• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Экспериментальное обоснование эффективности опытной модели технико-тактической подготовки юных дзюдоистов

Предмет:Физическая культура и спорт
Тип:Билеты к экзаменам
Объем, листов:78
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:дзюдо, системотехник, нервно-мышечный, система, ведение, фи, нервный, борьба, группа, стилевой
Процент оригинальности:
57 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Оглавление

Введение. 4

Глава I. Педагогические основы технической и

тактико-технической подготовки в дзюдо. 5

1. 1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании

технико-тактического мастерства. 5

1. 2. Содержание и последовательность

технико-тактической подготовки. 12

1. 3. Научно-методическое обоснование системы обучения

технике и тактическим действиям в дзюдо. 23

Глава II. Организация и методы исследования. 32

2. 1. Организация исследования. 32

2. 2. Методы исследования. 33

Глава III. Результаты педагогического эксперимента

и его обсуждение. 35

3. 1. Свойства нервной системы и темперамента

спортсменов-дзюдоистов. 35

3. 2. Взаимосвязь типа высшей нервной деятельности

и стиля ведения схватки в дзюдо. 46

3. 3. Структура и содержание опытной модели базовой

технико-тактической подготовки дзюдоиста. 49

3. 4. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение. 65

Выводы. 69

Практические рекомендации. 72

Список литературы. 74

Вступление:

Актуальность темы исследования. Современное развитие дзюдо предъявляет повышенные требования к качеству подготовки спортсменов высокого класса. Очень важным этапом многолетней подготовки является этап спортивной специализации. Именно на этом этапе закладываются основы технико-тактического мастерства. Особое значение при этом имеет базовая техническая подготовка.

Несмотря на множество научных разработок и книг о дзюдо, у нас нет обоснованной теории дзюдо, нет учебника по дзюдо для учебных заведений, нет хорошей программы обучения школе дзюдо.

Практически работающим тренерам нужны конкретные ответы на многочисленные вопросы, связанные с базовой технико-тактической подготовкой. Тренеры пытаются ответить на эти вопросы каждый по-своему, часто не понимая друг друга.

Перед тренером стоит ряд нерешенных вопросов, связанных с обучением: классификация базовых технических действий и их содержание, последовательность обучения приемам, основные направления совершенствования методики обучения и многие другие вопросы.

Для того чтобы правильно обучать, необходимо в первую очередь знать чему учить, как правильно, а как не правильно.

В связи с тем, что учебные заведения физкультурного профиля очень мало готовят специалистов по дзюдо, та небольшая часть тренеров, работающих с юношами, теоретически не готова преподавать начальную часть дзюдо. Методика обучения технико-тактическим действиям юношей заимствуется из обучения взрослых спортсменов.

Существует огромный арсенал тактико-тактических действий борьбы в стойке и лежа, овладеть которым возможно только в процессе многолетней (10 – 15 лет) тренировки. Базовых технико-тактических действий, являющихся основой технико-тактической подготовки в дзюдо сравнительно немного, но их нужно четко конкретизировать по содержанию и объему.

А как мы учим приему? Мы показываем и учим всему действию сразу, целиком. Такой методики нет ни в одном виде спорта. При целостном обучении техническое действие (прием) усваивается с серьезными ошибками. Тренеры расчленяют сложные технические приемы на части, но каждый по-своему усмотрению. Необходима унифицированная технология расчленения приема в соответствии не только с его биомеханической, но и смысловой структурой.

При обучении технике приемов дзюдо применятся линейный и концентрический способы обучения раздельно. Очевидно, целесообразно применять единый комбинированный метод обучения.

Большое значение в обучении приемам имеет последовательность их обучения (изучения). Планирование последовательности обучения приемам должно опираться на положительный перенос, на соответствие трудности их выполнения анатомо-физиологическим особенностям юных дзюдоистов и специальной физической подготовленности.

Среди юношей на различных этапах и условиях подготовки проводятся контрольные зачеты по технике дзюдо. В идеале – очень хорошее дело, но мы, принимая зачет, часто не замечаем, что конкретно мы должны оценить, и поэтому все делаем субъективно. Необходимы конкретные объективные критерии оценки того или иного технического действия.

Одной из форм обучения техническом действиям в дзюдо в Японии является КАТА.

КАТА – это комплексы, состоящие из техники дзюдо или напоминающие технику дзюдо, которые сначала изучаются, а затем демонстрируются в виде зачетов (экзаменов), в том числе при сдаче на пояс.

Необходимо использовать этот опыт в отечественной школе дзюдо.

В исследовании на боксерах выявлено, что стиль ведения поединка зависит, в частности, от типологических свойств нервной системы. В целях индивидуального планирования тактики ведения схватки в дзюдо представляется необходимым изучение свойств нервной системы и темперамента дзюдоистов.

Таким образом, необходимо интегрировать (по отношению к обучению базовым приемам), имеющиеся научные предпосылки и передовой практический опыт тренеров.

В результате анализа состояния проблемы технической и тактико-технической подготовки в дзюдо, выявлено следующее основное противоречие: между необходимостью совершенствования технологии обучения базовым приемам дзюдо и отсутствием оптимальной модели обучения, основанной на интеграции прогрессивных тенденций в технико-тактической подготовке единоборцев.

Разрешение указанного противоречия является актуальным в плане повышения эффективности учебно-тренировочного процесса на начальном этапе обучения технике и технико-тактическим действиям в дзюдо.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в дзюдо на этапе начальной спортивной специализации.

Предмет исследования – структура и содержание базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов на этапе спортивного совершенствования.

Цель исследования – экспериментальное обоснование эффективности опытной модели технико-тактической подготовки юных дзюдоистов.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что если стандартизировать содержание и объем базовой техники, обучать технике бросков в соответствие с их тактическим применением, сложным техническим действиям обучать на основе их операционного разделения, обучать техническим действиям с учетом предрасположенности к определенному стилю ведения схватки, то можно обеспечить более высокий уровень технико-тактической подготовленности занимающихся, по сравнению с «общепринятой» методикой обучения в дзюдо.

Следует отметить, что общепринятой (в полном смысле) методики обучения в дзюдо нет. Она имеет вариативный характер (сколько тренеров, столько и методик). Наиболее распространенной в дзюдо является линейно-концентрированная схема изучения технических приемов.

На основе цели и гипотезы исследования поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать по материалам литературных источников и практического опыта тренеров по дзюдо состояние проблемы базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов на этапе спортивного совершенствования.

2. Определить структуру и содержание базовой техники дзюдо на основе метода опроса тренеров и наблюдения за спортсменами во время соревнований.

3. Исследовать свойства нервной системы и темперамента дзюдоистов.

4. Разработать опытную модель обучения базовым приемам дзюдо на этапе начальной спортивной специализации.

5. Проверить эффективность опытной модели обучения базовой технике в учебно-тренировочном процессе.

Научная новизна исследования заключается в создании новой модели базовой технико-тактической подготовки в дзюдо.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении и углублении теории обучения базовым технико-тактическим действиям (приемам) в дзюдо.

Практическая ценность работы определяется тем, что предложенная модель базовой технико-тактической подготовки может быть использована в практической работе тренера по дзюдо.

На защиту выносятся:

1. Структура и содержание базовых технико-тактических действий в дзюдо.

2. Положение о том, что предрасположенность спортсмена к определенному стилю ведения схватки обусловливается типом его высшей нервной системой.

3. Особенности методики обучения базовым технико-тактическим действиям в дзюдо с учетом их структуры, тактического применения, преимущественной расположенности к определенному стилю ведения схватки.

Заключение:

1. Основанием для определения объема и конкретного содержания базовых технико-тактических действий является частота и результативность их использования квалифицированными спортсменами на международных соревнованиях, а также опыт работы ведущих тренеров по дзюдо.

2. Базовая подготовка на этапе спортивного совершенствования включает следующие группы технико-тактических действий:

1 группа - образующие:

1) Подготовительные действия

а) общие (костюм, ритуал и этикет дзюдо, ОФП)

б) специальные (стойки, передвижения, повороты, упражнения в самостраховке, гимнастика дзюдо)

2)сопряженные (захваты, взаиморасположения, передвижения, дыхание)

3)основные (выведение из равновесия, подбивы, действия контроля лежа)

2 группа-взаимодействия:

1)технические действия стоя

2)технические действия лежа

3)комбинации стоя и лежа

3 группа-сопутствующие

1)действия, способствующие выполнению приемов стоя

2) действия, способствующие выполнению приемов лежа

3) действия в применении тактики

3. Выявленный нами психологический симптомокомплекс присущий дзюдоистам характеризуется:

-сильно выраженным типом нервной системы по возбуждению и торможению;

-преобладанием силы нервных процессов по возбуждению над силой нервных процессов по торможению:

-средневыраженным низким порогом чувствительности нервной системы;

-средней и сильно выраженной подвижностью нервных процессов;

-средневыраженной лабильностью (реактивностью) нервной системы;

-средне и сильно выраженной первой и второй сигнальной системой;

-слабо и средневыраженной нервозностью;

-средневыраженным нейротизмом;

-от среднего до очень высокого уровня притязаний;

-выраженной и сильно выраженной экстраверсией;

4. Исследуемый контингент дзюдоистов включает спортсменов четырех типов темперамента : сангвинического (40%), холерического (30%), смешанного (20%), флегматического (10%), меланхолического – не выявлено.

5. Неадекватные требованиям соревновательной деятельности в дзюдо свойства нервной системы имеют: Королева (слабовыраженная сила нервных процессов по возбуждению и торможению), Кваратсхелия и Левкина (слабовыраженная подвижность нервных процессов), Белоусов, Хизриев, Фадин, Ильин, Рыбин (сильно выраженная нервозность).

6. Спортсмены атакующего стиля ведения поединка имеют сильновыраженную нервную систему по возбуждению, средневыраженную по торможению, подвижности нервных процессов и нейротизму.

7. Спортсмены защитного стиля ведения поединка имеют менее сильновыраженную нервную систему по возбуждению, но более сильную по торможению, высокую подвижность нервных процессов, особенно по торможению и сильно выраженный нейротизм, по сравнению со спортсменами атакующего стиля ведения поединка.

8. У высококвалифицированных спортсменов (КМС и МС) взаимосвязи между типом высшей нервной деятельности и стилем ведения поединка не прослеживается, они широко используют и атакующий и защитный стили ведения поединка в зависимости от ситуации.

9. Доминирующий психофизиологический симптомокомплекс у спортсменов дзюдоистов не выявлен, но выявлены сильно выраженные особенности вышей нервной деятельности и темперамента.

10. Успеха в дзюдо могут добиваться спортсмены с различным типом ВНД и темперамента, но они должны соответствовать требованиям характера и условий соревновательной деятельности в дзюдо.

11. Результаты итоговой аттестации по базовой технике дзюдо показали, что средний балл, общая и качественная успеваемость дзюдоистов экспериментальной группы существенно выше (P<0,05), по сравнению с дзюдоистами контрольной группы.

12. Самооценку своей технико-тактической подготовленности осуществляют систематически 80% дзюдоистов ЭГ и только 30% дзюдоистов КГ. Неадекватная самооценка уровня владения техникой в ЭГ значительно ниже (20%), по сравнению с дзюдоистами КГ (60%).

13. Дзюдоисты ЭГ имеют более высокие показатели (уровень) технического мастерства по большинству технико-тактических умений, по сравнению с дзюдоистами КГ. Свой высокий уровень технико-тактического мастерства дзюдоисты ЭГ реализовали в соревновательной деятельности.

Список литературы:

1. Адам М. Технико-тактическая подготовка дзюдоистов и пути ее совершенствования. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. М. , 1982.

2. Алиханов И. И. Дидактические основы обучения броском в спортивной борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1985.

3. Алиханов И. И. О становлении технико-тактического мастерства / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1982.

4. Алиханов И. И. Частные методики обучения сложным приемам / Спортивна борьба. – М. : ФиС, 1979.

5. Алексеенко Ю. Г. «Коронный прием» / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1975.

6. Астахов А. М. Новое в методике обучения технике борьбы / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1976.

7. Волков В. М. , Филин В. П. Спортивный отбор. – М. : ФиС, 1983.

8. Грузных Г. М. Учет и планирование учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе. – Омск, 1978.

9. Дзюдо (сокр. перевод с японского В. И. Силина). – М. : ФиС, 1977. – 104 с.

10. Дементьев В. Л. Роль стандартных положений в формировании комбинационной борьбы лежа в дзюдо и самбо / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1986.

11. Дементьев В. Л. , Малков О. Б. Структуризация конфликта поединка в спортивных единоборствах / Теория и практика физической культуры. – 1986. - № 10.

12. Калмыков С. В. Вопросы подготовки юных борцов 8 – 10 лет / Спортивная борьба. М. : ФиС, 1975.

13. Каплин В. Н. Итоги подготовки и выступления дзюдоистов Росси в Чемпионате Европы 1997 года. – М. : РГАФК, 1997.

14. Коблев Я. К. , Письменский И. А. , Черминт К. Д. Подготовка дзюдоистов. – Майкоп, 1990.

15. Коблев Я. К. , Рубанов М. Н. , Черминт К. Д. Практико-техническая подготовленность дзюдоистов / Спортивная борьба. – М. : 1979.

16. Коблев Я. К. , Черминт К. Д. , Рубанов М. Н. ,Невзоров В. М. , Дутов В. С. Методика преодоления ассиметрии технической подготовленности дзюдоистов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1983.

17. Коблев Я. К. , Черминт К. Д. , Рубанов М. Н. Борьба дзюдо. Майкоп, 1985.

18. Коблев Я. К. , Черминт К. Д. , Письменский И. А. , Волков Е. В. Базовая техника дзюдо в стойке. – Майкоп, 1995.

19. Коджаспиров Ю. Г. Новое в методике начального обучения юных борцов / Спортивная борьба. М. : ФиС, 1982.

20. Колупов Ю. И. , Рудницкий В. И. Особенности подготовки молодых борцов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1980.

21. Маркиянов О. А. Система соревнований и техническое мастерство борцов/ Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1978.

22. Малков О. Б. , Дементьев В. М. Обучение тренеров по самбо технологии моделирования конфликтного взаимодействия / Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М. : РГАФК, 1998.

23. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М. : ФиС, 1977.

24. Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М. :, ГЦОЛИФК, 1972.

25. Моргунов Ю. Д. , Харламов В. И. , Юсупов Х. М. Совершенствование технического мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1975.

26. Набатникова М. Я. , Граевская Н. Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М. : ФиС, 1961.

27. Новиков А. А. , Смоляр С. Н. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в классической борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1983.

28. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М. : ФиС, 1970.

29. Ольшевский З. Содержание и последовательность преподавания базовой техники на тренерском факультете института физической культуры в Польской Народной Республике. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М. : ГЦОЛИФК, 1986.

30. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общей редакцией Набатниковой М. Л. – М. : ФиС, 1982.

31. Пархомович Г. П. Основы классического дзюдо. – Пермь: Урал – Пресс, 2003. – 302 с.

32. Петров Р. Дидактические проблемы подготовки тренеров по борьбе / Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М. : РГАФК, 1998.

33. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М. : ФиС, 1986.

34. Письменский И. А. , Коблев Я. К. , Сытник В. И. Многолетняя подготовка дзюдоистов. – М. : ФиС, 1982.

35. Преображенский С. А. Когда прекращать совершенствование приема? / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1984.

36. Пыжов В. В. , Портах В. С. Использование приемов непосредственного воздействия при обучении технике приемов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1981.

37. Рублевский В. Е. , Кузьменко Ю. Д. , Ахмедов А. И. Методика обучения подростков технике спортивной борьбы / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1979.

38. Самбо: программа для ДЮСШ. – М. : Советский спорт, 2008. – 235 с.

39. Свищев И. Д. Дзюдо / Учебное пособие для спортивных школ. – М. : РГАФК, 1999.

40. Свищев И. Д. Результативность атакующих действий дзюдоистов и дзюдоисток на Кубке Мира 1998 года. – М. : РГАФК, 1999.

41. Свищев И. Д. Анализ тактико-технических действий дзюдоистов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1975.

42. Сердюк В. П. , Юшков О. П. О методике начального обучения технике вольной борьбы / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1976.

43. Тишин Н. П. , Бекентов В. А. Управление процессом спортивного совершенствования юных борцов / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1979.

44. Торопин Г. И. Чтобы остаться сильнейшими (Проблемы подготовки резервов) / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1984.

45. Туманян Г. С. , Свищев И. Д. Программа по дзюдо для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. – М. : ФиС, 1977.

46. Туманян Г. С. Научные основы планирования подготовки борцов. – М. : ГЦОЛИФК, 1982.

47. Туманян Г. С. Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1985.

48. Туманян Г. С. Спортивная борьба: отбор и планирование. – М. : ФиС, 1984.

49. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта / Учебное пособие для ИФК. – М. : ФиС, 1987.

50. Хохлов Н. П. Индивидуализация техники ведения схватки в дзюдо. - Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2001. – 66 с.

51. Чермит К. Д. Симметрия-ассиметрия в спорте. – М. : ФиС, 1992.

52. Чумаков Е. М. , Ионов С. Ф. О систематизации понятий и последовательности изучения техники борьбы самбо / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1978.

53. Шахмурадов Ю. А. Научно-методические основы многолетней технико-тактической подготовки борцов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора пед. наук. – М. : РГАФК, 1999.

54. Шахмурадов Ю. А. Методика обучения спортивной борьбе / Актуальные проблемы спортивной борьбы. – М. : 1998.

55. Шахмурадов Ю. А. , Бардамов Г. Б. , Дементьев В. Л. Начальная технико-тактическая подготовка в вольной борьбе. Методические разработки. – М. : ГЦОЛИФК, 1992.

56. Юшков О. П. Система подготовки резерва по спортивной борьбе / Международная конференция «Борьба среди детей и молодежи». – М. : 1998.

57. Юшков О. П. Начальное обучение в вольной борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1982.

58. Юшков О. П. , Сердюк В. П. Оценка эффективности обучения техническим действием в вольной борьбе / Спортивная борьба. – М. : ФиС, 1983.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: