• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Подготовка спортсменов скоростно-силовых видов единоборств

Предмет:Физическая культура и спорт
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:80
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:сдвиговый, сторона, шкала, обычно, мышцы, видовой, рука, себе, уровневый, стрескать
Процент оригинальности:
67 %
Цена:600 руб.
Содержание:

Введение. 3

1 Психологические особенности спортсменов скоростно-силовых видов единоборств

1. 1 Психологические характеристики спортсменов скоростно-силовых видов

единоборств. 5

1. 2 Личностные качества боксеров. 12

2 Психологические факторы, снижающие эффективность подготовки спортсменов (боксеров) в предсоревновательный период

2. 1 Отрицательные эмоциональные состояния . 18

2. 2 Утомление в спортивной деятельности. 20

2. 3 Стресс в спортивной деятельности . 24

2. 4 Саморегуляция как метод преодоления снижающих факторов подготовки. 28

3 Эмпирическое исследование подготовки спортсменов скоростно-силовых видов единоборств в предсоревновательный период

3. 1 Описание выборки и методик исследования. 34

3. 2 Программа психологической подготовки спортсменов скоростно-силовых видов

единоборств в предсоревновательный период. 38

3. 3 Результаты эмпирического исследования. 54

Заключение. 66

Список использованных источников. 68

Приложение А Методика САН. 71

Приложение Б Шкала самооценки (Спилбергер, Ханин). 73

Приложение В Методика Самооценка эмоциональных состояний. 75

Приложение Г Модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности. 77

Приложение Д Методика Градусник состояний (Киселев Ю. Я). 78

Приложение Е Опросник предсоревновательного состояния спортсменов (Алексеев В. А). 79

Приложение Ж Психорегулирующая тренировка. 82

Приложение И Результаты диагностики и математической обработки. 84

Вступление:

Успешное выступление в напряженном и трудном многодневном турнире, где приходится встречаться с разнообразными противниками, требует от боксера наряду с большим технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокий уровень психологической подготовки.

Психологическая подготовка боксера определяется, во-первых, степенью развития специализированных восприятий: чувства дистанции и времени удара, ориентировки на ринге, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания и, во-вторых, психологическим состоянием спортсмена.

При оптимальной психологической подготовке у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития перечисленных качеств и состояния так называемой психологической готовности. Его характеризуют уверенностью в себе, стремлением бороться до конца и победить, способностью мобилизовать все силы для достижения поставленной в бою цели, значительной психической устойчивостью.

Уровень развития специфических психических процессов проявляется в действиях боксера на ринге, во многом определяется успешностью развития природных задатков спортсмена, которые совершенствуются в процессе специальных упражнений.

Психическая устойчивость – это способность спортсмена сохранять в трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное состояние, работоспособность и психические качества, необходимые в бою, несмотря на влияние факторов, вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность.

Готовность спортсмена к соревнованию складывается из уверенности в своих силах, стремления проявить себя и добиться победы, оптимального эмоционального возбуждения, высокой помехоустойчивости, способности произвольно управлять своим поведением.

«Под психологической готовностью спортсмена к соревнованию подразумевается состояние спортсмена, приобретенное в результате подготовки (в том числе и психологической) и позволяющее достигнуть определенных результатов в соревновательной деятельности» [1, с. 20].

Гипотеза: после применения программы психологической подготовки в предсоревновательный период у спортсменов скоростно-силовых видов единоборств снижаются отрицательные эмоциональные состояния, утомление, стресс, влияющие на эффективность спортивной деятельности.

Цель работы – исследовать психологические факторы, влияющие на успешность подготовки спортсменов скоростно-силовых видов единоборств в предсоревновательный период.

Для того чтобы добиться этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить психологические характеристики спортсменов скоростно-силовых видов единоборств;

2) рассмотреть психологические факторы, снижающие эффективность подготовки спортсменов (боксеров) в предсоревновательный период – отрицательные эмоциональные состояния, утомление, стресс;

3) подобрать методики диагностики психологического состояния спортсменов;

4) создать программу психологической подготовки спортсменов скоростно-силовых видов единоборств в предсоревновательный период.

Объектом данной работы является личность спортсмена скоростно-силовых видов единоборств.

Предметом – психологическая подготовка спортсменов скоростно-силовых видов единоборств в предсоревновательный период.

Заключение:

Для спортсмена особенно важно научиться регулировать свое психическое состояние в условиях предстартовой обстановки, а иногда и непосредственно в ходе ответственных соревнований. Поэтому, успешно освоив программу аутогенной тренировки в спокойных условиях, рекомендуется тренировать свою способность к саморегуляции в неудобной обстановке и в условиях дефицита времени. Важно научиться полностью концентрировать внимание на мышечных ощущениях буквально в несколько секунд, не реагируя при этом на отвлекающие факторы. Спортсмен, умеющий это делать, получает значительное преимущество: он может снизить нервозность, контролировать реализацию технико-тактических навыков в напряженной обстановке ответственных соревнований.

Для того чтобы ощутить реальную пользу от всех описанных процедур, необходимо уделять им достаточное время и внимание. Это в свою очередь, требует от спортсмена определенной устойчивой мотивации для их освоения. У большинства спортсменов такая мотивация появляется лишь при определенном уровне их спортивной подготовленности, когда они начинают искать резервы дальнейшего совершенствования своего спортивно-технического мастерства не только в обычных тренировочных занятиях.

Цель работы заключалась в исследовании психологических факторов, влияющих на успешность подготовки спортсменов скоростно-силовых видов единоборств в предсоревновательный период.

Для этого были рассмотрены психологические характеристики спортсменов, факторы снижающие эффективность подготовки, были подобраны методики диагностики психологического состояния, была создана программа психологической подготовки спортсменов скоростно-силовых видов единоборств в предсоревновательный период.

Высокое эмоциональное напряжение, возникающее в условиях ответственных соревнований, часто вызывает соответствующее напряжение мышц, что неблагоприятно влияет на результат. Поэтому специальные формулы помогают снизить это напряжение.

Психорегулирующая тренировка применяется не только как метод успокоения и снижения излишнего стресса, но и как средство снижения и снятия утомления после тренировок и соревнований, восстановления работоспособности, как средство мобилизации духовных и физических сил к максимальным напряжениям, как прием отключения от окружающей обстановки в случае необходимости.

Психорегулирующая тренировка оказывает многочисленные положительные воздействия на психику и организм спортсмена: способствует появлению состояния покоя и точности движений путем снятия состояния психического напряжения; усиливает самоконтроль, который устраняет состояние робости, страха, боязни, паники; предупреждает усталость и бесполезную затрату нервной энергии, увеличивая, в частности, сопротивляемость состояниям стресса; регулирует мускульный тонус и вегетативные функции организма и т. д. С психологической точки зрения отмечалось, что освобождение от состояния психического напряжения позволяет использовать существующий потенциал субъекта и через это в практическом плане ведет к росту эффективности умственной деятельности.

Результаты диагностики свидетельствуют о более высокой оценке психологического состояния спортсменов после психологической подготовки, что способствует их более успешному выступлению на соревнованиях.

По методикам шкала самооценки и модифицированная шкала личностной соревновательной тревожности, уровень тревожности у спортсменов после проведения психологической подготовки снизился, по методике самооценка эмоциональных состояний результаты по шкале спокойствие - тревожность говорят о том, что спортсмены лучше справились с тревожностью и стали более спокойнее относительно ее. Оценивая результаты по шкале энергичность - усталость можно сделать вывод, что спортсмены стали более энергичнее, по шкале приподнятость настроения - подавленность данные свидетельствуют о приподнятости настроения, по шкале уверенность в себе - беспомощность спортсмены стали более уверенней в себе. По результатам методики САН у спортсменов улучшилось самочувствие, повысилось настроение, они воспринимали себя более активными, по результатам методики градусник состояний, спортсмены выше оценивали свое самочувствие, настроение, желание тренироваться, были более удовлетворены тренировочным процессом и отношениями с товарищами, выше оценивали свои спортивные перспективы и готовность к соревнованиям.

Применение программы психологической подготовки спортсменов скоростно-силовых видов единоборств, как и предполагалось в начале исследования, положительно сказалось на состоянии спортсменов. Об этом можно говорить, основываясь на результаты тестирования и их математической обработки.

Список литературы:

1 Попов А. А. Спортивная психология / А. А. Попов – М. : Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1999. - 152 с.

2 Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1993. – 352 с.

3 Романенко М. И. БОКС / М. И. Романенко. – Киев: Вища школа, 1978. - 296 с.

4 Атилов А. А. Современный бокс / А. А. Атилов. – Ростов н / Д. : Феникс, 2003. – 640с.

5 Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М. : Академия, 2008. – 480 с.

6 Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта / А. В. Родионов. – М. : Академический Проект; Фонд, Мир, 2004. – 576 с.

7 Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. - М. : Издательство Астрель; Издательство АСТ, 2003. – 863 с.

8 Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2004. – 701с.

9 Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / А. Б. Вяткин. - М. : Физкультура и спорт, 1978. – 134 с.

10 Волков И. П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общая редакция И. П. Волкова. – СПб. : Питер, 2002. – 384 с.

11 Смирнов В. М. Физиология физического воспитания и спорта / М. В. Смирнов, В. И. Дубровский. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.

12 Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов / сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Гышлер. – М. : СпортАкадемияПресс, 2001. – 408 с.

13 Железняк Ю. Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование / под ред. Ю. Д. Железняка. – М. : Академия, 2002. – 377 с.

14 Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2005. – 412 с.

15 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЕ, 2006. – 528с.

16 Ромек В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е. И. Крукович. - СПб. : Речь, 2005. – 256с.

17 Шейнов В. Н. Как управлять собой / В. Н. Шейнов. – Мн. : Харвест, 2006. – 608 с.

18 Щербатых Ю. В. Психология стресса / Ю. В. Щербатых. - М. : Изд-во Эксмо, 2006. – 304 с.

19 Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. - Киев: Олимпийская литература, 2001. – 334 с.

20 Китаева М. В. Психология победы в спорте / М. В. Китаева. – Ростов н/Д. : Феникс, 2006. – 208 с.

21 Гогунов Е. Н. Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. - М. : Издательский центр Академия, 2004. – 224 с.

22 Спиридонов Н. И. Самовнушение, движение, сон, здоровье / Н. И. Спиридонов. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 96 с.

23 Смоленцева В. Н. Развитие навыков психорегуляции у спортсменов в процессе спортивного совершенствования / В. Н Смоленцева // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №2 - С. 41-45.

24 Марищук В. Л. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А Плахтиенко, Л. К. Серова. – М. : Просвещение, 1984. – 191 с.

25 Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д. Я Райгородский. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.

26 Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты / Э. Р. Ахмеджанов. – М. : Лист, 1996. – 320 с.

27 Волков И. П. Практикум по спортивной психологии И. П. Волков. – СПб. : Питер, 2002. – 228 с.

28 Крылов А. А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / А. А. Крылов, А. А. Маничев. – СПб. : Питер, 2003. – 560 с.

29 Карелин А. А Психологические тесты: В 2т. Т. 1. / А. А. Карелин. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 312 с.

30 Алексеев В. А. Себя преодолеть / В. А. Алексеев. – М. : Физкультура и спорт, 1985. – 192 с.

31 Пушкарев А. Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия / А. Л. Пушкарев, В. А. Доморацкий, Е. Г. Гордеев, – М. : Изд-во Института психотерапии, 2000. – 128 с.

32 Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия / С. С Степанов. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 672 с.

33 Харькин В. Н. Тренинги самооздоровления и самосозидания / В. Н. Харькин, А. Л. Гройсман. – М. : Издательство Магистр, 1999. – 240 с.

34 Кермани К. Аутогенная тренировка / К. Кермани. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 384с.

35 Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности / Л. П. Гримак. – М. : Политиздат, 1989. – 319 с.

36 Петрусинский В. В. Игры – обучение, тренинг, досуг: В 5кн. Кн. 4 / В. В. Петрусинский. – М. : Новая школа. 1994. - Книга 4. – 354 с.

37 Цзен Н. В. Психотренинг: игры и упражнения / Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. – М. : Независимая фирма Класс, 1999. – 272 с.

38 Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : ООО Речь, 2001. – 350 с.

Готовые работы:

Рекомендованные документы: