• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Русская театральная школа и первые режиссеры литовского театра

Предмет:Культура
Тип:Курсовая
Объем, листов:32
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:театра, театр, театре, студии, глинскис, даугуветис, литовский, актеров, сцене, годы, театральной, чехов, вайчкус, ред, работал
Процент оригинальности:
81 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Вступление:

Первый литовский государственный (национальный) театр был открыт в Литве только в 1920 году. Причина такого позднего возникновения имела политический характер. Вплоть до 1904 года в Литве был запрещен латинский алфавит, а значит был упразднен письменный литовский язык. То же касалось спектаклей и театральных вечеров на национальном языке – все общественные собрания жестоко пресекались полицией. Правительство Российской Империи опасалось революционных выступлений.

После революции 1917 года борьба польских и русских войск за контроль над Литвой приводила к постоянной смене власти. В 1918 году, когда на непродолжительное время в Литве было установлено большевистское правительство, была готова воплотиться идея создания государственного театра в Вильнюсе. Но повторный переворот разделил литовские земли: часть территории с городом Вильнюс отошла Польше, другая - с городом Каунас - обрела независимость. Государственный театр открылся уже в Литовской Республике, в городе Каунас 19 декабря 1920 года и долгое время (вплоть до 1931 года) оставался единственным театром, субсидируемым правительством. Вместе с тем Каунасский Государственный театр превратился в национальный театральный олимп.

Пост главы центрального театра страны на заре его существовования в 1920-е-1930-е годы занимали несколько режиссеров: Ю. Вайчкус, К. Глинскис, Б. Даугуветис, А. Суткус, А. Олека-Жилинскас. Все они были учениками русской театральной школы. Однако речь вовсе не идет о «прямом» и единственном воздействии «русской театральной культуры». В Каунасском театре в одно и то же время работали ученики Ю. Юрьева, В. Давыдова и С. Яковлева (драм. курсов при Императорских театрах) Вайчкус и Даугуветис; школы Ф. Комиссаржевского – А. Суткус, воспитанник студии при Суворинском театре – К. Глинскис и первой студии МХАТ – А. Олека-Жилинскас (А. Жилинский).

Заключение:

Все же, пишет И. Алексайте: «Три постановки М. Чехова представляли собой своеобразный эксперимент, обращенный главным образом, к актёрам» Это подтверждает и В. Макнис, говоря, что М. Чехов Государственному театру «был нужен не столько своими постановками, сколько самой работой, подготовкой спектакля и методикой этой подготовки» .

Действительно, в августе-ноябре 1932 года М. Чехов провел в студии при Государственном театре 16 уроков-тренингов. Это были Этюды на ансамбль, на отбор впечатлений, умение сосредотачиваться. Любопытным кажется урок от 25 августа.

«Делается такое упражнение. Вся комната заставляется всевозможной мебелью в таком «беспорядке», чтобы между вещами были лишь узкие проходы (пройти одному лицу). Все участники делятся на две группы… Задача упражнения – пройти через баррикаду… в течение условного времени… и так, чтобы не задеть ни одного предмета и не толкнуть навстречу идущих. <…> Цель: актер должен уметь ловко управлять своим телом и быстро ориентироваться в самых затруднительных обстоятельствах и обстановках». Подобный этюд проводил и Глинскис, но за несколько лет до приезда Чехова, только работал он на оживленной улице. Чехов говорил об обязательной дистанции между исполнителем и его образом. Метод создания актерского образа Глинскисом, прорабатывавшим «оболочку» до мельчайших подробностей, а после «наполнявший» ее собственной «эмоцией», схож с техникой М. Чехова (например, «четыре способа создания характера» )

Уроки М. Чехова оказались понятными литовским актерам: студийцам и актерам труппы, которые тоже посещали занятия, - потому что некоторое из того они слышали от Даугуветиса и Глинскиса (работавших, как и Чехов некоторое время в театре Суворина), но понятия атмосферы спектакля, отточенного ансамбля оказались новыми.

Несмотря на то что, по сути, принципы «студийности» пробовал внедрить в театр Суткус: долгая работа над спектаклем - поиск возможной сценической интерпритации импровизациями и этюдами. Однако корень неприязни, зародившейся у коллектива театра и зрителя к спектаклям Суткуса, вероятно, кроется в пропаганде Суткусом философии символистского «романтического театра». Даугуветис искал в спектаклях яркого игрового стиля.

Чехов привез в театр то, что не могло быть чуждо его актерам – произошло качественное усовершенствование уже имевшихся театральных принципов крупицами «системы» Станиславского в восприятии ее воспитанником школы Суворина М. Чеховым и его коллегой по I Студии А. Жилинским.

Список литературы:

Книги на русском языке.

1)Алексайте И. Режиссерское творчество Борисаса Даугуветиса: Автореф. дис. … канд. Искусствоведения. М. , 1967. 20 с.

2)Алексайте И. Ф. Литовская ССР// Советский театр: документы и материалы. Театр народов СССР (1917-1921)/ Отв. ред. А. З. Юфит. Л. , 1972. С. 88-94.

3)Алексайте И. Ф. Становление и развитие режиссуры литовского драматического театра (1918-1940): Автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М. , 1983. 44 с.

4)Бюклинг Л. Чехов-режиссер в Государственном театре Литвы в Каунасе// Бюклинг Л. Михаил Чехов в Западном театре и кино/ Ред. А. Канева. СПб. , 2001. С. 160-175

5)Васильева С. Андрей Матвеевич Жилинский// МХАТ Второй: Опыт восстановления библиографии/ Под ред. А. М. Смелянского (гл. ред. ), И. Н. Соловьевой, О. Е. Егошиной. М. , 2010. С. 391-395

6)Венгрис А. [Образование и первые годы работы Каунасского Государственного академического драматического театра]// Kauno Valstybinis Akademinis Dramos teatras: The Kaunas State drama theatre schauspielhaus zu Kaunas. Каунасский Государственный Академический драматический театр (1920-1990). Kaunas, 1990. C. 14-15.

7)Гирдзияускайте А. [О формировании литовской сценографии] // Kauno Valstybinis Akademinis Dramos teatras: The Kaunas State drama theatre schauspielhaus zu Kaunas. Каунасский Государственный Академический драматический театр (1920-1990). Kaunas, 1990. C. 16.

8)Громов В. Михаил Чехов. М. , 1970. 216 с.

9)Двадцатиление театра им. А. С. Суворина: (Бывш. Театра Литературно-Художественного О-ва), 1895-1915/ Сост. Н. Долгов. Пг. , 1915. 122 с.

10)Забараускас В. Мильтинис// Портреты режиссеров: Вып 2. Завадский. Мильтинис. Равенских. Любимов. М. :Искусство, 1977. С. 45-79.

11)Золотницкий Д. И. Ф. Ф. Комиссаржевский и школа К. С. Станиславского// Русский театр и драматургия начала XX века: Сб. науч. трудов. Л. , 1984. С. 145-153.

12)Золотницкий Д. И. Ф. Ф. Комиссаржевский и школа К. С. Станиславского// Русский театр и драматургия начала XX века: Сб. науч. трудов. Л. , 1984. С. 145-153.

13)История Литовской ССР: С древнейших времен до наших дней / Редкол. : Б. Вайткявичюс (отв. ред. ) и др. Вильнюс, 1978. 676 с. , 191 фотоил. , 1 л. ил. , 8 карт.

14)История русского драматического театра: в 7 т. Т. 7. 1898-1917. М. , 1987. 568 с.

15)Капитайкин Э. Режиссура Московского Художественного театра Второго (1913-1932)// Театр и драматургия: Труды Ленинградского Государственного института театра музыки и кинематографии. Вып. 4/ Отв. Ред. Ю. А. Головашенко. Л. , 1974. С. 148-186.

16)Клинчин А. П. Арбатов// Театральная энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. П. А. Марков. Т. 1. А-Глобус. М. , 1961. Стб. 551.

17)Комиссаржевский Ф. Творчество актёра и теория Станиславского. Пг. , Б. г. 120 с.

18)Комиссаржевский Ф. Ф. Системы актёрского мастерства//Комиссаржевский Ф. Ф. Я и театр. М. , 1999. С. 157 – 185

19)Комиссаржевский Ф. Ф. Театр Веры Комиссаржевской//Комиссаржевский Ф. Ф. Я и театр. М. , 1999. С. 106-146

20)Комиссаржевский Ф. Ф. Власть быта// Комиссаржевский Ф. Ф. Театральные прелюдии. М. , 1916. С. 19-40.

21)Комиссаржевский Ф. Ф. Под знаком философии: (вместо введения)// Комиссаржевский Ф. Ф. . Театральные прелюдии. М. , 1916. С. 5-18

22)Кулешова В. Стасис Ушинскас. М. , 1973. 160 с. , ил.

23)Куторга З. Очерки по истории лтовского драматического театра до 1940 года: Автореф. дис. . . . канд. искусствоведч. наук. Б. м. , 1953. 18 с.

24)Макнис В. И. Глинскис К. Г// Театральная энциклопедия. М. , 1961. Т. 1. А - Глобус. Стб. 1197.

25)Макнис В. И. Даугуветис Борисас Францевич// Театральная энциклопедия/ Гл. ред. П. А. Марков. М. , 1963. Т. 2. Гловацкий – Кетуракис. Стб. 321-322.

26)Макнис В. И. Литовский театр// Театральная энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. П. А. Марков. М. , 1964. Т. 3. Кетчер - Нежданова. Стб. 551

27)Макнис В. И. Олека-Жилинскас Андрюс// Театральная энциклопедия/ Гл. ред. П. А. Марков. М. , 1963. Т. 2. Гловацкий – Кетуракис. Стб. 155

28)Петровская И. Разные театры центра и окраин// Петровская И. , Сомина В. Театральный Петербург: Начало XVIII века – октябрь 1917. Обозрение-путеводитель. Спб. , 1994. С. 344-353

29)Петухаускас М. Литовский театр драмы в Каунасе, 1940-1960: Автореф. дис. … д-ра искусствоведения. М. , 1963. 22 с.

30)Петухаускас М. Литовский театр// История советского драматического театра. В 6 т. / Редкол. : А. Анастасьев и др. М. , 1969. Т. 5. 1941-1953. С. 499 – 513.

31)Петухаускас М. У истоков Литовского Советского театра: Методические рекомедации. Вильнюс, 1986. 40 с.

32)Радищева О. , Сенелик Л. А. М. Жилинский// Московский Художественный театр: Сто лет Moskow Art Theatre: One hundred Years/ Под ред. А. М. Смелянского и др. М. , 1998. Т. 2. Имена и документы. С. 75-76.

33)Руз. А. «Театр молодых»(Jauniu teatras)// Театральная энциклопедия/ Гл. ред. П. А. Марков. М. , 1967. Т. 5. Табакова – Яшугин. Стб. 126.

34)Сакалаускас Т. Монологи: Жизнь Мильтниса. Вильнюс, 1987. 264 с.

35)Самулёнис А. [Первое двадцатилетие Государственного театра…]// Kauno Valstybinis Akademinis Dramos teatras = The Kaunas State drama theatre = schauspielhaus zu Kaunas = Каунасский Государственный Академический драматический театр (1920-1990). Kaunas, 1990. C. 15-16.

36)Санкт-Петербургская Государственная академия театрального искусства: Страницы истории. 1779-2009/ Сост. Т. Е. Кузовлева. Спб. , 2009. 312 с.

37)Соловьева И. Василий Иванович Качалов// Московский Художественный театр: Сто лет=Moscow Art Theatre: One Hundred Years: В 2 т. = In 2 v. / Под ред. А. М. Смелянского и др. T. 2. Имена и документы=V. 2. The Names and the Documents. М. , 1998. С. 84 -86

38)Уроки Михаила Чехова в Государственном театре Литвы: 1932 год/ Сост. А. Адомайтите, А. Гуобис. М. , 1989. 72 с.

39)Ходотов Н. Н. Близкое-далёкое. М. ;Л. , 1932. 448 с.

40)Чехов М. Литературное наследие: в 2 т. / Ред. кол. Н. Б. Волкова и др. М. , 1986. Т. 1. Воспоминания. Письма. 462 с. , ил. , портр.

41)Якученис М. -Р. В. Литовский драматический театр накануне восстановления Советской власти в Литве: Автореф. дис. . . . канд искусствоведения. М. , 1980. 24 с.

42)Якучионис Р. Каунасский театр// Театральная энциклопедия/ Гл. ред. П. А. Марков. М. , 1963. Т. 2. Гловацкий – Кетуракис. Стлб. 1181-1182.

Книги на иностранных языках

43)Aleksait? I. Stepas Jukna/ Red. A. Vengris. Vilnius, 1974. 80 p.

44)Aleksaite I. , Borisas Dauguvietis. Re?is?vos bruo?ai, Vilnus, 1966. 260 p.

45)Girdzijauskait? A. Lithuania: School, Court, and Clandestine Performances// Cornis-Pope M. , Neubauer J. History of literary cultures of East-Central Europe: Junctures and disjunctures in the 19th and 20th centuries. In 3 v. Amsterdam; Philadelphia, 2007. V. 3. The making and remarking of literary institutions. P. 210-211.

46)Lankutis J. Dramaturgija teatrini? interes? orbitoje // Lankutis J. Lietuvi? dramaturgijos raida: Antras papildytas leidimas. Vilnus, 1979. P. 233-242

47)Maknys V. Juozas Vai?kus – teatro pradininkas// Maknys V. Teatro dirvonuose. Vilnius. , 1997. P. 106-110.

48)Maknys V. Lietuvi? teatro raidos bruo?ai: ? 2 t. Vilnius, 1979.

49)Mstislavas Dobu?inskis: Parodos katalogas. Vilnius,1975. 68 c. ; 26 л. ил.

50)Nasinauskait? R. Konstantino Glinskio, Antano Sutkaus, Boriso DauguveCio reZiserios bruoZai// Lietuvi? teatro istorija: Pirmoji kniga, 1929-1935/ Sudaritoa Girdzijauskaite A. Vilnius, 2000. p. 178-205

51)Vengris A. Artistic Profile: Companies// The World Encyclopedia of contemporary Theatre. In 5 v. V. 1. Europe/ Editor D. Rubin. London; New York. , 1994. P. 558-559

Газеты и журналы.

52)Б. н. :[Статья к 25-летию драматических курсов при Императорских театрах]//Ежегодник Императорских театров. 1913. Вып. 5. С. 1-76. (Приложение).

53)Тамарин Н. Клочки воспоминаний: (К двадцатпятилетию Императорских драматических курсов)// Театр и искусство. 1913. 8 сент. № 36. С. 698-701

54)Рукас А. Возрождение театра// Красное знамя: Орган Вильнюсского Горкома и Укома. . . 1941. 11 мая. № 109.

55)Даугуветис Б. Заметки о литовском театре// Советская Литва. 1945. 30 октября. № 242.

56)Даугуветис Б. МХАТ и развитие литовского театра// Советская Литва. 1948. 27 окт. № 255.

57)Радзевичюс А. народный артист: (к годовщине со дня смерти Б. Даугуветиса)// Советская Литва. 1950. 13 июля. № 164.

58)Алексайте И. Высокое призвание художника// Советская Литва. 1965. 26 марта. № 71

59)Аукштикальнис Э. Мастер и его театр: [О Ю. Мильтинисе]// Советская Литва. 1967. 3 сент. № 206.

60)Юрашас И. Искусство глубокое и правдивое// Советская Литва. 1970. 19 дек. № 295

61)Алексайте И. Сила таланта// Советская Литва. 1975. 26 марта. № 71.

62)Кальнюс П. Здесь родился Качалов// Театральная жизнь. 1975. № 10. С. 29.

63)Пауринчюкас А. праздник на янтарном берегу// Театральная жизнь. 1980. № 15. авг. С. 14-15

64)Театральный "бум": причины и следствия// Театр. 1980. Окт. №10. С. 9-14

65)Алтаев А. Дадамян Г. Комментарии социологов// Театр. 1980. Окт. №10. С. 15-18

66)Ванагайте Р. , Сморгинас К. , Казрагите Д. и др. Когда смолкают овации// Театр 1983. №4. апр. С. 59-70.

67)Петухаускас М. Сила духовности// Театр. 1983. № 4. апр. С. 20-23.

68)Дабулявичюс П. Борисас Даугуветис: Яркий талант// Советская Литва. 1985. 24 март. № 70.

69)Носевичюте (?) Вспоминая учителя: [О Б. Даугуветисе]// Советская Литва. 1985. 24 март. № 70.

70)Традиции рождаются, живут…// Советская Литва. 1985. 24 март. № 70.

71)Венгрис А. , Янсонас Э. , Тамулявичюте Д. и др. Кое-что о самих себе, или попытка самоанализа// Театр. 1992. № 4. апр. С. 2-11

Интернет источники.

72)[Фотоматериалы выставки]// URL: http://teatras. mch. mii. lt/Teatras/Kau_dram_teatr. htm ( от 24/12/11)

73)Blekaitis J. Henriko Ka?insko 70 met? am?iaus ir 50 met? sceninio darbo sukakt? minint// URL: http://www. aidai. us/index. php?option=com_content&task=view&id=922&Itemid=129( от 25/12/11)

74)?esnulevi?i?t? V Borisas Dauguvietis ir kontekstai// URL: http://www. skrynia. lt/ ( от 25/12/11)

75)Guobys A. Antanas Sutkus// URL: http://teatras. mch. mii. lt/Teatras/Antanas_Sutkus. htm ( от 24/12/11)

76)Markevi?i?t? E. History of Kaunas drama theatre// URL: http://www. dramosteatras. lt/lt/en/ (от 11/10/2011)

77)Sku?ait? V. Lietuvos dramos teatro prad?ia: iki „liemenk?dros" ir po jos // URL: http://www. menufaktura. lt/?m=1024&s=63983 ( от 25/12/11)

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: