• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Базовая техническая и тактико-техническая подготовка дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации

Предмет:Физическая культура и спорт
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:81
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:дзюдо, нервно-мышечный, системотехник, система, фи, ведение, борьба, нервный, стилевой, основа
Процент оригинальности:
59 %
Цена:600 руб.
Содержание:

Введение. 3

Глава I. Педагогические основы технической

тактико-технической подготовки в дзюдо. 8

1. 1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании

технико-тактического мастерства. 8

1. 2. Содержание и последовательность

технико-тактической подготовки. 11

1. 3. Научно-методическое обоснование системы обучения

технике и тактическим действиям в дзюдо. 24

Глава II. Организация и методы исследования. 33

2. 1. Организация исследования. 33

2. 2. Методы исследования. 34

Глава III. Результаты педагогического эксперимента

и его обсуждение. 36

3. 1. Свойства нервной системы и темперамента

спортсменов-дзюдоистов. 36

3. 2. Взаимосвязь типа высшей нервной деятельности

и стиля ведения схватки в дзюдо. 45

3. 3. Структура и содержание опытной модели базовой

технико-тактической подготовки дзюдоиста. 51

3. 4. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение?. 70

Выводы.

Практические рекомендации.

Список литературы. 75

Приложения?.

Вступление:

Актуальность темы исследования. Современное развитие дзюдо предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов высокого класса. Очень важным этапом многолетней подготовки является этап спортивной специализации. Именно на этом этапе закладываются основы технико-тактического мастерства. Особое значение при этом имеет базовая техническая подготовка.

Несмотря на множество научных разработок и книг о дзюдо, у нас нет обоснованной теории дзюдо, нет учебника по дзюдо для учебных заведений, нет хорошей программы обучения школе дзюдо.

Практически работающим тренерам нужны конкретные ответы на многочисленные вопросы, связанные с базовой технико-тактической подготовкой. Тренеры пытаются ответить на эти вопросы каждый по-своему, часто не понимая друг друга.

Перед тренером стоит ряд нерешенных вопросов, связанных с обучением: классификация базовых технических действий и их содержание, последовательность обучения приемам, основные направления совершенствования методики обучения и многие другие вопросы.

Для того чтобы правильно обучать, необходимо в первую очередь знать чему учить, как правильно, а как не правильно.

В связи с тем, что учебные заведения физкультурного профиля очень мало готовят специалистов по дзюдо, та небольшая часть тренеров, работающих с юношами, теоретически не готова преподавать начальную часть дзюдо. Методика обучения технико-тактическим действиям юношей заимствуется из обучения взрослых спортсменов.

Существует огромный арсенал тактико-тактических действий борьбы в стойке и лежа, овладеть которым возможно только в процессе многолетней (10 – 15 лет) тренировки. Базовых технико-тактических действий, являющихся основой технико-тактической подготовки в дзюдо сравнительно немного, но их нужно четко конкретизировать по содержанию и объему.

А как мы учим приему? Мы показываем и учим всему действию сразу, целиком. Такой методики нет ни в одном виде спорта. При целостном обучении техническое действие (прием) усваивается с серьезными ошибками. Тренеры расчленяют сложные технические приемы на части, но каждый по-своему усмотрению. Необходима унифицированная технология расчленения приема в соответствии не только с его биомеханической, но и смысловой структурой.

При обучении технике приемов дзюдо применятся линейный и концентрический способы обучения раздельно. Очевидно, целесообразно применять единый комбинированный метод обучения.

Большое значение в обучении приемам имеет последовательность их обучения (изучения). Планирование последовательности обучения приемам должно опираться на положительный перенос, на соответствие трудности их выполнения анатомо-физиологическим особенностям юных дзюдоистов и специальной физической подготовленности.

Среди юношей на различных этапах и условиях подготовки проводятся контрольные зачеты по технике дзюдо. В идеале – очень хорошее дело, но мы, принимая зачет, часто не замечаем, что конкретно мы должны оценить, и поэтому все делаем формально (м. б. лучше субъективно????). Необходимы конкретные объективные критерии оценки того или иного технического действия.

Одной из форм обучения техническом действиям в дзюдо в Японии является КАТА.

КАТА – это комплексы, состоящие из техники дзюдо или напоминающие технику дзюдо, которые сначала изучаются, а затем демонстрируются в виде зачетов (экзаменов), в том числе при сдаче на пояс.

Необходимо использовать этот опыт в отечественной школе дзюдо.

В исследовании на боксерах выявлено, что стиль ведения поединка зависит, в частности, от типологических свойств нервной системы. В целях индивидуального планирования тактики ведения схватки в дзюдо представляется необходимым изучение свойств нервной системы и темперамента дзюдоистов.

Таким образом, необходимо интегрировать (по отношению к обучению базовым приемам), имеющиеся научные предпосылки и передовой практический опыт тренеров.

В результате анализа состояния проблемы технической и тактико-технической подготовки в дзюдо, выявлено следующее основное противоречие: между необходимостью совершенствования технологии обучения базовым приемам дзюдо и отсутствием оптимальной модели обучения, основанной на интеграции прогрессивных тенденций в технико-тактической подготовке единоборцев.

Разрешение указанного противоречия является актуальным в плане повышения эффективности учебно-тренировочного процесса на начальном этапе обучения технике и технико-тактическим действиям в дзюдо.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в дзюдо на этапе начальной спортивной специализации.

Предмет исследования – структура и содержание базовой технико-тактической подготовки на этапе начальной спортивной специализации.

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности опытной модели технико-тактической подготовки юных дзюдоистов.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что если стандартизировать содержание и объем базовой техники, обучать технике бросков в соответствие с их тактическим применением, сложным техническим действиям обучать на основе их операционного разделения, обучать техническим действиям с учетом предрасположенности к определенному стилю ведения схватки, то можно обеспечить более высокий уровень технико-тактической подготовленности занимающихся, по сравнению с «общепринятой» методикой обучения в дзюдо.

Следует отметить, что общепринятой (в полном смысле) методики обучения в дзюдо нет. Она имеет вариативный характер (сколько тренеров, столько и методик). Наиболее распространенной в дзюдо является линейно-концентрированная схема изучения технических приемов.

На основе цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать по материалам литературных источников и практического опыта тренеров по дзюдо состояние проблемы базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации.

2. Определить структуру и содержание базовой техники дзюдо на основе метода опроса тренеров и наблюдения за спортсменами во время соревнований.

3. Исследовать свойства нервной системы и темперамента юных дзюдоистов.

4. Разработать опытную модель обучения базовым приемам дзюдо на этапе начальной спортивной специализации.

5. Проверить эффективность опытной модели обучения базовой технике в учебно-тренировочном процессе.

Научная новизна исследования заключается в создании ново й модели базовой технико-тактической подготовки в дзюдо.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении теории обучения базовым технико-тактическим действиям (приемам) в дзюдо.

Практическая ценность работы определяется тем, что предложенная модель базовой технико-тактической подготовки может быть использована в практической работе тренера по дзюдо.

На защиту выносятся:

1. Структура и содержание базовых технико-тактических действий в дзюдо.

2. Положение о том, что предрасположенность спортсмена к определенному стилю ведения схватки обусловливается типом его высшей нервной системой.

3. Особенности методики обучения базовым технико-тактическим действиям в дзюдо с учетом их структуры, тактического применения, преимущественной расположенности к определенному стилю ведения схватки.

Заключение:

1. Спортсмены дзюдо имеют следующий типологический комплекс особенностей нервной системы: средневыраженную силу нервных процессов по возбуждению; выше средней выраженность нервных процессов по торможению (т. е. незначительный сдвиг баланса в сторону торможения); выше средней выраженность подвижности нервных процессов; преобладание первой сигнальной системы над второй (условнорефлекторный принцип отражения внешней среды в результате чувственного восприятия художественный тип высшей нервной деятельности); средневыраженный нижний порог чувствительности.

2. Спортсмены дзюдо имеют следующие типологические особенности свойств темперамента: сильно выраженную экстравертированность и слабо выраженную интровертированность; преобладание лиц с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой (сангвиники) и с сильной, уравновешенной, инертной нервной системой (флегматики).

3. Высокого результата в спортивно-боевых единоборствах могут достигать лица, имеющее различные типологические свойства нервной системой и темперамента, если они соответствуют требованиям предъявляемым к психике спортсмена данным видом единоборств.

Доминирующий типологический комплекс свойств нервной системы и темперамента нами не выявлен.

4. Выявлены следующие взаимосвязи между типологией высшей нервной деятельности и стилем ведения поединка: спортсмены, имеющие более сильную нервную систему предпочитают атакующий стиль и предпочитают силовой характер поединка («силовики») по сравнению со спортсменами защитного стиля («технарями»);

Среди спортсменов защитного стиля больше случаев преобладания внешнего торможения, чем среди лиц атакующего стиля;

Лица защитного стиля ведения поединка в большинстве случаев имеют подвижность нервных процессов, особенно торможения, а лица атакующего стиля - инертность процессов возбуждения и торможения;

Среди спортсменов атакующего стиля больше лиц с низким нейротизмом, чем у бойцов с защитным стилем ведения поединка.

5. У высококвалифицированных спортсменов (КМС и МС) взаимосвязи между типом ВНД и стилем ведения поединка практически не прослеживаются, они широко используют и атакующий и защитный стиль ведения поединка в зависимости от ситуации.

6. Наши исследования частично подтвердили выдвинутую нами гипотезу: доминирующий психофизиологический симптомокомплекс у спортсмены рукопашного боя не выявлен, но выявлены сильно выраженные особенности высшей нервной деятельности и темперамента; прямая взаимосвязи между типологией высшей нервной деятельности и стилем ведения поединка наблюдается у спортсменов среднего уровня квалификации (второй- первый спортивный разряд) и не характерна для спортсменов высшей квалификации (КМС и МС).

7. Спортсмены дзюдо ……………. имеют следующие присущие им типологические особенности проявления свойств нервной системы:

- средне выраженную силу нервных процессов по возбуждению;

- выше средней выраженность нервных процессов по торможению;

- выше средней выраженность подвижности нервных процессов;

- преобладание первой сигнальной системы над второй;

- средне выраженный нижний порог чувствительности.

8. Спортсмены дзюдо имеют следующие типологические особенности свойств темперамента:

- сильно выраженную экстравертированность;

- преобладание лиц с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой (сангвиники) и с сильной уравновешенной, инертной нервной системой (флегматики).

Список литературы:

1. Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М. , 1982.

2. Алиханов И. И. Дидактические основы обучения броском в спортивной борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1985.

3. Алиханов И. И. О становлении технико-тактического мастерства / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1982.

4. Алиханов И. И. Частные методики обучения сложным приемам / Спортивна борьба. – М. : ФиС, 1979.

5. Алексеенко Ю. Г. «Коронный прием» / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1975.

6. Астахов А. М. Новое в методике обучения технике борьбы / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1976.

7. Волков В. М. , Филин В. П. Спортивный отбор. – М. : ФиС, 1983.

8. Грузных Г. М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. – Омск, 1978.

9. Дзюдо (сокр. перевод с японского В. И. Силина). – М. : ФиС, 1977. – 104 с.

10. Дементьев В. Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1986.

11. Дементьев В. Л. , Малков О. Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10.

12. Калмыков С. В. Вопросы подготовки юных борцов 8 – 10 лет / Спортивная борьба. М. : ФиС, 1975.

13. Каплин В. Н. Итоги подготовки и выступления дзюдоистов Росси в Чемпионате Европы 1997 года. – М. : РГАФК, 1997.

14. Коблев Я. К. , Письменский И. А. , Черминт К. Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990.

15. Коблев Я. К. , Рубанов М. Н. , Черминт К. Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов / Спортивная борьба. – М. : 1979.

16. Коблев Я. К. , Черминт К. Д. , Рубанов М. Н. ,Невзоров В. М. , Дутов В. С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1983.

17. Коблев Я. К. , Черминт К. Д. , Рубанов М. Н. Борьба дзюдо. Майкоп, 1985.

18. Коблев Я. К. , Черминт К. Д. , Письменский И. А. , Волков Е. В. Базовая техника дзюдо в стойке. – Майкоп, 1995.

19. Коджаспиров Ю. Г. Новое в методике начального обучения юных борцов / Спортивная борьба. М. : ФиС, 1982.

20. Колупов Ю. И. , Рудницкий В. И. Особенности подготовки молодых борцов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1980.

21. Маркиянов О. А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1978.

22. Малков О. Б. , Дементьев В. М. Обучение тренеров по самбо технологии моделирования конфликтного взаимодействия / Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М. : РГАФК, 1998.

23. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М. : ФиС, 1977.

24. Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М. :, ГЦОЛИФК, 1972.

25. Моргунов Ю. Д. , Харламов В. И. , Юсупов Х. М. Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1975.

26. Набатникова М. Я. , Граевская Н. Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М. : ФиС, 1961.

27. Новиков А. А. , Смоляр С. Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1983.

28. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М. : ФиС, 1970.

29. Ольшевский З. Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М. : ГЦОЛИФК, 1986.

30. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общей редакцией Набатниковой М. Л. – М. : ФиС, 1982.

31. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо. – Пермь: Урал – Пресс, 2003. – 302 с.

32. Петров Р. Дидактические проблемы подготовки тренеров по борьбе / Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М. : РГАФК, 1998.

33. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М. : ФиС, 1986.

34. Письменский И. А. , Коблев Я. К. , Сытник В. И. Многолетняя подготовка дзюдоистов. – М. : ФиС, 1982.

35. Преображенский С. А. Когда прекращать совершенствование приема? / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1984.

36. Пыжов В. В. , Портах В. С. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1981.

37. Рублевский В. Е. , Кузьменко Ю. Д. , Ахмедов А. И. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1979.

38. Самбо: программа для ДЮСШ. – М. : Советский спорт, 2008. – 235 с.

39. Свищев И. Д. Дзюдо / Учебное пособие для спортивных школ. – М. : РГАФК, 1999.

40. Свищев И. Д. Результативность атакующих действий дзюдоистов и дзюдоисток на Кубке Мира 1998 года. – М. : РГАФК, 1999.

41. Свищев И. Д. Анализ тактико-технических действий дзюдоистов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1975.

42. Сердюк В. П. , Юшков О. П. О методике начального обучения технике вольной борьбы / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1976.

43. Тишин Н. П. , Бекентов В. А. Управление процессом спортивного совершенствования юных борцов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1979.

44. Торопин Г. И. Чтобы остаться сильнейшими (Проблемы подготовки резервов) / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1984.

45. Туманян Г. С. , Свищев И. Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М. : ФиС, 1977.

46. Туманян Г. С. Научные основы планирования подготовки борцов. – М. : ГЦОЛИФК, 1982.

47. Туманян Г. С. Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1985.

48. Туманян Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – М. : ФиС, 1984.

49. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта / Учебное пособие для ИФК. – М. : ФиС, 1987.

50. Хохлов Н. П. Индивидуализация техники ведения схватки в дзюдо. - Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2001. – 66 с.

51. Чермит К. Д. Симметрия-ассиметрия в спорте. – М. : ФиС, 1992.

52. Чумаков Е. М. , Ионов С. Ф. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1978.

53. Шахмурадов Ю. А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. – М. : РГАФК, 1999.

54. Шахмурадов Ю. А. Методика обучения спортивной борьбе / Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М. : 1998.

55. Шахмурадов Ю. А. , Бардамов Г. Б. , Дементьев В. Л. Начальная технико-тактическая подготовка в вольной борьбе. Методические разработки. – М. : ГЦОЛИФК, 1992.

56. Юшков О. П. Система подготовки резерва по спортивной борьбе / Международная конференция «Борьба среди детей и молодежи». – М. : 1998.

57. Юшков О. П. Начальное обучение в вольной борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1982.

58. Юшков О. П. , Сердюк В. П. Оценка эффективности обучения техническим действием в вольной борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1983.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: