• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Традиционная культура Кореи в настоящее время

Предмет:Культура
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:69
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:культуры, кореи, страны, ким, кНдр, корейской, развития, корейского, культура, искусства, традиции, корея, общества, пак, национальной
Процент оригинальности:
91 %
Цена:350 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ 6

1. 1 Социально-исторический контекст формирования корейской культуры 6

1. 2 Традиционная культура Кореи: основные этапы и особенности 15

развития

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕИ В 30

XX-XXI ВВ.

2. 1. Культурная среда КНДР и РК 30

2. 2. Культура КНДР 31

2. 2. 1. Идеология, образование и религия 34

2. 2. 2. Литература и искусство 38

2. 2. 3. Архитектура 46

2. 3. Культура РК 49

2. 3. 1. Архитектура 52

2. 3. 2. Изобразительное искусство 54

2. 3. 3. Декоративно-прикладное искусство 56

2. 3. 4. Музыкальная культура и хореография 58

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

БИБЛИОГРАФИЯ 65

Вступление:

Культура Кореи - одна из богатых и древних мировых культур. Ее место и роль в комплексе культур Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока всегда были значительны. Современная Корея продолжает играть важную роль в политической, экономической и культурной жизни региона, растет ее вес и значение в жизни мирового сообщества в целом. Со второй половины XX в. к Корейскому полуострову все чаще привлекается внимание не только политиков, бизнесменов, но и ученых, исследователей в связи с экономическими и культурными достижениями Южной Кореи, ее стремительным развитием, так называемым "корейским чудом". Причины и корни этих достижений - не только в политических и экономических реалиях XX в. , но и более глубокие, уходящие в глубь веков, связанные с многовековыми культурными традициями корейского народа. Вместе с тем история и культура Кореи в российском востоковедении представлены менее широко и обстоятельно, чем культуры Индии, Китая, Японии. Особенно недостает исследований корейской культуры XX в. , в которых реалии обоих корейских государств не только учитывались бы, но и освещались бы объективно, без неизбежных в прошлом идеологических перекосов. В связи с этим актуальной является задача нового осмысления связи и взаимоотношений традиционной и современной культуры Кореи, исследования того, как оба корейских государства, каждое по-своему, претворяет национальные культурные традиции. До недавнего времени учет культурных достижений как Южной, так и Северной Кореи, исследование корейской культуры второй половины XX в. как единой по духу и традициям и в самой Корее был невозможен из-за сохраняющегося разделения страны на два различных по экономическому укладу и идеологии государства. И лишь наметившаяся в последние годы тенденция к политическому и гуманитарному диалогу между севером и югом страны открывает перспективу нового, современного осмысления национальных традиций и их связи с современностью. К настоящему времени изучены отдельные исторические периоды развития корейской культуры. Но последовательного изложения основных тенденций исторического развития традиционного искусства Кореи, от зарождения до настоящего времени, учитывающего культурный и политический контекст, развитие и особенности культуры как Южной, так и Северной Кореи, к настоящему времени нет. Сказанным определяется актуальность темы дипломной работы.

Объектом исследования является традиционная культура Кореи, предметом - ее характерные особенности, закономерности исторического развития и современное состояние.

Цель исследования: Выявление основных особенностей и закономерностей исторического развития традиционной корейской культуры. Цель определяет следующие задачи:

Исследование своеобразия и социально-исторического контекста традиционной культуры Кореи.

Выявление особенностей и основных этапов развития традиционной культуры Кореи в XX-XXI вв.

Изучение и анализ культурной среды КНДР и РК.

Степень разработанности проблемы. Исторический опыт становления традиционного корейского искусства привлек внимание культурологов и искусствоведов в Корее и за ее пределами. Опубликованные труды позволяют составить определенное впечатление о состоянии современной корейской культуры в настоящее время. В работах корейских и других зарубежных авторов даны описания традиционного искусства Кореи. В трудах Ан Бён Хон, Ли Э Сун, Сон Су Нама, Хен Би Хо, В. Л. Бурмейстера, О. Н. Глухаревой, Р. А. Захарова, В. С. Латова, Н. А. Рыженко, Е. Я. Суриц и др. содержится разносторонний искусствоведческий анализ корейской культуры. Объективному анализу мешает одностороннее влияние социально-политической разделенности страны на север и юг полуострова. Все это делает актуальным проведение исследования, в котором историческое развитие традиционного искусства Кореи и его современное состояние было рассмотрено в связи с историей и культурой страны.

Методологической основой исследования послужили принципы системного, междисциплинарного и исторического подходов, получивших широкое распространение и признание в современном гуманитарном знании, изложенные, в частности, в работах М. С. Кагана, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, представителей "школы Анналов" (Л. Февра, М. Блока, Ж. Ле Гоффа и др. ). Феномен традиционного искусства Кореи рассматривается в комплексе его составляющих, в процессе исторического развития, в контексте политических событий, религиозных и философских идей, традиций и обычаев корейского народа. Учитывалось также постоянное взаимодействие корейской культуры с культурами Южной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока, Европы.

Структура и объем дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, краткого заключения и списка литературы.

Заключение:

Традиционная культура Кореи узнаваема не только в странах Запада. Она имеет свое лицо и на Востоке, среди культур и государств, прилегающих к границам страны территориально: в Китае, Японии, Монголии, в странах Юго-Восточной Азии. Общность верований: буддизм, шаманизм, конфуцианство, даосизм несколько сблизили эстетическое своеобразие культур этого региона, но принцип кореанизма всегда позволял сохранять своеобразие корейского культуры. Такая недоступность внешним влияниям является не только предметом гордости корейцев, но и стимулом для сохранения и умножения этнокультурной специфики корейского традиционного искусства.

Задача данного исследования состояла в том, чтобы исследовать своеобразие традиционной культуры Кореи, указать на ее особенности, определить факторы, повлиявшие на развитие этнокультурного своеобразия, обозначить источники некоторых неудач и указать на возможные перспективы.

Тенденции к формированию целостной культуры проявились на Корейском полуострове еще в эпоху первобытности, точнее, на неолитической стадии (поскольку культурная традиция палеолита и мезолита практически утрачена).

На рубеже новой эры Корейский полуостров оказался в центре активной культурной диффузии, связанной с широкими миграционными процессами в обширном регионе Северо-Восточной Азии, они стали финалов процесса расового генезиса корейцев и одновременно отправной точкой в становлении корейской народности и её культуры. Культурные контакты этого периода играли двойственную роль, размывая этнокультурную специфику населения отдельных частей страны и синтезируя общие, консолидирующие черты различных корейских племен.

Постоянно действующим фактором развития исторического процесса на Корейском полуострове, начиная с неолита, становится культурное давление со стороны Китая. Создание префектур Лолана, ставших форпостом китайского влияния на Корею, – первый шаг на тысячелетнем пути взаимодействия двух культур, продолжающегося, по крайней мере, для КНДР и по сей день. Под влиянием постоянных культурных контактов и заимствований из Китая этническое самосознание корейцев становится максимально открытым и готовым к еще большему восприятию культуры великого южного соседа. В свою очередь, открытость древних корейцев для контактов с внешним миром вызвала феномен передачи китайского наследия на Японские острова через творческое посредничество жителей Корейского полуострова. Под влиянием широких культурных контактов этническое самосознание корейцев научилось твердо различать свою традиционную культуру и заимствованный пласт культуры. Особенно четко это прослеживается в период трёх древних государств (эпоха Самгук).

Особую роль в становлении национальной культуры и этнической консолидации корейцев сыграло восприятие ими буддизма в IV в. Он еще более ослабил, если не окончательно разрушил, прежние этнодифференцирующие факторы и послужил для формирования общекорейского этноса и культуры в обществе Объединенного Силла. Связующая роль религии максимально сказалась не только на культурной, но и на социально-экономической сфере. Эпоха Объединенного Силла характеризуется окончательным формированием территориальных и хозяйственных связей, языковой и политической общности, с этого момента мы ведем отсчёт истории Кореи как моноэтнического государства и прослеживаем истоки современной национальной культуры корейцев.

Современная культура КНДР представляет собой уникальное сочетание крайних националистических проявлений и левацких установок чучхейской идеологии. Задачу сохранения и дальнейшего развития подлинной культуры корейского народа выполняет общество и государство Республики Корея, сумевшей сохранить свою национальную идентичность и привнести в корейскую культурную традицию новое, современное содержание.

В современных условиях южнокорейского общества широкое распространение получила тенденция к культивированию и подчеркиванию традиционных мотивов корейской культуры. В стране сложился слой культурологов и общественно-политических деятелей, утверждающих, что только традиционная культура представляет собой подлинно национальную культуру, а всё привнесенное с Запада является чуждым, внешним и переходящим. Такая игра на национальных чувствах оказывает заметное влияние на общественное сознание и чревата всплеском национализма в столь же опасных формах, какие она приобрела в Северной Корее. Процесс исторического развития необратим, поэтому в современной Южной Корее, являющейся высокоразвитой индустриальной страной, возрождать и культивировать ценности традиционной культуры, сформировавшиеся в феодальную эпоху, можно только искусственно; естественный путь дальнейшего развития культуры в наши дни направлен в сторону её глубокой глобализации.

Своеобразие корейской культуры объясняется особенностями и закономерностями исторического развития страны в рамках дальневосточного очага конфуцианской цивилизации. Храня в себе творческий опыт многих поколений корейского народа, она является не только его достоянием, но входит в копилку культурных ценностей всего человечества. Национальные культуры, взаимодействующие на мировой арене, в наши дни должны использоваться не как средство размежевания народов, подчеркивания их различий или превосходства одной нации над другими, но как инструмент сближения, углубления взаимного понимания и обогащения человечества. Только в этом случае духовные ценности различных народов могут стать общим достоянием, их вкладом в сокровищницу мировой цивилизации. Недооценка общих закономерностей историко-культурного процесса может привести к формированию национальной ограниченности и возобладанию шовинистических тенденций.

Нам представляется, что в современной истории Кореи на рубеже тысячелетий отчетливо проявляется тенденция к объединению двух государств, снятия искусственно созданных барьеров в угоду политическим и идеологическим амбициям политиков. Объединение усилий означало бы сложение богатого опыта двух составляющих единой корейской культуры. Результаты проведенного нами исследования показывают, что ни один из двух вариантов развития корейской культуры на данный момент не может претендовать на роль истины в последней инстанции.

Список литературы:

1. Аманова Г. А. О традиции и новаторстве в творчестве корейских поэтов 30-40-х годов 20 в. // Корея: новые горизонты. М. , 2005

2. Аносова Л. А. , Матвеева Т. С. Южная Корея: Взгляд из России. М. , 1994.

3. Ан Сой Хи. Корейский танец / Ан Сой Хи. М. : Искусство, 1956. 148 с.

4. Асмолов К. Ученые России и РК об актуальных проблемах Корейского полуострова // Проблемы Дальнего Востока, 2006, №6.

5. Болтач Ю. В. Из истории корейского буддизма// Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 2. СПб, 1997.

6. Борзова ЕЛ. История мировой культуры / Е. П. Борзова. СПб. : Лань, 2001. -672 с.

7. Бучкин А. Социальная эволюция современной Южной Кореи. М. , 1987.

8. Верная Чхунхян. Корейские классические повести XVII-XIX вв. М. , 1990.

9. Виноградова Н. А. Искусство стран Дальнего Востока / Н. А. Виноградова, С. Н. Николаева. М. :Искусство, 1979. -372 с.

10. Волков С. В. Буддийские монастыри в Корее в IV-X вв. // Буддизм: история и культура. М. , 1989.

11. Волков С. В. О проникновении буддизма в Корею// История и культура Центральной Азии. М. , 1983.

12. Воробьёв М. В. Очерки культуры Кореи. СПб, 2002.

13. Глухарева О. Н. Искусство Кореи. М. , 1982.

14. Глухарева О. Н. Архитектура Кореи // Всеобщая история архитектуры: в 10 томах / Гос. ком. по гражд. стр-ву и архитектуре при Госстрое СССР ; Науч. -исслед. ин-т теории, истории и перспектив. пробл. сов. архитектуры; гл. ред. Н. В. Баранов Т. 9. – Л. , М. : Изд-во литературы по строительству, 1971.

15. Гребенщиков А. В. Проблема северокорейского «вызова»: взгляд из России // Корея в поисках мира и процветания. М. , 2004

16. Джарылгасинова Р. Ш. Жилище корейцев // Типы традиционного сельского жилища народов Юго-Восточной, Восточной и Центральной Азии. М. , 1979

17. Джарылгасинова Р. Ш. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики. М. , 1979.

18. Елисеева // Гос. музей Востока. Научные сообщения. Вып. XXII. Проблемы искусства Восточной и Юго-Восточной Азии. М. : Гос. музей искусства народов Востока, 1996. С. 55 75.

19. Еременко Л. , Иванова И. Корейская литература. М. , 1964.

20. Ефимов А. В. Проблема этногенеза корейского народа в свете данных шаманской мифологии // Корея в поисках мира и процветания. М. , 2004

21. Жебин А. З. КНДР: традиции и современность// Восток. 2003, №2

22. Загорулько А. В. Особенности хозяйственной деятельности и материальной культуры корейцев российского Дальнего Востока (60-е гг. 19 – начало 20 в. ) // Этнографическое обозрение. 2004. №4. С. 62-77

23. Им Ок Сун. Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры: Автореф. дис. . канд. искусствоведения / Им Ок Сун; РГПУ им. А. И. Герцена. СПб. , 2000. - 18 с.

24. Исторические памятники Кореи. – Пхеньян: Памятники культуры, 1980. -242 с.

25. История Кореи: Новое прочтение. М. : РОССПЭН, 2003.

26. Иргебаев А. К социальному портрету южнокорейцев // ПДВ, 1996, №5.

27. Каневская Н. А. Искусство Кореи. – М. : ГМИНВ, 1990

28. Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Силла. - Т. 1 - М. , 1959.

29. Ким Чен Ир. Блестящее развитие национального искусства // Ким Чен Ир // Новая Корея. Пхеньян, 1958. - № 3.

30. Киреева Л. И. Статьи по искусству Кореи: сборник избранных статей и заметок / Л. И. Киреева; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2006. 203 с.

31. Корейские изобразительные искусства: Из произведений, представленных на Всересп. Выставке изобразительных искусств, посвященной 30-летию образования КНДР. Пхеньян: Издательство литературы на иностранных языках, 1979. – 152 с.

32. Корейское классическое искусство. Сб. ст. / Сост. и автор введения Л. Н. Киреева. М. : Наука, 1972. 96 с.

33. Корея: Север и Юг. -М. : Наука, 1965. 263 с.

34. Ланъков А. Н. Конфуцианские традиции и ментальность южнокорейского горожанина / А. Н. Ланькова // Восток. 1996. - № 3. - С. 36-50.

35. Ланьков А. Н. Северная Корея. Вчера и сегодня. М. , 1995.

36. Латов B. C. Искусство свободной Кореи / B. C. Латов. М. : Искусство, 1955. -320 с.

37. Малявин В. В. Традиционная эстетика в странах Дальнего Востока / В. В. Малявин. М. : Искусство, 1987. - 240 с.

38. Марков В. М. "Республика Корея. Традиции и современность в культуре второй половины ХХ века. Взгляд из России" Владивосток, 1999

39. Марков В. М. Свет идей чучхе. / В. М. Марков. – М. : Палея Минин, 1999. – 115 с.

40. Михеев В. В. Глобализация и корейская проблема // ПДВ, 2004, №2, с. 23-29.

41. Пак М. Н. О некоторых вопросах изучения истории корейской культуры// Major Issues in History of Korean Culture. М. , 1997.

42. Пак М. Н. Очерк по историографии Кореи. М. , 1987.

43. Пак М. Н. Очерки ранней истории Кореи. М. , 1979.

44. Петрова О. П. Описание письменных памятников корейской культуры. Вып. 1. М. ; Л. , 1956.

45. Петухов В. И. У истоков борьбы за единство и независимость Кореи. М. , 198

46. Республика Корея: опыт модернизации. М. , 1996.

47. Самсонов Д. А. О статусе «старшего сына» в Корее: традиция и современность // Корея: новые горизонты. М. , 2005

48. Соловьев А. В. Исторический текст в контексте изучения истории культуры Кореи (на примере текста «Самгук саги») // Актуальные проблемы корееведения: Мат. конф. – Спб. , 2000. – С. 33–44.

49. Соловьёв А. В. Проблема самосовершенствования человека в традиционной культуре Кореи (социально-этическое учение хваранов VII-IX вв. )// Вестник МГУ. Сер. 13. Востоковедение. 1991, №3.

50. Толстокулаков И. А. Очерк истории корейской культуры: Учеб. пособие. – Владивосток, 2002

51. То Юхо. О мегалитической культуре Кореи// СЭ. 1962, №4.

52. Традиционное искусство Востока: Терминологический словарь / Под. ред. Т. Х. Стародуб. – М. : Эллис Лак, 1997. – 360 с.

53. Чон Гюбок. Исследования системы идеологического образования Северной Кореи / Чон Гюбок. Сеул: Ун-т Ёнсе, 1982. - 180 с.

54. Шабшина Ф. И. Очерки новейшей истории Кореи (1918-1945). М. , 1959.

55. Шабшина Ф. И. Очерки новейшей истории Кореи (1945-1953). М. , 1958.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: