• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Формирование пар в спортивных танцах с учетом личностных особенностей спортсменов в возрасте (12-14 лет)

Предмет:Физическая культура и спорт
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:53
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:пар, танец, танцев, танца, танцы, танце, бальных, друг, эмоции, себе, между, контакт, время, танцах, может
Процент оригинальности:
68 %
Цена:1000 руб.
Содержание:

Содержание. Ст.

Введение. 3

Раздел 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования пар в спортивных танцах.

5

1. 1 Исторические аспекты зарождения и развития спортивного танца, а также принципы формирования танцевальных пар.

5

1. 2 Психология эмоционального состояния партнеров в спортивных танцах.

9

1. 3 Проблемы формирования устойчивых пар в возрасте 12-14 лет.

11

1. 4 Влияние совместимости на формирования устойчивых танцевальных пар в спортивном танце.

18

Выводы к 1 разделу. 24

Раздел 2. Методы и организация исследований. 25

2. 1 Методы исследований. 25

2. 2 Организация исследований. 28

Раздел 3. Роль личностных качеств танцоров в эффективном формировании пар .

30

3. 1 Самооценка как фактор, влияющий на формирование стабильности в танцевальных парах.

30

3. 2 Исследование особенностей сплоченности срабатываемых и малосрабатываемых пар в спортивных танцах.

33

Выводы к 3 разделу. 40

Выводы .

Практические рекомендации. 41

43

Список использованной литературы. 45

Приложения. 50

Вступление:

Актуальность темы. В последнее 10-летие спортивные танцы стали невероятно популярны. Ведь это удивительно привлекательное зрелище и, в то же время - острая спортивная борьба.

Притягательность спортивного танца - в его зрелищности, в отношениях между мужчиной и женщиной. Как и при занятиях любым другим видом спорта, личность спортсмена-танцора формируется под влиянием этого вида спорта. Происходит процесс самопознания и самосовершенствования, развивается воля, уверенность в себе. Также, немаловажное значение имеет не только профессиональная подготовка танцора, но и такие факторы, как эмоциональная устойчивость, умение управлять собой, взаимопонимание партнеров в танцевальной паре [10].

На сегодняшний день, можно сказать, что спортивные танцы оказывают влияние не только на эстетическое и физическое, но в первую очередь на психологическое развития личности танцоров. Поэтому, основным фактором формирования устойчивых психологических отношений между партнером и партнершей являются взаимоотношения между ними. Особенно яркое выражение психологических отношений в паре можно заметить уже в подростковом возрасте, когда происходит формирование каждого танцора как личности, выражение симпатии друг к другу, взаимодополнение и взаимопонимание.

Актуальность нашей темы состоит в том, чтобы выявить личностные особенности танцоров, которые влияют на успешное формирование пар в спортивном танце. На основании полученных результатов, мы сможем разработать практические рекомендации, которыми смогут воспользоваться как тренеры, так и спортсмены. Использование наших рекомендаций значительно облегчит процесс формирования пар в спортивном танце.

Цель исследований: определить влияние личностных особенностей на формирование пар в спортивном танце в возрасте 12-14 лет.

Задачи исследований:

1. Теоретически проанализировать существующие подходы к формирования пар в спортивном танце.

2. Выявить личностные особенности танцоров, влияющие на взаимоотношения партнеров в танце.

3. Выявить проблемы формирования устойчивых пар в спортивном танце в возрасте 12-14 лет.

4. На основании полученных данных разработать практические рекомендации для оптимизации процесса формирования пар в спортивном танце для танцоров в возрасте 12-14 лет.

Объект исследований - личностные особенности танцоров.

Предмет исследования – личностные особенности танцоров и их влияние на особенности формирования пар в возрасте 12-14 лет.

Гипотеза: предполагается, что изучение личностных особенностей танцоров, их совместимость и срабатываемость позволит выявить критерии их сплоченности и на этой основе позволит разработать практические рекомендации для формирования пар в спортивных танцах в возрасте

(12-14 лет).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ данных специальной литературы;

2. Педагогический констатирующий эксперимент (с использованием спортивно-педагогических и психодиагностических методов).

3. Методы математической статистики.

В исследовании принимали участия 26 спортсменов-танцоров (Е-Д класс).

Исследования состоялись на базе КСТ « Тандем» г. Золотоноша.

Заключение:

Для того, что бы эффективно работать в паре, нужен ряд условий. В первую очередь, необходимо выяснить, какие цели преследуют оба партнера, занимаясь спортивными танцами; личные и индивидуальные свойства каждого танцора.

1. При решении поставленной первой задачи, были теоретически проанализированы существующие подходы, к формированию пар в спортивных танцах. Также были получены данные о том, что многие тренеры полагают, что сплоченность приходит сама собой в процессе длительных совместных занятий, когда партнеры постепенно привыкают друг к другу. Поэтому, партнеры стараются больше полагаются на мнение тренера, чем на свои эмоции и чувства. Также можно заметить некоторые возможные несоответствия в отношении между партнером и партнершей. Однако существуют показатели, которые следует учитывать при формировании пары для экономии времени, сил, а также повышения эффективности занятий.

Известный психолог Лабинец К. Р полагает, что при комплектовании танцевальных пар сочетание партнеров, обладающих схожими показателями нервных процессов, будет являться оптимальным и при этом нужно учитывать сочетание средних показателей по силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов.

2. В процессе решения второй поставленной задачи, по определению личностных особенностей танцоров, влияющих на взаимоотношения партнеров в спортивных танцах, нами было выявлено, что психологическая совместимость партнеров играет существенную роль в формировании танцевальных пар. Если на начало исследования партнеры отличались своим поведением, результатами на соревнованиях, эмоциональной нестабильностью, конфликтностью в танцевальных парах, то по истечению наших исследований отношение в парах изменилось в лучшую сторону. Был изменен ход тренировочного процесса, коррекция в индивидуальных занятиях, создание новых пар и их анализ.

В результате наиболее благоприятная степень совместимости в сложившихся парах после исследования были доказаны, успешным выступлением на соревнованиях и высокой степенью стабильности в тренировочном процессе, как с технической так и с психологической стороны.

3. В процессе исследования были получены данные, которые позволят оптимизировать процесс формирования устойчивых пар, в спортивном танце в возрасте 12-14 лет, а именно: в процессе исследований, были получены результаты, которые позволили определить, что наиболее характерными особенностями в процессе формирования танцевальных пар, включая их индивидуально- психологические особенности являются, свойства высшей нервной системы, типичное эмоциональное состояние, тип поведения с партнером.

Так же, отличительными особенностями срабатываемых пар является композиционное построение по свойствам нервных процессов – сочетание средних уровней силы, подвижности, уравновешенности нервных процессов; по направленности на общительность – сочетание средних показателей экстраверсии-интроверсии и низких показателей нейротизма; по типу поведения с людьми – сотрудничество; по показателям личностной тревожности – различные сочетания умеренных и низких показателей личностной тревожности; по признакам «экстраверсия-интроверсия» – сочетания в паре экстраверт-интроверт; по сочетанию ролевых положений – лидер-ведомый; по восприятию временных интервалов – расхождение при оценке временных интервалов, в среднем составляет 1,45 сек.

4. При решении четвертой задачи, на основании полученных данных, были разработаны практические рекомендации для того, что бы облегчить процесс формирования танцевальных пар в возрасте 12-14 лет.

Практические рекомендации

Для того что бы сформировать устойчивую танцевальную пару, которая в дальнейшем будет показывать высокие результаты на спортивной арене, она должна обладать:

1. Индивидуально- психологическими особенностями, определяющими психологическую совместимость партнеров.

2. Средними показателями нервных процессов (сила, подвижность, уравновешенность).

3. Умеренным и низким уровнем личностной тревожности.

4. Хорошим самоконтролем.

5. Уверенностью в себе.

6. Эмоциональною стабильностью.

7. Склонностью к сотрудничеству.

Данные проведенного мной исследования дают возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» спортсменов, расписанный по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю, дает возможность сэкономить время и облегчить процесс формирования танцевальных пар.

1. Соматические характеристики

При комплектовании пар в спортивных танцах следует учитывать показатели (длина тела, масса тела, телосложение), физические качества (гибкость, координационные способности), индивидуально-психологические особенности личности танцоров (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, экстраверсию-интроверсию, нейротизм), уровень личностной тревожности и стремление к проявлению лидерства во взаимоотношениях с людьми, уровень самооценки, а также структуру мотивации направленную на достижения успеха.

2. Методика комплектований

Для повышения эффективности занятий спортивными танцами среди детей 12-14 лет рекомендуется применять: измерение длины тела танцоров; упражнение на гибкость, тест Б. А. Вяткина для оценки свойств высшей нервной системы; тест Айзенка для оценки экстраверсии-интроверсии, нейротизма; тест описания проверки уровня личности спортсмена направленная на мотивацию к успеху по Эллерсу; тест на определение личностной тревожности Спилбергера-Ханина, тест «Лидер» для оценки уровня лидерских стремлений, самооценка личности по методики Будасси.

3. Индивидуальные особенности

Помимо предложенной методики комплектования спортивных танцевальных пар, следует учитывать также возрастные и половые особенности подростков, особенности их физического развития, двигательной подготовленности, так как это является также основными факторами в процессе комплектования пар.

4. Контроль

Разработанную методику комплектования пар в спортивных бальных танцах можно использовать для проведения психолого-педагогического контроля, за танцорами, как в предлагаемом комплексе, такформирования устойчивых пар в спортивном танце и частично для обследования отдельных параметров спортсменов.

Показатели, полученные при обследовании спортсменов-танцоров во время их комплектования в пары, можно использовать для целенаправленной коррекции учебно-тренировочного процесса по спортивным бальным танцам в направлении развития совместимости и срабатываемости спортсменов.

Список литературы:

1. Аболин Л. М. Возрастные факторы эмоциональной устойчивости спортсменов. 1976. - № 8. -С. 14-17.

2. Аболин Л. М. К вопросу исследования соотношения эмоциональной устойчивости с физиологическими показателями эмоциональной возбудимости М. : Педагогика, 1975. - №2. - С. 46-47.

3. Аболин Л. М. Соотношение психологических и психофизиологических коррелятов эмоциональной устойчивости спортсменов // Вопросы психологии. 1974. - № 1. - С. 106115.

4. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Дисс. докт. псих. наук. -М. , 1989. - 596с.

5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. - 335 с.

6. Айламазьян A. M. Актуальные методы воспитания и обучения. -М. :МГУ, 1989. -54с.

7. Алаторцев В. А. Изучение психической готовности спортсмена в кн. : Готовность спортсмена к соревнованиям. М. : ФиС, 1969. - С. 7-32.

8. Александровский Ю. А. Состояние психической дезаптации их компенсация. М. : Наука, 1976. - 272 с.

9. Александровский К. В кн. : Проблемы психологии спорта. М. , 1971. - С. 62-67.

10. Алекс Мур: « Техника Европейской программы» 2005г. - С. 67-70.

11. Белоус В. В. Математическая модель взаимодействия свойств в структуре типа темперамента. в сб. : «Экспериментальные исследования личности и темперамента». - Вып. 7. - Пермь, 1971.

12. Бирюкова З. И. Высшая нервная деятельность спортсменов в кн. : Исследование типологических особенностей нервной системы. - М. : ФиС, 1961. -С. 295.

13. Брунер Д. Психология познания пер. с англ. К. И. Бабицкого. / общ. ред. А. Р. Лурия. - М: Прогресс, 1977. - 412 с.

14. Боттомер М. «Учимся танцевать» «Эксмо-пресс» 2002

15. Браиловская Л. «Самоучитель по танцам» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003

16. Винкельхаюс М. « Танцуем по максимуму». – К. : Основа – Принт, 2009. - 127с.

17. Василенко Л. Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы // Типологические исследования по психологии личности. Пермь, 1999. - Т. 48. - Вып. 4. -С. 56-63.

18. Ветлугина Н. А. , Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. , 1983. - 46с.

19. Вундт В. Основы физиологической психологии. Чувства и аффекты. 1998. Вып. V. - Т. III. - гл. XVI. - С. 216.

20. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности. -М. :ФиС, 1978. - 135 с.

21. Вяткин Б. А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. -М. : ФиС, 1981. -112 с.

22. Гельниц Г. , Шульц-Вульф Г. Ритмика как основа психогигиенического подхода к ребенку. // Психология детей 1995.

23. Говард Г. «Техника европейских танцев» М, «Артис», 2003

24. Элерсс Т. «Диагностика личности на мотивацию к успеху»

25. Еремина М. «Роман с танцем» С-Пб, «Танец», 1998

26. Жаворонкова И. А. Специфика бальных танцев как совместной спортивной деятельности / И. А. Жаворонкова // Общество. Личность. Культура Сборник научных трудов. Вып. 5. , СПб. -Белгород, 2006

27. Карташева И. Н. Приглашение к танцу. - М. : Искусство, 1965.

28. Касаткина Л. В. Танец - это жизнь. Санкт-Петербург, 2006

29. Киселев Ю. А. Влияние спорта на формирование личности. - М. , 1981.

30. Китаев-Смык JI. A. Психология стресса. М. : Наука, 1983. - 368 с.

31. Ковалев Л. Г. Психология личности. М. , 1970. - 391 с.

32. Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. -М. : Медицина, 1976. 191 с.

33. Краснов С. В. Спортивные танцы. Москва, 1999

34. Лабинцев К. Р. Спортивный танец и межличностные взаимоотношения. Москва, 2003

35. Лисицкая Т. С. Гимнастика и танец / Т. С. Лисицкая. - М. ; 1990. - 135с.

36. Лисицкая Т. С. Ритмическая гимнастика / Т. С. Лисицкая. - М. ; Физкультура и спорт, 1985. - 82с.

37. Лифиц А. Ритмика: учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных учреждений /А. Лифиц. - М. ; "Академия", 1999. - 74с.

38. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования /Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №12. - С. 13 - 14.

39. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания. Методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. - № 1. - C. 11 - 17.

40. Максимилиан. В. Танцуем по максимуму. - К. :Основа-Принт, 2009. -150с. -175с.

41. Методическое пособие по теории и методики преподавания танца- КГАКИ. – Казан: КГА

42. Неминущий Г. П. Дукальская А. В. Бальные танцы. История и перспективы развития. Ростов-на-Дону, 2001

43. Неминущий Г. П. Дукальская А. В. Физическая нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996

44. Неминущий Г. П. Дукальская А. В. Танцевальная нагрузка: ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. Ростов-на-Дону, 1996

45. Платонов К. К. О системе психологии. М. , 1972. — 216 с.

46. Перунов Ю. Психологическое исследование детей, занимающихся бальными танцами / Творч. работа (рукопись, областная научно-практическая конференция учащихся по психологии). - Екатеринбург, 1997

47. Плетнев Л. К. Ориентиры танцевальной психологии. 2002г. – 115с.

48. Полятков С. С. Основы спортивного танца: учебное пособие / Полятков С. С. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 80 с.

49. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. М. : Педагогика, 1989.

50. Рубштейн Н. «Что нужно знать, чтобы стать первым» М, Изд. дом «Один из лучших» 2002

51. Сосновикова Ю. Е. К сравнительной характеристике психических состояний индивида и масс // Вопросы психологии. 1972. -№2. -С. 141-144.

52. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. Горький, 1975.

53. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. -М. :Прогресс, 1982. -231 с.

54. Стресс и тревога в спорте // меджународ, сборник науч. статей /Сост. ЮЛ. Ханин. М. : ФиС, 1983. - 288 с.

55. Тарасов Н. И. “Классический танец” / Н. И. Тарасов - М. , 1981. - 125с.

56 . Уральская В. И. Рождение танца / В. И. Уральская. - М. ; 1982. - 43с.

Готовые работы:

Рекомендованные документы: