Влияние радиации на твердые тела

Предмет:Физика
Релевантные слова:излучения, энергии, достаточно, частица, твердых, атомов, могут, измерения, атома, рентгена, решетке, случае, равновесию, ионизирующего

Введение…………………………………………………………………………………. . . 6

3. 2 Предельно допустимые дозы радиации на производстве……………………. . 38

Выводы…………………………………………………………………………………. . . 40

Список использованной литературы

Приложение А

Впервые понятие о радиации, а точнее, о ее отдельном виде – рентгеновских лучах было введено 8 ноября 1895-го года немецким физиком Вильгельмом Конрадом Рентгеном. Именно его принято считать первооткрывателем радиоактивного излучения. Через несколько месяцев после открытия Рентгена, и в определенной мере благодаря ему, были открыты радиоактивные вещества. 20 января 1986 года на заседании Парижской академии наук всемирно известный математик Пуанкаре зачитал полученное им от Рентгена письмо об открытом необычном излучении и высказал некоторые соображения по поводу этого открытия. В частности, он предположил, что реальным источником Х-лучей является фосфоресцирующая поверхность стеклянной вакуумной трубки, куда, по словам Рентгена, падали катодные лучи. Проверить это предположение попросили профессора физики Анри Беккереля, который в течение многих лет изучал явления фосфоресценции. К тому же у него была самая крупная в Париже коллекция фосфоров. Были в ней, в частности, кристаллы уранилсульфата калия, которые ярко светились в темноте после выдержки на свету. С них Беккерель и начал свои эксперименты.

Он выдерживал на свету тонкие кристаллы минералов и затем накладывал их поверх фотопластинки, завернутой в черную бумагу. Между препаратом и защитной бумагой он помещал металлические кольца, считая, что возбуждаемые солнечным светом Х-лучи легко пройдут сквозь бумагу, но будут задержаны металлом. В этом случае на пластинке должны были появиться кольцевые тени. Опыты оказались успешными: после проявления на фотопластинке возникало четкое очертание кольца. Готовилось сенсационное сообщение о связи Х-лучей с фосфоресценцией. Все складывалось к тому, что Х-лучи индуцируются в кристаллах солнечным светом, а на установке Рентгена, по-видимому, катодными лучами.

С тех пор было проведено еще множество исследований и экспериментов по исследованию этих излучений, в том числе и великой ученой Марией Кюри. На сегодняшний день можно сказать следующее:

Радиоактивностью называют неустойчивость ядер некоторых атомов, которая проявляется в их способности к самопроизвольному превращению (распаду), что сопровождается выходом ионизирующего излучения (радиации). Энергия такого излучения достаточно велика, поэтому она способна воздействовать на вещество, создавая новые ионы разных знаков.

А так же различают несколько ее видов:

1)Ионизирующее излучение - поток элементарных частиц или квантов, энергия которых достаточно велика, чтобы вызвать ионизацию атомов и молекул в облучаемом веществе. Основные виды ионизирующего излучения - альфа-частицы, бета-лучи, гамма-лучи, рентгеновские лучи, нейтроны.

2)Альфа-частица - ядро атома гелия, состоит из двух протонов и двух нейтронов. В воздухе пробег альфа-частицы не превышает нескольких сантиметров, в мягких биологических тканях - нескольких десятков микрометров.

3)Бета-лучи - электроны и позитроны. В воздухе способны пролететь несколько метров, в мягкие ткани могут проникать на расстояние нескольких миллиметров.

4)Гамма-лучи - кванты электромагнитного излучения высокой энергии с длиной волны короче 0,01 нм. Способны распространяться на большие расстояния.

5)Рентгеновские лучи - кванты электромагнитного излучения с длиной волны от 0,01 до 100 нм. Обладают меньшей энергией, чем гамма-лучи. Образуются не только при радиоактивном распаде, но и в рентгеновской трубке.

6)Нейтроны - нейтральные частицы, вызывают косвенную ионизацию. Что касается единиц измерения радиоактивности, то различают единицы измерения распада радиоактивного атома, а так же единицы измерения касаемые энергии образующейся при распаде этого атома.

Единицы измерения распада довольно просты, в силу того, что их всего 2.

Первая – это Беккерель, равная одному распаду в секунду, и обозначается «Бк». Вторая – Кюри(Ки) равная распадов в секунду.

Вполне логичен вопрос: « А зачем единица измерения равная всего лишь большему количеству другой?». Ответ довольно прост – именно 1 Ки равен количеству распадов 1-го атома Радия.

Единиц измерения энергии довольно много, но в силу того, что эта работа непосредственно направлена на изучение радиоактивного излучения на твердые тела, мы будем использовать лишь некоторые из них, которыми впоследствии и будем оперировать.

Грей(Гр) – поглощенная доза излучения, соответствующая энергии 1 Дж ионизирующего излучения любого типа, переданной облученному веществу массой 1 кг. 1Гр = 100рад = 1 Дж\кг = 10 эрг. А так же мощность поглощенной дозы – Грей в секунду, то есть 1Дж\кгс.

Исходя из проведенного аналитического обзора можно сделать следующие выводы. Радиоактивное излучение – является феноменальным открытием человечества 20-го века. При должном обращении, с его помощью можно создавать материалы с заданными свойствами, так или иначе оперируя разными видами излучений, каждое из которых по-своему способно влиять на вещество, а в частности на твердые тела. Очень широкий научный и практический интерес представляет собой это явление. Используя радиационные эффекты стало возможным создавать материалы с повышенной прочностью, посредством накопления дефектов в нем, увеличивать сопротивление диэлектриков посредством бомбардировкой нейтронным излучением, управлять оптическими свойствами веществ. Радиация нашла свое применение практически во всех отраслях деятельности человека, начиная от медицины – заканчивая тяжелой промышленностью, однако к сожалению, стоит отметить, что человек еще не научился в полном объеме пользоваться этим эффектом, что повлекло за собой ряд катастроф.

1. Учение о радиоактивности. История и современность. М. Наука, 1973. – 290 с.

2. Кюри М. , Радиоактивность, пер. с франц. , 2 изд. , М. - Л. , 1960. – 367 с.

3. Ядерные излучения в науке и технике. М. Наука, 1984. – 172 с.

4. Джагацпанян Р. В. , Косоротов В. И. , Филиппов М. Т. Введение в

радиационно-химическую технологию. – М. : Атомиздат, 1979. – 288 с.

5. Пикаев А. К. Современная радиационная химия. Твердое тело и

полимеры. Прикладные аспекты. – М. : Наука, 1987. – 448 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы: