• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Интеграционное сближение России и Европейского союзк

Предмет:Экономика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:105
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:россии, европейского, союза, между, стран, россией, европейский, россия, области, союз, интеграции, европейской, сотрудничества, европы, отношений
Процент оригинальности:
91 %
Цена:2000 руб.
Содержание:

Введение 2

Глава I. Европейский Союз как механизм европейской интеграции 10

1. 1. Краткая история создания Европейского Союза 10

1. 2. Европейский Союз на рубеже XX-XXI вв 27

1. 2. 2. ЕВРО как инструмент европейской интеграции. 33

Глава II. Сотрудничество между Российской Федерацией и Европейским Союзом. 38

2. 1. Политическое сотрудничество: соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом (СПС), «дорожные карты». 38

2. 2. Экономические отношения Россия-ЕС 51

2. 3. Сотрудничество в сфере энергетики 62

2. 4. Сотрудничество в сфере науки 69

Глава III. Расширение Европейского Союза и интересы России. 74

3. 1 Политические последствия расширения ЕС для России. 74

3. 2 Расширение Европейского Союза и экономические интересы России. 83

3. 3 Перспективы других сфер сотрудничества. 87

Заключение 92

Список использованных источников и литературы 97

Приложения. 103

Вступление:

Актуальность темы. Переживаемый в настоящее время этап развития мирового хозяйства вновь актуализировал вопрос об экономической интеграции. В последние годы активизировался процесс формирования интеграционных группировок, в том числе и таких, которые включают в себя страны, находящиеся на различных стадиях социально-экономического развития Примеры таких процессов можно наблюдать сейчас в бассейне Тихого океана, Юго-Восточной Азии, Северной Америке и других регионах. Однако наиболее известной организацией, преследующей цели прежде всего экономической интеграции, безусловно, является Европейский Союз (ЕС).

В этой связи особый интерес представляет изучение вопросов интеграционного сближения России и ЕС, взаимоотношения Российской Федерации и Европейского Союза, или конкретнее, какое место Европейский Союз занимает во внешней политике России. Почему соответственно Россия интересуется событиями, происходящими в Европе?

Во-первых, более 70% населения России проживает в ее европейской части, и если посмотреть на географическую карту страны, то мы увидим, что большинство ее политических и экономических центров, векторов коммуникационных связей развернуто в сторону Европы.

Во-вторых, ЕС является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером России. Даже еще до расширения ЕС доля российской торговли, приходящаяся на страны Союза, достигала 40%. По прямым инвестициям в российскую экономику ЕС абсолютный лидер - более 50%.

В-третьих, после Второй мировой войны страны Европейских Сообществ развивались и развиваются на основе единой и целостной системы ценностей, которая получила название европейской или евроатлантической. На ней базируется политическое устройство и политическая культура европейских стран сегодня, и на этой же основе, с разной степенью успешности, Россия стремится перестроить свою политическую и социально-экономическую структуру и реорганизовать внутриполитические процессы.

Таким образом, европейская внешняя среда оказывает существенное воздействие на преобразования, проводимые Россией. С другой стороны, большинство политических кругов современной России осознает, что без благоприятной внешней среды проведение очередного этапа внутренних преобразований вызовет существенные дополнительные трудности. Если же эта среда будет благоприятной, то она сможет гарантировать значительное облегчение в проведении реформ и даже определенную поддержку. Такая поддержка реально может придти из Европы и США. Но страны Европы (поскольку они географически расположены намного ближе к России) в большей степени заинтересованы в ее стабильности и динамичном развитии. Помимо этого, европейские государства и институты (прежде всего ЕС) накопили большой опыт поддержки демократических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы через программы технической, структурной и прямой экономической помощи, а также стимула вступления в европейские организации.

Поэтому актуальным является анализ возможных перспектив развития европейских политических процессов и их влияния на Россию.

Российская Федерация - одно из крупных государств в современном мире. Ее внешняя политика является одним из важнейших элементов государственного суверенитета. Когда речь идет о европейском направлении внешней политики России, то имеется в ввиду ее политика на двух уровнях, а именно: на уровне отношений Российской Федерации с Европейским Союзом (ЕС) и на уровне ее отношений с европейскими государствами на двухсторонней основе.

В современный период объединенная Европа представлена Европейским Союзом, включающим в себя двадцать семь стран. Со временем объединенная Европа может состоять из тридцати пяти стран, и на этом процесс европейской интеграции будет завершен. «Составляющая единое целое и свободная Европа зовет к новому почину. Мы приглашаем наши народы принять участие в этом великом деле. » Почему Европа привлекает внимание многих-стран мира, в том числе Российскую Федерацию? Потому, что Европа - это, прежде всего, емкий рынок, рынок потребления, главным образом, энергетического сырья. В Европе - исключительно высокий уровень техники и технологии; Европа - это и экспорт капитала и инвестиций в экономику многих стран; в Европе высокий уровень жизни, образования и здравоохранения.

Последнее десятилетие европейской политики отмечается активным и позитивно нарастающим взаимодействием Российской Федерации с Европейскими сообществами. Эти отношения прошли небольшой по времени путь , но они оказывают существенное влияние на дипломатию.

Период, прошедший от первых контактов (Декларация об установлении официальных отношений между СЭФ и ЕЭС 1988 года, Соглашение между СССР и ЕЭС и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве 1989 года и др. ) России с Европейскими сообществами, связанный с заключением такого документа, как Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС ) РФ-ЕС от 4 июня 1994 года, позволяет сегодня сделать главный вывод. Отношения России и Европейского Союза отвечают объективным закономерностям и тенденциям современных международных отношений и имеют серьезные предпосылки для своего развития и углубления в XXI веке.

Объектом исследования работы является развитие отношений России с Европейским Союзом, комплекс интеграционных явлений и взаимосвязей. Этапы развития отношений экономической интеграции ЕС и Российской Федерации, причины и условия, предопределившие их характер; нынешнее состояние связей и достигнутый уровень интеграции.

Предметом исследования выступают сферы взаимодействия и сотрудничества Европейского Союза и Российской Федерации: Политическое и экономическое сотрудничество; сотрудничество в сфере энергетики и науки, другие перспективные сферы сотрудничества. Также предметом исследования выступает история создания Европейского Союза.

Целью работы является изучение взаимосвязей и перспектив сотрудничества России с Европейским Союзом.

Исходя из целей работы, были поставлены следующие задачи :

1) Рассмотреть что из себя представляет Европейский Союз, история его создания и деятельности, какое место он занимает в меняющемся мире.

2) Определить, какую работу Европейский Союз проделал в России с момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Были ли трудности при установлении отношений между РФ и ЕС

3) Определить результаты политического сотрудничества между РФ и ЕС

4) Выявит закономерности функционирования ЕВРО.

Хронологические рамки работы охватывают период вторая половина XX века по настоящее времени. Периодизация работы связана с основными этапами развития Европейского Союза и отношений с Россией. Территориальные рамки работы охватывают страны, условно называющиеся, европейскими и территорию Российской Федерации.

Методологическая основа исследования. В работе используются принципы диалектики, т. е. целое рассматривается как состоящее из компонентов в их постоянном единстве и противоречии. Кроме того, применялся принцип историзма, предполагающий изучение проблемы в зарождении, становлении и развитии. В дипломе использованы как общенаучные, так и специальные исторические методы. К общенаучным методам относятся анализ и синтез, индукция и дедукция. Применялись и специальные методы. Структурно-функциональный анализ был необходим при исследовании структуры системы европейской интеграции, места в ней России, ЕС. Анализ документов связан с изучением заявлений, речей, выступлений официальных представителей России, ЕС. Основной метод - историко - сравнительный.

Новизна исследования в том, что в нем на основе современных подходов и с учетом реалий, складывающихся в мире, анализируются взаимоотношения Европейского Союза и Российской Федерации, а также анализируются формы, методы и сферы их взаимодействия и сотрудничества.

Источники: Данная работа написана преимущественно на основании официальных документов Европейского Союза. Некоторые из них переведены и опубликованы на русском языке. Большая часть документов представлена в электронном виде на официальном сайте ЕС (см. http://www. europa. eu. int).

Источниковую основу исследования составили опубликованные и неопубликованные источники. К первой группе источников можно отнести:

1. Официальные документы, принятые органами Европейского Союза. Среди них следует отметить: Договор о Европейском Союзе (подписан в 1992 году), Амстердамский договор (1997 год), Коллективную стратегию Европейского Союза по отношению к России (июнь 1994 года). Эти и другие документы необходимы при анализе структуры и функций данного института. В них также отражена официальная позиция Европейского Союза по отношению к России.

2. Двухсторонние соглашения, принятые Россией и Европейским Союзом: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией (июнь 1994 года), Совместная декларация о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и РФ (декабрь 1993 года). В этих документах определены направления сотрудничества, принципы и механизмы взаимодействия.

3. Речи и заявления российских государственных деятелей, официальных представителей ЕС. Эти документы нередко носят конъюнктурный и пропагандистский характер, поэтому требуют критического к себе отношения.

Вторая группа источников базируются на сведения из официальных сайтов: МИДа РФ, Государственной Думы РФ, органов Европейского Союза. Из этих источников можно узнать официальную точку зрения Европейского союза и Российской Федерации.

Историографический обзор:

В отечественной литературе изучением истории Европейского Союза занимались такие авторы: Борко Ю. А. , Арбатова Н. К. , Лихачев В. Н. , Иванов И. И. , Бордачев Т. В. , Шаклеина Т. А. Среди исследований, в целом рассматривающих вопросы европейской интеграции, следует выделить: работы Борко Ю. А. «Европейский Союз: Стратегия стратегического партнерства» , « Европейский Союз: углубление и расширение интеграции» , « Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития» . В этих монографиях автор всесторонне исследует проблемы западноевропейской интеграции на рубеже XX-XXI вв. В работах выявляются важнейшие тенденции и противоречия в развитии Европейского Союза. Также рассматривается состояние отношений между Россией и ЕС, рассматриваются задачи и основные направления взаимодействия РФ и ЕС.

Одна из основных глав в данной работе посвящена расширению Европейского Союза и как этот процесс влияет на Россию. По данной проблеме писали Шишелина Л. Н. «Расширение Союза на восток и интересы России» , Гаджиев К. С. «Геополитические горизонты России» , Иванов И. « Расширение Евросоюза и интересы России» и др. . Авторы анализируют основные движущие силы восточноевропейских и западноевропейских интеграций, из работ можно узнать различные точки зрения на интеграцию, они анализируют основные документы российской внешней политики и геополитические последствия расширения Европейского союза. Вопросы экономического характера освящены в монографиях таких авторов: Захарова Н. В. , Булатова А. С. . Эти авторы пишут о перспективах экономического сотрудничества России и ЕС. Какую долю Россия занимает в товарообороте ЕС. Важную информацию содержит статистический сборник «Европейский союз. Статистические сопоставления 1995-2005гг. » . Он состоит из статистических таблиц и он позволяет производить разнообразные сопоставления между Россией и ЕС.

Оценкой политических проблем Европейского Союза и Российской Федерации занимались следующие авторы: Юргенс Ю. И. « Архитектура евроатлантической безопасности» , Носов М. Г. « Россия и глобализация: международные аспекты» , Арбатова Н. К. «Россия и ЕС: сближение на фоне разрыва» и др. В данных работах анализируется состояние политических отношений между РФ и ЕС, делается прогноз отношений. Проводится экскурс в историю развития этих отношений.

Множество работ опубликовано в научных журналах. К работе были привлечены журналы. Новая и новейшая история, в этом журнале напечатаны следующие статьи: «Может ли Европа сказать «нет» американскому патронажу?» , «Центрально – Восточная Европа на пути в Евросоюз» , «Из истории европейской интеграции» , «Россия и современная Европа: взгляд с двух сторон» . Они помогли более полно проследить процесс европейской интеграции, уяснить предысторию данного процесса. Были использованы и другие исторические журналы, например Вопросы истории: «Европейский Союз» и др. Для работы над дипломом использовались и другие журналы: Современная Европа, Международная жизнь, Наука и жизнь.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейшего исследования проблем европейской интеграции, внешней политики России. Работу можно использовать в учебном процессе. Также могут быть использованы в установлении международных культурных контактов.

Структура работы. В соответствии с поставленной целью и задачами исследование состоит из Введения, трех Глав, Заключения, списка использованных источников и литературы и Приложений.

Заключение:

В XX столетии возник и убедительно доказал свое право на существование новый феномен мировой истории – европейская интеграция.

В XXI век ЕС вступил, пройдя значительную часть пути к осуществлению мечты, вдохновлявшей в течение многих столетий выдающихся европейцев – мечты о единой Европе. Вопрос теперь состоит в том, сумеет ли он успешно пройти оставшуюся часть пути, то есть превратиться в подлинно интегрированную, вполне сложившуюся экономическую и политическую систему, охватывающую если не всю, то большую часть Европы.

Европейский Союз сегодня объединяет 27 европейских стран с целью обеспечения мира и процветания их граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических, социальных и культурных целей. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономической и социальной интеграции и учреждения экономического и валютного союза.

Какие бы процессы в мире не происходили, Европа была, есть и будет центром мирового развития. Поэтому Российской Федерации следует активизировать свои партнерские отношения с Европой, брать все положительное из процесса европейской интеграции. А Россия всегда была и остается неотъемлемой частью Европы. Исторические судьбы нашей страны и европейского континента, их культурное и политическое наследие неразрывно связаны друг с другом.

Становление Европейского Союза — это величайшее событие в истории Европы — прошло полувековой путь. Европа, пережившая за первую половину XX столетия две кровопролитнейшие мировые войны, раздираемая экономическими и политическими противоречиями, открыла новую страницу своего развития.

По сути дела, претворен в жизнь давний лозунг социал-демократов о создании «Соединенных Штатов Европы», выдвинутый еще накануне Первой мировой войны. Будущая объединенная Европа, вероятно, так и не примет наименование «Соединенные Штаты Европы», но суть вопроса от этого не меняется. Состоит она в том, сумеет ли Европейский Союз превратится в подлинно интегрированную экономическую и политическую систему.

Любопытно проследить, как постепенно создавалось это объединение: сначала как Сообщество европейских государств, а затем как Союз этих государств. Дело шло от малого к большему. От интенсификации связей между первыми участниками Сообщества к экстенсивному расширению самого пространства объединения, от сотрудничества отдельных отраслей к созданию единого рынка и, наконец, к единой валюте.

Российская Федерация является одним из наиболее важных партнеров ЕС. Приоритетная задача Европейского Союза – создание крепкого стратегического партнерства с Россией на прочной основе взаимного уважения. Россия – самый большой сосед ЕС, ставший еще ближе с расширением Союза в 2004 и 2007 годах. В европейской стратегии безопасности от 2003 года подчеркивается, что Россия является ключевым игроком в геополитической сфере и сфере безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровне. Россия играет ключевую роль в Совете безопасности ООН, а также, в силу исторических особенностей, географического положения и культурных связей, в регионах, прилегающих к границам ЕС и России. Вклад России в европейское культурное наследие является важным элементом наших общих связей. Россия также является крупным поставщиком энергоносителей в ЕС. Россия – это крупный, динамично развивающийся рынок для товаров и услуг ЕС, обладающий существенным потенциалом роста. С другой стороны, рынок ЕС является основным экспортным рынком для России. Компании из ЕС – основные инвесторы в России.

Россия и все страны ЕС являются членами Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Совета Европы. Все они выступают за защиту и уважение основных ценностей и принципов демократии, прав человека, правопорядка и рыночной экономики. Данные ценности являются основой двусторонних отношений ЕС и России и документа, подкрепляющего данные отношения, - Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. ЕС глубоко заинтересован в сотрудничестве с Россией для укрепления политической, социальной и экономической стабильности, как в регионе, так и в мире в целом. России и ЕС необходимо сотрудничать, чтобы справиться с новыми угрозами безопасности, такими как терроризм, преступность, незаконная иммиграция, торговля людьми и наркотиками. Российская Федерация является важнейшим партнером в борьбе с изменением климата.

ЕС и Россия уже ведут совместную работу по широкому спектру вопросов, включая модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировую экономику, вопросы безопасности, международные проблемы, проблемы энергетики, сотрудничество в сфере науки и культуры.

ЕС и Россия ведут широкий диалог по политическим вопросам, касающимся всего мира, включая разрешение конфликтов на Ближнем Востоке, в Афганистане, на Западных Балканах и в Судане, а также предотвращение распространения оружия массового поражения и соответствующих технологий, как в ситуации с Ираном и Северной Кореей.

За время полувекового развития ЕС превратился в крупнейший экономический и политический центр, по многим параметрам вплотную приблизившийся к США. С развитием рыночной экономики Россия неизбежно втягивается в мировые глобальные процессы. Отношения с ЕС уже играют и должны играть все более важную роль, тем более, что после вступления в эту организацию стран Прибалтики, Центральной и Восточной Европы (кстати, наших традиционных торговых партнеров) границы ЕС непосредственно приблизятся границам России.

В 1994 году между ЕС и Россией было заключено Соглашение о сотрудничестве и партнерстве — оно вступило в силу 1 декабря 1997 года. Соглашение позволило изменить принципы взаимодействия с Российской Федерацией. Возможно, этот шаг поможет нам значительно расширить сотрудничество со странами ЕС. СПС стало уникальным по своему формату и содержанию. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно считать первой и единственной пока попыткой создать политико - правовую базу для возможного формального присоединения России к процессу европейской интеграции.

Россия и Евросоюз обладают стабильной базой взаимоотношений. Но вместе с тем кроме развитых отраслей сотрудничества, необходимо помнить и перспективных отраслях взаимодействия. Говоря о развитии экономических отношений РФ и ЕС следует отметить, что развитие экономического диалога не представляется без учета обстановки в мире. Сотрудничество России со странами, входящими в Евросоюз, представляет собой долгосрочные перспективы. Этот вид сотрудничества развивается весьма динамично. Что касается изменений экономического сотрудничества, то можно сказать, что в условиях современной мировой торговли, оно имеет достаточно стабильное развитие. Отношения России и Евросоюза в рамках политического сотрудничества обладают многоуровневой и стабильной системой консультаций, которые помогают поддерживать тесный политический диалог. Если посмотреть на развитие отношений России со странами участницами Евросоюза, то здесь наблюдается немного иная картина. С одной стороны эволюционное развитие внешнеполитической ориентации России идет довольно уверенными темпами, упрочняя связи между российской стороной и странами участницами Евросоюза, но с другой стороны изменения во внешней политике страны Евросоюза ведет к кардинальным изменениям политических отношений с российской стороной. И, конечно же, нельзя забывать о ситуации на международной арене, которая влияет на направленность внешнеполитического курса России и эволюцию отношений со странами Евросоюза. Что касается развития отношений в области культурно-гуманитарного сотрудничества, то отношения России и Евросоюза представляются весьма перспективным и продолжительным. Но в целом перспективы отношений России и Евросоюза весьма неоднозначны. Россия все настойчивее отстаивает свои собственные национальные интересы так, как она их понимает, стремится пользоваться теми конкурентными стратегическими преимуществами, которые у нее есть. Евросоюз и партнер, и конкурент, и в этом вся сложность отношений. Несмотря на существующие политические разногласия, Россия и Европейский Союз остаются постоянными экономическими партнерами. Но экономическая взаимозависимость не гарантирует полное согласие по политическим вопросам и наоборот. Экономика сильное средство урегулирования политической нестабильности, но она не может быть вечным «камнем преткновения», необходимо какое-либо решение. Энергетическое сотрудничество не может подменить политические ориентиры дальнейшего развития отношений. Более тесное российско-европейское экономическое сотрудничество наталкивается на политические преграды.

Расширение сотрудничества с Европой — важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого сегодня определяются принципы создания «единого европейского пространства», разрабатывается долгосрочная программа развития связей не только в области внешней торговли, но и в научно - техническом сотрудничестве. Сюда входят образовательные и экологические программы, а также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро - не только во взаимных расчетах, но и как резервную валюту.

История создания Европейского союза - это беспрецедентный опыт создания уникального межстранового объединения, который может служить примером для изучения и подражания.

Список литературы:

Источники:

1. Договор о Европейском Союзе ( вместе с протоколами, соглашением, заключительным актом и декларациями) подписан в г. Маастрихте 07. 02. 1992 [ Электронный ресурс] / Представительство Европейской комиссии в России. URL: www. eur. ru (20. 02. 10).

2. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Рим. 25 марта 1957 г. Хрестоматия по новейшей истории стран Европы и Америки ( 1918-2006 гг. ) : учебное пособие / сост. Ю. М. Кузьмин. - Киров: Изд-во ВятГГУ. 349 с.

3. «Дорожная карта» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. [Электронный ресурс] /Президент России http://archive. kremlin. ru/text/docs/2005/05/88019. shtml

4. «Дорожная карта» по общему экономическому пространству. [Электронный ресурс] / http://eng. kremlin. ru/text/docs/88036. shtml

5. «Дорожная карта» по общему пространству внешней безопасности, с. 2. [Электронныйресурс] URL://http://www. ru/text/docs/2005/05/88012. shtml

6. Европейский союз и Россия. Статистические сопоставления 1995-2005. Стат. Сб. / Росстат – М. , ИИЦ «Статистика России», 2007. 216 с.

7. Коллективная стратегия Европейского союза по отношению к России. . [Электронный ресурс]. URL://http:// www. delrus. es. europa. eu / ru /p-319htm.

8. Общеевропейская встреча в верхах. Париж 19-21 ноября 1990 года. Документы и материалы- М. : Политиздат, 1991 г. 190 с.

9. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. [Электронный ресурс]. URL://http:// www. delrus. es. europa. eu / ru /. (20. 02. 10).

10. Саммит Российская Федерация – Европейский союз(Париж, 30 октября 2000 года). // Современная Европа. 2000. N 4. 125 с.

11. Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг. ) // Дипломатический вестник. 1999. N 11. С. 20-28.

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации с Европейским Сообществом о сотрудничестве в области науки и технологий. [Электронный ресурс] http // www. St-gaterus. eu /media /europen- cjmission. Pfd

13. Послание президента РФ Федеральному собранию 18 апреля 2002 года. [Электронныйресурс] http://www. oblduma. kurgan. ru/projects/presidents_message

14. Встреча Россия – Европейский Союз на высшем уровне (Москва, 29 мая 2002 года) // Современная Европа, 2002. N 3. С. 111-117.

15. Саммит Россия – Европейский Союз (Париж, 30 октября 2000 года) //Современная Европа, 2000. N 4. С. 120-124.

16. Соглашение между Российской Федерацией и Европейским сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского союза (Заключено в г. Сочи 25. 05. 2006). Ратифицировано Федеральным законом от 07. 03. 2007 № 30-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2007. №8. С. 61 - 71.

Библиографический список:

1. Архитектура евроатлантической безопасности. / Под общей редакцией Юргенса Ю. И. , Барановского В. Г. . -М. : Экон-Информ, 2009. 124 с.

2. Актуальные проблемы Европы. Сб. научн. Тр. / РАН. ИНИОН. Центр научн. -информ. Исслед. Глобал. и регион. пробл. Отделение Зап. Европы и Америки; Ред. Кол. : Т. Г. Пархалина. - М, 2008. - № 2: Европейский союз- Россия: проблемы энергетической безопасности. / Ред. -сост. А. К. Субботин. . – М. : ИНИОН РАН, 2008. -219 с.

3. Актуальные проблемы Европы. Сб. научн. Тр. / РАН. ИНИОН. Центр научн. -информ. Исслед. Глобал. и регион. пробл. Отделение Зап. Европы и Америки; Ред. Кол. : Т. Г. Пархалина. - М, 2008. - № 3: Россия и Европа: особенности взаимного восприятия. -156 с.

4. Борко Ю. А. , Загорский А. В. , Караганов С. Л. Общий европейский дом: что мы о нем думаем? / под общ. Ред. Борко. -М. : Междунар. Отношения, 1991. 231 с.

5. Борко Ю. А. Россия – Европейский Союз: стратегия стратегического партнерства /Ю. А. Борко, Ю. А. Данилов. - ДИЕ РАН N157- М. : ИЕРАН – Издательство «ОГНИ. ТД», 2005. 78 с.

6. Борко Ю. А. От европейской идеи – к единой Европе /Борко Ю. А. , РАН, ин-т Европы,- М. : Деловая литература, 2003. - 463 с.

7. Бордачев Т. В. Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века: возможности «большой сделки». - М. : Издательство «Европа», 2009. 304 с.

8. Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка)/ К. С. Гаджиев. - М. : «Издательство « Экономика», 2007. 751 с.

9. Европейский Союз на пороге XXI века: выбор стратегии развития. / Под ред. Ю. А. Борко, О. В. Буториной. – М. : УРСС, 2001. 366 с.

10. Захарова Н. В. Экономика стран Европейского союза. / Н. В. Захарова М. : Наука, 2008. 306 с.

11. Мировая экономика. / под ред. А. С. Булатова. М. : Наука, 2000. с. 462

12. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. Акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. - М. : Магистр, 2007. – 429 с.

13. Россия и глобализация: международные аспекты/ Отв. Ред. М. Г. Носов. Секция международных отношений Отделения обществ. Наук РАН. - М. : Наука, 2006. 288 с.

14. Россия и мир в начале XXI: Новые вызовы и новые возможности / отв. Ред. Н. А. Симония, А. И. Семенов; Секция международных отношений отделения общественных наук РАН. -М. : Наука, 2007. 291 с.

15. Расширение ЕС на Восток: Предпосылки, проблемы, последствия / Ин-т мировой экономики и международных отношений. –М. : Наука, 2003. 344 с.

16. Северное измерение: идея и реальность. - М. : Комитет « Россия в объединенной Европе», 2002. С. 7-9.

17. Караганов С. А. Отношения России и Европейского союза: современная ситуация и перспективы. Ситуационный анализ / С. А. Караганов. М. : Наука, 2005. 114 с.

18. Тиммерман Х. Калининград как пилотный регион для формирований партнерства между ЕС и Россией. М. , 2002. С. 36-37.

19. Шишелина Л. Н. Расширение союза на Восток и интересы России / Л. Н. Шишелина; ин-т международной экономики и полит. Исследований. РАН. - М. : Наука, 2006. 301 с.

Статьи:

1. Авдеев А. Европейский вектор внешней политики России. // Современная Европа, 2000. N 4. 5-13 с.

2. Арбатова Н. К. Россия и ЕС: сближение на фоне разрыва? // Россия в глобальной политике, 2005. N 1. 3-9 с.

3. Борко Ю. А. Европейский союз: углубление и расширение интеграции // МЭиМО. N8. 2000. 63-70 с.

4. Брутенц К. Н. Может ли Европа сказать «нет» американскому патронажу? // Новая и новейшая история, 2009. N 5. 41- 69 с.

5. Буторина О. В. Европейский Союз // Вопросы истории. 1994. N 4. 6-10 с.

6. Глинка С. П. Центрально – Восточная Европа на пути в Евросоюз // Новая и новейшая история. 2007. N 3. 46-65 с.

7. Данилов Д. Европейский выбор России. // Международная жизнь, 2005. N 7-8. 57-77 с.

8. Деркач М. А. Программа «Северное измерение» и интересы России // Полис. 2002. N 1. 17-22 с.

9. Иванов И. И. Расширение Евросоюза и интересы России. // Современная Европа, 2001. N. 3. 76-86 с.

10. Иванов И. С. Россия и Европа на рубеже столетий. // Международная жизнь, 2000. N 2, 24-29 с.

11. Иноземцев В. Л. ,Кузнецова Е. С. Россия: почему «дорожные карты» не ведут в Европу? // Современная Европа. 2005. N 4. 11-16 с.

12. Караганов С. Ханты-Мансийск: новый этап? // Российская газета. - 2008. -26 июня 2-5 с.

13. Кашкин С. Ю. На пути к Европейской конституции. // Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 2003. N 1, 38-41 с.

14. Клемин А. В. О договорах между ЕС и Россией // Московский журнал международного права. 2002. N 2. 52- 60 с.

15. Лихачев В. Н. Россия и Европейский союз в стратегической перспективе. // Международная жизнь, 2000. N 1. 40-49 с.

16. Маастрихтский договор: уроки ратификации / М. В Баринов, И. М. Бусыгина // Мировая экономика и международные отношения. 1994. N 1. 79-92 с.

17. Мамакин В. Ю. Международная роль евро: настоящее и будущее // Внешнеэкономический бюллетень. 2004. N 12. 63-78 с.

18. Мельянцев В. А. Крупные державы Востока, Запада и Россия: важнейшие тенденции развития на рубеже тысячелетий. //Восток. - 1999. №5. С. 193-199

19. Осадчая И. Европейский Союз-вчера, сегодня, завтра. // Наука и жизнь 2003. N 6. С. 3-7.

20. Офманис Я. Евро не обладает и таким, как доллар, качественным фундаментом. // Финансы и кредит. 2006. N 36. С. 33.

21. Орлик И. И. Центрально – Восточная Европа от СЭВ до Евросоюза. // Новая и новейшая история. 2009. N 2. 3-20 с.

22. Пашковская И. Деятельность Европейского союза в России по программе ТАСИС // Мировая экономика и международные отношения, 2007. N 8. 42-51 с.

23. Поздняков В. Общая стратегия Европейского союза в отношении России // Международная жизнь, 1999. N 8. 25-32 с.

24. Рахшмир П. Ю. Трансатлантические коллизии и Россия // Новая и новейшая история. 2005. N 3. 9-13 с.

25. Ревякин А. В. Из истории европейской интеграции // Новая и новейшая история. 1997. N 3. 38-44 с.

26. Сергеев П. А. Энергетика Евросоюза в начале столетия // Современная Европа. 2004. N 3. 21-30 с.

27. Федоров В. Россия в ансамбле Европы. // Современная Европа, 2001. N 4. 21-36 с.

28. Хухлыдина Л. В. Политика Европейского союза в области безопасности // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 1998. N 4. 3-8 с.

29. Шмелев Н. П. Россия и современная Европа: взгляд с двух сторон // Новая и новейшая история. 2005. N 2. 30-45 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: