• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Обряд, как один из приемов театрализованного представления

Предмет:Культура
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:39
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:обряд, всеведение, блин, тебби, все, змееборец, себе, весна, одноглавый
Процент оригинальности:
67 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Введение. 3

I. Теоретические основы использования обряда как одного из приемов театрализованного представления.

1. 1 Определение понятий обряда и обрядности. 7

1. 2 Классификация обрядов. 9

1. 3 Методика использования обряда, как одного из приемов театрализованного представления. 11

II. Постановочный план театрализованного представления «Весна-красна и Тугарин Змей».

2. 1 Режиссерская экспликация театрализованного представления «Весна-красна и Тугарин Змей». 22

2. 2 Литературный сценарий театрализованного представления «Весна-красна» и Тугарин Змей». 23

Заключение. 32

Список литературы. 34

Приложение А. 36

Приложение Б. 37

Вступление:

Актуальность исследования

Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений. Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора.

Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры.

Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение.

Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. Различного рода празднества и театрализованные представления в своих истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа. Они (как и празднества) являются первичной формой искусства. Обряды несут в себе духовную силу, веру в лучшее будущее. На Руси особенно крепка вера в действо обрядов. Обрядовую основу, заложенную, в памяти поколений необходимо сохранять, так как в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Сейчас зачастую обряды имеют другой смысл, воспринимаются нынешним поколением, как некое развлечение. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и обычаями прошлых поколений [3].

Из актуальности вытекает противоречие между традиционными структурными элементами обрядовой культуры и неграмотным их использованием при проведении театрализованного представления.

Проблема работников культурно-досуговой сферы заключается в том, что нарушая структуру обрядовых действий, подменяя ритуальность развлечением, сакральный смысл праздников наших предков разрушается и несет в себе не традиционность, а только внешнюю оболочку. Для того чтобы привлечь внимание к обрядам, донести смысл который заложен в них необходимо соблюдать структуру обрядового действа.

Это и обусловило выбор темы исследования «Обряд, как один из приемов театрализованного представления».

Цель исследования: использовать обряд, как один из приемов театрализованного представления.

Объект исследования: проведение театрализованного представления.

Предмет исследования: использование обряда, как одного из приемов театрализованного представления.

Гипотеза исследования: использование обряда, как одного из приемов театрализованного представления возможно при соблюдении следующих условий:

•наличие исполнительских ресурсов;

•социально-общественных условий;

•наличие материально-технической базы.

Задачи исследования:

1. Дать определения понятиям обряд и обрядность.

2. Рассмотреть классификацию обрядов.

3. Изучить методику использования обряда, как одного из приемов театрализованного представления.

4. Разработать режиссерскую экспликацию театрализованного представления «Весна – красна и Тугарин змей».

5. Написать литературный сценарий театрализованного представления «Весна – красна и Тугарин Змей».

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

? теоретические разработки по режиссуре эстрады и массовых представлений И. Г. Шароева;

?положения по основам драматургии театрализованных представлений А. И. Чечётина;

? теоретические разработки по истории культуры русского народа А. В. Терещенко;

? положения по русским обычаям и обрядам н. А. Юдиной

Научная новизна: при написании сценария был осуществлен синтез анимационного сюжета с традиционными методиками проведения обрядового действа.

Методы исследования: анализ и синтез научной, методической литературы,

профессиональное моделирование – постановка театрализованного представления.

Базой исследования стало муниципальное казенное учреждение культуры «Центр досуга и библиотечного обслуживания» Молотниковского сельского поселения Котельничского района Кировской области.

Теоретическая значимость исследования состоит в изучении методики проведения обряда, как одного из приемов театрализованного представления.

Практическая значимость исследования:

Материалы дипломной работы могут использоваться в качестве методического пособия специалистами в области воспитания и образования, в частности, педагогами дополнительного образования; руководителями драматических коллективов и самодеятельных театров; студентами и преподавателями творческих колледжей и вузов.

Так же проведение исследования помогло удовлетворить культурно - досуговые потребности реальных потребителей культурно-досуговых услуг.

Структура дипломной работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Заключение:

1. Жизнь людей развивалась и развивается циклично каждое событие в жизни человека и окружающей его среде вызывает необходимость действий, которые в силу их повторяемости совершаются в привычном, освященным вековым обычаем составе и традиционной последовательности. Обряды и традиции являются важнейшими социально-культурными ценностями, которые способствуют формированию личности, духовному развитию человека и человечества.

2. Классификация обрядов разнообразна, разные авторы трактуют ее по-разному. Из этого многообразия нами была выделена следующая классификация

? Религиозные обряды;

? Социальные или семейно-бытовые;

? Календарно-земледельческого круга;

Масленичные обряды включают в себя:

? брачно-семейные;

? земледельческие;

? поминальные;

3. Методика создания обрядовых действий основывается на исторически сложившейся структуре. Масленичный обряд включает в себя:

? Масленичную неделю;

? Наличие отрицательных и положительных персонажей;

? Наличие традиционного персонажа – Масленица, которая в обязательном порядке должна быть сожжена.

? Традиционные русские забавы: катание на санях, кулачные бои, взятие снежного городка.

? Ритуальное блюдо – блины.

4. Режиссерская экспликация театрализованного представления «Весна – красна и Тугарин Змей» разработана с учетом традиций, обычаев, обрядов связанных с обрядовым праздником Масленицы. После изучения специальной литературы по теме, определения постановочных возможности базы практики, наличия технических условий, наличия декорационного оформления и сценических костюмов, было подготовлено и проведено театрализованное представление «Весна – красна и Тугарин Змей»». Целью, которого было приобщение населения к исторически сложившимся обрядам.

Список литературы:

1. Барминская, Н. Н. Масленица [Текст] / Ню. Н. Барминская // В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды. - Пермь, 1993. – С. 95-109.

2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа : dic. academic. ru.

3. Большой Энциклопедический Словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : dic. academic. ru.

4. Григорьев, В. М. Проводы зимы – Масленица [Текст] / В. М. Григорьев // Народные игры и традиции в России. – М. , 1994. – С. 132 -139.

5. Здравствуй, честная госпожа масленица! [Текст] // Сел. новь. – 1995. - № 2. – С. 46-47.

6. Иванова, А. А. Дорогая наша гостья масленица [Текст] / А. А. Иванова // Рус. словесность. – 1995. - № 2. – С. 3 - 6.

7. Иванова, А. А. Дорогая наша гостья масленица [Текст] / А. А. Иванова // Рус. словесность. – 1995. - № 2. – С. 3 - 6.

8. Ивер – Жалю, Э. Масленица [Текст] / Э. Ивер – Жалю // Курьер ЮНЕСКО. – 1990. - № 2. – С. 32 – 37.

9. Коринфский, А. А. Честная госпожа Масленица [Текст] // Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа / А. А. Коринфский. – Смоленск, 1995. – С. 153.

10. Лазарев, А. И. Пришла масленица, блины масленые [Текст] // Уральские посиделки. – Челябинск, 1977. – С. 93 – 116.

11. Масленица [Текст] // Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских Поволжья. – Л. , 1985. – С. 26 – 39.

12. Масленица [Текст] // Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ифрон. – СПб. , 1896. – Т. 18. – С. 755 - 756.

13. Масленичные обряды режим доступа [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://elenote. ru/other/58-shrovetide-rituals. html.

14. Обряды Масленичной недели [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mou114. ucoz. ru/publ/1-1-0-13.

15. Обряды на масленицу. Масленица. Праздники [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. semya-rastet. ru/razd/obrjady_v_maslenicu/.

16. Русские обычаи и обряды [Текст] / авт. – сост. Н. А. Юдина. – М. : Вече, 2005. – 320 с.

17. Терещенко, А. В. История культуры русского народа [Текст] / А. В. Терещенко. – М. : Эксмо, 2007. – 736 с. : ил.

18. Традиции масленицы [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www. superstyle. ru/08feb2010/ego_velichestvo_blin.

19. Туманов, И. М. Массовые театрализованные представления и праздники [Текст] / И. М. Туманов. - М. : 1965. – 205 с.

20. Угринович, Д. М. Обряды за и против [Текст] / Д. М. Угринович. – М. : Политиздат, 1975. – 138 с.

21. Учебный словарь – минимум по религиоведению [Электронный ресурс] / под ред. профессора И. Н. Яблокова. – Режим доступа : http://www. cultes. ru/word/13394/.

22. Чечетин, А. И. Основы драматургии театрализованных представлений. История и теория [Текст] : учеб. для студентов ин-тов культуры. – М. : Просвещение, 1981. – 192 с.

23. Шароев, И. Г. Режиссура массовых театрализованных представлений [Текст] / И. Г. Шароев. – М. : Сов. Россия, 1980. – 152 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: