• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Влияние демографического фактора на рынок труда

Предмет:Экономика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:78
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:труд, рынок, населения, спроса, развития, процессов, функционирования, влияние, факторы, экономики, товаров, экономические, исследования, рынки
Процент оригинальности:
84 %
Цена:500 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ РЫНОК ТРУДА 6

1. 1. Факторы и условия формирования и функционирования регионального рынка труда 6

1. 2. Государственное регулирование системы воспроизводства человеческого капитала 16

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА Г. ЧЕЛЯБИНСКА (ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 26

2. 1. Обзор Челябинского рынка труда 26

2. 2. Демографические характеристики Челябинска 30

2. 3. Анализ социально-экономического положения Челябинска за 2008-2010 годы 41

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА РЫНОК ТРУДА Г. ЧЕЛЯБИНСКА 46

3. 1. Пути и методы регулирования взаимосвязанных процессов экономического и демографического развития 46

3. 2. Влияние состояния здоровья на региональный рынок труда 56

3. 3. Влияние миграции на рынок труда Челябинска 57

3. 4. Совершенствование функционирования рынка труда в Челябинске 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70

Список использованных источников и литературы 74

1. Нормативно-правовые акты 74

2. Литература 76

Вступление:

Реформы последних двадцати лет сопровождались существенными социально-экономическими изменениями в различных сферах общественной жизни, в том числе на рынке труда и в сфере занятости. Они выразились в росте безработицы в различных ее формах и проявлениях, получила распространение неполная и вторичная занятость населения, появилась и растет «скрытая» безработица, оформилась и играет определенную роль неформальная занятость населения. Новые экономические отношения вполне закономерно потребовали изменений в сфере регулирования регулирования политики в области занятости и и региональном рынка труда на общегосударственном уровнях. В связи с этим возникла необходимость разработки и принятия нового трудового кодекса, развития социального партнерства, качественно изменилась роль профсоюзов, сложились новые направления в работе службы содействия занятости населения. При всей однозначности концептуальных подходов в сфере трудовых отношений и регулировании рынка труда на российском уровне политика в этой сфере должна учитывать и муниципальные особенности. На муниципальном рынке труда появился целый комплекс проблем, связанных с развитием неформальной занятости, адаптацией социально незащищенных категорий населения, трудоустройством молодежи и вынужденных мигрантов. Факторы демографического развития оказывают существенное влияние на социально-экономическое состояние как Челябинской области в целом, так и города Челябинска в частности. За счет демографической составляющей многие рынки труда значительно отличаются актуальными от среднероссийских. В этой связи весьма становятся исследования и разработка рекомендаций по регулированию рынка труда в г. Челябинске.

Нами проведено исследование влияния демографического фактора на развитие рынка труда одного из крупнейших городов Российской Федерации - Челябинск. С одной стороны, Челябинск довольно типичный для России крупный город с точки зрения социально-экономических параметров, показателей уровня жизни и доходов населения. С другой стороны, здесь на протяжении 1990-х гг. отмечались значительные потоки вынужденных и нелегальных мигрантов, которые оказывали и оказывают большое влияние на рынок труда. С этих позиций Челябинск представляет собой достаточно интересное поле для исследования влияния демографического фактора на развитие рынка труда.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы отечественных демографов, экономистов и географов, занимающихся изучением рынка труда и влияния на него миграционных процессов. Среди этих ученых необходимо отметить П. В. Акинина, B. C. Белозерова, В. Е. Гимпельсона, Б. Д. Бреева, Р. П. Колосову, И. С, Маслову, А. Г. Коровкина, В. Г. С. В. Римашевскую, А. В. Топилина, С В Рязанцева, Г. Р. Л. С Чижову.

Объектом исследования является демографическая структура экономически активного населения г. Челябинска.

Предмет исследования влияние миграции и демографических процессов на формирование рынка труда, занятость и безработицу г. Челябинска.

Цель исследования оценить влияние демографического фактора на рынок труда г. Челябинска в современных социально-экономических условиях и разработать рекомендации по совершенствованию политики в области занятости населения в Челябинске.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Изучить факторы и условия формирования и функционирования регионального рынка труда;

2. Провести обзор Челябинского рынка труда;

3. Проанализировать социально-экономическое положение и демографические характеристики Челябинска за 2008-2010 годы;

4. Выявить влияние состояния здоровья и миграции на региональный рынок труда;

5. Предложить пути и методы регулирования взаимосвязанных процессов экономического и демографического развития.

Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы: общие методы научного познания (наблюдение, сравнение, анализ, синтез), экономико-статистический, социологический.

Научная новизна заключается в конкретных рекомендациях по совершенствованию политики в области занятости населения в Челябинске.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются демографические факторы, формирующие рынок труда, уделено особое внимание государственному регулированию системы воспроизводства человеческого капитала.

Вторая глава посвящена анализу рынка труда г. Челябинска.

В третьей главе рассмотрено влияние демографических процессов на рынок труда г. Челябинска.

В заключении сделаны основные выводы в соответствии с поставленными перед настоящим исследованием задачами.

Работа изложена на 63 страницах содержит четыре таблиц, и девять рисунков Список использованных источников и литературы содержит 52 наименования.

Заключение:

Занятость - это такая сфера деятельности государства, эффективно регулировать которую можно, только привлекая все уровни власти, а в каких-то вопросах отдавая приоритет региональным и местным властям. Конечно же, нужно активно привлекать работодателей, оказывая им необходимую помощь. При этом следует иметь в виду, что роль работодателей в осуществлении политики содействия занятости населения проявляется в соблюдении условий договоров, регулирующих трудовые отношения, и в реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работника.

Прежде всего, решая проблемы занятости населения, региональные власти уделяют внимание тем городам, которые живут за счет одного, наиболее крупного, промышленного производства, ведь производственные проблемы на таких предприятиях не только отражаются на его работниках, но и влияют на ситуацию в регионе в целом. Например, власти Башкирии выступили с инициативой ввести мораторий на сокращение штатов градообразующих предприятий. Для этих целей наряду со средствами федерального бюджета, выделяемыми для снижения напряженности на рынке труда, региональные власти готовы выделить средства из бюджета субъекта РФ, чтобы дать таким предприятиям шанс на дальнейшее развитие.

Челябинск является промышленным городом, здесь много машиностроительных, металлургических и металлообрабатывающих предприятий. В регионе развита пищевая, легкая и транспортная отрасли. С наступлением кризиса многие промышленные гиганты сократили штат, перешли на неполный рабочий день или отправили персонал в административные отпуска. Уровень безработицы в 2008 году был самым высоким за всю историю службы занятости Челябинска. Увольнения затронули все отрасли экономики, трудности с поиском работы начались даже у тех специалистов, которые в течение длительного времени считались самыми востребованными.

Демографическая ситуация в городе Челябинске, сложившаяся в последние годы, остается стабильной.

Среднегодовая численность постоянного населения за 2010 год составила 1096,2 тыс. чел. и по сравнению с 2009 годом увеличилась на 1,4 тыс. чел. Достигнута позитивная динамика показателей рождаемости: в 2009 году родилось 13048 чел. , в 2010 году - 13963 чел, то есть за отчетный год число родившихся возросло на 7%.

Важнейшей обобщающей характеристикой демографического развития является ожидаемая продолжительность жизни населения. На протяжении последних пяти лет наблюдается ее рост, в истекшем году этот показатель составил по оценке 69,5 лет.

Существенно корректирует демографическую ситуацию миграция населения. В 2009 году сальдо миграционного прироста составило 2600 человек, в 2010 году - 2400 чел.

В течение 2010 года израсходовано 35,6 млн. руб. (субвенции федерального бюджета) на мероприятия по содействию занятости населения и 579,7 млн. руб. на выплату пособий, стипендий, досрочных пенсий и материальной помощи безработным гражданам. Выплаты пособий и стипендий осуществлялась без задержек. Кроме того, были израсходованы средства в виде субсидий из федерального и областного бюджетов 218,7 млн. руб. на реализацию областной целевой программы, направленной на сохранение рабочих мест, стимулирование их создания, сохранение кадрового потенциала, создание условий, сдерживающих рост численности увольняемых работников и безработных граждан.

Население как потребитель и производитель благ и услуг зависит от состояния экономики и одновременно влияет на ее развитие. Зависимость населения от экономики реализуется в виде воздействия уровня жизни на демографические процессы. Связующим звеном между ними служат объективные и субъективные (обусловленные личными качествами индивида, его мировоззрением) потребности, формирующие мотивацию репродуктивного, брачного, миграционного поведения субъекта и отражающие комфортность его существования.

Уровень жизни не только влияет на формирование репродуктивного выбора, но и определяет возможность его реализации. Так, доступность и качество медицинского обслуживания, рост городского населения, повышение уровня образования населения, изменение характера женского труда - ведущие факторы, обусловившие снижение рождаемости в развивающихся странах, - воздействуют на представление об идеальном размере семьи и, одновременно, являются объективными условиями, сдерживающими рождаемость.

Влияние уровня жизни на показатели здоровья и смертности проявляется на макро- и микроуровне. На макроуровне оно определяется возможностью государства предоставить населению необходимое питание, эффективное медицинское обслуживание, надлежащие условия труда и быта (и, следовательно, зависит от объемов финансирования соответствующих отраслей и программ), на микроуровне - доступностью перечисленных благ и услуг для отдельных семей (домохозяйств).

В случае с миграцией уровень жизни служит фактором, детерминирующим ее направления. При этом под уровнем жизни следует понимать не только доступность благ и услуг, но и условия существования индивида (семьи, общества в целом): социально-экономическую, политическую, экологическую обстановку. Практически любой из показателей высокого уровня жизни может оказаться «притягивающим» мигрантов фактором и, наоборот, любой из показателей низкого уровня жизни - «отталкивающим». Решение о миграции принимается в результате сопоставления этих факторов и является выбором наиболее предпочтительного варианта.

Исследование особенностей взаимного влияния экономики и населения г. Челябинска показало; что, начиная с 90-х годов, развитие этих систем происходило в принципиально новых условиях. Дезинтеграция союзных связей производственной кооперации, сокращение объемов промышленного, приватизация и ликвидация убыточных предприятий, сопровождающиеся массовыми увольнениями и ростом безработицы, привели к ухудшению социально-экономической обстановки в Челябинске, снижению уровня благосостояния населения и, как следствие, спровоцировали всплеск внешней и внутренней миграции. Являясь результатом проблем общественного развития, реакцией индивидов на происходящие преобразования, миграция, в свою очередь, обусловила изменение структуры и численности населения города.

Следует отметить, что миграция является сложным явлением для Челябинска, которое оказывает влияние на демографические процессы, на территориальное перераспределение населения и трудовых ресурсов, на рынок рабочей силы и др. При этом она влечет как позитивные последствия (стимулирование иностранной рабочей силой производства, экономия затрат на образование и профессиональную подготовку при импорте квалифицированной рабочей силы, уменьшение издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы), так и негативные (увеличение предложения на рынке труда и обострение ситуации на рынке труда Челябинска за счет притока иммигрантов, национальные и этнические конфликты между коренным населением и иммигрантами).

Учитывая сложность ситуации на рынке труда г. Челябинска, большие масштабы скрытой безработицы, превышение спроса над предложением рабочих мест, необходимо сосредоточить внимание на решении следующих первоочередных задач: разработать четкую политику и программу реструктуризации экономики г. Челябинска, определить приоритетные инвестиционные направления ее развития и разработать на этой основе концепцию профессиональной занятости и профессиональной подготовки кадров на длительную перспективу.

Список литературы:

1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. // Российская газета. 1993. 25 декабря

2. Закон РФ от 19. 04. 1991 N 1032-1 (ред. от 27. 07. 2010) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. Ст. 1915.

3. Федеральный закон от 25. 07. 2002 N 115-ФЗ (ред. от 21. 04. 2011) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации": // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6242.

5. Указ Президента РФ от 22. 06. 2006 N 637 (ред. от 12. 01. 2010) "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 26. Ст. 2820.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 января 2007 г. N 1 "О компенсационном пакете участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 3. Ст. 447.

7. Постановление Правительства РФ от 31. 12. 2008 N 1089 (ред. от 07. 11. 2009) "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 266.

8. Постановление Правительства РФ от 18. 03. 2008 N 183 "Об утверждении Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 12. Ст. 1143.

9. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2009 г. N 963 "Об утверждении на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности"; Приказ Минздравсоцразвития от 22 декабря 2009 г. N 1009н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2010 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 49 (2 ч. ). Ст. 5966.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. N 150 "О порядке выплаты компенсации транспортных расходов участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 12. Ст. 1415.

11. Распоряжение Правительства РФ от 24. 08. 2006 N 1172-р «Об утверждении Типовой программы субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 35. Ст. 3788.

12. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 23. 01. 2009 N 17н "Об утверждении формы соглашения о реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта Российской Федерации, заключаемого Федеральной службой по труду и занятости с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации" // Российская газета. 2009. 2 февраля.

13. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26. 12. 2008 N 777н (ред. от 06. 10. 2009) "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" // Российская газета. 2009. 16 января.

14. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30. 03. 2009 N 139н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 777н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" // Российская газета. 2009. 20. апреля.

15. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15. 06. 2009 N 312н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. N 777н "О распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации на 2009 год квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу" // Российская газета. 2009. 7 августа.

2. Литература

16. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. // Вопросы экономики. 2009. №6. С. 7-8

17. Архипова К. Ю. Совершенствование миграционного законодательства Российской Федерации в аспекте противодействия незаконной трудовой миграции // Юридический мир. 2010. N 9. С. 13 - 16.

18. Батурина О. В. Налоговое регулирование доходов физических лиц в рамках внешнеэкономического сотрудничества приграничных регионов (на примере Челябинской области) // Юрист. 2011. N 7. С. 33 - 36.

19. Беклемешев В. П. Адаптационный механизм рынка труда в концепции отражения трансформации регионов // Налоги. 2011. N 1. С. 19 - 24.

20. Белых В. С. Россия в лучах модернизации или новой перестройки // Юридический мир. 2010. N 11. С. 7 - 13.

21. Бутов В. И. , Игнатов В. Г. , Кетова Н. П. Основы региональной экономики. М. , 2010. 733с.

22. Вишневский, А. Г. Сбережение народа или депопуляция россии?. докл. к XI Междунар. науч. конф. Государственного университета — Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, Москва, 6—8 апреля 2010 г. М. : Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. 82 с.

23. Данилин Г. Д. Понятие рынка труда как объекта правового регулирования нормами трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. N 2. С. 58 - 59.

24. Драчук М. А. О юридической природе и пределах управленческих решений работодателя // Российский ежегодник трудового права. 2009. N 5 / под ред. Е. Б. Хохлова. СПб. : Юридическая книга, 2010. С. 107 - 124.

25. Дружинин А. Г. География и экономика: актуальные проблемы соразвития. Ростов-на-Дону: Изд. СКНЦ ВШ, 2009. 445с.

26. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М. : ИНФА-М, 2000. 341с.

27. Касумов А. М. оглы. Сфера действия трудового права - догматический анализ: понятие и преобразование в обществе с рыночной экономикой // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С. 29 - 36.

28. Кетова Н. П. , Овчинников В. Н. Региональная экономика // Универсальный учебный экономический словарь. М. , 2006. 733с.

29. Кирилловых А. А. Развитие пенсионной реформы и проблемы ее правового обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 21 - 26.

30. Корчагин А. Г. , Сонин В. В. Миграционная политика в решении миграционных проблем в России // Право и политика. 2010. N 6. С. 1063 - 1071.

31. Лелеков В. А. , Кошелева Е. В. Проблемы социальной профилактики преступности несовершеннолетних // Российская юстиция. 2009. N 11. С. 66 - 67.

32. Маршалл А. Принципы экономической науки. М. : Прогресс, 2008. 642с.

33. Менар К. Экономика организаций. М. : ИНФА-М, 2006. 934с.

34. Нестеренко А. Переходный период закончился. Что дальше? // Вопросы экономики. 2009. №6. С. 56-78.

35. Николаев Б. В. Конституционный опыт равноправия в США: правовые средства противодействия возрастной дискриминации в системе высшего образования // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 21. С. 34 - 37.

36. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение. М. : Начала-Пресс, 2010. 484с.

37. Общие итоги миграции населения // Демографический ежегодник России. 2009. 983с.

38. Олсон М. Роль нравственности и побудительных мотивов в обществе // Вопросы экономики. 2008. №8. С. 78-98.

39. Осанкин В. Челябинская область: как достичь равновесия на рынке труда// Человек и труд. 2008. №11. С. 56-67.

40. Пересыпкина Т. Запрет на увольнения // Российская газета. 2009. 4 августа.

41. Писаревский Е. Л. Общие вопросы юридической ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения личной безопасности туристов // Административное право и процесс. 2011. N 3. С. 6 - 9.

42. Подготовлен для системы КонсультантПлюс

43. Регионоведение / Под ред. Морозовой Т. Г. М. : ЮНИТИ , 2008. 221с.

44. Риэккинен М. А. Участие престарелых граждан в экономической, социальной и культурной жизни (в контексте международно-правовых обязательств РФ) // Российский юридический журнал. 2011. N 2. С. 19 - 28.

45. Скачкова Г. С. Труд иностранцев в России в условиях перехода к рыночной экономике // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 3. С. 7 - 9.

46. Смоленский И. Ложное утверждение - наказуемо, ошибочное мнение - допустимо // ЭЖ-Юрист. 2011. N 13. С. 4.

47. Сойфер В. Г. О реальных возможностях правового обеспечения интересов работодателей // Трудовое право. 2011. N 6. С. 25 - 32.

48. Тарасова Н. В. Социально-демографические проблемы международных миграционных процессов Российской Федерации: региональные аспекты // Миграционное право. 2010. N 3. С. 12 - 15.

49. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. СПб. : Экономическая школа, 2006. 478с.

50. Фавро О. Экономика организаций // Вопросы экономики. 2000. №5. С. 48-57.

51. Худякова С. С. Занятость населения и ее правовое регулирование: Учеб. пособие. Пермь, 2007. 493с.

52. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М. : Экономика, 2009. 619с.

53. Щур-Труханович Л. В. Целевой аппарат Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации": достоинства и недостатки // СПС КонсультантПлюс. 2010.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: