• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Анализ притока иностранных инвестиций в Россию за 2007-2011 годы

Предмет:Экономика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:73
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:россиевский, областник, втайне, дол, страна, сшедший, бизнес, приток, междинастический
Процент оригинальности:
69 %
Цена:2000 руб.
Содержание:

Глава 1. Сущность и значение иностранных инвестиций в экономике России 6

1. 1 Иностранные инвестиции: сущность, содержание, виды, классификация. 6

1. 2 Классификация и учет иностранных инвестиций. 9

1. 3 Влияние иностранных инвестиций на экономику России. 20

Глава 2. Анализ привлечения инвестиций в российскую экономику 27

2. 1. Факторы, влияющие на привлечение иностранных инвестиций 27

2. 2. Анализ иностранных инвестиций в Россию за 2007-2011 гг. 34

Глава 3. Проблемы и перспективы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 53

3. 1. Влияние ВТО на привлечение иностранных инвестиций в Россию 53

3. 2. Меры по улучшению бизнес-климата в России 57

Заключение. 61

Список используемых источников: 64

Приложение А 67

Приложение Б 70

Вступление:

Несомненно, что любое развитие системы происходит за счет привлечения ресурсов как внутри системы, так и за ее пределами. В экономике развитие определяется количественными показателями (ВВП, темп роста ВВП, индекс человеческого развития и т. п. ) и качественными показателями (отношения затраченных ресурсов к полученному экономикой продукту). Соответственно, выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост, обусловленный увеличением количества ресурсов, простым добавлением факторов, представляет собой экстенсивный тип экономического роста. Экономический рост, связанный с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса - это интенсивный тип роста.

Для достижения устойчивых и высоких темпов экономического роста одной из главных задач является поиск источников ресурсов. Существенную роль в этом процессе играют инвестиции, в т. ч. иностранного происхождения. При этом иностранные инвестиции следует рассматривать как фактор, безусловно, необходимый для ускорения национального развития, но в идеале лишь дополняющий внутренние капиталовложения.

Однако в целом ряде случаев власти той или иной страны не в состоянии мобилизовать достаточные количества инвестиционных ресурсов и эффективно их использовать. В условиях ограниченности собственных инвестиционных ресурсов предприятий (механизм самофинансирования) и возможностей привлечения инвестиций отечественного происхождения, связанных с неблагоприятным инвестиционным климатом и имиджем страны и, как следствие, бегством капитала, в целях финансирования потребностей отечественных предприятий в создании необходимой материально-технической и технологической базы особую значимость приобретают именно иностранные инвестиции.

В современных условиях поддержание высоких темпов экономического роста не может быть увязано только лишь с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках. Необходим поиск новых источников роста, среди которых основополагающее значение приобретают инвестиции, приток которых даже в условиях снижения цен на энергоносители способен обеспечить дальнейший стабильный и долговременный эффект увеличения как производства, так и потребления. Поэтому использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в свободные отрасли предпринимательства.

В связи с этим возникают некоторые проблемы:

1. Необходимо разработать и использовать соответствующие методологии, которые позволяют выявить и качественно и количественно охарактеризовать значения множества тех факторов, от которых зависит, в конечном счете, экономическая оценка иностранных инвестиций;

2. Создать действенный механизм регулирования потока иностранных инвестиций, обеспечивающего рациональные объемы, структуру и направления их использования.

Хотя те же самые проблемы приходится решать и в сфере инвестиционной деятельности за счет внутренних источников данной страны. Но применительно к иностранным инвестициям их решение существенно усложняется в связи с необходимостью принять во внимание различия в экономико-правовых режимах, в которых действуют зарубежные инвесторы и хозяйственные структуры данной страны, принимающие инвестиции. Необходимо также учитывать специфику валютно-таможенных правил, при которых осуществляются инвестиции, определенные политические ограничения, влияющие на процесс инвестирования, наконец, обычаи делового оборота различных стран и т. д.

Все вышесказанное в полной мере относится к условиям России. Опыт всех лет показал, что она крайне нуждается в иностранных инвестициях, необходимых для создания более совершенной технической и технологической базы производства, внедрения ресурсосберегающих технологий, повышения производительности труда до уровня экономически развитых стран, организации выпуска качественной конкурентоспособной продукции. Общий объем иностранных инвестиций является для российской экономики недостаточным, структуру их нельзя признать рациональной, а во многие отрасли, в первую очередь нуждающиеся во вливаниях иностранного капитала, этот капитал идти не желает. Инвестиционный процесс в любом государстве, в том числе в РФ, не может развиваться стихийно. Его ход определяется государственной инвестиционной политикой, имеющей два неразрывно связанных между собой аспекта: экономический и правовой. Их взаимосвязь проявляется в том, что экономические решения государство закрепляет в нормативно-правовых актах, прежде всего, в федеральных законах.

Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день структура и распределение иностранных инвестиций в российскую экономику носят крайне противоречивый характер по отношению к целям государства по экономическому развитию. Это наглядно проявилось в ходе финансового кризиса 2008-2009 гг. , когда наблюдался резкий отток инвестиционных ресурсов по причине их неправильного распределения в отраслях российской экономики.

Целью дипломной работы является проведение комплексного анализа притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию за период с 2007 по 2011 год, нахождение закономерностей инвестиционного процесса применительно к различным секторам экономики России, а также исследование способов и возможностей изменения структуры иностранных инвестиций.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические и правовые основы иностранных инвестиций;

2. Исследовать виды и формы осуществления инвестиций;

3. Проанализировать приток иностранных инвестиций в российскую экономику;

4. Рассмотреть потенциальное влияние вступления России во Всемирную торговую организацию на привлечение иностранных инвестиций.

5. Исследовать перспективы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.

Объектом исследования в работе являются иностранные инвестиции, привлекаемые в экономику Российской Федерации и её субъектов, предметом исследования - методы привлечения иностранных инвестиций в Российскую экономику и улучшения структуры инвестиций.

Заключение:

Наблюдается постоянный рост иностранных инвестиций по статье «прочие», состоящей в основном из разного рода кредитов. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, часть поступающих инвестиций – это кредиты, которые предприятия берут для рефинансирования старых долгов. Во-вторых, кредиты за рубежом намного дешевле, и соответственно, брать их более выгодно. Еще одним (частным) объяснением (с известной долей уверенности) может служить значительный вклад в увеличение зарубежных инвестиций по этой статье сделки по объединению ТНК и ВР. Доля ПИИ не претерпела принципиальных изменений, и по-прежнему значительно уступает показателю 1997 г. Доля портфельных инвестиций весьма невелика (всего 0,4% от общего числа), кроме того, объем привлекаемых по этой статье инвестиций имеет тенденцию к снижению. Ожидать значительного притока портфельного капитала в обозримом будущем вряд ли стоит. Зарубежные инвесторы, как правило, предпочитают вкладываться в национальные активы и осуществляют вложения в иностранные, главным образом с целью диверсификации рисков. Российские же ценные бумаги в основной своей массе с точки зрения соотношения доходности и риска не удовлетворяют требованиям зарубежных инвесторов.

2. С 2008 г. сохраняется устойчивая тенденция роста отношения бегства капитала к экспорту товаров. Это позволяет говорить о том, что рост иностранных инвестиций происходит на фоне прогрессирующего бегства капитала. Таким образом, можно говорить о противодействии двух тенденций: с одной стороны, рост иностранных инвестиций, с другой, интенсификация процессов вывода капитала из страны.

3. Значительная часть иностранных инвестиций пришла в Россию из оффшорных зон, и, следовательно, считать их в «чистом» виде иностранными не совсем правильно, поскольку они обладают некоторыми преимуществами. Достаточно сказать, что «управляющие» пакеты акций большинства нефтяных компаний зарегистрированы в оффшорах.

Существенная доля иностранных инвестиций оседает в небольшом количестве сырьевых секторов экономики. Особенно на этом фоне выделяется нефтедобывающая отрасль, которая, благодаря очень высоким уровням доходности, является наиболее привлекательной. Сложившаяся отраслевая ситуация делает страну уязвимой, поскольку ею не диверсифицируются риски, и в случае низких цен на нефть она будет испытывать большие трудности; будет также наблюдаться значительное снижение темпов роста экономики. Риски иностранных инвесторов внутри страны также не диверсифицируются, поскольку в случае наступления неблагоприятных событий в нефтедобывающей отрасли возможности перевести капитал в другие отрасли весьма ограничены.

Можно ожидать, что в ближайшие несколько лет прямые иностранные инвестиции в экономику России будут продолжать расти, так как потоки инвестиций в Калужскую область и Санкт-Петербург будут увеличиваться. Между тем, действия правительства не способствуют устойчивости этого роста. Оставшаяся часть прямых иностранных инвестиций в последние годы привлекается примерно в одних и тех же объемах, что позволяет говорить об отсутствии ПИИ-политики со стороны государства (или как минимум о ее неэффективности).

6. Уровень привлекаемых в Россию иностранных инвестиций еще достаточно мал в сравнении с другими странами. Поэтому любое серьезное изменение потока может приводить к значительному улучшению (ухудшению) в процентных показателях.

Россия имеет высокий инвестиционный потенциал: большая страна с выгодным географическим положением, высокие темпы роста ВВП, низкие издержки производства, значительный рыночный потенциал вкупе с растущей платежеспособностью населения. Однако, в институциональном окружении по-прежнему сохраняется еще достаточно много препятствий на пути проникновения иностранного капитала: значительные бюрократические издержки, существенное административное бремя, высокий уровень организованной преступности и коррупции на фоне неэффективной работы правоохранительных органов. В целях преодоления этих барьеров стране необходимо более активно проводить реформы финансового сектора и государственного управления, осуществлять планомерную и системную борьбу с коррупцией.

Основными мотивами иностранных инвесторов в случае России оказываются: поиск рынков сбыта, природные ресурсы и низкие издержки производства внутри страны (преимущества производства внутри перед экспортом). Занятие стратегического положения на национальном рынке уже не рассматривается в качестве основного мотива. Возможно, это связано с тем, что глобальные игроки, которые были заинтересованы в этом, уже заняли стратегические ниши на местных рынках.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25. 02. 1999 №39-Ф3 (ред. от 24. 07. 2007) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

2. - Райзберг Б. А. , Лозовский Л. Ш. , Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд. , перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2010.

3. Федеральный Закон от 9 июля 1999года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях», ст. 1

4. Метелев С. Е. Национальная безопасность и приоритеты развития России: социально-экономические и правовые аспекты. М. : Изд. "ЮНИТИ", 2010;

5. Дмитриади Г. Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М. : Изд. ЛЕНАНД, 2008

6. Illicit Financial Flows from Developing Countries Over the Decade Ending 2009 (http://iffdec2011. gfintegrity. org/)

7. Бюллетень иностранной коммерческой информации. - 2011. -№ 3. -С. 57-59.

8. Воропаев А. В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика, 2008, № 3.

9. Гитман Л. Дж. Основы инвестирования Перевод с английского- М. : Дело, 2009.

10. Дэниеле Джон Д. , Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М. : Дело ЛТД, 2008.

11. Ивасенко А. Г. Инвестиции: источники и способы финансирования. - М. , 2007.

12. Инвестиционная политика: Учебное пособие. / Под ред. Лапыгина Ю. Н. – М. : КНОРУС, 2007.

13. Линдерт П. Х. Экономика мирохозяйственных связей. – М. , 2007.

14. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. -М. , 2007.

15. Пайк Р. , Нил Б. Корпоративные деньги и инвестирование. - СПб. , 2008.

16. Панкратов П. А. Иностранная инвестиция (поиск формулировок) // Внешнеторговое право, 2010, № 1.

17. Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999г.

18. Прямые иностранные инвестиции убегут из России вслед за портфельными 21. 01. 2009 18:26, Привалова Мария (Finam. ru)

19. Daly M. , Kuwahara H. Tariffs and non-tariff barriers to trade in Hungary. The impact of the Uruguay Round and EU accession // Economics of Transition. 1999. Vol. 7, No 3, P. 717–739.

20. Drabek Z. , Bacchetta M. Tracing the Effects of WTO Accession on Policy-making in Sovereign States: preliminary Lessons from the Recent Experience of Transition Countries // The World Economy. 2004. Vol. 27, No 7, P. 1083–1125.

21. Goh C. , Javorcik B. Trade Protection and Industry Wage Structure in Poland // NBER Working Paper Series/Working Paper 11143. 2005.

22. Liping He, Xiaohang Fan (2004). Foreign Banks in Post-WTO China An Intermediate Assessment

23. Mattoo A. Financial Services and the WTO: Liberalization in the Developing and Transition Economies // World Trade Organization/Working Paper. 1998.

24. Tarr and Rutherford (2006) Regional Impacts of Russia’s Accession to the World Trade Organization, WB Policy Research

25. Working Paper 4015.

26. Pietras J. The Role of the WTO for Economies in Transition // Krueger A. The WTO as an International Organization, The University of Chicago Press: Chicago, 1997.

27. Communication from Slovenia, Bulgaria, Czech Republic, Poland and Slovak Republic. Note on Assessment of Trade in Services in Certain Transition Economies // World Trade Organization, Trade in Services Council Special Session. 2000.

28. Монопрофильные и градообразующие предприятия: обзорный доклад / Под ред. И. В. Липсица — М. : Издательский дом «Хроникер», 2000 год.

29. Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. — М. : Независимый институт социальной политики, 2010 год.

30. Зубаревич Н. В. Крупный бизнес в регионах России: территориальные стратегии развития и социальные интересы. — М. , Поматур, 2005 год.

Готовые работы:

Рекомендованные документы: