• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Разработка кафедральной системы мониторинга учебного процесса

Предмет:Экология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:48
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:данные, система, моделизм, доступ, работа, модулирование, вуз, учебный, ресурсно, дата
Процент оригинальности:
62 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Введение 3

1 Ознакомление с предметной областью. Обзор автоматизированных систем управления учебным процессом 6

1. 1 Обзор основных характеристик системы Naumen University 6

1. 2 Обзор основных характеристик системы Tandem University 9

1. 3 Обзор основных характеристик системы РАМЭК 13

1. 4 Выводы 15

2Подготовка к разработке системы мониторинга учебного процесса 17

2. 1 Требования к системе и её основным функциональным модулям 17

2. 2 Анализ существующих моделей данных 19

2. 3 Описание принципов многомерной модели данных и алгоритмов обработки 23

2. 4 Подготовка к инфологическому и даталогическому проектированию БД относительно многомерного представления данных 27

2. 5 Выявление типов пользователей 31

3 Подготовка к разработке подсистемы «Преподаватель» 32

3. 1 Описание подсистемы «Преподаватель» 32

3. 2 Описание бизнес-процессов подсистемы «Преподаватель» 34

Заключение 40

Список использованной литературы 41

?

Вступление:

В современном обществе с каждым годом все более и более развиваются информационные технологии (ИТ). Все больше людей втягиваются в эту сферу. Можно с уверенностью сказать, что информационные технологии также тесно переплетаются со многими сферами и областями знаний, так как по сути своей являются универсальным средством работы с информацией. Компьютерные технологии предлагают огромный спектр услуг, которые могут быть использованы в образовании: большое количество способов представления информации, мультимедиа технологии, глобальное пространство Интернет.

Сегодня в XXI веке мы просто не представляем жизнь без ИТ, кроме того, незнание в этой области говорит об определенной необразованности и неграмотности человека или об отсталости предприятия, которые в своей работе не используют компьютерных средств обработки данных.

Образование в нашей стране также должно идти в ногу со временем, во-первых, чтобы поставлять на рынок труда квалифицированные, хорошо обученные кадры. Во-вторых, чтобы облегчить труд персонала самого учебного заведения, так как компьютеризация позволяет автоматизировать рутинную работу, такую как обработка многочисленных данных, определение средних показателей успеваемости, подведение итогов и выявление определенных закономерностей в качестве обучения. Таким образом, можно выявить актуальность работы, которая состоит во внедрении в образование новых технологий, повышающих качество полученных знаний.

Если задаться вопросом, каким именно способом можно использовать информационные технологии, то вкратце можно ответить следующим образом. На базе компьютерных средств можно создать множество интересных учебных мультимедийных пособий, в которых информация будет представлена наилучшим для усвоения и запоминания способом. Также можно создать программные продукты, которые будут обеспечивать поддержку и управление учебным процессом. Они будут осуществлять:

- учет ресурсов учебного заведения;

- планирование учебного процесса;

- предоставление обучающимся учебно-методического обеспечения;

- контроль студентов;

- предоставление результатов в наиболее удобных формах.

Проблему контроля над процессом обучения решает подсистема мониторинга учебного процесса. Далее хотелось бы немного пояснить, что подразумевается под термином «мониторинг» вообще.

“Мониторинг – (от лат. monitor - тот, кто напоминает, предупреждает * a. monitoring; н. Monitoring; ф. monitoring; и. monitoring) - комплексная система регламентированных периодических наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния природной среды с целью выявления негативных изменений и выработки рекомендаций по их устранению или ослаблению” [1].

“Мониторинг – система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния какого-л. природного, социального и т. п. объекта. Биологический, экологический, культурный м. Система мониторинга” [2].

Подсистема мониторинга учебного процесса – это программное обеспечение, которое позволит отслеживать результаты выполнения различных видов работ, автоматически рассчитывать итоговые оценки за курс (с возможностью поддержки различных систем оценивания) и представлять результаты в стандартизированном виде, который позволит использовать эти данные в отчетности.

Если еще более сузить рамки применения данного программного продукта, уточнив, что он будет применяться в ВУЗе, то можно выделить еще одну положительную сторону проекта. Система мониторинга учебного процесса позволит осуществлять не только внешнюю связь (контроль педагога), но и внутреннюю (самоконтроль обучающегося). В связи с тем, что в ВУЗе студент должен уделять большое внимание самоконтролю, система должна предоставлять ему эту возможность и подробно предоставить информацию об оценках каждого студента и способах нормализации ситуации, при негативных результатах контроля. В совокупности оба этих метода контроля позволят наглядно отобразить картину успеваемости для каждого студента [3].

Хотелось бы отметить, что целью дипломного проектирования будет являться разработка именно системы мониторинга учебного процесса в ВУЗе. Также в ходе работы хотелось бы выделить и другие интересные и полезные функциональные возможности систем управления учебным процессом и включить в разработку. Данная работа является комплексной. В процессе разработки участвует два человека, каждый из которых разрабатывает определенные закрепленные за ним подсистемы, в связи с чем выявляются определенные цели преддипломной практики, которые заключаются в следующем:

- составление описания проекта, включающее выявление всех подсистем и функциональных модулей;

- анализ технологий, с помощью которых можно реализовать разработку системы;

- выявление процессов, протекающих в системе;

Поставленные цели, решаются с помощью следующих задач:

- ознакомление с предметной областью;

- обзор и анализ подобных систем;

- обзор технологий для разработки информационного хранилища;

- определение требований к будущей разработке;

- выявление основных функциональных модулей;

- описания типов пользователей в системе;

- описание подсистемы «Преподаватель»;

- описание бизнес-моделей всех категорий пользователей подсистемы «Преподаватель».

Заключение:

В рамках данной преддипломной практики была проделана работа по анализу технического задания для будущей разработки, а именно для разработки кафедральной системы мониторинга учебного процесса.

Для начала, в рамках ознакомления с предметной областью, были рассмотрены и проанализированы подобные системы, с целью выявления основных возможностей. Основным принципом построения данных систем является модульность. Благодаря модульности пользователь может сам конфигурировать систему в связи со своими потребностями. Разумеется, каждый модуль установленный помимо базовых требует дополнительной оплаты, так как системы сами по себе являются платными, но этот вопрос отнюдь не является главным. Для разработки системы гораздо важнее такие свойства подобных систем, как их открытость, безопасность и кроссплатформенность. Были интересны также основные функции, выполняемые системой, особенно те, которые связаны с контролем успеваемости студентов. И в соответствии с этим были выделены наиболее актуальные модули, присутствующие в рассматриваемых системах, такие как «Контингент студентов», «Кадровый реестр», «Движение контингента студентов», «Стипендия», «Балльно-рейтинговая система», «Дипломирование», «Расписание». Ознакомившись с системами, стало возможно описание будущей разработки.

Следующим этапом выполнения работы были определены требования к разрабатываемой системе на основании проанализированных систем. Основным требованием к системе, конечно, явилось выполнение такой важной задачей, как автоматизация процессов управления учебными процессом. Не далек тот час, когда электронные журналы заменят бумажные, занесение информации об успеваемости и посещаемости студентов в университете станет более интересным занятием. Это, конечно, лирическое отступление. Основными задачами, которые будет решать система мониторинга учебного процесса, будут выступать автоматизированное ведение личных данных пользователя (посредством аккаунтов пользователя), вести журналы посещаемости и успеваемости, передавать личные сообщения и материалы преподавателя. Также пользователи системы смогут с легкостью оценить текущую ситуацию успеваемости студентов, во избежание нежелательных последствий в процессе обучения.

Были выделены и основные модули системы, такие как: «Вход», «Контингент», «Статистика», «Учебные планы», «Оперативная информация», «Личные сообщения». Определены также типы пользователей системы, для которых будут выделяться автоматизированные рабочие места и их основные «права и обязанности». В процессе работы было решено определить в системе 3 типа пользователей:

- администратор (пользователь, следящий за общим порядком системы);

- студент (обучающийся на кафедре пользователь, который сможет отслеживать свою успеваемость и следить за поступлением новых материалов преподавателя);

- преподаватель (пользователь, преподающий на кафедре определенные дисциплины; данный пользователь может пополнять свои материалы, а также вносить сведения об успеваемости).

Описание требований к системе – это дело определенно необходимое, но кроме того, в работе было уделено также внимание и типам моделей данных. Поскольку всё задуманное ранее должно быть исполнено. Поэтому были рассмотрены основные модели данных и из них выделена наиболее подходящая для проектирования информационной модели предметной области. Для аналитической обработки данных была выбрана многомерная модель данных, описаны ее основные характеристики, такие как агрегируемость, историчность, прогнозируемость, иерархия в измерениях. Немаловажным вопросом здесь является организация информационного хранилища данных, возможные схемы которого также были рассмотрены. Из логических схем «Звезда» и «Снежинка» было решено выбрать вторую, поскольку она наиболее полно позволит описать необходимую часть предметной области.

Заключительным этапов преддипломной практики явилось составление основных бизнес-процессов подсистемы «Преподаватель». Данное моделирование позволило оценить работоспособность системы, показать возможности пользователей, выявить всевозможные связи системы со сторонними элементами (например, СУБД), а также отследить информационные потоки системы.

Хотелось бы отметить, что система, благодаря модульной организации сможет разрастаться в будущем, приобретая новые функциональные возможности. Возможно, будут добавлены новые типы пользователей или расширены возможности уже имеющихся. Но пока необходимо реализовать на практике, изложенный материал.

Список литературы:

1. Геологическая энциклопедия [Электронный ресурс]: Академик. Словари и энциклопедии. - Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/enc_geolog/3180/Мониторинг, свободный. (Дата обращения: 19. 02. 2012)

2. Большой толковый словарь русского языка Кузнецова [Электронный ресурс]: Академик. Словари и энциклопедии. – 1998. – Режим доступа: http://dic. academic. ru/dic. nsf/kuznetsov/24359/мониторинг#sel=, свободный. (Дата обращения: 19. 02. 2012)

3. Андреев, В. В. Автоматизация мониторинга рейтинговых показателей субъектов образовательного процесса в системе менеджмента качества вуза [Текст] / Материалы междунар. науч. -практ. конф. / Под ред. Геровой Н. В. Рязань: Полиграфия, 2010. С. 33-38.

4. Информационная система [Электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия. – 2011. – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/Информационная_система, свободный. (Дата обращения: 24. 02. 2012)

5. Naumen University [Электронный ресурс]: Сайт описания разработки – Режим доступа: http://www. quadrosoft. by/solutions/24-naumen-university. html, свободный. (Дата обращения: 24. 02. 2012)

6. TANDEM. Автоматизация бизнеса [Электронный ресурс]: Сайт описания разработки – Режим доступа: http://tandemservice. ru/web/ guest/solutions/university, свободный. (Дата обращения: 24. 02. 2012)

7. РАМЭК. Управление учебным процессом [Электронный ресурс]: Сайт описания разработки – Режим доступа: http://www. bi-edu. ru/index. php?option=com_content&view=article&id=48&Itemid=73, свободный. (Дата обращения: 24. 02. 2012)

8. Информационные системы. Базы данных [Электронный ресурс]: Информатика и информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие – Режим доступа: http://www. kolomna-school7-ict. narod. ru/index. htm, свободный. (Дата обращения: 28. 02. 2012)

9. Модели, базы данных и СУБД в информационных системах [Электронный ресурс]: Каталог статей на компьютерную тематику – Режим доступа: http://www. hardline. ru/2/22/3172/, свободный. (Дата обращения: 1. 03. 2012)

10. Модели представления данных. Постреляционная, многомерная, объектно-ориентированная модели данных [Электронный ресурс]: Сайт по программированию на языках Си/C++, Pascal, Assembler (Ассемблер), Пролог (Prolog). Программирование для Unigraphics Open Api C – Режим доступа: http://www. dmtsoft. ru/bn/106/as/oneaticleshablon, свободный. (Дата обращения: 1. 03. 2012)

11. Кравченко, Ю. С. Компьютерные технология в науке и образовании [Текст] : учеб. пособие (I ч. ). / В. В. Марков, Ю. А. Кравченко. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 133 с.

12. Транзакции. OLTP. Многомерная модель данных. OLAP [Электронный ресурс]: База знаний кафедры ИКТ – 2010. – Режим доступа: http://wiki. auditory. ru/БД:Лекция_№11, свободный. (Дата обращения: 2. 03. 2012)

13. Модели представления данных: многомерная модель [Электронный ресурс]: Проект Neudov. net – 2012. – Режим доступа: http://www. neudov. net/4students/otvety-po-pive/modeli-predstavleniya-dannyx-mnogomernaya-model/, свободный. (Дата обращения: 2. 03. 2012)

14. Многомерные кубы, OLAP и MDX [Электронный ресурс]: Блог «Хабрахабр» – 2009. – Режим доступа: http://habrahabr. ru/blogs/sql/66356/, свободный. (Дата обращения: 2. 03. 2012)

15. Проектирование баз данных [Электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия. – 2012. – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/Проектирование_баз_данных, свободный. (Дата обращения: 4. 03. 2012)

16. Элементы модели «сущность-связь» [Электронный ресурс]: Cit Forum. – 2000. – Режим доступа: http://www. citforum. ru/database/dblearn/dblearn08. shtml, свободный. (Дата обращения: 4. 03. 2012)

17. Создаем OLAP куб. Часть 1 [Электронный ресурс]: Блог «Хабрахабр» – 2009. – Режим доступа: http://habrahabr. ru/blogs/sql/67272/, свободный. (Дата обращения: 4. 03. 2012)

18. Учетная запись [Электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия. – 2011. – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/Учетная_запись, свободный. (Дата обращения: 5. 03. 2012)

19. Бизнес-процесс [Электронный ресурс]: Википедия – свободная энциклопедия. – 2012. – Режим доступа: http://ru. wikipedia. org/wiki/Бизнес-процесс, свободный. (Дата обращения: 7. 03. 2012)

20. Моделирование бизнес-процессов предприятия [Электронный ресурс]: Портал «iTeam». Технологии корпоративного управления – 2011. – Режим доступа: http://www. iteam. ru/publications/it/section_51/article_1335, свободный. (Дата обращения: 7. 03. 2012)

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: