• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Организация социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве

Предмет:Экономика
Тип:Курсовая
Объем, листов:30
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:труд, вуз, работа, все, система, проблема, молодые, рынок, опрос, временами, уровневый, сторона
Процент оригинальности:
55 %
Цена:300 руб.
Содержание:

Глава 1. СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. 1. Студенческая молодежь как социально-демографическая группа и ее положение в современном обществе

1. 2. Проблемы студенческой молодежи на рынке труда

1. 3. Молодежная политика в сфере занятости

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЖИ

В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

2. 1. Государственная поддержка студенческой молодежи

2. 2. Анализ организаций осуществляющих содействие в трудоустройстве студенческой молодежи на региональном уровне

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

3. 1. Методы и процедуры исследования

3. 2. Анализ результатов исследования и их интерпретация

Заключение

Вступление:

Актуальность исследования. Современное развитие российского общества характеризуется фундаментальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, оказывающими огромное воздействие на все социальные слои населения. Построение гражданского общества, становление демократических институтов, переход к рыночной экономике — это те стратегические задачи, решение которых является необходимым условием обеспечения социальной стабильности страны, ее интеграции в мировое пространство. Все это требует максимальной мобилизации всех социальных ресурсов. Большая ответственность лежит на молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Молодежь в большинстве своем оказывается без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, что с одной стороны, повышает личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой – обнаруживает неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути зачастую стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.

В процессе своего становления молодежь сталкивается со множеством проблем связанными с значительным снижением уровня и качества жизни: нарастание социальной напряженности; возникновение стрессов; роста числа заболеваний, в том числе возникновению социально обусловленных заболеваний; высокие требования к уровню образования и профессиональной подготовки; проблемы трудоустройства, связанные с несоответствием профессиональной подготовки выпускников вузов и других учебных заведений с запросами «рынка труда»; проблемы, вызванные слабо организованной системой распределения выпускников по окончанию вуза.

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости привел к возникновению новой ситуации в социально-трудовых отношениях. Особенно тяжелой и болезненной данная ситуация оказалась для студенческой молодежи, которая в силу специфики своих социально-психологических характеристик оказывается недостаточно подготовленной к процессу трудоустройства.

Трудоустройство представляет собой процесс «подыскания» подходящей работы и получения ее со стороны органов государства или иным законным путем. Трудоустройство можно рассматривать в широком и узком планах. В широком плане оно охватывает все формы трудовой деятельности, не противоречащие требованиям закона. В узком плане под трудоустройством понимается поиск и получение работы при содействии органов государства или негосударственных организаций, имеющих на это право (на основе лицензии).

Студенчество, как социальная общность, является наиболее образованной, профессионально ориентированной частью молодежи, однако, несмотря на это, отмечается снижение конкурентоспособности студенческой молодежи на рынке труда. Проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов, возникающие после окончания вуза, с одной стороны объясняются дефицитом рабочих мест на рынке труда, а с другой стороны – несоответствием профессиональных качеств выпускников вузов требованиям, предъявляемым современным рынком труда.

Исходя из социальных проблем молодежи, определяется государственная молодежная политика. Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи. В реальности государство сегодня не гарантируют обеспечение занятости молодежи, создавая тем самым условия для дестабилизации общества, роста напряженности и криминальных проявлений среди молодежи.

В данном случае не только государство должно заниматься разработкой и реализацией особой системы мер, обеспечивающих предоставление тех или иных гарантий студенческой молодежи в трудоустройстве, оказание поддержки данной группы населения, но и образовательные учреждения, предприниматели и работодатели, органы местного самоуправления. Разработка механизма взаимодействия всех участников социально-трудовых отношений (государства, работодателей, органов местной власти, общественных организаций) по вопросу стабилизации трудоустройства студенческой молодежи представляется чрезвычайно актуальной и общественно значимой.

Степень изученности проблемы. Исследуемая в дипломной работе проблема имеет несколько аспектов, которые в той или иной мере освещаются в трудах российских и зарубежных ученых. Проблемы социологии образования активно разрабатывались российскими учеными В. Н. Шубкин, А. Г. Чередниченко и др. Дисфункциональный характер развития современной системы образования, несогласованность функционирования социальных институтов образования и рынка труда анализируются в трудах М. Н. Руткевича, Н. Н. Федотовой, В. И. Чупрова, В. Н. Ярской. Исследованию положения студенческой молодежи в социально-классовой структуре общества и определению статуса студенчества в обществе занимались Б. Рубин, Ю. Колесников, а также зарубежные исследователи: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, П. Сорокин, И. Смелзер, А. Шюца. Положение молодежи на рынке труда, ее социальный статус в современных экономических условиях анализируются в работах Я. У. Астафьева, В. Н. Шубина, И. К. Золотовой, О. А. Раковской, В. И. Чупрова. Изучением вопросов, связанных с трудоустройством выпускников вузов занимались и занимаются, Я. Корнай, Н. Н. Чистяков, О. В Селиванова, Ю. А. Захаров, Г. К. Никольская, О. Н. Лузгарева, П. А. Чукреев и др. Изучением государственной молодежной политики и социальной поддержки – В. В. Колков, С. В. Колков, Н. А. Шахина, В. Т. Лисовский, О. П. Смирнова и др.

Таким образом, научно-исследовательская база изучаемой нами проблемы характеризуется наличием большого объема работ, посвященных вопросам молодежи, проблемам труда и занятости, но при этом в значительно меньшей степени исследуется процесс трудоустройства с точки зрения системы комплексного взаимодействия государственной политики, социальных институтов образования и рынка труда, а именно недостаточная разработанность межведомственного взаимодействия выше перечисленных институтов. Именно этот фактор определяет тему нашего исследования «Организация социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве».

Цель исследования: изучить социальную политику и поддержку, ориентированную на студенческую молодежь; процесс трудоустройства; провести анализ факторов, определяющих социальную эффективность взаимодействия образовательных учреждений, служб содействующих трудоустройству студенческой молодежи и работодателей, с целью разработки программы содействия студенческой молодежи в трудоустройстве.

Объект исследования: студенческая молодежь как социальная группа.

Предмет исследования: изучение организации социальной поддержки в трудоустройстве студенческой молодежи.

Гипотеза исследования: повышению востребованности и конкурентоспособности студентов вузов на рынке труда будут способствовать оптимизация государственной молодежной политики (усовершенствование законодательной базы, разработка новых программ, проектов); разработка системы мер по социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве, а именно, организация четкого, структурированного взаимодействия таких институтов как государство, образование, система организаций, содействующих трудоустройству студенческой молодежи и непосредственно работодатели.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы, необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать основные проблемы молодежи как социальной группы в современном обществе.

2. Изучить теоретические аспекты организации социальной поддержки студенческой молодежи в трудоустройстве.

3. Изучить средства, формы и методы организации социальной поддержки студенческой молодежи.

4. Проанализировать взаимодействие организаций содействующих трудоустройству студенческой молодежи на региональном уровне.

Методы исследования: использовался теоретический анализ источников по данной проблеме, работа с нормативно-правовой базой, метод анкетного опроса и структурированного интервью, количественный и качественный анализ результатов исследования; математические методы статистической обработки данных (t-критерий Стьюдента). Обработка экспериментальных данных осуществлялась с помощью компьютерного пакета программ STATISTICA-0,5 (версия 5).

Новизна исследования. На основе изучения процесса трудоустройства студенческой молодежи разработан комплекс мероприятий, обеспечивающий функционирование основных элементов организационного механизма взаимодействия государства, образования, системы организаций, содействующих трудоустройству студенческой молодежи и непосредственно работодателей. В процессе изучения проблемы трудоустройства студенческой молодежи получены следующие результаты, отражающие научную новизну работы:

• раскрыта специфика студенческой молодежи, обусловленная: особенностями психофизиологического и культурного развития; уровнем социально-экономического развития страны;

• обоснована необходимость усиления воздействия на процесс трудоустройства студенческой молодежи путем государственного регулирования рынка образовательных услуг, определения содержания и качественного уровня профессиональной подготовки, разработки и осуществления программ содействия трудоустройству;

• разработана программа по организации взаимодействия государства, образования, системы организаций, содействующих трудоустройству студенческой молодежи и непосредственно работодателей.

Практическая значимость. Основные положения могут быть использованы в деятельности институтов государственной власти при разработке комплекса мер, направленных на регулирование проблемы трудоустройства выпускников вузов, смещение социальной политики в сторону защиты права молодежи на труд. Результаты исследования и рекомендации могут быть использованы в работе служб, содействующих трудоустройству студенческой молодежи.

База исследования: исследование проводилось на базе Кемеровского Государственного Университета социально-психологического и исторического факультетов. В исследовании приняли участие 118 студентов 5 и 4 курсов, а так же 8 экспертов: преподаватели КемГУ и специалисты служб содействия в трудоустройстве студенческой молодежи.

Заключение:

Безработица представляет собой форму проявления занятости, характеризующуюся крайней степенью отклонения от равновесия, и может быть определена как отношение между работником и обществом в условиях товарной системы хозяйствования по поводу трудового ресурса, который в данный момент времени невозможно задействовать в общественном производстве. На микро- и макроуровнях безработица означает различную степень задействованности трудового ресурса: для отдельного человека она совпадает с незанятостью, тогда как для общества - с частичной занятостью.

В условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп населения. Следует признать, что за последние годы наша молодежь лишилась многих возможностей для самореализации. Общество и государство словно забыли о необходимости создании стартовых возможностей для нового поколения, о том, как помочь ему войти в жизнь и не оступиться.

В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого поколения, для личности и семьи молодого гражданина. Снижается научно-технический и профессиональный потенциал предприятий, подрываются основы для будущего экономического роста.

В контексте общих задач государственной молодежной политики, в основе профилактики негативных явлений в молодежной среде должна быть, прежде всего, деятельность органов государственной власти всех уровней по обеспечению права молодежи на труд.

В молодежной политике на уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база. Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной политике.

Список литературы:

1. Агаджанян, Н. А. Образ жизни студентов [Текст] / Н. А. Агаджанян. – М. : Наука, 1995 – 228 с. – ISBN№5-9550-0510.

2. Артюхов, М. В. Инновационные процессы в организации [Текст] / М. В. Артюхов. - Новокузнецк, 1994 – 82 с. – ISBN№5-5221-0511-2.

3. Выборнова, В. В. Социальная поддержка молодежи в контексте модернизации образования [Текст] / В. В. Выборнова // Социология. Полис. – 2004. – №10. – 136-139 с.

4. Гвишиани, Д. М. , Лапкна, Н. И. Краткий словарь по социологии [Текст] / Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапкна. – М. , 1988. 164с. – ISBN№5-5470-1224-9.

5. Григорьев, С. И. , Гуслякова, С. И. Сибирский социологический вестник [Текст] / С. И. Григорьев, С. И. Гуслякова. – Барнаул – Новосибирск, 2005 – 276 с.

6. Гуслякова, Л. Т. Теория и практика социальной работы. – М. : Академия, 2002. –321 с.

7. Документы и материалы встречи Президента РФ с представителями детских и молодежных объединений. – М. ,1992. - 9 с.

8. Дубровина, И. Л. Профориентация – забота о занятости молодежи [Текст] / И. Л. Дубровина // Идель. – 2002. - №5. – С. 30-33.

9. Егиазарян, Г. Е. Молодежь на рынке труда [Текст] / Г. Е. Егиазарян. – СПб. : Изд-во СПб. отделения РАЕН, 2004 – 168 с. – ISBN№3-3589-4580-2

10. Зинчук, В. А. Социальная поддержка студентов [Текст] / В. А. Зинчук. – Кемерово, 2004 – 26 с. – ISBN№5-6554-8871-2

11. Зубок, Ю. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска [Текст] / Ю. Зубок // Социс. – 2003. – №4. – 42-51 с.

6. Российская Федерация. Гос. Дума (2000). Государственная дума [Текст]: стеногр. Заседаний бюллютень / Федер. Собр. Рос. Федерации. – М. : ГД РФ, 2000. – 30 см. – кн. не сброшюр. ИЛИ № 49 (497): 11 окт. / 2000 г. – 2000. – 63 отд. С. – 1400 экз.

7. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 6 марта 1998 г. : одобр. Советом Федерации 12 марта 1998 г. ]. – [4-е изд. ]. – М. : [2001]. – 46, [1] с. ; 21 см. – (актуальный закон). – ISBN 5–86894–528–X.

8. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г. : по состоянию на 3 янв. 2001г. ]. – СПб. : Victory: Стаун-кантри, 2001. – 94 c. – ISBN 5–7931–0142–X.

9. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. Текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. – 10000 экз. – ISBN 5–94462–025–0.

10. Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов; Рос. акад. наук, Пущин. научн. центр, Ин-т биофизики клетки. Акад. проблем сохранения жизни. – Пущино: ПНЦ РАН, 2000. – 64 с. – – ISBN 5–201–14433–0.

12. Суслов, В. И. Социальный интеллект в профессиях типа «человек - человек» [Текст] / В. И. Суслов // Интернет: www. referat. students. ru

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: