• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Роль театрального любительства для социально-культурного пространства современной России

Предмет:Культура
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:72
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:театр, театровед, Россия, Жизнедавец, работа, русско-английский, временами, фор, рол, период
Процент оригинальности:
61 %
Цена:1000 руб.
Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ ТЕАТР КАК КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ 10

1. 1. История возникновения и развития любительского театра в России дореволюционного периода. 10

1. 2 Любительский театр в советское временя как явление культуры. 19

1. 3 Социально-культурные характеристики современного любительского театра в России. 30

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. 38

2. 1. Проблема соотношения художественного уровня и массовости участия в театральном любительстве, пути ее решения. 38

2. 2. Реализация социально-культурного потенциала любительского театра в системе образования и просвещения. 45

2. 3. Социально-культурный потенциал любительского театра в решении социальных проблем общества. 55

Заключение 65

Библиография 70

Приложения 72

Вступление:

Актуальность исследования

В культурной жизни общества любительский театр играет важную роль. Она заключается в сохранении нравственных и эстетических устоев и традиций, которые присущи культуре нашей страны, в воспитании бескорыстного служения любимому делу, чувства коллективизма. На сегодняшний день к данным аспектам социально-культурной жизни требуется особое внимание.

Произошедший в конце XX столетия ряд социальных преобразований и экономических потрясений привел российское общество к деморализации, размыванию и утрате корневых основ русской художественной культуры, искусства, народного творчества, к созданию благоприятных условий для развития форм художественного творчества, ориентированных на получение наибольшей материальной выгоды, что проявилось к падению общего уровня нравственности общества, к торможению процессов выявления и развития самобытного потенциала народа, к утрате национальных традиций и многих достижений народного творчества.

В сложившейся ситуации становится особенно актуальным возрождение, сохранение и развитие народного художественного творчества, в частности, русского любительского театрального творчества, как процесса и результата благоприятного воздействия на духовный мир человека, формирования чувства принадлежности к своему народу, сохранения нравственных норм и образцов, выработанных предшествующими поколениями. Театральное творчество, как один из наиболее действенных видов творческой деятельности человека, в силу своей эмоциональности и возможности непосредственного одномоментного воздействия на массовую аудиторию, способно оказывать значительное влияние на духовный и нравственный выбор личности. Это обстоятельство актуализирует разработку проблемы сохранения русского любительского театрального творчества как специфической познавательной и созидательной деятельности, удивительного синтеза разума и эмоций, уникального средства гармонизации внутреннего мира человека.

Театральное любительское искусство прошло путь от периода разрозненности и нестабильности до огромной структуры, которая охватывает большую часть территории современной России, дает жизнь профессиональному театру, но, при этом находится, как и все российское культурное пространство, в состоянии кризиса. Такая ситуация возникла в результате изменений социально-политических, экономических и культурных обстоятельств. Наблюдающиеся тенденции в культуре нашей страны ведут к распаду традиционных, устоявшихся идеалов, ценностей и норм, что вынуждает искать новые выходы для обновления современных культурных форм бытия.

Любительский театр во многом определил судьбу драматургии и актерского искусства в России, участвуя в становлении и формировании русского национального театра. Выдающиеся реформаторы сцены – Ф. Волков, М. Щепкин, Н. Гоголь, К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, М. Горький, Е. Вахтангов и многие другие начинали свой путь с любительства. Во все времена любительство увлекало людей, независимо от социальной принадлежности, различия мировоззрений, художественных интересов и пристрастий. Любительское творчество становится неотъемлемой частью духовной жизни русского общества.

В традициях активного проведения досуга, существовавших в СССР до 1990-х годов XX века, требовалось непосредственное включение индивида в процесс творчества, что содействовало развитию его личностных способностей. Те формы организации досуга, которые преобладают сегодня, имеют преимущественно пассивный характер, что делает индивида лишь потребителем предлагаемого. Уход от бывшей советской клубной системы ведет к последствиям, разрушающим организацию культурной деятельности массового характера с социально значимыми целями.

Именно любительский театр является тем пространством, где естественно в процессе совместной творческой работы зрителей с актерами, драматургом и режиссером театра по осмыслению драматургического материала и спектакля, складывается уникальная эффективная воспитательная ситуация. Через мощное театральное средство – сопереживание - театр объединяет людей на уровне проживания общего совместного духовного опыта.

Сегодня из всех проблем, связанных с историей русского драматического театра и народной художественной культуры, любительское театральное творчество остается менее всего изученным: проблема заключается не только в игнорирования теоретиками театра сферы «непрофессионального» искусства. Необходимы дальнейшие исследования касающиеся вопросов психологии и творчества, выявления специфики любительского театрального творчества по его возрастным категориям, более углубленное изучение любительского театра в контексте проблем народного художественного творчества. Все это может способствовать всестороннему и более глубокому проникновению в область любительского творчества, в том числе и любительского театрального искусства.

Степень разработанности проблемы

Особую важность составляют работы теоретиков и практиков, посвященные анализу социально-культурной роли театрального творчества, механизмам и специфике его функционирования, в частности, критические труды В. Г. Белинского, Н. В. Гоголя, H. A. Добролюбова, A. B. Луначарского, Г. В. Плеханова, Н. Г. Чернышевского, ориентированные на актуализацию значения театра в формировании культуры и сознания народа в России XIX - начала XX вв. Значительный интерес представляют работы теоретика русского школьного театра, театрального творчества Ф. Прокоповича, крупнейшего мастера классицистического театра в России А. П. Сумарокова, ставшие основой русской театрально-эстетической мысли.

Механизмам воздействия театрального искусства, любительского театра на духовный мир личности посвящены труды искусствоведов (Г. Н. Бояджиев, В . В. Власенко и др. ), режиссёров (В . И. Немирович-Данченко, H. H. Охлопков; Б. А. Покровский, Г. А. Товстоногов, A. B. Эфрос и др. ). Социалыто-психологические и эстетические функции театрального творчества, многообразие его видовых и жанровых форм, инновационные аспекты режиссёрского и актёрского труда - отражены, в исследованиях Г. H. Бояджиева; Г. M: Козинцева, Г. В. Кристи, В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского, Г. А. Товстоногова, С. М. Эйзенштейна, A. B. Эфроса, М. А. Чехова.

Социально-педагогический аспект проблемы развития любительского театрального творчества актуализирован П. Г. Богатырёвым;. В. М. Василенко, В. Н. Всеволодским (Гернгроссом), JI. C. Выготским; А. JI. Ефремовым. Аспекты характеристики и анализа театрального действия как культурной, формы и артефакта представлены в работах К. К. Ирда, Б. Н. Любимова, Ю. М. Морозова, Г. А. Хайченко и др.

В работе использованы материалы диссертационных исследований, посвященных вопросам истории и теории различных форм «художественной самодеятельности» (O. A. Антонова, Т. Л. Андреева, П. И. Болотникова, Е. Р. Ганелин, H. A. Мусянкова, Я. С. Перепелкиной, Д. М. Стрелков, Е. Ю. Стрельцова, И. Е. Честодумов, В. Д. Шерман, И. И. Шиганова и др. ).

В 1917 - 1950-х издавались периодические издания: «Вестник театра», «Клуб», «Призыв», «Рабочий зритель», «Рабочий и театр», «Клуб и революция», где давались конкретные как формировать творческий процесс в коллективе. Интерес вызывает работа Ф. Н. Каверина, в которой автор анализирует ошибки любительских коллективов с точки зрения требований профессионального театра.

В 1999 – 2000 годах Государственный институт искусствознания издал книгу в трех томах под названием «Самодеятельное творчество в СССР с 1917 по 1990», в которых анализировалась социальная роль любительских театров в становлении и развитии культуры СССР.

Исследования в области социологии, проводившиеся Г. Г. Дадамяном, В. Н. Дмитриевским, М. Е. Деза, С. Н. Плотниковым, Л. Н. Коганом, А. В. Воронцовым, были направлены на изучение уровня культурного обслуживания населения как в профессиональных, так и клубных коллективах.

В свете последних лет появились работы Т. А. Ивениной, Г. А. Коршуновой, Д. М. Стрелкова, которые тематически относятся к любительскому театру, где авторы анализируют творческую и социально-экономическую составляющие его деятельности.

Трудности, возникающие в процессе исследования любительского театра связаны, как с особенностью самого художественного творчества, так и с характером существующего исторического материала, спецификой «фиксации» фактов о театре современниками. Большинство сведений о любительском театре прошлого, дошедших до нас, отражены в беглых дневниковых записях, письмах, набросках воспоминаний, их оценки носят односторонний эмоциональный характер. Многочисленные публикации, рецензии, которыми пестрят современные журналы и газеты, к сожалению, довольно скудно отражают то или иное явление любительского театрального искусства.

Объект исследования: русское любительское театральное творчество

Предмет исследования: социально-культурный потенциал любительского театрального творчества

Цель исследования – определить роль театрального любительства для социально-культурного пространства современной России

Задачи исследования:

• рассмотреть историю возникновения и развития любительского театра в России дореволюционного периода.

• изучить любительский театр в Советское время как явление культуры

• выявить социально-культурные характеристики современного любительского театра в России

• исследовать возможности соотнесения художественного уровня и массовости участия в театральном коллективе, определить пути решения этой проблемы

• выявить основные возможности реализации социокультурного потенциала любительского театра в системе образования и просвещения.

• рассмотреть социально-культурный потенциал любительского театра как инструмент в решении социальных проблем общества

Теоретическая и методологическая основа исследования

В данной работе основополагающими явились следующие подходы:

• системный подход, который позволяет рассмотреть любительский театр как целостную систему, определить роль театрального любительства в формировании современной российской культуры, выявить взаимодействие с другими элементами социально-культурной системы.

• институциональный подход, который позволяет рассмотреть любительский театр как социальный и культурный институт, стабильную и хорошо развивающуюся традицию, форму создания жизни общества в сфере духовного и художественно-культурного воспитания, дополнительного образования, профессиональной подготовки.

• социологический подход, позволивший провести социально-культурный анализ деятельности любительского театра на разных уровнях (микро-, макро-) - изучение конкретных коллективов, выяснение ценностных ориентации и социально-культурных запросов участников коллективов, что является возможностью планировать пути дальнейшего развития данной отрасли.

Исходя из перечисленных подходов, в работе использовались следующие методы:

Заключение:

Русское любительское театральное творчество — сложносоставное и многовекторное социально-культурное явление, ориентированное на формирование личности и общества в каждую из культурно-исторических эпох.

Проведенное исследование дает возможность утверждать, что любительский театр является устоявшейся институализированной структурой. Его основными задачи - осуществление активного досуга людей, в ходе которого участники приобретают компетентность в области театральной культуры и создании новых постановочных форм, пополняющих театральную культуру России в целом. В различные социально-исторические периоды любительский театр по-разному реализовал свои институциональные функции, но при этом его привлекательность не уменьшалась. В определенные периоды он становился «диссиденствующей» организацией, которая была моральным и психологическим буфетом между обществом и властью.

Исследование, которое было проведено, показывает, что в будничном восприятии не разделяются на разные категории такие понятия как «любительский театр», «народный театр», «Народный театр», «театральный кружок». Термины «досуг», «руководитель клубного учреждения», «руководитель коллектива», «свободное время», «режиссер театрального коллектива» очень неопределенны. Несмотря на исследования, которые проводились в разные годы, у этих понятий так и не выявился системный характер, а любительский театр, всего лишь, отнесли к разряду зрелищных учреждений, применяя к нему формально-статистические параметры, не учитывая возможности того, чтобы сложить грамотную систематическую научную базу.

Не сильное стремление изучать любительский театр можно объяснить несколькими фактами: имеет давнюю историю, повсеместно распространен и имеет большой успех у населения, в сознании людей вошел как социальный факт. Любительское театральное творчество имеет свою специфику деятельности, разрозненность по территориям России делает его сложным для исследования; любительский театр не укладывается в рамки понятия искусствоведов и социологов о театре.

Эти факторы мешали задуматься над социальным явлением «народный театр» и сделать его анализ, хотя государство при этом часто манипулировало театром в собственных целях.

До революции это были разрозненные коллективы, которые имели корпоративную принадлежность, цензурой контролировались только в отношении репертуара, после 1917 года и до 1990 года любительский театр, вместе с советскими творческими организациями, исполнял социальные заказы политического руководства СССР.

Изменения в социально - политических и экономических ситуациях в России 90-х предоставили возможность людям, которые посвящали ранее много времени любительскому театру, более полно реализовать себя в собственных профессиях, что привело к уменьшению в количестве свободного времени и к оттоку людей из коллективов. Сегодня часть людей по прежнему отдает свой досуг занятиям в любительских театральных коллективах, рассчитывая на более высокое качество в производственном и творческом процессе театра. Аудитория зрителей то же рассчитывает на более высокое качество спектаклей, что является стимулом для театров в поисках новых путей своего развития.

Так как в структуре самого театра и постановочных технологиях мало, что реально можно изменить, то становится важным создать новые методы формирования и функционирования самого коллектива в театре. А это должно находить отражение в принципах подготовки и переподготовки руководителей театральных коллективов. Работа режиссера-руководителя театрального коллектива должна перейти от поучающей — «учитель-ученик», к обучающей и просветительской, так как основной мотив прихода в коллектив, это - интерес и желание быть в коллективе. А для реализации этих мотивов должен измениться стиль работы самих любительских театров, перейдя от унитарной модели, к модели социальной организации, реализующей духовные потребности людей. Это заставит органы управления культурой поменять собственный стиль управления, установив с такими театрами партнерские отношения в формировании духовной и культурной жизни региона.

На основании осуществлённого анализа констатируем, что современное любительское театральное творчество в России традиционно развивается в двух направлениях: 1) постановка спектаклей с глубоким смысловым содержанием и психологической нагрузкой; 2) коммерческое (причём, второе направление значительно уступает первому в плане смысловой нагрузки и воспитательного содержания). Любительский театр и сегодня остаётся уникальным явлением, особым видом творчества, который обладает огромным творческим потенциалом, мощной энергетикой и удивительной бескорыстностью.

Выявление перспектив развития любительского театрального творчества в сфере гармонизации жизнедеятельности человека сопряжено сегодня, в ситуации девальвации духовно-нравственных ценностей, в первую очередь, с обнаружением и трансляцией его воспитательного, собственного педагогического потенциала. Разработка таких вопросов предполагает междисциплинарное обращение к «багажу» наук, вовлечённых ныне в интерактивное взаимодействие.

Феномен любительского театрального творчества в его многожанровости (драма, комедия, трагикомедия, водевиль, пантомима, мелодрама, пастораль, кукольный театр, мюзикл, фарс), расширение сфер деятельности любительского театрального творчества (крепостной театр, крестьянский театр, рабочий театр, студенческий (молодёжный) театрстудия, детский театральный коллектив, православный театр) обусловлены социокультурными и историческими процессами.

Лицом театрального коллектива в обыденном сознании, является руководитель театрального коллектива, выпускник высшего или среднего профессионального учебного заведения, на подготовке которого должны отражаться новые социально-экономические условия. Но социальный статус члена любительского коллектива принадлежит только актеру народного театра, который обосновывает его существование своим свободным временем, интересом и желанием быть в коллективе. В настоящее время подготовка специалистов сконцентрирована только на изучении специальных дисциплин, главной из которых является режиссура и мастерство актера. В прежние времена подобное распределение учебного времени было оправдано, так как были созданы финансово-политические условия для деятельности народных театров. После деполитизации жизни в России у народных театров возникла необходимо формирования новой идеологии своей деятельности, так как привычная идеологическая руководящая и направляющая линии в их работе была отменена. При разделении властей на федеральную, региональную и муниципальную большинство коллективов осталось в муниципальном подчинении, а высшие и средне профессиональные учебные заведения перешли в региональное и федеральное подчинение. Эти уровни управления имеют в своем распоряжении только формально-статистические показатели по которым можно предположить количественные тенденции в самодеятельном художественном творчестве в целом. Полноценная информация по каждой отрасли не формируется, поэтому отсутствует возможность судить о реальной ситуации в самодеятельном творчестве в целом и сфере народных театров конкретно.

Опрос показал, что основным требованием коллектива к режиссеру является у него наличие организационных способностей, нестандартного мышления и образования. На режиссера народного театра ложится сразу несколько функций: организатор коллектива, режиссер-постановщик, педагог и руководитель-хозяйственник, что подразумевает у него наличие разнообразных знаний и навыков, в том числе по социологии организаций, социологии и психологии малых групп, по общей и театральной педагогике, менеджменту в культуре, экономике, законодательству и естественно профессиональные знания. Наличие знаний по гуманитарным дисциплинам развивает нестандартное мышление и помогает найти нестандартный подход к постановочной и организационной работе, что сделает эту профессию уникальной и престижной, а деятельность просветительской, это поможет актерам и зрителям утвердиться в жизненных ценностях и сохранить связь с национальными традициями.

Это важно особенно сейчас, когда отвергнуты советские ценности, утеряны российские и идет формирование новых ценностей и традиций, которые должны быть связаны с традициями русской и мировой культуры. Новые условия требуют от режиссера быть лидером коллектива, выходящим на уровень деятеля, формирующим социокультурное пространство вокруг народного театра и клубного учреждения. Режиссер, реализуя интересы актеров, должен реализовать и собственные амбиции, участвовать в мероприятиях, проводимых клубным учреждением, районным отделом культуры и прочими органами власти. В настоящее время более 30 тысяч руководителей народных театров имеют образование, полученное до 90-х годов с сильной идеологической направленностью. Следовательно, речь идет не только о подготовке, но и повышении квалификации, а для имеющих специального образования - переподготовке в сфере профессионального образования, что поможет современным руководителям коллективов выйти на современный уровень работы. Имея необходимый уровень подготовки, режиссер совместно с коллективом народного театра сможет создать из коллектива театра полноценную социальную организацию, реализующую духовные потребности людей, что позволит вернуться к русской традиционной форме — Любительский театр и будет служить сохранению и дальнейшему развитию народного театра как социокультурного феномена.

Список литературы:

1. Гвоздев А. В. , Пиотровский А. И. История советского театра. - Л. : Печатный двор, 1933. -367с.

2. Голиков В. С. Школа университетской «драмы» // Очерки по истории Ленингр. Ун-та. Л. , 1989. -Вып. 6. -С. 57.

3. Гребёнкин А. В. Театральная педагогика вчера и сегодня [Электронный ресурс]/Театр 111. М. , 2001. - Режим доступа: http://www. theater111. ru/stg-4. htm

4. Ершова; А. П. Театральные занятия для младших школьников: Учебное пособие для учителя / А. П. Ершова. М. : Посвящение, 1995. - 272 с.

5. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002, —288 с.

6. Жидков В. С. Театр и власть. 1917-1927. -М. :Алетейя,2003. -655с.

7. Ильясова Р. Х. Народное художественное творчество: любительский театр XVIII-XX вв. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053000 Нар. худож. Творчество. - Тамбов. : Изд-во ТГУ, 2002. – 291с.

8. Ирд К. К. Размышления о театре / К. К. Ирд. Л. : Искусство, 1955. - 78 с.

9. Каменец А. В. , Урмина И. А. , Заярская Г. В. Основы культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. - М. : Издательство РГСУ, 2011. -316с.

10. О театре и театральной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федер. закон от 23 декабря 1999 г. № 99121011-2 (ред. от 20. 01. 04) // Справочная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=EXP;n=366889

11. Официальный сайт Росстата www. gks. ru

12. Перепелкина Я. С. Культурная диверсификация русского любительского театрального творчества, диссерт. На соискание ученой степени канд. фил. наук, спец. 24. 00. 01, ФГАОУ ВПО БГНИУ, Белгород, 2011. -164с.

13. Савченко А. М. История культурно-просветительной работы в СССР. МГИК МК РФ, 1970. -45с.

14. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн. 1. История самодеятельного творчества 20-х годов. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. -535с.

15. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн. 2. История самодеятельного творчества 20-х годов. -СПб. : Дмитрий Буланин, 2000. -469с.

16. Самодеятельное художественное творчество в СССР// Очерки истории в 3-х книгах. Кн. 3. -СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. -199с.

17. Слободянюк Н. И. Динамика развития любительского театра в России с 60-х годов до настоящего времени//Ярославский педагогический вестник. -2003. -№3(36). -7с.

18. Социологические проблемы художественной культуры// отв. ред. В. И. Волков, А. Н. Коган. –Свердловск. : УНЦ АН СССР, 1976. -125с.

19. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. - М. , 1954. – 508с.

20. Фохт-Бабушкин Ю. Ф. Искусство в жизни людей. - СПб. : Алетейя,2001. -554с.

21. Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. -М. : Знамя, 1982. -240с.

22. Честнодумов И. Е. Народный театр в русской культуре XX века. -М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. -38с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: