• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Влияние зороастризма на учение Гераклита Эфесского

Предмет:Философия
Тип:Курсовая
Объем, листов:20
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:вера, учение, время, ормазд, philosophy, логос, знание, русских, мир, судьба, добро
Процент оригинальности:
55 %
Цена:200 руб.
Содержание:

1. Введение…………………………………………………………………. . . . . . . 3

2. 1. Основные положения зороастризма…………………………………. . . . . . . 6

2. 2. Обзор зурванистского учения……………………………………………. 8

3. 1. Учение о «Мудром Существе»………………. . . ……………………. . . . . . . 10

3. 2. Время и судьба……………………………………………………………14

3. 3. Учение о парах противоположностей……………………. . . . . . . . . . . ……. . . 16

4. Заключение………………………………………………………………. . . 18

5. Список библиографии……………………………………………………. 19

Вступление:

Гераклит Эфесский (?????????? ? ???????) родился приблизительно в 544 г. до н. э. в городе Эфесе, что в Малой Азии (современная Турция). По некоторым данным, принадлежал к роду басилевсов (царя-жреца), однако добровольно отказался от привилегий, связанных с происхождением, в пользу своего брата. Биографы подчёркивают, что Гераклит «не был ничьим слушателем» и «познал сам себя» [Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Перевод с древнегреческого М. Л. Гаспарова. IX книга. М. : "Мысль", 1986]. Непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. С сочинением Гераклита были знакомы Сократ, Платон и Аристотель, его последователь Кратил становится героем платоновского диалога.

Диоген Лаэртский сообщает [там же], что «возненавидев людей, он удалился и жил в горах, кормясь быльем и травами. А заболев оттого водянкою, воротился в город и обратился к врачам с такой загадкой: могут ли они обернуть многодождье засухой? Но те не уразумели, и тогда он закопался в бычьем хлеву, теплотою навоза надеясь испарить дурную влагу. Однако и в этом не обретя облегчения, он скончался, прожив 60 лет» (примерно в 483 г. до н. э. ) .

Единственное сочинение Гераклита «О природе», («О Вселенной, о государстве, о богословии») дошло до нас в 130 (по другим версиям — 150 или 100) отрывках. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»). Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых». Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. Таким образом, можно сказать, что Гераклит является одним из родоначальников диалектического метода мышления.

Известно, что свой труд он посвятил храму Артемиды в Эфесе, постаравшись написать его как можно темнее и непонятнее. Это наводит на мысль, что произведение Эфесца не предназначалось для массового чтения, а лишь для узкого круга лиц, которых есть ключи к пониманию смысла написанного. В частности Диоген Лаэртский в той же IX книге приводит следующую эпиграмму:

Не торопись дочитать до конца Гераклита-эфесца –

Книга его – это путь, трудный для пешей стопы,

Мрак беспросветный и тьма. Но если тебя посвященный

Вводит на эту тропу – солнца светлее она.

В данной работе мы рассмотрим, каково же было влияние восточных культур и религий, а именно зороастризма и смежных с ним культов, на учение Гераклита из Эфеса. В том, что это, наверняка, имело место в действительности, сомневаться не приходиться, ибо мы находим следы древнеперсидских учений в некоторых сохранившихся фрагментах. Каких именно, об этом пойдет речь ниже. Также город Эфес во времена Гераклита находился в сфере влияния Персидской державы, т. е. эфесцы были знакомы с Персией и её обычаями. И не стоит сомневаться в том, что в Ахеменидской державе не слышали о странном мудреце из Эфеса. К тому же в легендах о смерти Гераклита говорится, что он был съеден собаками, что очень похоже на погребение по маздаяснийскому обычаю, где останки умершего оставляют гнить на каменной плите под солнцем, а затем съедаются собаками.

Если для большинства представителей ранней греческой философии параллели с иранской философской традицией в их учениях не так очевидны (как например, для Анаксимена, Парменида или школы орфиков) и простое прочтение их текстов не наводит на мысль об иранских заимствованиях, то с учением Гераклита дело обстоит совершенно иначе. Наиболее сильные связи с персидской религией, как отмечает М. Уэст, были усмотрены именно в случае с Гераклитом, чем с каким-либо другим философом [West M. L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, At the Clarendon Press, 1971. Р. 164. ].

Так некоторые выказывания, приписываемые Гераклиту, например, «война есть отец всего» свободно согласуются с зороастрийской доктриной, ведь весь наш мир, согласно авестийским канонам, был рожден от противостояния светлых и темных сил. В частности, об этом писал А. -Г. Хруст в своей статье о влиянии зороастризма на философские идеи Платона и Аристотеля [Chroust A. -H. The Influence of Zoroastrian Teachings on Plato, Aristotle, and Greek Philosophy in General / / New Scholasticism. Wash. , 1980. Vol. 54. №3. Р. 354-355].

Прежде чем начать исследование для начала мы сделаем предельно краткий обзор учения Зороастра, а также смежного с ним зурванистского учения, дабы понять, с чем в дальнейшем мы будем сравнивать учение Гераклита. Затем более подробно рассмотрим те фрагменты учения Гераклита, на основе которых и можно провести сравнение с иранской религией, и сделаем необходимые выводы.

Заключение:

Сопоставление учения Гераклита с иранскими доктринами, как мы смогли увидеть, дало нам массу аналогий и позволяет провести большое число параллелей, на основании которых мы можем судить об иранском влиянии.

Однако мы не должны забывать, что прямых письменных или других доказательств того, что Гераклит бывал в Персии, владел древнеперсидским или имел представление об Ахура-Мазде. Мы лишь владеем косвенными свидетельствами более поздних авторов, а также туманными фрагментами не менее туманного произведения Эфесца.

Хотя такие исследователи как ?. L. West отстаивают мнение о безусловном влиянии зороастризма, а также ведической традиции [West M. L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford, At the Clarendon Press, 1971. Р. 202] на развитие всей ранней греческой философии в целом и Гераклита в частности, есть также другая группа исследователей истории философии, например, Ф. Х. Кессиди, которая считает, что объяснять «возникновение греческой философии вне общественно-исторических условий и идейно-духовного климата Древней Греции» [Кессиди Ф. Х. Кондзелка В. В. Гераклит и Древний Восток. С. 99]. Однако они не отрицают возможности культурного обмена между греками и их соседями, просто эти связи отнюдь не всегда столь прозрачны и прямолинейны, как хотелось бы видеть.

Но, как это всегда и бывает, истина окажется где-то посередине. Так что нам остается только ждать новых открытий в этой области, которые смогут пролить, наконец, свет на данную проблему.

Список литературы:

1. Авеста в русских переводах (1861-1996) / Сост. , общ. ред. , прим. , справ. разд. И. В. Рака. СПб. , Журнал «Нева» - РХГИ, 1997.

2. Бойс М. , Зороастрийцы: Верования и обычаи / Пер. с. англ. и прим. И. М. Стеблин-Каменского. 3-е издание, полностью переработанное. СПб. : Центр «Петербургское востоковедение», 1994.

3. Вольф М. Н. / Ранняя греческая философия и Древний Иран. – СПб. : Алетейа, 2007. - 22

4. Горан В. П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1990.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. Перевод с древнегреческого М. Л. Гаспарова. IX книга. М. : "Мысль", 1986

6. Зороастрийские тексты. Суждения Духа Разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тесты / Изд. подготовлено О. М. Чунаковой. М. : Издательская фирма « Восточная литература» РАН, 1997.

7. Кессиди Ф. Х. Кондзелка В. В. Гераклит и Древний Восток (критические заметки) / М. : Высшая школа, 1981.

8. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил Лебедев А. В. ; ред. И. Д. Рожанский. М. : Наука, 1989.

9. Chroust A. -H. The Influence of Zoroastrian Teachings on Plato, Aristotle, and Greek Philosophy in General / / New Scholasticism. Wash. , 1980. Vol. 54. №3.

10. West M. L. Early Greek Philosophy and the Orient. Oxford: At the Clarendon Press, 1971.

11. Zaehner R. C. The Dawn and Twilight of Zoroastrianism. London: Weidenteld and Nicolson, 1961.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: