• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Якобинская диктатура в эпоху Великой Французской революции

Предмет:История
Тип:Курсовая
Объем, листов:40
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:франций, временами, всенародность, против, все, террор, период, велико-тырновский, Конвент, клуб, мара, времяпрепровождение, свобода
Процент оригинальности:
65 %
Цена:400 руб.
Содержание:

Введение. 3

Глава 1. Французская революция: причины, этапы, основные итоги. 9

1. 1. Причины и начало Французской революции. 9

1. 2. Этапы и основные итоги Великой Французской революции. 18

Глава 2. Якобинцы. Приход к власти, диктатура, крах. 25

1. 1. Образование якобинского клуба и начало правления. 25

2. 2. Якобинский террор и крах якобинской диктатуры. 31

Заключение. . 36

Список литературы. 38

Вступление:

Актуальность исследования определяется, прежде всего, недостаточной изученностью темы в научной литературе. Долгое время якобинская диктатура рассматривалась с точки зрения марксистского подхода. Однако в настоящее время появилась необходимость пересмотра оценки роли якобинской диктатуры в Великой Французской революции. Некоторые историки считают, что к «правительству террора» следует подойти с позиции историзма, исходя из внутриполитической ситуации во Франции конца XVIII в. Не стоит идеализировать террор, как это было принято в советской исторической школе, но, в то же время, не стоит его порицать, как это делают большинство современных западных учёных.

Важность темы определяется и возможность проанализировать опыт Французской революции. В настоящее время ряд стран испытывают кризис власти. Многие исследователи выстраивают аналогию развитие отдельных современных стран с кризисом французской монархии конца XVIII в. и последствиями, последовавшими за ним.

Значимость темы определяется возможностью выявить не только отрицательные черты якобинской диктатуры, но и положительные факторы, которые косвенно повлияли на дальнейшее развитие Франции.

Актуальность темы определяется и возможностью определить роль биографического метода в анализе исторических портретов лидеров якобинского кружка, выявить трансформацию судеб якобинцев после начала Французской революции.

Степень научной изученности. Тема Великой французской революции и прихода к власти якобинцев изучается долгое время как западными, так и отечественными историками, но до сих пор мы не можем дать однозначную оценку этому историческому событию. До сих пор существуют различные точки зрения на якобинскую диктатуру и её историческое значение: одни учёные относятся к ней крайне негативно, другие – более взвешенно, третьи идеализируют её.

В отечественной историографии также существовали различные подходы к проблеме рассмотрения якобинской диктатуры.

В конце XIX в. якобинская диктатура рассматривалась отечественными историками как вынужденная мера. Н. И. Кареев считал наиболее существенным качеством якобинцев приверженность идее государственности . «Святое насилие» , по его мнению, было главным средством, употреблявшимся якобинцами, а террор они возвели в систему .

В первой половине XX в. советские историки придерживались ленинского подхода в трактовке значения якобинской диктатуры. В. И. Ленин высоко ценил заслуги якобинцев, давших «лучшие образцы демократической революции и отпора коалиции монархов против республики» . В то же время Ленин видел не только сильные стороны якобинцев, не только их заслуги, но и их слабости и ошибки, которые обусловили крах якобинской диктатуры. Он ссылался на опыт якобинцев, как на доказательство того, что мелкобуржуазная демократия не способна удержать власть, а служит лишь прикрытием диктатуры буржуазии, ступенью к всевластию буржуазии .

Г. Линдов считал якобинский клуб строго организованным и дисциплинированным, якобинцы неуклонно защищали принципы революции, оттолкнув тем самым от себя независимых, любящих мир и свободу революционеров . Террор же он считал результатом того положения, в котором оказалось революционное правительство. Перед ним стояла великая задача – спасти республику, укрепить демократию .

Во второй половине XX в. происходит пересмотр роли якобинцев в истории Франции.

А. З. Манфред считал, что диктатура была властью не одного какого-либо класса, а властью блока всех левых сил, включая мелкую, среднюю буржуазию, крестьянство и городских плебеев . Такой подход диктовал высокую оценку якобинской диктатуры. А. З. Манфред критиковал лишь «классовую ограниченность» якобинцев, их приверженность идее частной собственности, что соответствовало советской идеологии. А. З. Манфред считал приход к власти якобинцев наивысшим и последним этапом Великой французской революции.

В. Г. Ревуненков представляет диктатуру как гомогенную структуру . Он является приверженцем классической «теории обстоятельств» и трактует действия Робеспьера с точки зрения конкретной исторической обстановки .

А. В. Адо большую роль уделяет крестьянским движениям. По его мнению, именно крестьяне сыграли решающую роль в актах народных репрессий . По его мнению, якобинский террор вырос именно из стихийного народного террора .

Среди западных историков также существуют различные точки зрения на проблему якобинской диктатуры. А. Матьез приписывал «правительству террора» далеко идущие планы социального переустройства. Он высоко ценил действия якобинцев и Робеспьера, он считал, что якобинцы взялись защищать и спасать отечество, а главную причину гибели он видел в том, что они хотели использовать террор для нового переустройства собственности, хотели основать республику, построенную на принципе равенства, без богатых и бедных. Но эта республика была обречена вместе с ними на гибель.

И. Тэн представлял якобинскую диктатуру как систему насилий и убийств, с помощью которой якобинцы удерживали власть вопреки воле большинства нации, а самих якобинцев называл «безответственными диктаторами, подонками всех классов, шарлатанами, зверьми и преступниками» .

Ф. Минье называл якобинцев сектой. По его мнению, Робеспьер и Сен-Жюст хотели изменить дух, нравы и привычки Франции. Господство народа, должностные лица без гордости, граждане без пороков, братские взаимоотношения, поклонение добродетели, простота обхождения, строгость нравов – вот что надеялись они установить, а располагая властью, устанавливали насильственно .

Таким образом, несмотря на наличие многочисленных работ, посвященных анализу Французской революции и якобинской диктатуры, неизученной остается роль якобинской диктатуры не только в истории Франции, но и в мировой истории, не исследованы личностные качества якобинцев и т. д.

Источниковая база исследования. При написании работы были использованы три группы источников. Первая группа включает законодательные акты Великой французской революции. Например, в «Декларации прав человека и гражданина» 1789 г. определены положения о свободе, обеспечению прав и свобод гражданина, законах и собственности .

Французская Конституция 1791 г. должна была обеспечивать «естественные и гражданские права», в ней говорилось о делении королевства и о состоянии гражданства, о государственных властях .

В законе «О подозрительных» 17 сентября 1793 г. говорится о том, что все подозрительные люди должны быть немедленно арестованы. Помимо этого аресту подлежали и граждане, считавшиеся таковыми .

Вторая группа источников представлена документами якобинского клуба. Например, в «Уставе общества друзей Конституции» (якобинского клуба) прописаны положения о преданности Конституции, уважении к властям, любви к равенству и признанию прав человека .

Третья группа включает в себя речи, мемуары, доклады и др. Например, речь Антуана Барнава в Учредительном собрании 15 июля 1791 г. , в которой он говорил о том, что революция достигла своего предела и требовал её прекращения. Максимилиан Робеспьер на Заседании Конвента 28 декабря 1792 г. требовал объявления Людовика XVI виновным и его немедленной казни.

Цель исследования - изучение якобинской диктатуры как социально-политического явления и анализ внутренней политики якобинцев.

В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:

• выявить причины начала Французской революции;

• проанализировать основные этапы и итоги Французской революции;

• выявить причины возникновения якобинского клуба и дать ему общую характеристику;

• проанализировать внутреннюю политику якобинского клуба и борьбу внутри него;

• выявить причин краха якобинской диктатуры.

Объект исследования – Великая Французская революция XVIII века.

Предмет исследования – деятельность якобинцев в период Великой Французской революции.

Методологическая основа исследования. Основными методами для исследования проблем якобинской диктатуры явились: анализ, классификация и т. д.

Метод анализа использовался для выявления содержания источников по теме. Метод классификации – для выявления основных работ по теме исследования.

Заключение:

Великая Французская революция – одно из самых важных событий периода Новой истории, как для Франции, так и для всего человечества. За достаточно короткий промежуток времени Франция пережила несколько различных по своему характеру периодов: абсолютистскую монархию, конституционную монархию, жирондистскую республику, якобинскую диктатуру, период директории и консульства и вернулась снова к абсолютному императору.

Основными итогами французской революции можно считать уничтожение абсолютистской монархии и отмену феодальных повинностей, что изначально и являлось двумя основными причинами для начала революции. Буржуазия получила доступ к власти, крестьяне избавились от тяжких повинностей – две основные группы, организовавшие революцию, добились поставленных целей.

Если говорить о якобинцах, то период якобинской диктатуры был пиком революции. Якобинская диктатура, возглавляемая Робеспьером, организовала победу буржуазной революции. Она выполнила задачи революции, в том числе и самую главную – довела до конца ликвидацию феодальных порядков в деревне. Диктатура предотвратила контрреволюцию и выгнала иностранных интервентов за пределы страны. Социальная задача якобинцев состояла в том, что именно они поставили Францию на путь капиталистического развития общества.

Жирондисты не были способны к управлению государством, они были политически не постоянны и слабы по сравнению с якобинцами. Якобинцев поддерживал народ, основная масса, вынесшая революцию на плечах – в этом была сила якобинского клуба.

Говоря о личностях революции, мы можем сказать, что Робеспьер по праву пришёл к власти, так как он был одним из самых выдающихся революционеров того периода. «Неподкупный» свято верил в революцию, был приверженцем идеи о демократическом государстве, но французское общество, привыкшее к абсолютизму, не было готово к столь радикальным переменам. Террор он использовал как средство управления народом, террор был вынужденной мерой для того периода. Но террор был как средством управления народом, так и причиной краха всей диктатуры и самого Робеспьера вместе со своими соратниками.

Крах диктатуры, как и приход якобинцев к власти, зависел от народа. Если в 1793 г. народ поддержал якобинцев, то уже на следующий год он отвернулся от них. Люди усомнились в правильности действий Робеспьера и ликовали, когда его везли на казнь. Изначально якобинцы опирались на народ, но к концу правления Робеспьер задумывался только о том, как удержать власть в своих руках, за что и поплатился.

Список литературы:

1. Декларация прав человека и гражданина. Французская республика // Степанова В. В. Новая история стран Европы и Америки. -Нижневартовск, Изд-во НГПИ, 1998. Ч. 1. - С. 122.

2. Закон о подозрительных 17 сентября 1793 г. // Степанова В. В. Новая история стран Европы и Америки. – Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 1998. Ч. 1. - С. 130.

3. Из устава общества друзей Конституции (якобинского клуба) // Степанова В. В. Новая история стран Европы и Америки. – Нижневартовск: Изд-во НГПИ, 1998. Ч. 1. - С. 123.

4. Французская Конституция 1791 г. // Степанова В. В. Новая история стран Европы и Америки. – Нижневартовск: Изд-во НГПИ,1998. Ч. 1. - С. 124-127.

Исследования:

1. Адо А. В. Крестьянское движение и продовольственный вопрос во время Французской буржуазной революции (1789-1793 гг. ) // Проблемы Новой и Новейшей истории. - М. , 1972. №81. - С. 48-67.

2. Блос В. Французская революцiя. Историческiй обзоръ событiй и общественнаго состоянiя во Францiи съ 1789 по 1804 г. /В. Блос. - СПб. , 1906. – 437 с.

3. Волгин В. П. Французская буржуазная революция 1789-1794. /В. П. Волгин. - М. - Л. , 1941. - 892 с.

4. Кареев Н. И. Исторiя Западной Европы въ Новое время. Т. 3. История XVIII века. / Н. И. Кареев. - СПб. :Типография М. М. Стасюлевича, 1893. - 651 с.

5. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789-1793. /П. А. Кропоткин. - М. :АН СССР, 1979. - 576 с.

6. Линдов Г. Великая французская революция. / Г. Линдов. - Петроград: Государственное изд-во, 1920. – 86 с.

7. Манфред А. З. Великая Французская революция. / А. З. Манфред. - М. : Изд-во Наука, 1983. - 230 с.

8. Матьез А. Французская революция. / А. Матьез. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

9. Минье Ф. История Французской революции. / Ф. Минье. - М. , 1906.

10. Пилон Э. Юность Робеспьера. // Пламя. Петроград,- 1918. №2. - С. 24-28.

11. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции1789-1814. / В. Г. Ревуненков. – СПб. : Изд-во С. -Петербургского университета, 1996. -516 с.

12. Тарле Е. В. Взятие Бастилии// Тарле Е. В. Сочинения. Т. VI. - М. , 1959. –С. 646-648.

13. Тарле Е. В. Жан-Поль Марат, Друг народа // Тарле Е. В. Сочинения. Т. VI. М. , 1959. С. 263-290.

14. Чаковский А. Сен-Жюст // Октябрь. - М. , 1939. - С. 161-169.

Интернет-ресурсы:

1. Адо А. В. Крестьяне и Великая французская революция. Крестьянское движение в 1789-1794 гг. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://larevolution. ru/Ado. html- свободный.

2. Манфред А. З. Финансовый вопрос [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://larevolution. ru/Mathiez. html - свободный.

Бесплатные работы: