• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Сакральная пермская скульптура: проблема христианских и языческих влияний

Предмет:Культура
Тип:Курсовая
Объем, листов:28
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:скульптура, скульптуры, Николая, пермской, пермь, роспись, скульптуре, пермского, деревянной, деревянная, скульптур, можайского, Николай, росписи, школы
Процент оригинальности:
86 %
Цена:200 руб.
Содержание:

Введение ………………………………………………… . . ……………. 2

Глава 1. Сакральная пермская скульптура: проблема христианских и языческих влияний……………………………………………………… 6

Глава 2. Скульптура Николая Мирликийского из фонда Челябинского областного Краеведческого музея: проблема художественных

влияний………………………………………………………………… . . . 20

Заключение. ………………………………………………………………. 30

Список литературы………………………………………………………. 33

Приложение……………………………………………………………. . . . . 34

Вступление:

Целью курсового проекта является рассмотреть особенности культовой деревянной скульптуры Николая Мирликийского из Челябинского Краеведческого музея, выявить возможные художественные влияния на скульптуру.

Задачами проекта является сопоставление скульптуры со скульптурами других школ, найти соответствие пропорций , изображения ликов, цветовой гаммы и орнаментальных мотивов в росписи скульптуры.

Пермская деревянная скульптура как неотъемлемая часть русской храмовой пластики, как часть храмового синтеза искусств, сложившегося в русской православной культуре, как некая структурная единица огромного целого, сохраняющая черты общего, но имеющая и свои характерные признаки. Монументальность форм, эмоциональная открытость, огромная духовность и высокий профессионализм отличают пермские региональные вариации основных стилей эпохи. В этом состоит характерность, самостоятельность и самобытность пермской деревянной скульптуры.

Данная скульптура интересна тем , что в ней присутствуют черты разных скульптурных школ и довольно живописная роспись стихаря, а так же факт того , что перед нами именно скульптура, как пережиток языческих традиций. Это выражается прежде всего в самом факте того ,что перед нами скульптура , а не икона.

Заключение:

В работе были рассмотрены особенности крещения пермского региона и то как оно повлияло на быт и искусство Перми и пермского края. В ходе исследования были выявлены такие особенности деревянной сакральной скульптуры в целом:

- скульптура заменяла икону в литургии; в начале скульптуру использовали вместо икон ,потому что она была более привычным изображением божества для народа. Многие функции языческого идола были перенесены на скульптуру , например :

- крестьяне так же приносили жертвы скульптуре , как и идолам- язычники.

- скульптура была поклонным образом.

- важно также отметить , что языческие мотивы были прежде всего выражены в форме изображения святого ,а именно трехмерном т. е. объемном, что уже наталкивает на мысль о языческих корнях.

- скульптура ориентирована на фронтальное восприятие.

- чаще всего сакральная православная пластика представляет собой горельеф.

- материальность объемной антропоморфной скульптуры предполагает “языческое” отношение к изображению святого.

Художественные особенности пермской скульптурной школы повлиявшие на скульптуру св. Николая Мирликийского Челябинского краеведческого музея:

-обобщенные формы и строгая симметрия композиции;

-синтез скульптуры и живописи, малоразвитые объемы дополнялись росписью.

- влияние барокко. Конечно, барокко в чистом его воплощении нет, но такой элемент ,как яркий колорит скульптуры и “освоение ” скульптурой архитектурной плоскости .

- экспрессия сочетается с застылостью форм. Обобщенная пластика одежд и тела с детальной моделировкой головы.

- вместо позолоты использовали многослойную роспись. Роспись обладает иконописной структурой . ( Сначала скульптуру покрывали левкасом, затем расписывали темперой :

1. Наложение основных тонов.

2. Роспись лика.

3. Детальная роспись одежды, волос и тд.

4. По завершению росписи покрывали олифой.

Принадлежность к псковской школе выражена в таких особенностях как:

- для фона стихаря использовался желтый или охристые цвета;

- в лике присутствует грубоватость форм

Мотивы уральской иконописной школы присутствуют прежде всего в орнаменте , если посмотреть на иконы Николая Чудотворца уральской иконописной школы, то на всех иконах присутствует растительный орнамент, а так же схожий охристый фон.

Таким образом , можно сделать вывод ,что скульптура Николая Мирликийского представляет собой синтез не только двух искусств, но и слияние христианских и языческих традиций. Деревянная скульптура , представляет наследие язычества, прежде всего это связано с тем , что образ святого выполнен не в иконе , а именно в скульптуре. Но так же образ святого представляет собой “объемную икону” т. к. скульптура расписывалась в техники росписи икон ,но на нее так же переносили и функции иконы (скульптура была поклонным образом, участвовала в литургии и т. д. ) , следовательно перед нами не что иное как икона на рези.

Деревянная скульптура представляла так же и синтез искусств ( живопись и скульптура) на которую повлияло несколько скульптурных школ, в частности пермская и псковская скульптурные школы. На роспись скульптуры , как было сказано ранее оказало влияние Уральская иконопись и псковская скульптурная школа.

Список литературы:

1) Шабалина И. Д. “Два резных образа святителя Николая Можайского Ростовского музея”

2) Александр Васильевич Черных. "Народы Пермского края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007. “Религиозные и мифологические верования коми-пермяков”

3)Александр Васильевич Черных. "Народы Пермского края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007 “ Религиозные и мифологические верования русских Прикамья”

4) Леонов А. И. Деревянная скульптура. В кн. : Русское декоративное искусство. T. 2. М. ,1963. С. 99

5) Любимов Л. Искусство древней Руси . “Пермские боги” с. 328 -332. М. : Просвещение, 1981 г.

6) В. Гусакова По материалам девятого тома Энциклопедии «Святая Русь».

7) История Урала. Том 1. Пермь: Кн. изд-во, 1976. с. 39-44

8) Резные иконостасы и скульптура Русского севера. Каталог выставки. М. : 1995г.

9) http://www. gallery. permonline. ru/collection/2/f1. htm ; http://www. sculpture. permonline. ru

10) http://bg-znanie. ru

11) http://northural. ru

12) http://zelenyj-pisatel. tk

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: