• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Эстетика и поэтика сюрреализма

Предмет:Литература
Тип:Курсовая
Объем, листов:62
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:сюрреализма, сюрреалисты, бретон, сюрреалистов, сюрреализм, образом, бретона, «автоматического, письма, «автоматическое, между, время, письма», является, автоматизма
Процент оригинальности:
89 %
Цена:800 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава 1. Эстетика и поэтика сюрреализма 7

1. 1. Картина мира в сюрреализме 7

1. 2. Эстетика сюрреализма 10

1. 3. Поэтика сюрреализма 13

Глава 2. «Автоматическое письмо» в литературе сюрреализма 18

2. 1. К понятию «автоматического письма» 18

2. 1. 1. Автоматическое письмо в спиритуализме 18

2. 1. 2. Использование в психиатрии 19

2. 1. 3. Использование в искусстве 20

2. 2. Практика автоматизма в творчестве сюрреалистов 25

2. 3. Приемы автоматического письма в романе Бретона «Магнитные поля» 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45

ЛИТЕРАТУРА 51

ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Вступление:

С тех пор, как в 1924 г. в Париже был опубликован «Первый манифест» сюрреализма, в котором сказано о рождении нового движения, прошло много лет. До сего дня в художественной практике Запада сюрреализм играет весьма значительную роль. Сюрреализм пустил глубокие корни в европейском искусстве: он утвердился в живописи, оказал определенное влияние на кинематограф и театральное искусство, литературу и поэзию. И, хотя в настоящее время уже никто, даже самые пылкие сторонники, не решаются говорить о расцвете сюрреализма, это направление западного искусства продолжает сохранять привлекательность для некоторой части художественной интеллигенции.

В чем причина подобной жизнестойкости сюрреалистических идей?

В свое время зачинатели движения объявили, что обладают секретом творческого вдохновения, что в их власти пробудить у любого, самого заурядного человека глубоко запрятанный поэтический дар, научить его не только воспринимать искусство, но и создавать художественные произведения. В философско-эстетической теории сюрреализма, в самом деле, много внимания уделяется выявлению и закреплению того, что сюрреалисты называют творческим состоянием. Не подобные ли тщательно разработанные рецепты творчества привлекают некоторых художников к сюрреализму?

Сюрреализм стал основной волной попыток человека познать и выразить мир над реальностью. Художники не изображали что-то конкретное, а пытались выразить чувства и эмоции, охватившие их в определенный момент, через сочетание несовместимых обрывков. Мир вне разума и логики, мир безумия стал основным источником творчества того периода. Многие искусствоведы до сих пор бьются над произведениями сюрреализма, пытаясь понять, что же все-таки хотел выразить автор. Так как каждый человек индивидуален, понять, какие чувства охватывали художника в момент творчества и создания подобного произведения, как мне кажется, невозможно. Сюрреализм жестко критиковался, не понимался и не воспринимался, однако произведения данного направления продолжают интересовать своей необычностью и загадочностью. Большинство посвященных сюрреализму работ носит восхваляющий характер: не предпринимая не единой попытки проанализировать сущность сюрреализма и характерные ему творческие методы, авторы воспевают деятельность сюрреалистов, беспочвенно прокламируя их предвестниками новой эры искусства и обладателями наисовременнейших идей. Произведения искусства сюрреализма, манифесты, обращения, высказывания и письма, опубликованные самими сюрреалистами, а также многочисленные работы буржуазных авторов, посвященные истории сюрреализма в целом и отдельным проблемам и периодам, связанным с деятельностью сюрреалистов, дают достаточный материал для обоснованного анализа сущности сюрреализма и средств его самовыражения, в частности, такого, как «автоматическое письмо».

Актуальность работы обусловлена несколькими причинами: Во-первых, сюрреализм, как течение в искусстве с самого своего возникновения вызывал к себе повышенный интерес, что обусловлено, в первую очередь, тематикой, к которой обращались сюрреалисты. Сюрреалисты обратились к тем вопросам, которые были и всегда останутся актуальными для человечества и всех сфер его исследования, будь то философия, искусство или точные науки.

Их уникальность заключается, прежде всего, в субъективном подходе к исследованиям всех сфер человеческого бытия, что обеспечило сюрреалистам необходимый чувственный подход для отражения сверхреального. Во-вторых, актуальность предпринятого исследования обусловлена фактическим отсутствием развернутых комментариев к роману «Магнитные поля», который являет собой самый яркий пример принципа автоматического письма.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть эстетическую типологию сюрреализма и определить вклад Андре Бретона в теорию и практику этого направления;

2. Исследовать феномен «автоматического письма» в сюрреализме. 3. Проанализировать метод автоматического письма в романе А. Бретона (в соавторстве с Ф. Супо) «Магнитные поля» и в некоторых других художественных текстах сюрреализма.

Объект исследования:

Роман А. Бретона «Магнитные поля» (в соавторстве с Ф. Супо). Кроме того, в качестве объекта исследования я использовала сборник «Антология французского сюрреализма», включающий романы, пьесы, рассказы, поэтические произведения, эссе, трактаты А. Бретона, А. Арто, Р. Витрака, Л. Аргона, Ф. Супо и др. Это издание дает наиболее полное представление о теории и практике французского сюрреализма.

Предмет исследования:

Автоматическое письмо в прозе сюрреализма (в основном на материале романа А. Бретона).

Методология исследования. В своем исследовании я, главным образом, опиралась на методологию типологического и психоаналитического анализа, предложенную в работе Жаклин Шенье-Жандрон «Сюрреализм» (М. , 2002). Это одна из наиболее заметных работ последних лет, выделяющаяся как большим охватом материала, так и стремлением выявить наиболее актуальные сегодня элементы философии, эстетики и практики сюрреализма.

Структура работы. Дипломная работа состоит из (1) введения, (2) обзорно-теоретической главы, в которой отреферированы общие сведения о эстетической типологии и поэтике сюрреализма, (3) «практической» главы, в которой рассмотрены приемы «автоматического письма» в творчестве А. Бретона, (4) заключения, (5) списка литературы, (6) приложения, содержащего некоторые характерные образцы сюрреалистической живописи, включая работы А. Бретона.

Заключение:

Эстетические позиции сюрреализма, основываются на алогичности и отказе от разумного сознания деятелями искусства явлений социальной действительности, что является своеобразным протестом обществу. Основной областью художественной практики сюрреализма стало изобразительное искусство. В эту область сюрреалисты включают не только живопись и скульптуру, но и сравнительно недавние “нововведения” кубистов, футуристов и дадаистов – коллажи, реди – мейд, фроттажи, рейографы и т. д.

Важную роль для формирования сюрреализма сыграл дадаизм, который основывался на негативном отношении к эстетике. Они противостояли всем существующим в то время стилям посредством «безумия».

Сюрреализм заключался в изображении чего-то сверхреального, поэтому сюрреалисты использовали различные методы для того, чтоб добиться «выхода из реального мира». Они писали в сонном состоянии, в состоянии транса и гипноза. Основной идеей было принятие иррационального за действительность, отказ от логики и разума, доведение изображаемого до абсурда. За основу творчества сюрреалисты взяли философию З. Фрейда, в частности положения об отсутствии принципиального различия между здоровыми и психическими больными.

Художественные принципы и эстетические идеи сюрреализма постепенно стали составной, неотделимой частью западного мировоззрения. Это произошло не только и не столько за счет сюрреалистической пропаганды, сколько из-за внутренней потребности в «идеалах», подобных «идеалам» сюрреализма, разъедаемой изнутри культуры Запада. Необходимо понять, что в данном случае речь может идти отнюдь не об определяющей роли сюрреалистических идей, а об общих тенденциях всей западной культуры. Сюрреализм является концентрированным выражением внутренней сущности этой культуры. Именно это продлевает ему жизнь и обусловливает значение сюрреализма для современного западного общества.

Если проследить, по каким направлениям развивается современное западное искусство, то можно обнаружить, что по многим существенным признакам сюрреалистическая художественная практика предвосхитила эволюцию западного модернизма. Начиная с 20-х годов сюрреалисты ратуют за безыдейное, бездуховное искусство, создание и восприятие которого было бы основано па проявлении инстинктов и бессознательного. Они постоянно грезят о человеке, погруженном в экстаз «коллективного бессознательного». Эти давние идеи художественной теории сюрреализма стали основополагающими для современного искусства Запада.

Стоит добавить, что влияние Бретона не ограничивалось литературой и живописью. Тут и кино, и фотография, высоко оценённая Бретоном как прогрессивная форма самовыражения, и даже театр, не особо им жалуемый.

Фотография оказывается сюрреалистическим искусством, главным образом, благодаря гибкости своих изобразительных возможностей, обогащенных изобретением новых приемов. Ман Рей изобретает в начале 20-х гг. метод фотографирования “без объектива”, раскладывая на фотобумаге самые обыкновенные предметы, которые после проявления обретали фантастический вид, несмотря на узнаваемость их контуров. Фотография воспринимается сюрреализмом как искусство, концентрирующее в себе присущую ему непосредственность. Бретон говорил, что “автоматическое письмо - это настоящая фотография мысли”. Фотография может становиться у сюрреалистов частью коллажа — живописного, скульптурного или текстового (напр. , использование фотографий Ж. А. Буаффара в романах А. Бретона).

Для развития кинематографа XX в. исключительно продуктивна традиция сюрреалистического кино, что выразилось в творчестве Ж. Кокто, А. Мишо, Ж. Ренуара, Л. Малля, Р. Поланского, И. Бергмана, А. Хичкока, Э. Дювивье, Ж. Годара и др.

Несмотря на декларируемое Бретоном неприятие театра, многие сюрреалисты писали и ставили драмы, предвосхищая во многом “театр абсурда” 1950-х гг. Сюрреалисты не создали своего театра, однако сюрреалисты-диссиденты Р. Витрак и А. Арто предприняли в 1926-29 гг. попытку организации собственного театра, который назывался “Театр Альфред-Жарри”. Эта реализованная, пусть и ненадолго, попытка существенно повлияла на Арто, создавшего в 1930-е гг. теорию “театра жестокости”, изложенную в сборнике “Театр и его двойник” (1938), в котором Арто открыл новые горизонты для театра XX в. : для жанра хэппенинга вообще и, в частности, Д. Бэка с его “Living Theatre”, для театра Е. Гротовского, Э. Барба, П. Брука, А. Мнушкиной и пр.

Проявив исключительную плодовитость в различных искусствах и став и для искусства, и для массовой культуры XX в. богатейшей традицией, сюрреализм оказал также значительное влияние на развитие гуманитарной мысли (Ж. Батай, А. Арто), на структуралистский психоанализ (Ж. Лакан), различные направления, связанные с психоанализом (Г. Розолато), антипсихоанализ (Ж. Делёз и Ф. Гаттари), структурализм и постструктурализм, феноменологию воображения (Г. Башляр и Ж. Дюран), философское творчество (Р. Кайуа, Ж. Полан и др. ).

В России сюрреализма как такового не было. Отдельные черты сходства и типологические аналогии с ним можно обнаружить в творчестве В. Хлебникова, обериутов, имажинистов, П. Филонова, Д. Вертова, А. Родченко, фильмах А. Тарковского и пр.

Что же касается «автоматического письма», то можно сделать вывод, что полностью бессмысленные тексты никого не привлекали. К тому же и среди сюрреалистов всегда находились такие, кто рассматривал творческий процесс не так примитивно.

Большинство прозаических и поэтических произведений сюрреалистов написаны вполне логично. Они остаются перегруженными неожиданностями и стилистической вычурностью, их композиция нарочито алогична, сохраняется фрейдистская символика. Постепенно выкристаллизовался сюрреалистический стиль, предназначенный для популяризации сюрреалистических идей и лишенный всех крайностей «автоматизма».

Можно сделать вывод, что, когда «автоматизм» исчез, западные исследователи и историки сюрреализма придали ему слишком большое значение. На самом деле «автоматическое письмо» быстро исчерпало себя, и его несостоятельность косвенно признал даже главный теоретик движения. А. Бретон писал, что «записанная история «автоматического письма» выглядела бы историей постоянных несчастий»

Особенно примечательно свидетельство современного сюрреалиста Ж. Леграна, прямого наследника сюрреализма 20-х годов. Оценивая «автоматическое письмо», он полагает, что это был «крайний эксперимент, который не мог не закончиться тупиком». Эти слова являются прямой констатацией того, насколько бессмысленными и ошибочными были надежды сюрреалистов на «автоматическое письмо» как на художественный прием, выявляющий бесконечное разнообразие скрытых творческих возможностей личности.

Наш анализ показал следующее. Сюрреалисты претендовали на то, что «автоматическое письмо» выражает «новый психологический опыт человека». Использование автоматизма упраздняет прежние понятия о творческих муках, об огромной работе мысли, о кропотливой работе по совершенствованию художественного произведения. Поэтому сюрреалисты предлагали каждому приниматься за написание стихов. Именно так они интерпретировали мысль, высказанную в свое время французским писателем Лотреамоном: «поэзия должна издаваться всеми».

Однако мы можем сделать вывод, что текст, написанный и результате автоматической активности, с большой натяжкой можно отнести к сфере искусства, ибо он принципиально не может быть понятым. «Автоматическое письмо» вырывает коммуникативную пропасть не только между автором и читателем, но между автором и его же произведением. По поводу «автоматических» текстов скептики иронизировали, что в лучшем случае они могут заинтересовать психопатологов. Сюрреалисты сами откровенно признают, что их поэзия мало коммуникабельна.

В связи с этим закономерно встает вопрос о культурно-художественной ценности «автоматических» текстов. Практика сюрреализма сама определенно и четко ответила на этот вопрос. Сюрреалистическая поэзия отнюдь не стала всеобщим самовыражением, как на то рассчитывали приверженцы «автоматического письма», но осталась в истории литературы любопытным творческим экспериментом.

В наши дни «автоматическое письмо» полностью изжило себя в литературе, но зато активно используется в области парапсихологии и эзотерических наук.

Тем не менее, феномен «автоматического письма» до сих пор является не изученным до конца, в его технике остается множество неясностей и загадок, связанных с проявлением сферы подсознательного. Много загадок осталось также и в произведениях сюрреалистов, которые опирались в своем творчестве непосредственно на этот принцип.

Можно сделать вывод, что основная функция «автоматического письма» в прозе сюрреалистов – заключалась в воплощении подсознательных импульсов автора, точнее, моделирование процессов, происходящих в подсознании. Но проблема заключается в том, что эти тексты сами предстают как неких код подсознания, они сами нуждаются в разгадывании и расшифровке, облечение их в художественную – т. е. внятную воспринимающему сознанию – форму большей частью не удалось, в силу разрушения коммуникативного контакта, обязательного в сфере искусства.

Подводя итоги, хочу отметить, что главная задача моей работы, а именно попытка изучения метода «автоматического письма» в творческой практике сюрреалистов, была выполнена. Однако их произведения все еще нуждается в подробном изучении, если ставить перед собой более глобальные цели относительно теории сюрреализма.

Список литературы:

Источники:

1. Антология французского сюрреализма 20-х годов. Сост. , коммент. , перевод С. Исаева и Е. Гальцовой. СПБ: Амфора, 2003. 502 с.

2. Бретон А. Манифест сюрреализма // Электронный ресурс [режим доступа] : http://www. surrealism. ru/gr. html

3. Бретон А. Надя // Электронный ресурс [режим доступа] http://kosilova. textdriven. com/narod/studia3/sur. htm

4. Бретон А. Беседы // Электронный ресурс [режим доступа] : http://reliquarium. by. ru/html/articles/breton/talk. shtml

5. Бретон А, Супо Ф. Магнитные поля // Электронный ресурс [режим доступа] : http://www. stihi. ru/2007/09/11/2249

6. Бретон А. Расторимая рыба // Электронный ресурс [режим доступа] : http://reliquarium. by. ru/html/articles/breton/surreal. shtml

7. Дали С. Сюрреализм — это я. М. : Вагриус 2005. 617 с.

8. Новалис. Фрагменты// Электронный ресурс [режим доступа]: http://lib. meta. ua/book/6354/

9. Рибемон-Дессень Жорж. Ман Рей. // Электронный ресурс [режим доступа]: http://kataklizmi. narod. ru/surreal22. htm

10. Поэзия французского сюрреализма: антология. — СПб: Амфора, 2003. 504 с.

11. Сартр Ж. -П. Ситуации. Антология литературно-эстетической мысли / Сост. и предисловие С. Великовского. — М. : Ладомир, 1997, С. 431-435.

12. Фрейд З. О сновидении // Электронный ресурс [режим доступа]: http://lib. ru/PSIHO/FREUD/snowideniya. txt

13. Юнг К. Г. Аналитическая психология. Тавистокские лекции. СПб. : «Азбука-классика», 2007. 240 с.

Научные исследования и литературная критика:

14. Андреев Л. Г. Сюрреализм. М. : Гелеос, 2004. 352 с.

15. Балашова Т. Многоликий авангард // Сюрреализм и авангард. М. : ГИТИС, 1999.

16. Беньямин В. Сюрреализм. Моментальный снимок нынешней европейской интеллигенции (пер. с нем. И. Болдырева). Опубликовано в журнале: «НЛО» 2004, №68 // Электронный ресурс [режим доступа] : http://magazines. russ. ru/nlo/2004/68/ben1. html

17. Вирмо А. и О. Мэтры сюрреализма: пер. с фр. / Ален и Одетт Вирмо. СПб. : Академический проект, 1996. С. 288-290.

18. Гальцова Е. «Автоматическое письмо». / Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. М. : Наследие, 2002. С. 194-219.

19. Гальцова Е. Превратности выбора: Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М. : РИО МГК, 2004. С. 236-237 (совм. с Балашовой Т. и Шеньо-Жандрон Ж. ).

20. Гальцова Е. «Символизм в эстетической программе Андре Бретона». / Искусствознание, М. , № 1, 2001, С. 418-433

21. Гальцова Е. «Французский сюрреализм: проект абсолютной трансгрессии и понятие «черного юмора». / Кануны и рубежи. М. : ИМЛИ РАН, 2002. Т. 2. С. 338-349.

22. Гальцова Е. Энциклопедический словарь сюрреализма. М. , ИМЛИ, 2007, С. 581, (совм. С Балашовой Т. ); автор 52 словарных статей.

23. Картье-Брессон А. Воображаемая реальность (Перевод с французского Галины Соловьёвой). Лимбус-Пресс, СПб-Москва, 2008. С. 128-130.

24. Лебедушкина О. Знак молнии. Можно ли сфотографировать мысль? (Ман Рей) // Электронный ресурс [режим доступа] : http://ps. 1september. ru/ articlef. php?ID=200203205 .

25. Можейко М. Новейший философвский словарь. Сюрреализм // Электронный ресурс [режим доступа] : http://www. otrok. ru/ /teach/phil/ index. php?n =18&f=148 .

26. Мосин И. Мировое искусство. Сюрреализм: история движения в биографиях художников. М. : Кристал, 2006.

27. Пинковский В. И. Жанровый барьер в изучении поэзии французского сюрреализма // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 40-42.

28. Пицуха Н. Скульптура в искусстве сюрреализма // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26-27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 120-123.

29. Рене Магритта. Логика абсурда. Невское время No 148(1790) 18 августа 1998 г. // Электронный ресурс [режим доступа] : http://spain-info. ru/interesting/whoiswho/dali/paranoid. html.

30. Сироткина И. Теория автоматизма до формалистов // Русская теория: 1920—1930-е годы. Материалы 10-х Лотмановских чтений. М. , 1994, С. 295—303.

31. Cюрреализм. Параноидально-критический метод. «СЮРРЕАЛИЗМ - СЕ МУА» // Электронный ресурс [режим доступа] : http://spain-info. ru/interesting/whoiswho/dali/paranoid. html

32. Чулков, Г. И. Автоматическое письмо Вл. Соловьева (предисловие к публикации М. В. Михайлова) // Вопросы психологии. — 1992. — № 8. — C. 121—132.

33. Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. и коммент. С. Дубина. М. : Новое литературное обозрение, 2002. 416 с.

34. Яснов М. Поэзия французского сюрреализма. — СПб: Амфора, 2003 С. 217.