• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Функционирования региональных бюджетов

Предмет:Экономика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:59
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:бюджетов, доходов, бюджета, региональных, федерации, российской, расходов, субъектов, татарстан, республики, вес, доходы, власти, бюджетной, налогов
Процент оригинальности:
71 %
Цена:700 руб.
Содержание:

Введение 3

1. Теоретические основы функционирования региональных бюджетов 6

1. 1. Сущность и функции региональных бюджетов 6

1. 2. Роль региональных бюджетов в бюджетной системе РФ 13

1. 3. Законодательная база функционирования региональных бюджетов 19

2. Характеристика современного состояния региональных бюджетов 25

2. 1. Состав и структура доходов региональных бюджетов 25

2. 2. Состав и структура расходов региональных бюджетов 34

2. 3. Пути укрепления доходной базы региональных бюджетов и пути

совершенствования использования бюджетных средств 43

Заключение 53

Список использованных источников 57

Приложение

Вступление:

Одной из наиболее важных проблем современного этапа развития Российской Федерации и ее структурных звеньев является совершенствование бюджетных отношений на всех уровнях управления РФ. В результате реформ, проводимых в последние годы, субъекты Федерации получают все меньшие права в области налогообложения и распоряжения государственной собственностью. Как следствие, ослабевает зависимость доходов регионального бюджета от эффективности управления процессом формирования собственной финансовой базы. Существующие доходные источники нельзя признать исчерпывающими, и это является причиной несбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Следовательно, упорядочение финансового обеспечения полномочий субъектов РФ является важнейшим условием укрепления российской государственности на основе принципов финансовой самостоятельности и федерализации.

Отметим, что развитие бюджетных отношений во многом определяется упорядочением бюджетного устройства Российской Федерации и более четким, научно-обоснованным разграничением бюджетно-налоговых полномочий между федеральным центром и регионами. В настоящее время отсутствуют эффективные стимулы роста доходов региональных бюджетов, что ведет к появлению большого числа хронически дотационных территорий. Плановое выравнивание бюджетов за счет дотаций и субвенций создает у региональных органов власти иждивенческие настроения и не способствует развитию их хозяйственной инициативы. Поэтому существует необходимость совершенствования механизма формирования доходной части региональных бюджетов, повышения уровня собственных доходов регионов.

Необходимость изучения теоретических вопросов территориальных финансов, их места и роли в финансовой системе федеративного государства, совершенствования формирования доходной базы бюджетов обусловила обращение автора к трудам таких российских ученых, как A. M. Бабич, А. Г. Грязнова, А. З. Дадашев, О. Г. Дмитриева, Л. А. Дробозина, A. M. Ковалева, Ю. Н. Петров, Л. П. Павлова, В. Г. Пансков, О. П. Овчинникова, В. М. Родионова, М. В. Романовский, Б. М. Сабанти, В. К. Сенчагов.

Проблемы бюджетов территорий находятся в центре внимания многих исследователей: С. А. Артемьевой, О. В. Врублевской, Т. М. Ковалевой, Г. Б. Поляка, Н. М. Сабитовой, С. П. Сазонова, С. П. Солянниковой, СН. Хурсевича; проблемы регионального развития и управления регионом анализируются в трудах О. В. Иншакова, В. Н. Лексина, О. А. Ломовцевой, А. С. Маршаловой и др. ; вопросы налогового формирования бюджетных ресурсов рассматриваются в работах С. В. Барулина, Б. Е. Пенькова, Н. И. Сидоровой, Д. Г. Черника и др. ; кредитные и заемные источники бюджетных поступлений - предмет исследований В. В. Голосова, А. Г. Куликова.

Концепции, представленные в трудах названных ученых, требуют

дальнейшего развития и инструментализации в современный период развития бюджетных отношений, поскольку до сих пор игнорируется принцип функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективная связь со сферой производства товаров и услуг.

Цель данного исследования состоит в теоретическом изучении особенностей формирования доходной базы региональных бюджетов. Для достижения поставленной цели определим следующие основные задачи работы:

- исследовать теоретические основы региональных бюджетов: определить экономическую сущность и назначение региональных бюджетов; выявить роль региональных бюджетов бюджетной системе РФ, а также проанализировать законодательную базу функционирования региональных бюджетов;

- детально охарактеризовать региональные бюджеты: изучить состав и структуру доходов и расходов региональных бюджетов; предложить пути укрепления доходной базы региональных бюджетов и пути совершенствования использования бюджетных средств.

Объектом исследования выступает доходная и расходная часть региональных бюджетов Российской Федерации. Предметом исследования является совокупность финансовых отношений, возникающих при формировании, распределении и исполнении доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

Теоретической базой работы послужили концепции, теории и гипотезы, представленные и обоснованные в трудах российских и зарубежных ученых в области государственной и территориальной финансово-бюджетной политики.

Нормативно-правовую основу бакалаврской работы составили законодательные акты Российской Федерации, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, законодательные и нормативные акты по бюджету, бюджетному устройству и бюджетному процессу Российской Федерации, инструкции и методические рекомендации Министерства финансов РФ, а также материалы научно-практических конференций и периодических изданий.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников. Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы функционирования региональных бюджетов. Во второй главе дана характеристика доходов и расходов региональных бюджетов. В заключении подводятся итоги работы и формулируются основные теоретические выводы и предложения , вытекающие из результатов исследования.

Заключение:

По результатам проделанной работы следует отметить, что региональный бюджет как финансовая категория - это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, предназначенного для удовлетворения потребностей социально- экономического развития данного субъекта и финансовой поддержки его административно-территориальных единиц.

Важную роль в бюджетной системе РФ играют региональные бюджеты. Доходы региональных бюджетов - это финансовые ресурсы, сформированные при реализации определенных нормами права финансово-экономических отношений между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами относительно поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для выполнения функций и задач.

К особым (исключительным) чертам регионального бюджета относятся, на наш взгляд, следующие:

- имеет возможность рассчитывать на финансовую помощь из федерального бюджета;

- является средством регулирования местных бюджетов.

Нормативно - правовая база по вопросам формирования региональных бюджетов субъектов Российской Федерации сильно различается по регионам. Республика Татарстан, на наш взгляд, относится к регионам Российской Федерации с хорошо развитой законодательной базой по бюджетному устройству и формированию бюджета. Источником регионального бюджетного законодательства является Бюджетный кодекс Республики Татарстан (№35-ЗРТ с изменениями на 2008 год), который регулирует отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РТ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных заимствований РТ и муниципальных заимствований, регулирования государственного долга РТ и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РТ.

В результате анализа состава и структуры доходов и расходов бюджета Республики Татарстан были сделаны следующие выводы:

- настоящее время наибольший удельный вес в доходах бюджета Республики Татарстан занимают налоговые доходы – в 2008 году –70,38%, 2009 году –55,27%, в 2010 году – 54,34%. . Это происходит за счёт высокой доли налоговых доходов, поступающих в виде отчислений от федеральных налогов и сборов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы). Также возросла величина безвозмездных поступлений – в 2009 году рост составил 97%, в 2010 году – 31,8 %, и в 2010 году по отношению к 2008 году - 159%. Однако в последние годы наблюдается снижение неналоговых доходов. Результатом увеличения налоговых, безвозмездных перечислений и снижения неналоговых доходов стал рост доходов бюджета Республики Татарстан в 2009 году на 2% по отношению к показателям 2008 года, в 2010 году – на 28,8% по отношению к данным 2009 года, и на 31,4% по отношению к данным 2008 года.

- наибольший удельный вес в расходах бюджета Республики Татарстан занимают расходы на национальную экономику – в 2008 году составил 37,04%, 2009 году – 30,61%, в 2010 году – 33,18%; расходы на социальную политику - в 2008 году составил 8,56%, 2009 году – 11,46%, в 2010 году – 16,5%, Результатом увеличения каждого раздела стал рост расходов бюджета Республики Татарстан в 2009 году на 3,7% по отношению к показателям 2008 года, в 2010 году – на 29,1% по отношению к данным 2009 года, и на 33,9% по отношению к данным 2008 года.

Перечень региональных налогов весьма узок. В последние годы поступления от налогов, закрепленных за органами власти Республики Татарстан, составляют менее 19%. Однако необходимо отметить, что в абсолютной сумме размер поступлений по региональным налогам увеличивается.

В дальнейшем в работе были рассмотрены пути укрепления доходной базы региональных бюджетов. Преобладающую часть региональных и местных налогов занимают налоги, взимаемые с имущества. В рамках проводимой налоговой реформы на региональном уровне планируется установление нового для России имущественного налога - налога на недвижимость, консолидирующего налог на имущество организаций, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

По вопросу, к каким налогам - региональным или местным - следует отнести налог на недвижимость, идут дискуссии. Одни экономисты предлагают в целях усиления финансовой основы местного самоуправления все имущественные налоги передать на местный уровень. Они считают, что после замены земельного налога и налога на имущество физических лиц налогом на недвижимость его необходимо сделать местным налогом. Однако данная позиция исследователей относительно перевода всех имущественных налогов на местный уровень, на наш взгляд, подрывает основу региональных финансов. Если, например, все доходы от взимания имущественных налогов будут переданы местному уровню, то тогда остается неясным, какие же в этом случае налоги останутся за региональным уровнем, если учесть, что в действующей налоговой системе региональные и местные налоги практически полностью состоят из имущественных налогов? Это приводит к выводу о том, что установление всех имущественных налогов в системе местных налогов создаст условия для существенного увеличения дефицита региональных бюджетов и будет способствовать повышению степени их зависимости от финансовой помощи со стороны федеральных властей.

Для повышения налоговых и неналоговых доходов субъектов РФ необходимо:

- осуществление социально-экономической политики, обеспечивающей последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что в совокупности должно способствовать росту поступлений по налогу на доходы физических лиц.

- активизация целенаправленной работы с бюджетообразующими предприятиями, которые являются основными налогоплательщиками в региональные бюджеты.

- следует ввести налог на недвижимость при условии, что он будет региональным налогом или хотя бы норматив отчисления будет значительным в региональный бюджет.

- по неналоговым доходом совершенствовать механизм управления государственным имуществом, находящимся в собственности региональных органов власти. Это следует связывать с повышением эффективности использовании собственности через регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Реализация выводов и предложений, обоснованных в работе, должна способствовать дальнейшему совершенствованию формирования доходов региональных бюджетов Российской Федерации.

Для повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо:

- усовершенствовать процесс разработки региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов;

- упростить процедуру включения организаций в реестр недобросовестных поставщиков в сфере государственного заказа;

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 06. 04. 2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 30. 12. 2008.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 07. 06. 2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 30. 12. 2008.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ [Электронный ресурс]: Федеральный от 6 октября 1999г. , №184-ФЗ (ред. от 21. 04. 2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 03. 05. 2011.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 06. 10. 2003 г. , N 131-ФЗ (ред. от 03. 05. 2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 03. 05. 2011.

5. Об утверждений указаний о порядке применения бюджетной классификации в РФ [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов РФ от 28. 12. 2011 г. №190н // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 03. 05. 2011.

6. Об исполнении бюджете Республики Татарстан на 2008 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 30 июня 2009 г. , № 40-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 03. 05. 2011.

7. Об исполнении бюджете Республики Татарстан на 2009 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 28 июня 2010 г. , №36-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 03. 05. 2011.

8. Об исполнении бюджете Республики Татарстан на 2010 год [Электронный ресурс]: Закон Республики Татарстан от 23 мая 2011 г. , № 38-ЗРТ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Последнее обновление 03. 05. 2011.

9. Березин М. Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. - М: Волтерс Клувер, 2009.

10. Бюджетный процесс в РФ: учеб. пособие. / Под ред. Л. Г. Барановой, О. В. Врублевской. - М: Перспектива; ИНФРА-М, 2010.

11. Бюджетная система России: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. - М. : Юнити-Дана, 2010.

12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. Романовского М. В. , Врублевской О. В. – М. : Юрайт, 2009.

13. Вельский К. С. Финансовое право. - М. : Юнити, 2009.

14. Господарчук Г. Г. Развитие регионов на основе финансовой интеграции. - М. : Финансы и статистика, 2009.

15. Дадашев А. 3. Финансовая система России. – М. : Зерцало, 2009.

16. Крохина Ю. А. Бюджетное планирование. - М. : Юрайт, 2009.

17. Родионова В. М. Государственный бюджет и его роль в сбалансированном развитии экономики. - М. : Инфра-М, 2009.

18. Родионова В. М. Финансы / В. М, Родионова, Ю. А. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др. ; под ред. В. М. Родионовой. - М. : Инфра-М, 2010.

19. Сабанти Б. М. Теория финансов. - М. : Менеджер, 2008.

20. Словарь иностранных слов. - 14-е изд. –М. : Дело, 2008.

21. Тхамадокова И. Х. Совершенствование механизма формирования бюджетов субъектов Российской Федерации на основе зарубежного опыта. – М. : Спарк, 2009.

22. Финансы / Под ред. Л. А. Дробозиной. – М. : Спарк, 2010.

23. Финансы /Под ред. В. М. Родионовой. -М. : Книжный Двор, 2004.

24. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. - М. : Юнити, 2009.

25. Яндиев М. И. Финансы региональных органов власти. - М. : Бек, 2008.

26. Яшина Н. И. Теоретические и практические основы управления бюджетами административно-территориальных образований. - Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2008.

27. Березин М. Ю. Характерные отличия процессов по установлению и введению региональных и местных налогов// Законодательство и экономика. - 2009. -№10.

28. Кузнецов С. П. О некоторых проблемах местных финансов // Финансы. - 2009. - № 8.

29. Лавров А. M. Бюджетная реформа 2001 - 2008 гг. : от управления затратами к управлению результатами // Финансы. - 2005. - № 9.

30. Овсянников Л. Н. Вопросы контроля в Бюджетном кодексе // Финансы. – 2009. - № 1.

31. Родионова В. М. Проблемы совершенствования бюджетного законодательства Российской // Финансы. - 2010. - № 4.

32. Родионова В. М. Современные требования к бюджетному законодательству // Финансы. - 2010. - № 7.

33. Сизов Ю. Корпоративные облигации с бюджетным участием // Рынок ценных бумаг. - 2002. - № 7 (214).

34. Тхамадокова И. Х. Разграничение расходных полномочий и доходных источников как основа формирования бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2009. - № 2.

35. Эйгелъ Ф. Перспективы роста доходов региональных бюджетов // Финансы и кредит. – 2009. - № 25. - С. 62-65

36. Яндиев М. И. Уровни бюджетной системы в России // Финансы. – 2008. - №5.

37. Федеральное Казначейство России [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального Казначейства России, 2011. – Режим доступа: http:// www. roskazna. ru

38. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РФ, 2011. - Режим доступа: http://www. minfin. ru

39. Министерство финансов РТ [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства финансов РТ, 2011. - Режим доступа: http://www. mert. tatar. ru

40. Президент РФ [Электронный ресурс]: Бюджетное послание Призидента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах. - Официальный сайт Президента РФ, 2011. - Режим доступа: http://www. президент. рф

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: