• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Особенности тестирования как средства контроля в учебном процессе информатики

Предмет:Информатика
Тип:Курсовая
Объем, листов:48
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:контроля, заданий, знаний, тестирования, учащихся, теста, тест, тестов, тесты, тестовых, тестирование, результатов, времени, педагогического, может
Процент оригинальности:
72 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Глава 1. Теоретические основы использования тестирования для контроля знаний учащихся в учебном процессе

Глава 2. Организация и проведение опытно-педагогической работы по применению тестирования в процессе обучения учащихся.

Вступление:

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся.

Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса.

В настоящее время заметна тенденция к переходу от традиционной формы контроля знаний, например, экзаменов, контрольных работ к тестированию. Это проявляется во введении Единого Государственного Экзамена , замене экзаменов и даже зачётов в ВУЗах в устной форме на тест. В связи с этим, проблемы измерения качества для педагогических измерений является ключевой. Именно поэтому в теории важную роль играют вопросы достижения и проверки качества тестирования. В практике некачественное измерение приводит к ошибкам при аттестации выпускников школ и вузов, при приёме абитуриентов в ВУЗы, оценке кадров при профотборе.

Информатика - предметная область, где тестирование наиболее актуально и востребовано по ряду объективных причин, например из-за необходимости проверки учебных достижений, в знаниях, умениях, навыках, технологиях, организации междисциплинарных связей и методологической направленности самой науки.

Среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использовать тесты для жесткого отбора, селекции учащихся. Другое дело, когда внедрение такого метода направлено на то, чтобы с его помощью объективно провести диагностику, выявить причины отдельных недостатков обучения с целью их коррекции, реализовать более эффективно решение тех или иных дидактических и методических задач.

Для того чтобы работа преподавателя и деятельность испытуемых при тестировании были наиболее эффективными, следует руководствоваться соответствующими рекомендациями отечественных и зарубежных психологов.

И. Н. Гулидов выделяет такие проблемы реализации тестовой формы контроля в российской школе, как необходимость разработки учебников, ориентированных на тестовую форму контроля знаний; значительные затраты времени на первичную подготовку качественных контрольно-измерительных материалов; необходимость преодоления сопротивления и комплекса предубеждений приверженцев старых методов педагогических измерений; а также малое количество специалистов по тестированию в системе образования.

Особое внимание следует уделить теории развития личности в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Его взгляды на проблемы возраста, соотношения обучения и развития, учение Выготского о «зоне ближайшего развития» должны учитывать не только разработчики тестов, но и те, кто проводит тестирование. Не должны остаться в стороне и такие положения его теории, как учение о внутреннем единстве интеллекта и эмоций, идеи о характере воли с высшими психическими процессами ряд других аспектов.

При проведении тестирования одним из определяющих является принцип деятельности с его системообразующей основой. При руководстве данным принципом особое внимание надо уделить трем его аспектам:

- характеру взаимодействия личности и ситуации;

- различным видам деятельности испытуемого при выполнении заданий ;

-особенностям мышления человека, исходя из его возрастной периодизации.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического исследования выявить особенности тестирования по информатике.

Для достижения данной цели нам необходимо решить поставленные задачи:

•проследить историко-современный аспект применения тестирования для контроля знаний учащихся;

•раскрыть понятие тест и тестирование;

•определить роль и место тестирования на уроках информатики;

•разработать тесты и применить их на практике.

Объект исследования: контрольно — коррекционный компонент процесса обучения.

Предмет исследования: особенности тестирования как средства контроля в учебном процессе информатики.

Гипотеза исследования: применение тестирования является эффективным методом контроля, при условии:

1. применения его наряду с другими методами контроля;

2. тесты составлены с учетом определенных требований к ним.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение педагогической, методической и психологической литературы, а также наблюдение, изучение результатов проведенных работ, тестирование и опрос. Теоретические основы: данная работа опирается на исследован Беспалько В. П. , Данилова И. А. в области педагогического контроля, на проблемы реализации тестовой формы контроля, выделенные Гулидовым И. Н. , а также правила конструирования теста Казиева В. М. и Казиева К. В.

Новизна:

•Рассмотрен историко-современный аспект применения тестирования как одного из методов контроля.

•Раскрыты виды тестов и требования к тестированию в базовом курсе информатики.

Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать при разработке уроков по информатике с использование тестов учителям и студентам.

База исследования: МОУ СОШ №3 г. Белорецка, 5 «Б» класс, количество учеников - 18, из них 8 девочек, 10 мальчиков. Кабинет оснащен всеми необходимыми техническими средствами.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В ведение представлены актуальность темы, цель, объект и предмет исследования, гипотеза и задачи.

В первой главе рассмотрены теоретические основы использования тестирования для контроля знаний учащихся в учебном процессе.

Во второй главе раскрыта организация и проведение опытно - педагогической работы по применению тестирования.

В заключении сделаны выводы по работе.

Список литературы представлен из педагогической, методической, психологической литературы, а также учебных пособий.

Заключение:

В школьной практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую учитель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.

Использование тестирования для контроля знаний интересно и актуально, также является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету. Несмотря на ограничения тестовой технологии, есть основное достоинство, которое привлекает многих учителей и методистов — это оперативность получения обратной связи с обучаемыми, и возможность быстрого оценивания результатов. Что же касается ограничений, то любые средства для проверки уровня достижений имеют свои границы применимости. Основная задача учителя заключается в том, чтобы использовать разные методы контроля, в том числе и тесты.

Разработка тестов далеко не простое дело, требует не только большого практического опыта, но и специальных знаний и навыков. Тесты отличаются от других инструментов контроля, во-первых, стандартизированной процедурой организации выполнения, во-вторых, однозначностью интерпретации ответов и, наконец, наличием заранее продуманной системы оценивания результатов. Тестовые задания должны быть краткими, лаконичными, не допускать двусмысленного толкования. Любой тест должен, как минимум, содержать инструкции по заполнению, само задание и ответы. Учитель обязательно должен психологически готовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. знакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями оценки. Важно предупредить учащихся, что невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний.

Следует отметить, что данная работа нацелена не на то, чтобы научить педагогов пользоваться и конструировать тесты, а скорее подтолкнуть их к тому, чтобы использовать тестирование на своих уроках, дабы тестирование – это тот метод проверки знания, который меньше затрачивает время на работу преподавателя, при максимальном контроле и точном оценивании ученика.

Список литературы:

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: