• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Экзистенция как смысл бытия человека

Предмет:Философия
Тип:Курсовая
Объем, листов:29
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:человек, жизни, человека, жизнь, своей, может, нас, смысл, текст, свою, бытия, вопрос, нужно, экзистенция, смысла
Процент оригинальности:
92 %
Цена:200 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ 5

1. 1. Постановка проблемы или зачем она нужна, проблема 5

1. 2. Значение слов-проблем, или появление главных тем 8

2. ЭКЗИСТЕНЦИЯ КАК СМЫСЛ БЫТИЯ 12

2. 1. Планы на жизнь, или что такое человек 12

§2. 1. 1. Смерть 13

§2. 1. 2. Свобода 14

§2. 1. 3 Изоляция 15

§2. 1. 4. Бессмысленность 16

2. 2. Почему именно экзистенция, или зачем нужно выбирать 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

Список литературы 27

Вступление:

Вопрос о смысле жизни мучает каждого человека на протяжении всей его жизни или только некоторое время. Так или иначе, но каждый должен ответить на вопрос «Зачем я живу?» самостоятельно, потому что никто, кроме нас, не сможет прожить эту жизнь.

Новизна работы состоит в том, что здесь будут представлено решение на один из «вечных», «проклятых» вопросов философов и каждого человека в отдельности, рассмотренного через экзистенциальную философию.

Актуальность темы исследования заключается, прежде всего, в том, что само значение слова «экзистенция» у многих людей вызывает замешательство. Но через призму именно этого понятия философы-экзистенциалисты рассматривали проблему определения значимости и наполненности человеком своего бытия.

Теоретическая значимость данной работы на самом деле является очень большой. Про философию экзистенциализма можно рассказывать очень долго, непонятно и сложно. Одной из задач данной работы является задача упростить к восприятию саму философию экзистенциализма, а так же понять, какое практическое значение несёт в себе экзистенциализм.

Практической же значимости в этой работе можно не найти вследствие её направленности на теоретизацию и конкретизацию изученного материала. Немного подкреплённые примерами из жизни, сухие и не до конца ясные положения теории экзистенциализма помогут разобраться в дальнейшем в тонкостях этой теории и заодно лучше понять смысл и механизмы действия практик.

Решение этого вопроса не может никого обойти: все мы включены в интеллектуально-смысловую битву с самими собой и осмыслением своей жизни, приданием ей некоей цены и особого уникального смысла. Чтобы понять, куда в жизни нужно идти дальше, нужно разобраться в понятиях «бытие», «существование», «экзистенция», «жизнь», что послужат предметом рассмотрения в этой работе.

Цели данной работы:

1. Обозначить понятия «бытие», «экзистенция», «жизнь», «экзистенция» с различных углов зрения;

2. Упростить к восприятию положения теории экзистенциализма;

3. Дать более полную развёртку понятия философской категории «экзистенция»;

4. Рассмотреть модель жизни человека с экзистенциальной точки зрения;

5. Найти отражения этой модели в жизни.

Главная задача этой работы – понять, что такое «экзистенция» и как она может проявляться в жизни человека.

Предмет исследования – философские понятия-проблемы «бытие», «экзистенция», «существование».

Объектом исследования в данной работе является само философское учение экзистенциализма, нашедшее своё выражение в монографиях философов Ж. П. Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса и др.

Методика исследования, использованная для выполнения поставленных задач, сравнительный анализ воззрений философов экзистенциализма, отражённые в монографиях, энциклопедических словарях, учебниках, в статье по практической психологии.

Заключение:

Подводя итоги, важно отметить, что актуальность данной темы была подтверждена несколькими примерами из жизни. Так как каждый человек в своё время встречается на своём жизненном пути с вопросами о смысле жизни, актуальность работы, изучающей аспекты бытия человека, всегда останется важным и нужным для человека.

Поставленная цель по обозначению и раскрытию понятий «бытие», «жизнь», «экзистенция» с различных углов зрения была выполнена сразу же в первой главе. Для лучшего понимания проблемы необходимо знать терминологию и смысл ключевых слов, потому что именно этими понятиями мы и будем мыслить в дальнейшем.

Если слово «бытие» понятие полное, охватывающее существование всего окружающего нас пространства, то понятие «жизнь» и «экзистенция» более узки и рассматривают некоторые аспекты бытия. Жизнь в биологии описывается как способ существования белковых тел, однако жизнь человека в этом ключе рассматривать неприемлемо. На помощь нам приходит такое необычное на слух и на понимание понятие как экзистенция. Рассматривая её с разных позиций разных философов, мы поняли, что экзистенция подразумевает только то, что человек, не зная всех своих потенций и зачастую полностью себя не раскрывает, но «будучи заброшенным» в своё время вынужден выживать в нём и считаться с условиями и реалиями, в которых он находится в данный момент. Иными словами, человек сначала существует, и только потом осознаёт свою суть, понимая последствия свершённых им ошибок и осознавая свои истинные желания.

Одна из сложностей, возникших при изучении философии экзистенциализма, – это размытость и разбросанность по монографиям её основоположников как самого понятия, так и других центральных категорий данной философии. В этой работе были представлены краткие и структурированные положения экзистенциализма. Благодаря наработкам создателей практической экзистенциальной психологии И. Ялома и Р. Мейя, мы теперь можем глубже понять, что же означают «предельные экзистенциальные заботы» и какую роль они играют в нашей жизни. Поэтому цель упрощения к восприятию положений экзистенциализма можно считать выполненной.

Через те же самые «предельные заботы» можно понять, что экзистенция включает в себя не простое существование, а сложное, насыщенное шествие по жизненному пути с принятием или непринятием своих проблем, особенностей, потенций, желаний и разного рода забот. Рассматривая способы побега от смерти, свободы, бессмысленности и изоляции, мы пришли к осознанию того, что некоторые аспекты нашего поведения могут быть обусловлены не только желаниями и влечениями, как это описано у З. Фрейда, но ещё и страхами и тревогами. Через примеры из нашей собственной жизни, пропуская свой опыт через призму четырёх «предельных забот», теория экзистенциализма приобретает новые краски, начинает говорить самостоятельно, через нашу жизнь. Так с помощью жизненных примеров мы достигли ещё одной цели, поставленной нами с самого начала – мы дали полную развёртку понятия «экзистенция».

Рассмотрев модель жизни человека с экзистенциальной точки зрения, мы осознали истинную важность нашей жизни, необходимость её осознанности и невозможности нашей не включённости в неё. Так, согласно экзистенциальной модели жизни, человеку необходимо осознавать множество вещей и факторов, на него постоянно влияющих, походить к ситуации выбора как можно серьёзней (ведь выбирая что-то важное для себя лично, человек выбирает важное для всего человечества). Важно понимать, что вся его жизнь зависит только от него самого и потому не бежать от ответственности за его жизнь, возложенной на него с самого начала его жизненного пути, и смело смотреть ей в глаза, и сделать всё, чтобы стать в этой жизни счастливым. Даже если мы бежим от своей экзистенциальной изоляции, это не значит, что это плохо. Напротив, если человек, скрываясь от своей изоляции, постоянно находится в коллективе, где успешно функционирует, это пойдёт ему и обществу только на пользу. Но если человек вовсе отрицает то, что в жизни он один, за него эту жизнь никто прожить не сможет и что это невозможно изменить, то это уже можно рассматривать как, по крайней мере, отказ от части своей экзистенции.

По мнению экзистенциалистов, человек находится в постоянной тревоге – за себя, за родных, свои дела, будущее и так далее. Человек, имея в своём распоряжении некоторое количество возможностей, потенций и каких-либо внутренних желаний, чаяний, которые он стремится воплотить в жизнь, встречается с лицом к лицу с реальностью, зачастую не соответствующей его представлениям о ней. Отсюда и возникают эти чувства: когда у человека нет оснований для продолжения своей деятельности, когда реальность такова, что его чаяния не могут найти своего воплощения в жизни – естественное чувство бессмысленности и тревоги. Тревога должна помогать человеку, мобилизовать свои силы для преодоления препятствия, решения проблемы, так же как и страх приводит в готовность организм к защитному действию. В экзистенциальной психологии тревожность – это некий показатель жизненной позиции человека. Чем больше он тревожится, тем в большую часть аспектов своего существования он включён.

Если человек переживает из-за чегото, тревожится, то предмет этих чувств для него, несомненно, важен. Иначе бы он не испытывал таких эмоциональных подъёмов и спадов по отношению к чему-либо. Исходя из уровня тревожности, таким образом, можно получить ещё один качественный показатель жизни человека – включённость, вовлечённость в жизнь.

И так, примерив на свою жизнь некоторые положения экзистенциальной философии, мы понимаем, что жить не в пустую, нам помогает осмысленность нашей жизни. Наполняя каждый свой выбор, наделяя каждую тревогу неким смыслом, который мы можем смело приравнять к понятию самой нашей жизни, мы не теряем время, не ждём своего конца и не скрываемся от свободы и изоляции. Так мы можем лавировать между многими возможностями, выбирая только важное и нужное для нас самих.

Нужно осознавать тот груз ответственности, который напрямую связан с грузом свободы, данной нам от рождения. Только наполняя нашу жизнь смыслом, важным, значимым для нас самих, отстаивая свои взгляды и громко заявляя о себе, мы можем надеяться на исполнение нашей мечты, оправдание надежд и принятие миром нашего смысла бытия. Кроме нас самих эту жизнь никто не сможет прожить так искусно, как мы, поэтому стоит наполнить её лучшим по нашему собственному мнению смыслом и сказать об этом миру.

Можно сказать, что пятая и главная цели данной работы достигнуты. Мы нашли отражение модели экзистенциализма в жизни и через это же отражение, а так же через теоретизацию и конкретизацию положений экзистенциализма разобрались в понятии экзистенция.

Список литературы:

1. Алексеев П. В. , Панин А. В. , Философия [Текст] / : учеб. – 4-е изд. , перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Простпект, 2007. – 592 с. – 5000 экз. ISBN 978-5-482-01527.

2. Большая Советская Энциклопедия [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые. Граф. , Зв. дан. и прикладная прогр. (700 Мб). – М. : Большая Рос. энцикл. 2003. – 1 электрон. опт. диск. (CD-ROM) : зв. цв. – Систем. Требования: ПК 266 или выше; 64 Мб ОЗУ; Windows 98/Me/2000/XP; 800х6000; 4х CD-ROM дисковод; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопров. Материал помещены в контейнер 20х14 см.

3. Булгаков М. А. , Мастер и Маргарита [Текст] / Роман. Красноярск: Изд-во Краснояр. Ун-та, 1988. – 448 с. – 100 000 экз.

4. Гарифуллин Р. Р. , Постмодернизм в психологии [Текст]. – М. : АСТ, 2005. – 356 с. – 3000 экз. ISBN 5-98132-028-1

5. Дао дэ Цзин [Текст] / Лао Цзы, Дао дэ Цзин. – М. : Медков С. Б. , 2010. – 192 с. – 1000 экз. ISBN 978-5-902582-57-1

6. Достоевский Ф. М. , Братья Карамазовы [Текст] / Роман в 4-х ч. С эпилогом. Ч. I, II. – М. : Современник, 1981 (IV кв. ). – 368 с. 1 л. портр. – (Классическая б-ка «Современника»). – 300 000 экз.

7. Журнал практической психологии и психоанализа, Экзистенциальная психотерапия [Текст]: Научно-практ. портал. электрон. публикаций / учредитель Институт практической психологии и психоанализа. – 2008, декабрь. – М. : 2008, № 4. – 450 экз.

8. Краткий словарь по философии [Текст] /Под общ. Ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. – 3е изд. , доработ. и доп. – М. : Политиздат, 1979. – 413 с. – 300 000 экз.

9. Лукьянов О. В. , Психотерапия – это не то, что вы ждёте [Текст]. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2004. – 56 с. ; ил. 500 экз. ISBN 5-7511-1771-9

10. Маклаков А. Г. , Общая психология [Текст] / Маклаков А. Г. , Общая психология: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2009. – 583 с. : ил. – (Серия «Учебники для вузов») – Доп. тираж 10 000экз. – ISBN 978-5-272-00062-0.

11. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. , Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд. , дополненное. – М. : Азбуковник, 1999. – 994 с. – 10 000 экз. ISBN 5-89285-003-Х

12. Психологический словарь [Текст] / Под общ. науч. ред. А. С. Гуревича. – М. : ОЛМА Медиа Групп. , ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с. – 3000 экз. ISBN 978-5-373-00614-9.

13. Серия «Эрудит». Философия. [Текст]. – М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 192с. : ил. – 30 000 экз. ISBN 978-5-486-01247-1

14. Современная буржуазная философия [Текст] /: учеб. пособие: Под ред. А С. Богомолова, Ю. К. Мельвиля, И. С. Нарского – М. : Высшая школа, 1978. – 582 с. – 100 000 экз.

15. Словарь русского языка [Текст] : В 4-х т. / АН СССР, Ин-т рус. Яз. ; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 3-е изд. стереотип. – М. : Русский язык, 1985-1988. Т. 4. С-Я, 1985. – 696 с. – 200 000 экз.

16. Сумерки богов/ Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Перевод. – М. : Политиздат, 1990. – 398 с. – (Б-ка атеист. лит. ). – ISBN 5-250-01275-2

17. Фейербах Людвиг, Сочинения [Текст] / : В 2т. Пер с нем. /Ин-т философии. – М. : Наука, 1995. Т. 1. – 425с. – 100 000 экз. ISBN 5-02-008248-1. , т. . 1

18. Фейербах Людвиг, Сочинения [Текст] / : В 2т. Пер с нем. /Ин-т философии. – М. : Наука, 1995. Т. 2. – 425с. – 100 000 экз. ISBN 5-02-008247-3.

19. Философский энциклопедический словарь [Текст] / Редкол. : С. С. Аверинов, Э. А. Араб-Оглы, А. Ф. Ильичёв и др. – 2е изд. – М. : Современная Энциклопедия, 1989. – 815 с. – 130 000экз. ISBN 585270-030-4

20. Хайдеггер Мартин, Время и бытие [Текст] / : Ст. и выступления / [Сост. , пер. , выступ. ст. , коммент. и указ. В. В. Бибихина]. – М. : Республика, 1993. – 455, [2] с. ; 22 см. – (Мыслители ХХ века). – 51 000 экз. ISBN 5250-01496-8.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: