• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Социально - экономические и политические преобразования в стране

Предмет:Экономика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:117
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:поведения, подростков, семьи, ребенка, девиантного, семье, воспитания, личности, родители, родителей, поведение, исследования, психологической, подростка, отношения
Процент оригинальности:
87 %
Цена:5500 руб.
Содержание:

Введение 3

1. Теоретико-методологические основы изучения особенностей девиантного поведения у подростков 11

1. 1. Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения 11

1. 2. Концепции девиантного и деликвентного поведения 19

Выводы по 1 главе 33

2. Специфика психологической коррекции девинатного поведения подростков в условиях семейного воспитания 35

2. 1. Специфика семейного воспитания 35

2. 2. Влияние семейного воспитания на девиантное поведение подростков 45

Выводы по 2 главе 55

3. Средства и методы коррекции девиантного поведения подростков в условиях семейного воспитания 57

3. 1. Орган6изация и методы исследования 57

3. 2. Результаты исследования влияния семейного воспитания на проявление девиантного поведения подростков 71

Выводы по 3 главе 91

Заключение 93

Список использованной литературы 99

Приложение 1 105

Приложение 2 115

Вступление:

Актуальность исследования. Социально - экономические и политические преобразования в стране, ухудшение материального положения большинства российских семей, снижение правовой и социальной защищенности людей, негативно отразились на благополучии подрастающего поколения, в значительной степени ослабили положительное воздействие на несовершеннолетних многих социальных институтов: семьи, общеобразовательных, культурных учреждений, спортивных организаций, средств массовой информации; резко активизировали процессы дегуманизации; создали предпосылки к поведенческим нарушениям, в частности девиантному поведению подростков.

Это проявляется в потере ценностных ориентиров, лежащих в основе личностной самореализации. В связи с этим психологическая поддержка и коррекция развития личности подростков является одним из важнейших аспектов социально-педагогической деятельности. Идеи развивающейся личности, став предметом психологического освоения, определяют направление исследовательского поиска в различных областях психологической науки и практики.

При анализе девиантного поведения именно в подростковом возрасте, необходимо сделать акцент на концепции возрастных кризисов, которые освещены в трудах Л. С Выготского , А. Н. Леонтьева , Д. И. Фельдштейна и др. Можно сказать, что возрастной кризис влияет на формирование девиантного поведения, так как увеличение доли подростков с девиантным поведением совпадает с началом подросткового кризиса. Это увеличение связано с проявлением особого типа трансформаций самой подростковой субкультуры. Чувство взрослости, занимающее одно из существенных мест во внутренней позиции подростка, состоит в том, что подросток уже не хочет, чтобы его считали ребенком, он претендует на роль взрослого, прибегая к девиантным формам поведения (алкоголь, наркотики, курение) как к особому «способу разрешения» кризисной ситуации.

В настоящее время, в подростковом возрасте наблюдается пик расстройств социального поведения, определяемый психическими особенностями подростка (возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями её осуществления выступает в качестве своеобразного конфликтообразуещего фактора), падением субъективной ценности нравственного здоровья.

Можно с уверенность сказать, что в нашем обществе существует ряд причин для развития личности с девиантным поведением, и в большинстве случаев это причины чисто социальные (экономический кризис в стране, большой рост безработицы), но вместе с тем, как показывают исследования С. А. Беличевой , А. И. Захарова и других немаловажную роль в этом процессе играют недостатки семейного воспитания.

В сложившейся ситуации требуется переосмысление целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и методов психологической коррекции подростков с девиантным поведением именно в групповой работе с родителями, т. к. часто девиантное поведение подростков формируется в условиях неблагополучных семей. Изучение психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи так же связано еще и с тем, что зачастую именно в семье ребенок видит различные формы отклоняющегося поведения, проявляющихся в алкоголизме, наркомании, токсикомании, бродяжничестве, половом аморализме, хулиганстве, вандализме, суициде и др.

Все это свидетельствует об особой сложности выявления причин девиантного поведения и методов психологической ее коррекции подростков.

Возрастающее число подростков имеющих девиантное поведение, является наиболее важной причиной необходимости проведения глубоких научных исследований проблем подростковых девиаций и реформирования форм социальной и психологической поддержки в этой области.

Степень научной разработанности.

Девиантное (отклоняющееся) поведение несовершеннолетних, безусловно, вызывает интерес ученых (Я. И. Гилинский, Ю. А. Клейберг , В. Д. Менделевич ), является предметом специального изучения и объектом социального контроля. Изучение девиантного поведения подростков предполагает междисциплинарный подход к данной проблеме, интеграцию психологических, педагогических, медицинских, правовых знаний о личности.

Работы ученых, исследующих девиации (Б. Н. Алмазов , Я. И. Гилинский , А. Б. Фомина ), носят научно - исследовательский, академический характер.

Все научные исследования, по возникновению девиантного поведения в подростковой среде, а так же основные аспекты психологической коррекции подростков с девиантным поведением мы разделили по определенным направлениям и основным аспектам исследования.

Первую группу составляют философские, криминологические, социологические, психологические, исследования механизмов возникновения девиантного поведения подростков В. И. Абраменко, А. И. Селецкий , Я. И. Гилинский , М. Е. Позднякова, Т. А. Хагуров, В. В. Моисеева , Б. В Зейгарник, Б. С. Братусь , В. А. Кириллова , Ю. А. Клейнберг , А. Н. Личко , В. Д. Менделевич , Г. Олпорт , В. А. Худик , Д. И. Фельдштейн , Т. И. Шульга и др.

Вторая группа исследований посвящена изучению влияния социальной среды, в том числе и семьи на развитие подростка и организации профилактической работы в данной среде: Б. Н. Алмазов , С. В. Духновский , С. А. Кулаков , А. Л. Лихтарников, Е. Н. Чеснокова , Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева и др.

Третья группа исследований посвящена проблеме психологической коррекции и сопровождения подростков с девиантным поведением: А. Г. Асмолов , Л. И. Божович , Б. С. Братусь , О. С. Газман , Райфшнайдер Т. Ю. и др.

Ими разработаны основные подходы к проблемам саморазвития и самоопределения личности, очерчены основные характеристики человека как субъекта собственной жизни, сделаны попытки показать теоретические и практические возможности психологической коррекции развития личности.

В последнее время, феномену психологической корреции девиантного поведения подростков отводится не последняя роль в научных исследованиях.

В данном направлении интенсивно разрабатываются новые образовательные и психологические технологии, направленные на психологическую поддержку личности и способствующих ее развитию (С. А. Беличева , А. И. Захаров , В. А. Худик и др. ).

Анализ научных исследований позволяет констатировать, что до сих пор остается невыясненным вопрос о том, каковы аспекты психологической коррекции личности девиантного подростка, какие механизмы психологической поддержки в условиях семьи при этом могут быть использованы и каковы условия эффективности оказываемой психологической помощи.

Принимая во внимание анализ теоретических работ и сложившейся практики, актуальность проблемы, важность выявления теоретических и методологических особенностей девиантного поведения, нами определена следующая тема исследования: «Психологическая коррекция подростков с девиантным поведением в условиях семьи».

На основании актуальности и в связи с содержанием проблемы исследования, нами была поставлена цель, сформулирована гипотеза и задачи исследования.

Объектом исследования является психологическая коррекция подростков с девиантным поведением.

Предмет исследования: особенности психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи.

Цель исследования: проанализировать эффективность влияния психологической коррекции в условиях семьи на проявления девиантого поведения подростков.

Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи исследования:

1. изучить взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения,

2. проанализировать основные концепции девиантного поведения,

3. охарактеризовать систему психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи,

4. провести исследование влияния психологической коррекции на проявление девиантного поведения подростков.

На основании цели и задач исследования, нами была сформулирована гипотеза исследования о том, что своевременная проведенная психологическая коррекция девиантного поведения подростков в условиях семьи будет эффективной, если:

- будут определены основные факторы риска, способствующие формированию девиантного поведения подростков;

- будут учтены психофизиологические особенности подросткового возраста;

- будет использована программа диагностики девиантного поведения подростков;

- основные направления психологической коррекции девиантного поведения будут рассматриваться как целостный, поэтапный и системно организуемый процесс коррекции.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

- теории профилактики и коррекции девиантного поведения подростков и подростков (С. А. Беличева, Ю. А. Клейберг, И. А. Невский, Р. В. Овчарова, Д. И. Фельдштейн, Т. И. Шульга и др. ).

В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

1) теоретические: теоретико-методологический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; изучение и обобщение педагогического опыта;

2) эмпирические: психологическая диагностика: наблюдение; беседа; анкетирование; тест; анализ продуктов деятельности.

3) статистические: качественный и количественный анализ эмпирических данных, полученных в ходе исследования; описание фиксация результатов исследования по уровням проявления девиантого поведения подростков.

Новизна полученных результатов заключается в том, что:

- уточнено научное знание о сущности девиантного поведения подростков и причин его формирования;

- конкретизирована типология девиантного поведения подростков;

- впервые выявлены уровни риска проявления девиантных форм поведения подростков;

- конкретизированы и дополнены основные направления психологической коррекции девиантного поведения подростков в условиях семьи.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности использования их в психолого-педагогическом процессе образовательных учреждений; в разработке региональных и муниципальных программ профилактики и преодоления девиантного поведения подростков; на курсах повышения квалификации работников образования, в деятельности педагогов, психологов, работающих в ПДН с подростками с девиантным поведением; в систематизации комплекса диагностических методик, определяющих уровни (стадии) риска проявления девиантных форм поведения подростками.

Полученные результаты могут стать основой для выработки специалистом стратегии комплексной психологической коррекции девиантного поведения подростков. Разработанные в ходе исследования основные направления психологической коррекции имеют практическую ценность при решении проблем девиантного поведения подростков.

База исследования. Опытно-эксперементальная часть работы осуществлялась при непосредственном участии на базе ПДН г. Москвы.

Структура исследования обусловлены логикой проведенного научного исследования. Работа состоит из введения, двух трех с выводами по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение:

На основании проведенного анализа научной литературы можно сделать следующие выводы:

1. Теоретический анализ девиантности как социального и психолого - педагогического феномена в научной литературе позволил выявить особенности девиантного поведения и причины его возникновения. На развитие, формирование и становление личности несовершеннолетнего влияют: негативная социальная ситуация развития, дефекты семейного воспитания, недостаточное педагогическое воздействие, создающие предпосылки к кризису идентичности, трансформации мотивов и потребностей, социальной дезадаптации и, как следствие – поведенческим девиациям.

Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить в какой мере оно заинтересовано в сознании и сохранении девиации, делая акцент на исправлении не какого-то конкретного человека, а всего общества.

Изучение механизма социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальных норм, являются: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе систем социальных регуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы морали и права.

На основе анализа многочисленной психологической, медицинской, педагогической литературы о подростковом возрасте к возрастным психофизиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и асоциального поведения несовершеннолетних можно отнести следующие кризисные явления в организме, психике и взаимоотношениях подростка:

Важно также отметить, что преодоление кризисных явлений подросткового возраста, связанных с перестройкой отношений подростка, а также его бурным и неравномерным физиологическим развитием, может и должно благоприятно решаться в условиях семейного и общественного воспитания, что составляет одну из важных задач общей ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Объяснить такое поведение, раскрыть его причины, найти эффективные пути и средства предупреждения можно только при глубоком изучении психологии отклоняющегося поведения.

Как нами было выявлено ранее, основная причина акцентуированного поведения подростков скрывается в семье, а именно в отношениях между подростками и родителями, и поэтому, в качестве подтверждения нашей методики, мы выбрали подтверждение в методиках, направленных на выяснения отношения подростка к родителям.

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной службой и педагогами в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с девиантными подростками, так как необходимо предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получила широкое распространение основная технология работы с подростками для предотвращения формирования девиантного поведения – психологическое сопровождение.

Психологическая коррекция - это совокупность мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

В концептуальном плане выдерживается прежде всего диагностирующий подход. Он основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что существуют определенные причины, влияющие на формирование девиантного поведения. А следовательно, основным направлением работы должно стать диагностирование и коррекция социальных норм.

Психологическая коррекция в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

2. Критерием благополучия или неблагополучия семьи можно считать ее воздействие на подростков, стиль отношения к ребенку, выполнение семьей в полном объеме ее воспитательной и социализирующей функции.

В последние годы из-за кризиса в экономике, образование, воспитание утратили свое функциональное предназначение, гуманистические тенденции в обществе, отразившиеся и на семье и семейных отношениях.

Негативные последствия неблагополучия в семье проявляются довольно быстро и подчас становятся необратимыми. Это и дефекты психического развития ребенка, и его трудный характер, и социальная дезадаптация, и девиантное поведение. В результате страдает не только семья и вступающий в жизнь человек, но и все общество в целом.

Причин, вызывающих семейное неблагополучие и девиантное поведение, много, они разнообразны и взаимосвязаны, между ними существуют разноуровневые причинно-следственные связи. Среди таких причин мы выделяем три группы:

1. Причины макросоциального характера, то есть кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и ее воспитательный потенциал.

2. Причины социально-психолого-педагогического характера, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием подростков в семье, а так же нарастанием отчуждения между детьми и родителями, приводящие к безнадзорности и девиантным поступкам.

Однако во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие и девиантное поведение, определяющими являются субъективные факторы и причины социально-психологического свойства, то есть нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях и дефектах воспитания подростков в семье.

В результате проведенного исследования, нами были получены следующие результаты:

1. Для выявления родительского отношения к детям был предложен тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.

По результатам этой методики мы видим, что большинство семей используют неэффективные отношения с ребёнком, что приводит к разрастанию тревожности у подростков. Сравнивая данные по этой методике и результаты тестов, направленных на обследование подростков, мы обнаружили, что нарушения в родительских отношениях к детям оказывают влияние на их эмоциональное состояние.

По результатам методики «ДДЧ», мы выяснили, что подростки были подвержены депрессии, тревожности, имели трудности в общении, высокие показатели по шкале фрустрированность. Так же подростки чувствовали себя незащищенными, были недовольны собой.

На контрольном этапе все показатели значительно снизились.

Отношения родителей к детям можно сопоставить с методикой «Неоконченные предложения», т. к. мы видим, что при смене отношения к ребенку, стиля воспитания и общения, у подростков значительно меняется отношение к семье, к близким.

В результате проведенного исследования нами была предложена работа по снижению проявления девиантного поведения подростков, созданию психолого-педагогических условий для преодоления детско-родителских конфликтов с помощью сказкотерапии.

Сказкотерапия в консультативно-тренинговой работе способствовала:

- сближению и взаимопониманию подростков и родителей,

- узнавание желаний и эмоций друг друга,

- умения общаться и понимать,

- укрепление института семьи совместными усилиями.

Таким образом, коррекционные занятия позволили установить более теплый эмоциональный контакт между родителями и детьми, способствовали закреплению доброжелательности и понимания в их взаимоотношениях.

На наш взгляд, наиболее эффективными формами работы были дискуссии, так как каждый высказывал свое мнение и всей группой находили наиболее оптимальное решение проблемы: проигрывание педагогических ситуаций, потому что со стороны можно лучше увидеть и осознать ошибки, которые ты сам допускаешь; совместные занятия с детьми – они сближают родителей и подростков, помогают лучше понять друг друга.

Целью выявления эффективности внедренной нами коррекционной программы был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа исследования.

В результате контрольного исследования, нами были получены результаты, из которых мы видим, что произошла тенденция к улучшению детско-родительских отношений.

В результате сравнения по статистической обработке т-критериев Стьюдента, мы получили полное подтверждение выдвинутой нами гипотезы исследования.

Проведенное исследование позволило сделать следующие общие выводы:

Во-первых, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что установление определенных причин возникновения конфликтных ситуаций способствует проведению целенаправленной коррекционно-развивающей программы методом сказкотерапии, получило подтверждение.

Во-вторых, попытка создания коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие коммуникативных навыков, а также конструктивных способов взаимодействия между ребенком и родителем, оправдало себя.

В-третьих, на этом основании можно считать, что в исследовании получили экспериментальную разработку некоторые аспекты большой и сложной работы оказания средствами специально созданных коррекционно-развивающих занятий, включенных в систему общеобразовательных уроков, реальной психологической помощи детям дошкольного возраста.

В-четвертых, выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую (прикладную) направленность. Разработанные в программе принципы развития коммуникативных навыков, конструктивных способов взаимодействия, а также развития способности наиболее успешно реализовать себя в поведении взаимодействия, могут быть использованы в массовой практике работы.

Таким образом, полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление причин, вызывающих конфликтные отношения в семье, а также применения целенаправленных коррекционно-развивающих занятий реально оказывают влияние на снижение проблем во взаимоотношениях между подростками и родителями.

Список литературы:

1. Абраменко В. И. , Селецкий А. И. Психолого-физиологическая типология трудных школьников и несовершеннолетних правонарушителей. //Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. Тез. докл. II Всесоюзн. конф. - М. : 1973, - С. 41-42

2. Абрамова Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. – М. : Альма-Матер, 2006.

3. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии/А. Адлер. – М. : Когито - Центр, 2002.

4. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 2006.

5. Арефьев А. Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. - 2003. - №7.

6. Асмолов А. Г. Психология личности: Учебник. — М. : Изд-во МГУ, 2000. — 367 с.

7. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 2003. – 200 с.

8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные труды/ Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.

9. Большой толковый психологический словарь. В 2 т. Т. 2. / А. Ребер. 2-е изд. -М. : Вече - Аст, 2001. - 559 с

10. Брагина Т. В. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте: Дис. … канд. псих. наук. – Новосибирск: НГУ, 2000. – 159 с.

11. Братусь Б. С. Психологический анализ изменения личности при алкоголизме. - М, 1974

12. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения/ Г. М. Бреслав. – М. : Педагогика,2000.

13. Воспитание трудного ребенка. Подростки девиантного поведения. / Под ред. М. И. Рожкова – М. : «Владос», 2003.

14. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. : В 6т. — М. : Педагогика, 2004. — Т. 4. — С. 5 — 243; Трудное детство. — Т. 5. — С. 137- 200

15. Газман, О. С. Гуманизм и свобода / О. С. Газман // Гуманизация воспитания в современных условиях. - М. , 2000. – С. 42 - 98.

16. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования –2000 - № 4.

17. Горшкова И. Д. , Шурыгина И. И. Методология выявления масштабов супружеского насилия при проведении конкретного социологического исследования // Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М. Е. Поздняковой. - М. : Реглант, 2004. С. 171-185

18. Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция / Под ред. М. Е. Поздняковой, А. Л. Салагаева. - М: Институт социологии РАН, 2005. - 306 с.

19. Девиантное поведение: методология и методика исследования/ Под ред. М. Е. Поздняковой. - М. : Реглант, 2004. -196 с

20. Девиации и контроль: результаты эмпирических исследований девиантного поведения в современной России / Под ред. М. Е. Поздняковой, А. Л. Салагаева - М. : Институт социологии РАН, 2007. -332 с.

21. Донцов А. И. О понятии «группа» в социальной психологии //Вес. Моск. Ун-та. Сер 14, Психология. - №4. – С. 17-25

22. Дубинин, Н. П. Генетика, поведение, ответственность. О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / Н. П. Дубинин, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев. – М. : Политиздат,2001.

23. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с

24. Духновский С. В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003. – 124с.

25. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. А. Н. Ильинского. – СПб. : Союз,1998.

26. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М. : Просвещение, 2006. - 127 с

27. Зейгарник Б. В. , Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М. , 2000

28. Кириллова, В. А. Дезадаптации подростков как социально-педагогическая проблема: учебное пособие для студентов / В. А. Кириллова; под ред. А. М. Кулинец. – Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2006. – 60с

29. Клейберг Ю. А. Социальная психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов / Ю. А. Клейберг. – М. : Творческий центр Сфера, 2004. - С. 11.

30. Клейнберг Ю. А. Психология девиантного поведения. – М. , 2001. – 150 с.

31. Коростылёва Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / Л. А. Коростылёва СПб. : Речь, 2005

32. Кулаков С. А. На приеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб. : Изд – во РГПУ им. А. И. Герцена; Издательство «Союз», 2001 – 350

33. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с

34. Липник В. Н. Психология самооценки школьника. - Автореф. дисс. . . . докт. психол. наук, - М, 1974. - 45 с.

35. Лихтарников А. Л. , Чеснокова Е. Н. Социально-психологическая реабилитация осужденных подростков. - СПб. : Питер, 2001

36. Личко А. Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л. : Медицина, 2003. -256 с

37. Малых С. Б. Основы психогенетики / Малых С. Б. , Егорова М. С. , Мешкова Т. А. - М. , 2008. - С. 48.

38. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. -М. : МЕДпресс, 2001. – 432 с.

39. Моисеева В. В. Методолого-методические аспекты исследования конфессиональных факторов в проведении профилактической работы // Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М. Е. Поздняковой. - М. : Реглант, 2004. С. 125-137.

40. Никитин А. Ф. Особенности положения трудных подростков в коллективе класса // Проблемы общения и воспитания. - Тарту. Тартуский гос. ун-т, 2004. - С. 49-60.

41. Олиференко Л. Я. , Шульга Т. И. , Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М. : Академия, 2004 – 256с

42. Олпорт Г. Личность: норма и аномалия. – М. ,2000

43. Основы социально – психологической теории. Учебное пособие для социологов, психологов, преподавателей и студентов. Под общей ред. А. А. Бодалева, А. Н. Сухова. – М. : Международная педагогическая академия, 2005

44. Позднякова М. Е. , Хагуров Т. А. , Моисеева В. В. Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 27-28 октября 2008 г. - В 2-х т. : Том 2. - Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2008. - 414 с

45. Психология современного подростка. / Под редакцией Л. А. Регуш. - СПб. : «Речь», 2005

46. Психология учащихся начального профессионального образования: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Шульга Т. И. ; Шульга Т. И. – М. :Academia 2008. – 176с. – М. : Академия, 2004, - 256с.

47. Райфшнайдер Т. Ю. Ведущие идеи проектирования деятельности психологической службы среднего общеобразовательного учреждения по осуществлению психологической поддержки подростков групп социального риска / Сборник материалов конференции «Пути решения проблемы сиротства в России». - М. , 2006.

48. Райфшнайдер Т. Ю. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях среднего общеобразовательного учреждения / Сборник материалов Международной конференции «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций». Тамбов, 2006.

49. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. - М. : Прогресс, 2007. – 424 с

50. Розин М. В. Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подростковой субкультуре // Психология конфликта: Хрестоматия /Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. - СПб. : Питер, 2001. - С. 349-364

51. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи Феникс, 2006.

52. Семейная психотерапия. /Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. , Александрова Н. В. -СПб. : Питер,2000

53. Семикашева И. А. Социально-психологическая идентичность подростков – участников территориальных группировок / Социальная норма, девиантное поведение, конфликт. Под. общ. ред. Ю. А. Клейберга. - Краснодар, 2003.

54. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2009

55. Соколова В. Н. , Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. – М. : Просвещение, 2001

56. Социально-педагогическая деятельность учреждения дополнительного образования / Фомина А. Б. , Голованов В. П. , Буйлова Л. Н. и др. - М. , 2009.

57. Социология семьи / Под ред. А. И. Антонова. 2-е изд. , перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - С. 44.

58. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. - Москва: Педагогика – Пресс, 2005. – 168 с

59. Толковый словарь / Под ред. Ожегова С. И. , М-2009.

60. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии - 2005. - № 6. - С. 26—30

61. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. - М. : Флинта, 2009

62. Хорни Карен Собрание сочинений: в 3 томах. - М. : Смысл, 2001. , Боулби,, Д. Привязанность / Д. Боулби. – М. : Гардарики, 2003, Салливан, Г. Интерперсональная теория в психиатрии /Г. Салливан. - М. : Ювента, 2009.

63. Худик В. А. Психология аномального развития личности. - Киев, 2003

64. Шашкин А. В. , Салагаев А. Л. Деликвентные группировки в современной России: история возникновения и теоретические подходы к исследованию // Девиантное поведение: методология и методика исследования / Под ред. М. Е. Поздняковой. - М. : Реглант, 2004. С. 138-159.

65. Шульга Т. И. , Слот В. , Спаниярд X. Методика работы с детьми "группы риска" - М. : Издательство УРАО , 2009. —104с , Шульга Т. Н. , Олифиренко Л. Я. Психологические основы работы с детьми “группы риска” в учреждениях социальной помощи и поддержки. — М. : УРАО, 2007. — 246 c.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: