оказывает меньше прямого влияния на экономику, политику, образование, культуру. Но это компенсируется тем, что для индивида, который получает теперь возможность сознательно выбирать религиозную веру, освобождаясь от принуждения со стороны церкви, религия становится более значимой.

Список литературы:

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993) // Российская газета. 1993. № 237.

2. Федеральный закон от 26. 09. 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». // Собрание законодательства РФ. 29. 09. 1997. N 39. ст. 4465.

3. Федеральный закон от 11. 07. 2001г. №95-ФЗ «О политических партиях». // «Российская газета», N 133, 14. 07. 2001.

Научная литература

4. Большой толковый словарь русского языка. /Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 2000.

5. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права: учебное пособие. / М. : М3 Пресс.

6. Ильин И. А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 №11.

7. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: Учебное пособие. / СПб. : Питер, 2008.

8. Каневский К. Вопросы правового регулирования атеизма и защиты прав атеистов в Российской Федерации. www. atheism. ru.

9. Клочков В. В. Религия. Государство. Право. / М. : Мысль, 1978.

10. Миронов А. В. , Бабинов Ю. А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. 1999 № 3.

11. Морозова Л. А. Государство и церковь – особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995.

12. Основы социальной концепции РПЦ // Журнал Московской Патриархии. -2000. - Июнь.

13. Официальный сайт Минэкономразвития www. economy. gov. ru

14. Победоносцев К. П. Курс гражданского права. Ч. I. М. , 2002.

15. Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М. : Центр, 2000.

16. Сухов А. Д. Религия как общественный феномен. / М. , 1973.

17. Теория государства и права: учебник. / А. Б. Венгеров, М. : Омега-Л, 2007.

18. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М. : Юристъ, 2004.

19. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. М. : Эксмо, 2008.

20. Теория государства и права: учебник для вузов. / Радько Т. Н. М. : ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

21. Теория государства и права: тезисы лекций. / В. И. Цыганов, Нижний Новгород, 2005.

22. Черемных Г. Г. Свобода совести в Российской Федерации / М. : Манускрипт, 1996.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: