• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Спортивное ориентирование

Предмет:Физическая культура и спорт
Тип:Курсовая
Объем, листов:29
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:бег, спорта, физической, подготовки, ориентировании, ориентирование, ориентирования, спортивном, спортсменов, спортсмена, местности, результатов, спортивного, является, деятельности
Процент оригинальности:
69 %
Цена:200 руб.
Содержание:

Научные и методические подходы по исследуемой проблеме

1. 1 Спортивное ориентирование как вид спорта

1. 2 Физическая подготовка спортсмена-ориентировщика

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

2. 1 Задачи исследования

2. 2 Методы исследования

2. 2. 1 Анализ литературных источников по исследуемой проблеме

2. 2. 2 Педагогические наблюдения

2. 2. 3 Контрольные испытания. Отбор в спортивном ориентирование

2. 2. 4 Медико-биологические исследования

2. 3 Организация исследования

Список литературы

Вступление:

Спортивное ориентирование – молодой, активно развивающийся вид спорта, который получает все большее признание в нашей стране. Широкая доступность, захватывающая борьба на трассе, красота окружающей природы - все это способствует популярности спортивного ориентирования [25].

Ориентирование на местности сочетает в себе физические и умственные нагрузки на фоне положительных эмоций в постоянно меняющихся внешних условиях, а также требует от спортсменов быстрой и точной оценки сложившейся ситуации и умения мыслить в условиях больших физических нагрузок. У ориентировщика в результате общения с природой вырабатывается ряд ценных качеств: наблюдательность, выносливость, сила воли, умение ориентироваться в сложной обстановке. Развиваются и совершенствуются двигательные и вегетативные функции организма. Пребывание в лесных массивах благотворно сказывается на закаливании организма. Ориентирование – ценное средство физического воздействия на организм человека [3].

В развитии спортивного ориентирования отчетливо просматриваются две тенденции: первая – развитие массовых форм занятий, имеющих сугубо оздоровительную направленность; вторая – совершенствование системы подготовки и повышения мастерства спортсменов высокой квалификации [20].

Ориентирование на местности имеет еще и большое военно-прикладное значение. Навыки ориентирования необходимы как в военное, так и в мирное время. Для биологов, географов, физиков и многих других специалистов ориентирование является прикладным видом спорта, так как позволяет успешно решать ряд вопросов по специальности.

Ориентирование на местности – один из немногих видов спорта, в которых участники соревнований действуют сугубо индивидуально, вне поля зрения тренеров, судей, зрителей, даже соперников.

Соревнования по спортивному ориентированию – серьезное испытание силы, быстроты, выносливости и волевых качеств спортсменов, способности продуктивно мыслить и принимать решения на фоне развивающегося утомления. Сущность соревнований состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех, используя карту и компас, преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП).

Летом дистанции спортивного ориентирования преодолеваются бегом, зимой – на лыжах. Поэтому подготовленность спортсмена-ориентировщика – понятие чрезвычайно сложное, и связано это со сложностью соревновательной деятельности и самого процесса ориентирования, сочетающего высокую скорость бега по пересеченной местности и постоянную переработку большого объема специфической информации, включающую такие элементы как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения между КП, принятие решения и коррекцию по ходу выполнения принятого решения [1].

Соревнования по спортивному ориентированию можно классифицировать по времени года – на летние и зимние; по способу передвижения – бегом, на лыжах, велосипеде, байдарке и автомобиле; по форме проведения – личные, командные, лично-командные, официальные, массовые, открытые и для ограниченного контингента участников; по виду программы – соревнования в заданном направлении, соревнования на маркированной трассе и ориентирование по выбору [3]. Существуют также индивидуальное, парковое, марафонское, ночное, эстафетное ориентирование.

Соревнуясь в ориентировании на местности, спортсмен преодолевает многокилометровые расстояния бегом, или на лыжах, постоянно при этом определяет свое местонахождение, сверяя местность с картой, выбирает направление движения и проверяет правильность реализации плана, используя компас, оценивает расстояния по карте и стремится точно их измерить на трассе. Основную задачу – выбрать оптимальный путь движения и эффективно реализовать его - ориентировщик старается выполнить не только максимально точно, но и с наименьшими затратами времени [16].

Для достижения высоких спортивных результатов спортсмену-ориентировщику кроме хорошей физической подготовки нужно в совершенстве знать топографию, уметь обращаться с компасом, быстро и правильно выбирать путь движения по незнакомой местности, иметь хорошо развитые волевые качества [30].

Результат спортсмена-ориентировщика в соревнованиях складывается из различных факторов, которые оказывают совместное действие, взаимно влияя друг на друга и выходя поочередно на первый план в конкретных условиях. Успешность соревновательной деятельности ориентировщиков зависит от многих сторон подготовки: физической, технико-тактической и психологической. Каждый из этих разделов состоит из большого количества показателей, причем отставание даже в одном из них может существенно повлиять на результат в соревновательной деятельности [25]. Поэтому, одной из главных задач спортсмена и тренера добиться устойчивого равновесия между этими качествами и в дальнейшем довести их до автоматизма.

Спортивное ориентирование относится к циклическим видам спорта с преимущественным проявлением выносливости. В нем много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом. Однако есть и принципиальные отличия. Это – выраженная неравномерность бега – от быстрых ускорений до полных остановок. Но, пожалуй, наиболее существенной особенностью бега в ориентировании на местности следует считать то, что он является только вспомогательным средством, а не смыслом соревнований, как в легкой атлетике [6].

Физическая подготовка спортсмена - это процесс воспитания физических качеств - выносливости, силы, скорости, ловкости, гибкости, координационных способностей [27].

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости [20].

Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношения между этими двумя видами подготовки систематически изменяются в пользу физической подготовки [23].

Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции.

Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обуславливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок [5].

Под показателями физической подготовленности подразумеваются факторы, определяющие способность к ориентировочному бегу. Это выносливость, сила, быстрота, гибкость, амплитуда движений, а также владение координацией движений в процессе выполнения соревновательного упражнения.

Показатели технического мастерства ориентировщика связаны со специализированной техникой ориентирования. Техническое мастерство спортсмена-ориентировщика – это владение теми приемами, которые используются для решения задач ориентирования в процессе соревновательной деятельности [20].

Тактика ориентирования – это совокупность рациональных действий спортсмена, направленных на достижение хороших результатов в соревнованиях. Тактически правильно мыслить и действовать – значит решать задачи ориентирования в кратчайший срок, с наименьшей затратой сил и с учетом меняющейся обстановки в соревнованиях [2].

Психологическая подготовка в ориентировании имеет важное значение в достижении высокого результата. Ориентировщик должен уметь приспосабливаться к возникающей в процессе соревнований стрессовой ситуации так, чтобы достичь наилучшего результата, с учетом уровня физической и технико-тактической готовности [24].

Значение психологических показателей в ориентировании очевидно, ведь ошибки зачастую допускаются в ситуациях, которые спортсмену вполне по силам контролировать [19].

В психологической подготовке спортсмена-ориентировщика уделяют развитию таких психических качеств как память, мышление, внимание.

Основными техническими средствами в соревновательной деятельности по спортивному ориентированию являются спортивная карта и спортивный компас [5].

Спортивная карта – это крупномасштабная специальная карта, предназначенная для спортивного ориентирования и выполненная в условных знаках, специальное содержание которой составляет показ проходимости местности и информативность изображения объектов. Это подробнейшее описание местности, на которой предполагается провести соревнования. С помощью карты начальник дистанции планирует трассы, оборудует их на местности. Точная, объективная и информативная карта, выполненная по стандартизированным рекомендациям и легко читаемая на бегу, - основа для технически совершенной дистанции, залог обеспечения спортивной справедливости. Все спортивные карты должны оформляться в условных знаках и обладать определенными качествами: точность, информативность, объективность, читаемость и полнота содержания [16].

Спортивная карта – это атрибут, сопровождающий ориентировщика, помогающий ему максимально реализовать свое мастерство на предлагаемой дистанции.

У спортивной карты можно выделить две функции. Первая – справочная. Карта дает понятие о местности соревнований и показывает предлагаемую дистанцию. А вторая – оперативная. Здесь карта – инструмент, с помощью которого спортсмен реализует предлагаемую дистанцию.

Современные спортивные карты по подробности и точности не имеют аналогов ни в военной, ни в туристической, ни в какой-либо другой практике.

Спортивный компас – это прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана. С помощью компаса определяют направление пути и направление на ориентиры. Для ориентирования на местности применяется большое количество различных систем компасов: магнитные, гигроскопические, солнечные. В спортивном ориентировании используют только магнитные компаса.

Таким образом, эффективное использование ориентировщиком многочисленного арсенала умений, навыков, тактических и технических приемов в сочетании с интенсивной творческой и умственной деятельностью, которая сопровождается большим эмоционально-волевым напряжением, является основой успешной соревновательной деятельности [5].

Заключение:

Анализ педагогического эксперимента проводился с группой спортсменов начальной подготовки. В эксперименте участвовало 20 человек. 10 человек в экспериментальной группе и 10 человек в контрольной группе. Спортсмены обеих групп выполняли определенные технические задания. В контрольной группе упражнения выполнялись в покое, при движении шагом, а также в аудитории. А в экспериментальной группе предлагались для овладения большинством технических приемов серии постепенно-усложняющихся задач и упражнений: в усложненных внешних условиях, с усложнением самого задания, а также после небольшой физической нагрузки.

Методика обучения экспериментальной и контрольной групп существенно отличались тем, что контрольная группа тренировалась по традиционной единой структуре технико-тактической подготовке в спортивном ориентировании. Занятия в экспериментальной группе проводились по описанной ниже методике.

Педагогический эксперимент проводился в течение 2009-2010 года, на базе спорткомплекса «ВОСХОД» г. Владивосток (тренер Лысенкова Н. С. )

При разработке экспериментальной программы учитывалось следующее:

- Анатомо-физиологические особенности детей (здоровье, вес, рост, возраст).

- В программу контрольных упражнений были включены те, которые с высокой достоверностью определяют степень подготовленности юных спортсменов.

- Занятия в обеих группах проводились по утверждённому плану 2 – 3 раза в неделю по 90 минут.

Список литературы:

1. Агальцов, В. Н. Методика начального обучения спортивному ориентированию. – М. : «Образование», 2010. - С. 37-50.

2. Акимов, В. Г. , Кудряшов, А. А. Спортивное ориентирование. – Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 2007. – 490 с.

3. Альмейда, К. Принятие решений в ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. – 2008. -№ 6 – С. 42-45.

4. Васильев, Н. Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учеб. пособие. – Волгоград: Изд-во ВГУ, 2005. – 95 с.

5. Васильев, Н. Д. , Столов, И. И. Взаимосвязь тактической и технической подготовки в спортивном ориентировании //Теория и практика физ. культуры. – 1985. - № 11. – С. 9-12.

6. Воронов, Ю. С. – Индивидуализация тренировочного процесса начинающих ориентировщиков. Методические рекомендации. – Смоленск, 1999. - 15 с.

7. Воронов, Ю. С. Основы подготовки спортивного резерва в ориентировании. Учебное пособие. – М. : Просвещение, 2011. – 339 с.

8. Вяткин, Л. А. Тренировка зрительной памяти в процессе подготовки спортсменов-ориентировщиков // Методическая разработка. – Ульяновск, 1983. – 10 с.

9. Вяткин, Л. А. , Сидорчук, Е. В. , Немытов, Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. : Учеб. пособие. - М. : «Академия», 2008. - С. 157-158.

10. Елаховский, С. Б. Спортивное ориентирование. – М. : Вече, 2007. – 64 с.

11. Елизаров, В. Специфика планирования подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков// Сборник учебно-методических материалов. – 2009. - № 6. – С. 2-9.

12. Железняк, Ю. Д. , Петров, П. К. Основы научно методической деятельности в физической культуре и спорте. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - С. 25–58.

13. Зубков, С. А. Особенности тактического мышления ориентировщика на дистанции при выборе путей движения. //Теория и практика физ. культуры. – 2005. - № 7 – С. 14-17.

14. Зубков, С. А. Путь движения ориентировщиков на дистанции // Теория и практика физич. культуры. – 2006. - № 1. – С. 23-25.

15. Иванов, А. В. , Ширинян, А. А. Влияние скорости передвижения спортсмена-ориентировщика на способность к переключению внимания. //Теория и практика физ. культуры. – 2003. - № 3. - С. 25-27.

16. Иванов, Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. - М. : Наука, 2007. – 157 с.

17. Костылев, В. Философия спортивного ориентирования. – М. : просвещение, 2006. – 112 с.

18. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. – М. : Академия, 2007. – 464 с.

19. Лосев, А. С. Тренировка ориентировщиков разрядников. – М. : Физкультура и спорт, 1984. – 132 с.

20. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: Учеб. пособие для институтов физ. культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1977. – 279 с.

21. Никифоров, Д. М. 100 уроков ориентирования. //Вестник ориентирования. – 1991. - № 2. - С. 34-40.

22. Нурмимаа, В. Спортивное ориентирование /Под ред. П. И. Лукьянова. – М. : Наука, 2008. – 148 с.

23. Огородников, Б. И. , Кирчо, А. Н. , Крохин, Л. А. Подготовка спортсменов ориентировщиков. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 131 с.

24. Павлов, П. О построении спортивной подготовки в спортивном ориентировании. // Сборник учебно-методических материалов. - 2005. - № 6. - С. 8-10.

25. Суслов, Ф. П. , Холодов, Ж. К. Теория и методика спорта. – М. : Просвещение, 2007. – 416 с.

26. Тыкул, В. И. Спортивное ориентирование. – М. : Просвещение, 1990. – 46 с.

27. Фесенко, Б. А. Книга молодого ориентировщика. – М. : Академия, 2011. – 93 с.

28. Чешихина В. В. – Управление тренировочным процессом спортсменов-ориентировщиков// Сборник учебно-методических материалов. – 2006. - № 6. - С. 23-27.

29. Юхансен, Б. Мышление в ориентировании// Сборник учебно-методических материалов. – 2006. - № 6. – С. 46-48.

30. Спортивное ориентирование на местности: Программа для спортивных секций, коллективов физической культуры и спортивных клубов. – М. : ФиС, 1997. – 112 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы: