Актуальность исследования Русские народные праздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частей традиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных и многогранных явлений. Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений. Культура традиционная составляет основу народной культуры. Традиционная празднично-обрядовая культура - неотъемлемый элемент народной культуры, имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, во все времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным и эстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную и воспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения в поколение. Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. Различного рода празднества и театрализованные представления в своих истоках у всех народов мира, так или иначе, связаны с обрядами. Обряды – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа. Они (как и празднества) являются первичной формой искусства. Обряды несут в себе духовную силу, веру в лучшее будущее. На Руси особенно крепка вера в действо обрядов. Обрядовую основу, заложенную, в памяти поколений необходимо сохранять, так как в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Сейчас зачастую обряды имеют другой смысл, воспринимаются нынешним поколением, как некое развлечение. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и обычаями прошлых поколений [3]. Из актуальности вытекает противоречие между традиционными структурными элементами обрядовой культуры и неграмотным их использованием при проведении театрализованного представления. Проблема работников культурно-досуговой сферы заключается в том, что нарушая структуру обрядовых действий, подменяя ритуальность развлечением, сакральный смысл праздников наших предков разрушается и несет в себе не традиционность, а только внешнюю оболочку. Для того чтобы привлечь внимание к обрядам, донести смысл который заложен в них необходимо соблюдать структуру обрядового действа. Это и обусловило выбор темы исследования «Обряд, как один из приемов театрализованного представления». Цель исследования: использовать обряд, как один из приемов театрализованного представления. Объект исследования: проведение театрализованного представления. Предмет исследования: использование обряда, как одного из приемов театрализованного представления. Гипотеза исследования: использование обряда, как одного из приемов театрализованного представления возможно при соблюдении следующих условий: •наличие исполнительских ресурсов; •социально-общественных условий; •наличие материально-технической базы. Задачи исследования: 1. Дать определения понятиям обряд и обрядность. 2. Рассмотреть классификацию обрядов. 3. Изучить методику использования обряда, как одного из приемов театрализованного представления. 4. Разработать режиссерскую экспликацию театрализованного представления «Весна – красна и Тугарин змей». 5. Написать литературный сценарий театрализованного представления «Весна – красна и Тугарин Змей». Теоретико-методологическую основу исследования составили: ? теоретические разработки по режиссуре эстрады и массовых представлений И. Г. Шароева; ?положения по основам драматургии театрализованных представлений А. И. Чечётина; ? теоретические разработки по истории культуры русского народа А. В. Терещенко; ? положения по русским обычаям и обрядам н. А. Юдиной Научная новизна: при написании сценария был осуществлен синтез анимационного сюжета с традиционными методиками проведения обрядового действа. Методы исследования: анализ и синтез научной, методической литературы, профессиональное моделирование – постановка театрализованного представления. Базой исследования стало муниципальное казенное учреждение культуры «Центр досуга и библиотечного обслуживания» Молотниковского сельского поселения Котельничского района Кировской области. Теоретическая значимость исследования состоит в изучении методики проведения обряда, как одного из приемов театрализованного представления. Практическая значимость исследования: Материалы дипломной работы могут использоваться в качестве методического пособия специалистами в области воспитания и образования, в частности, педагогами дополнительного образования; руководителями драматических коллективов и самодеятельных театров; студентами и преподавателями творческих колледжей и вузов. Так же проведение исследования помогло удовлетворить культурно - досуговые потребности реальных потребителей культурно-досуговых услуг. Структура дипломной работы: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. |