• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика
Готовые работы »

Философия

    Влияние зороастризма на учение Гераклита Эфесского. Курсовая, 20 стр.

    Основные положения зороастризма и зурванистского учения. Учение о «Мудром Существе», время и судьба, учение о парах противоположностей.

    Индуизм. Курсовая, 35 стр.

    Священные книги индуизма. Три пути к освобождению, Вишну и его аватары. Основные направления современного индуизма. Тема является достаточно изученной.

    Тестовые задания по философии. Билеты к экзаменам, 15 стр.

    Духовный центр человека (согласно древнекитайской философии). Центральная категория философии Платона. Философ эпохи Возрождения, родоначальник идеи «пантеизма».

    Формы активности в философии и психологии. Курсовая, 28 стр.

    Древнегреческие философы, средневековая христианская философия, эволюция форм активности, ее виды и модели. Психологические школы изучения активности личности.

    Экзистенция как смысл бытия человека. Курсовая, 29 стр.

    Проблема смысла жизни всегда стояла перед человеком наиболее остро на протяжении истории. Истинно верного, правильного, единого смысла жизни вывести невозможно. Постановка проблемы. Планы на жизнь, или что такое человек. Смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Предназначение экзистенции.


      Философия науки

      Уровни, методы и формы научного познания. Специфика научного познания состоит в том, что оно стремится дать целостную, рационально-теоретически организованную систему знаний о мире. Для достижения этого само научное познание должно быть упорядочено.

      Структура научного познания включает определенные уровни научного исследования:


      1. эмпирический;


      2. теоретический;


      3. метатеоретический.

       

      Если обыденное познание пользуется, так называемым, методом проб и ошибок, то в науке есть целая система методов познания. Бэкон Ф. сравнивал метод с фонарем, освещающим путь.

       

      «Метод» так и переводится как путь, способ познания или преобразования мира, совокупность приемов и операций для освоения действительности. Наука о методах – методология. Роль методологии выполняет философия.

       

      Классификация методов:


      1. частнонаучные;


      2. общенаучные;


      3. философские.

       

      Эмпирический уровень научного познания

      Он связан с исследованием объектов в процессе прямого или косвенного (приборы) взаимодействия с ними, т.е. опирается на чувственное познание

      При этом формируются эмпирические методы:


      1. наблюдение;


      2. эксперимент;


      а также измерение и сравнение.

      Цели наблюдения и эксперимента ставятся на рациональном уровне.

      В результате мы получаем такую форму эмпирического познания как научный факт. Знания в форме научных фактов констатируют количественные и качественные характеристики объектов и явлений.

      Устойчивые и повторяющиеся связи между эмпирическими характеристиками выражаются с помощью эмпирических законов, имеющих вероятностный характер.

       

      Теоретический уровень научного познания

      Он имеет место тогда, когда из имеющихся знаний выводятся новые, без непосредственного обращения к объекту. При этом используются теоретические методы.

      1. метод восхождения от абстрактного к конкретному;

      Объект ----- абстрактные понятия, фиксирующие отдельные ----- конкретное, т.е.

      Свойства, черты (например, «человек» или точное воспроизведение

      «Животное», биологические и социальные предмета в мышлении

      Характеристики и т.п.) (теория человека)

      2. сочетание исторического и логического методов: в сумме исторических фактов выявляем повторяющееся, выявляем закономерности, т.е. логику истории; а зная логику процесса, эволюции предмета, явления мы лучше понимаем смысл любого факта, любого явления, имевшего место в развитии;

      3. гипотетико-дедуктивный метод: исследуя новый объект, мы выдвигаем гипотезы, некое общее представление о том, как идет развитие объекта, что он собой может представлять, причины наблюдаемого, а затем методом дедукции смотрим, объясняет ли данная гипотеза наблюдаемые факты, работает ли гипотеза;

      4. аксиоматический метод: при создании теорий, используем некие допущения, рассуждения как аксиомы, т.е. положения, не требующие доказательств; за аксиомы мы принимаем положения, которые на практике всегда подтверждаются, мы не знаем на данный момент, почему это так, но знаем, что так получается всегда…;

      5. методы математизации, формализации, абстрагирования и обобщения и др., например, системно-структурный, методы синергетики…

      Никакое научное познание невозможно также без использования общелогических методов (приемов) познания:

      - анализ и синтез;

      - абстрагирование и обобщение;

      - индукция и дедукция;

      - аналогия и моделирование и др.

      На теоретическом уровне познания знания оформляются в такие формы как: проблема, идея, понятие, гипотеза, концепция, научный закон, теория.

      Теоретический уровень нацелен на познание сущности явлений, общих закономерностей для данного класса явлений. Он предполагает открытие законов, дающих возможность идеализированного описания и объяснения эмпирических ситуаций, а также их предсказания.

      Метатеоретические основания науки

      Приставка «мета» переводится как «сверх», «больше», как то, что охватывает собой нечто.

      Метатеоретические основания науки – это принципы, черты объясняющие развитие не отдельных научных уровней или конкретных наук, а принципы функционирования любого научного знания. Т.е. метатеоретические основания науки – это уровень общенаучного и философского знания.

      На этом уровне формируются:

      -- научная картина мира (НКМ);

      -- идеалы и нормы исследования;

      -- философские принципы и др.

      НКМ - это система общих представлений о мире, получаемых в различных науках. Она исторически меняется.

      Примеры:

      Химическая картина мира во времена Лавуазье была иной. Фундаментальными объектами полагались лишь некоторые из ныне известных элементов и к ним добавлялись сложные соединения, например, известь, а также теплород, флогистон. После работ Лавуазье флогистон был исключен [была гипотеза, что тепло возможно за счет присутствия теплорода – некой невесомой материи, имеющей место во всех телах и являющаяся причиной тепловых явлений; флогистон – начало «горючести», которое тела теряют при горении].

      В целом в науке до сер.19 в. как общенаучная доминировала механистическая картина мира.

      А современной НКМ характерны такие принципы как принцип глобального эволюционизма, принцип самоорганизации и др. В последнее время НКМ начинает включать в себя принципы, разработанные в синергетике, антропный принцип, представления о ноосфере и др.

      Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности.

      Их можно разделить на 3 группы:

      1. идеалы и нормы описания и объяснения;

      2. идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний;

      3. идеалы и нормы организации знаний.

      Пример идеалов научного объяснения в Средние века и в эпоху Возрождения:

      Врач Парацельс объяснял, почему настойка грецкого ореха на винном уксусе помогает от головной боли тем, что есть симпатия между грецким орехом и мозгом, что выражено в их внешнем сходстве, подобии. В основе лежало мировоззренческое убеждение, что бог создал мир по своему образу и подобию (принцип подобия).

      Сегодня действие этой настойки объясняют тем, что в ней содержатся вещества, снижающие давление.

      Альдрованди за сто лет до Бюффона описывая змей, отмечал особенности их анатомии, образа жизни и далее перечислял, мифы и легенды про змей, на гербах каких знатных особ и какие змеи встречаются, включая трехглавых, огнедышаших драконов и т.п. Бюффон (18 в.) читая Альдрованди, возмущался – «зачем все это?». Т.е. прошло немного времени, а НКМ изменилась. В религиозной картине мира считается, что бог проявляется во всём – и в том числе в строении животных, и в мифах о них, и чтобы понять, что бог хотел нам сказать, важно изучить всё это. А в 18 в. в науке доминирует деистическое мировоззрение (бог, т.е. деус, создал мир и устранился; и надо изучать мир сам по себе, без наших домыслов, мифов и легенд, ибо они имеют отношение к нашей культуре, но не к природе).

      Пелевин в книге «Ампир В», или точнее: «Empire «V», приводит пример:

      «Объяснение есть функция существующих представлений. Так, в Средние века считали, что чума передается сквозь поры тела, поэтому для профилактики людям запрещали ходить в баню. Сейчас наука считает, что чуму переносят блохи, поэтому для профилактики людям советуют чаще ходить в баню…»

      Анализом такого рода изменений в НКМ занимается философия.

      Философия выполняет методологическую функцию по отношению к науке и функцию мировоззренческой интерпретации знаний. Философия вписывает теоретические и эмпирические знания той или иной науки в культуру и НКМ начинает восприниматься как естественная.

      В последнее время развивается и такая общенаучная отрасль как науковедение…

      Развитие научных знаний

      Обычно становление нового теоретического знания происходит на фоне уже известной теории. Поэтому говорят не о становлении теории, а о росте научного знания. Так и называлась книга К.Поппера «Рост научного знания».

      Необходимость роста научного знания появляется тогда, когда использование теории не дает эффекта. Возникает проблема. Выдвигаются новые гипотезы, идеи. Они подвергаются верификации и фальсификации.

      В развитии науки наступает такой момент, когда новое знание не вписывается в рамки старой теории. Теория не может объяснить факты. Они противоречат и НКМ. Физик Томас Кун (США, 20 в.) охарактеризовал это как этап научной революции, который следует за эволюционным этапом. Научная революция связана со сменой научных парадигм.

      Парадигма (от греч. Образец) – совокупность ведущих представлений и методов научного познания на данном отрезке эволюционного развития науки. Скажем, механистическая, метафизическая парадигма или диалектическая парадигма.

      Затем наступает этап научной революции и происходит смена парадигм. Научная революция открывает новые объекты и методы исследования.

      Например, коперниканская революция в науке (открытие Коперника о гелиоцентрическом устройстве нашей солнечной системы), революция, связанная с расщеплением атома в начале 20 в., открытием радиоактивности, теории относительности Эйнштейна, революционные изменения в биологии в связи с возникновением генетики и т.д.

      …большую роль играет диалектика традиций и новаций в науке…

      Новая теория не является простым обобщением фактов. Эйнштейн писал: «никакой логический путь не ведет от наблюдений к основным принципам теории». Большую роль играет взаимодействие науки и культуры в целом. Так, идея борьбы за существование была выдвинута Т.Мальтусом (18-н.19 вв.) для описания процессов в обществе. А затем ее использовал Дарвин для объяснения процессов эволюции природы. Сегодня категория естественного отбора стала общей схемой мышления и фигурирует в трудах по кибернетике и теории познания.

      Итак, наука – единство постепенных количественных и коренных качественных изменений, т.е. научных революций.

      Примеры научных революций: гелиоцентрическая система Коперника, создание Эйнштейном ОТО и СТО, создание квантовой механики, создание синергетики, создание генной инженерии и т.д.