• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Изучение и описание особенностей словесно-художественного воплощения концепта «дом» в творчестве Булгакова

Предмет:Литература
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:86
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:концепта, концепты, концепт, концептов, дом, языка, слова, признаки, является, языке, могут, которые, может, понятие, образ
Процент оригинальности:
73 %
Цена:2800 руб.
Содержание:

Введение 2

Глава I . Общее понятие концепта. 7

1. 1 Понятие концептосферы 7

1. 2 Понятие концепта. 10

§1. Концепт и слово 10

§2. Типы концептов 14

§3. Структура концептов 20

1. 3 Моделирование концепта 28

Выводы по первой главе. 33

Глава II. Глава II. Концепт «дом» в языковой картине мира и в творчестве М. А. Бугакова. 34

2. 1 Семантика слова дом и толкование его внутренней формы. 34

2. 2 Культурные доминанты в языке 36

2. 3 Концепт «дом» 41

§1. В русской фольклорной традиции 41

§2. В русской культурной традиции 44

§3. В советский коммунистический период 49

§4. На современном этапе понимания 53

2. 4 Соотношение идиостиля автора и его понимания культурного

концепта. 55

2. 5 Концепт «дом» в романе М. А Булгакова «Белая гвардия» 64

Выводы по второй главе 72

Заключение 75

Список литературы 79

Приложения 84

Вступление:

Человек по праву считается создателем и интерпретатором языковой картины мира. Он находится в её центре и к нему, к процессам его физической и духовной деятельности, стягиваются все языковые явления. Сама языковая картина мира есть не что иное, как результат непрерывной духовной языкотворческой деятельности человека. Человек в своем духовном самосознании есть соединение двух половин внешней, физической, и внутренней, духовной, причем внутренняя часть его самосознания выстраивается по аналогии с внешней. К изучению духовной деятельности человека вполне применимы понятия «космос» и «микрокосм», которые давно уже прочно вошли и в арсенал современных лингвистических наук, которые можно отнести к общему числу наук, изучающих деятельность человека.

Анализ эмоциональных проявлений, отраженных и закрепленных в языковых знаках, является важнейшим источником культурологической информации об «обыденном сознании» человека, о наивной картине мира носителей какого-либо естественного языка, когда исследуются отдельные, характерные для данного языка концепты.

Понятие «концепт» является центральным понятием современной когнитивной лингвистики, которая относится к быстро развивающимся областям лингвистической науки. Под концептом в современной лингвистике понимается «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания. Концепты – это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека» (Попова, Стернин, 1999). Область знаний, составленная из концептов как её единиц, представляет собой концептосферу. Термин «концептосфера» был введен в отечественную науку академиком Д. С. Лихачевым. Концептосфера, по определению Д. С. Лихачева, это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, её фольклор, литература, наука, искусство, религия, тем богаче концептосфера народа (Лихачев, 1997).

В данной работе понятие «концептосфера» будет рассматриваться в связи с изучением индивидуального писательского стиля и особенностей художественного мировоззрения, что представляется вполне правомочным на основании выводов сделанных Д. С. Лихачевым, что «понятие концептосферы особенно важно тем, что оно помогает понять, почему язык является не только способом общения, но и неким концентратом культуры нации и её воплощения в различных слоях, вплоть до отдельной личности». Разумеется, под такой личностью может подразумеваться и личность писателя, поэта. В подтверждение этому можно привести исследования Л. А. Грузберг, в которых было установлено, что материалом для постижения концепта служат прецедентные тексты, художественные дефиниции, концепции, выработанные в том или ином произведении словесного творчества (Грузберг, 2002).

Поскольку речь идет о произведении словесного творчества, то естественно, что изучение концептосферы какого-либо понятия, рассматриваемого в творчестве конкретного писателя, непосредственно будет связано с изучением его индивидуальной манеры письма, его идиостиля. В связи с этим хотелось бы привести слова В. В. Виноградова, который отмечает, что «литературное произведение, из каких бы форм речи оно ни слагалось, вмещено в контекст «общего» письменного или устного языка. Система этого языка в своих разных стилях и жанрах входит в структуру литературного произведения как его предметно-смысловой фон, как сфера его речевой организации. Язык всякого писателя рассчитан на понимание его в плане языка читателя» (Виноградов, 1980).

Рассматривая с этой точки зрения понятие концептосферы в произведениях какого-либо писателя мы вполне можем делать это, опираясь на преставление этой концептосферы, характерное для носителей данного языка в целом, так называемого «обыденного сознания». В основе концептосферы любого понятия (и концептов его составляющих соответственно) в творческом самосознании писателя будут лежать элементы концептосферы, вычленяемые из национальной свойственной, даже человеку вообще, духовной картины мира.

Именно поэтому предметом исследования в данной дипломной работе является концепт «дом» как художественное средство в творчестве М. А. Булгакова на примере романа «Белая гвардия». Представляет интерес рассмотрение процессов индивидуализации концептов в творчестве данного писателя, своеобразной трансформации их в соответствии с мировоззренческими установками автора и эволюции его творческого мышления. Такого рода исследования на стыке двух научных дисциплин, лингвистики и литературы, всегда вызывают большой интерес у исследователя, позволяя проникнуть еще глубже в «тайную тайных» - мастерскую слова большого художника.

Актуальность исследования обусловлена, во-первых, продолжением формирования концептуального направления в изучении художественного текста как единого целого и сложностью лингвистической интерпретации образа в аспекте идиостиля,во-вторых, единичным характером обращений к наследию одного из самых сложных поэтов XX века в когнитивном и лингвостилистическом аспекте и, в-третьих, тем, что, применительно к творчеству М. А. Булгакова данный образ практически не изучен. Объектом исследования является вербальное воплощение образа-концепта «дом» в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия», предметом – лингвостилистические особенности реализации образа-концепта и его лексическая репрезентация.

Цель исследования заключается в изучении и описании особенностей словесно-художественного воплощения концепта «дом» в творчестве Булгакова, выявлении семантико-ассоциативной структуры концептаи установлении способов реализации данного образа-концепта. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) выявить значение художественного концепта, как проявления индивидуально-авторской картины мира;

2) определить понятие лексико-семантического поля в системе идиостиля писателя;

3) охарактеризовать смысловую структуру понятия «дом» в русском языке, выявить условия его образования и функционирования;

4) изучить способы формирования концепта «дом» и его составляющих в художественном аспекте вопроса.

5) выявить сквозные смысловые комплексы, сопутствующие раскрытию образа дома в романе «Белая гвардия» М. А. Булгакова.

Структура данной работы обусловлена целью, задачами и проблематикой исследования. Цель и задачи работы обусловили комплексную методику анализа материала, включающую семантико-стилистический, компонентный, контекстологический и когнитивный анализ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

В качестве материала для исследования был взят текст романа «Белая гвардия» (Белая гвардия:роман. Повести. Расказы/м. Булгаков. – М. :АСТ:АСТ Москва:ХРАНИТЕЛЬ,2008. – 717,[3]с. – (Золотая классика)). В работе также использовались материалы из работ Чудаковой М. О,Соколова Б. В, Лабезника И. , Паршина Л. и многих других ученых-исследователей вопросов идиостиля и семасиологических особенностей языка писателя.

Нами были тщательно проработаны основные научные труды, непосредственно отражающие последовательное развитие теоретических положений, составляющих основу данной работы, а также изучены работы ученых-лингвистов, непосредственно занимающихся творчеством Булгакова. Среди них следует назвать статью Мухина М. Ю. «Михаил Булгаков: Количественные и концептуальные аспекты идиостиля» и автореферат «Лексическая статистика и идиостиль автора: Корпусное идеографическое исследование»,

Безусловно, в определении понятий «концепт» и «концептосфера» большое значение имели положение работ Залевской А. А. ,Карасика В. И. ,Лихачева Д. С. , Поповой З. Д. и Стернин И. А. и многих других специалистов. Все эти работы позволили более точно и конкретно определится в собственных задачах и их решении, помогли выстроить теоретическую базу данной работы.

Заключение:

В настоящей работе мы рассмотрели концепт дом в русской языковой картине мира и в творчестве конкретного писателя, М. А. Булгакова на примере его романа «Белая гвардия».

Для достижения намеченных целей нами были преобразованы некоторые существующие подходы, сформулированные рабочие определения.

Как известно, учение о внутренней форме зародилось в работах В. фон Гумбольдта. Суть теории в том, что языки отличаются друг от друга не тем, какие слова, предложения, части речи необходимы для адекватного отражения действительности, а уже тем, как народы, говорящие на том или ином языке, членят ее на элементы. В русистике эту теорию развивал А. А. Потебня, применив ее по отношению к слову. Однако понятие «внутренняя форма слова» неоднозначно трактуется в современной лингвистической литературе. Объективные проблемы ее понимания осложнены «психологической терминологией», которую использовал А. А. Потебня.

Вопрос о внутренней форме является ключевой проблемой как в теории номинации, так и в теории мотивации. Ряд ученых считают мотивированность неизбежной тенденцией, лежащей в основе наименования любого объекта (О. Блинова).

Другие авторы, например, Б. А. Серебренников, полагают, что, конечно, мотивированность важна, но лишь для того, чтобы оформить слово, придать ему звуковую оболочку, а так как в основе слова лежит лишь один признак, то он не способен к объективному отражению всех свойств предмета. Следствие этого – забвение внутренней формы слова.

Существует также синхронная трактовка внутренней формы, предполагающая ответ на вопрос: является ли слово мотивированным лексемами современного русского языка. Однако такая трактовка не решает задачу, усложняя ее, поскольку не всегда связь с лексемами современного русского языка очевидна.

Определением концепта занимается специальная наука – концептология. Все подходы обладают определенной ценностью, так как, при рассмотрении тех или иных сторон концепта, внимание обращается на важность культурной информации, которую он передает. Концепт – единица языка, выражающая специфически-национальное восприятие слова в его основном значении. Национальное восприятие слова существует в виде универсальной, относительно постоянной модели, обусловленной различными пластами культуры, которые представлены в сознании носителя языка априорно. Концепт имеет «слоистое» строение, где разные слои являются результатом, «осадком» культурной жизни. Эти слои следующие: 1) ВФ (этимология) концепта; 2) связанный с ним фольклорный пласт; 3) новейший слой концепта.

В ходе нашей работы нами были решены следующие задачи:

1) охарактеризовали понятие концепта,его типы и структуру,

2) мы выявили значение художественного концепта, как проявления индивидуально-авторской картины мира;

3) охарактеризовали смысловую структуру понятия «дом» в русском языке, выявить условия его образования и функционирования;

4) изучили способы формирования концепта «дом» и раскрыли его составляющие в художественном аспекте вопроса.

5) выявили сквозные смысловые комплексы, сопутствующие раскрытию образа дома в романе «Белая гвардия» М. А. Булгакова.

Концепт – выражение народного сознания. В русской фольклорной модели мира дом является ее сакральным центром. Дом осмысляется в русской народной культуре как средоточие таких основных жизненных ценностей, как счастье, достаток, единство семьи и рода, включающее не только живых, но и мертвых. Он воплощает идею рода как делящегося во времени процесса и органической целостности. Дом противопоставлен окружающему миру как пространство закрытое – открытому, внутреннее – внешнему, организованное – неорганизованному, свое – чужому.

Именно дом является одним из ориентиров в обыденной жизни, и не случайно он строился с учетом четырех сторон света. Дом является исходной точкой освоения пространства, своеобразным «центром» окружающего мира.

Художественный текст и входящие в него авторские смыслы выступают центром изучения художественного концепта. Вслед за И. П. Черкасовой, мы полагаем, что в художественных текстах религиозные и философские концепции получают индивидуальное преломление в зависимости от рефлективной реальности авторов. Реципиенты, обладая индивидуальной рефлективной реальностью, способствуют рождению новых смыслов в пространстве авторского концепта (Черкасова И. П,с. 64), представляющего собой сложный феномен, который не может быть исследован только в рамках лингвистики. Его глубокое понимание требует также привлечения знаний из других областей. Добавим, что изучение художественного (авторского) концепта являет собой частичное переосмысление или варьирование общекультурного концепта. Авторский мир отличается от мира объективного (коллективного). В свою очередь авторский концепт отличается от общеязыкового. Именно поэтому мы считаем, что наиболее полное изучение художественных авторских концептов представляется через художественный текст и через его интерпретацию, которая позволяет постичь смыслы, составляющие структуру художественного концепта.

По свидетельству исследователя И. Золотусского, более поздний роман Булгакова «Мастер и Маргарита» наследовал от романа "Белая гвардия" вопрос о свете и покое, тему дома, связь частного лица и истории и связь неба и земли. В "Белой гвардии" писатель показал, что созидание духовного мира личности происходит гармонично, когда его источником оказывается дом детства и юности, «окна» которого как бы «распахнуты» в историю своей семьи и историю своего Отечества. Булгаков был абсолютно согласен с Толстым в том, что именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро, мир и гармонию.

Дом Турбиных – это символ жизни. Анализ языковых средств репрезентации концепта «дом» позволяет считать, что дом возведен в степень символа, а его образ используется в качестве ключа для прочтения романа, поскольку этот концепт несет самую главную смысловую и эмоционально-оценочную нагрузку, утверждая отчий дом в качестве незыблемой опоры и смысла жизни. Этот концепт связан с концептом «война» отношениями контраста. Контраст служит средством разоблачения и отрицания гражданской войны как бессмысленной и страшной бойни. Результативными компонентами концепта «война» вступают боль, раны увечья, потери, смерть, поражение, разруха, голов, несчастья, насилие, ужас, отчаяние. Функциональный компонент концепта «дом» прямо противоположен: это защитная, а не разрушительная роль дома. Дом – родное гнездо. Только на дом можно надеяться в трудную минуту. Он накормит, вылечит, согреет, успокоит, спасет, решит все проблемы. С домом связана масса приятных ассоциаций: свет, тепло, покой, чистота и порядок, а главное – стабильная и надежная любовь близких. Дом – это островок счастья среди чуждого жестокого мира, оплот и опора в любой ситуации. Дом – стабильные духовные связи, мораль целой цепочки поколений. Суть обоих базовых концептов – войны и дома – становится более очевидной в глазах читателя именно благодаря их соотношению как по денотативному значению, так и по эмоционально-оценочному компоненту коннотации. Перо великого художника слова М. А. Булгакова увековечила эти концепты-антиподы и дало им взаимоисключающие оценки.

Список литературы:

Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу т. 1-3 –М. , 1995

Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж, 1996

Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. //Л. : Наука, 1983. –192с.

Баранов А. Н. Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора: Материалы к словарю. // М. , 1991.

Батурчева Е. А. Из истории названий жилища // Русский язык в школе, 1999, №3 с. 82-84

Бебчук Е. И. Образный компонент в лексической структуре русского существительного. Автореф. дисс. . . . канд. филол. наук. - Воронеж, 1991.

Беспалова О. В. Концептосфера поэзии Н. Гумилева в ее лексическом представлении: Автореф. дисс. …канд. филол. наук. СПб. , 2002.

Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика - Тамбов, 2001.

Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2007.

Вып. 2 (66). Сер. : Гуманитарные науки (Филология). С. 74–79.

Болотнова Н. С. Поэтический текст как форма репрезентации гиперконцепта // Язык и общество в синхронии и диахронии: Труды и материалы

Междунар. науч. конф. , посв. 90-летию со дня рождения проф. Лидии Ивановны Баранниковой. Саратов, 2005. С. 346–352.

Болотнова Н. С. Задачи и основные направления коммуникативной стилистики художественного текста // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – Вып. 6. Сер. : Гуманитарные науки (Филология). Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1998. С. 6 - 8.

Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов // Восточнослав. этногр. сб. –М. , 1956.

Виноградов В. В. О художественной прозе // В. В. Виноградов. Избранные труды. О языке художественной прозы. М. , 1980.

В. В. Виноградов Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика// Издательство Академии наук СССР, 1963 год, 256 стр.

Воркачев С. Счастье как лингвокультурный концепт. - М, 2004.

Воронин Н. Н. Жилище // История культуры Древней Руси

Головачева А. В. Картина мира и модель мира в прагматике заговора. // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Заговор. — М. , 1993. С. 24-37.

Гольдин В. Е. О языковом выражении тематических связей названий построек и их частей в русских говорах // Вопросы теории и методики изучения русского языка. – Саратов, 1965. с. 282-290

Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М. : Русский язык, 1989 – 1991.

Дополнение к Опыту областного великорусского словаря. – СПб. , 1858.

Залевская А. А. Языковое сознание: вопросы теории // Вопросы психолингвистики. 2003, № 1, С. 30-35.

Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. – М. : Наука,1991. –511с.

Капанадзе Л. А. Номинация // русская разговорная речь. –М. ,1973.

Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. // Волгоград: Перемена, 2002. С. 166-205.

Колесов В. В. Мир человека в слове Древней Руси –Л. , 1986: Комина Е. Б. Мотивация как лингвистическое явление // Семантика и структура слова. –Калинин, 1984, с. 59-64

Корчевская Г. П. Концепт «Москва» в русской языковой картине мира и поэтическом идиолекте М. И. Цветаевой: Автореф. дисс. …канд. филол. наук. Владивосток, 2002.

Красавский Н. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах. //М. : Гнозис, 2008. 374 с. , No 1 (2009)

Красных В. В. 'Свой' среди 'чужих': миф или реальность?// Гнозис

Стр. 375, 2003, с. 61 -72

Крючкова Н. В. Лингвокультурное варьирование концептов. - Саратов, 2005.

Кузлякин С. В. Проблема создания концептуальной модели в лингвистических исследованиях//Русистика и современность Т. 1. Лингвокультурология и межкультурная коммуникация. - СПб, 2005. - С. 136-141.

Лебина, Н. Б. Энциклопедия банальностей. Советская повседневность: контуры, символы, знаки // Н. Б. Лебина. – СПб. : Дмитрий Буланин, 2006. – 444 с.

Лесскис Г. А. Триптих М. А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки

покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии / Г. А. Лесскис. – М. : ОГИ, 1999. – 427 с.

Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ - 1993, №1. -С. 3-9.

Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн: «Ээсти раатмат», 1973. 138 с.

Лотман Ю. М. Успенский Б. А. Миф-имя-культура // Лотман Ю. М. Избр. статьи Т. 1 –М. , 1992.

Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. // Т. 1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн: Александра, 1992. 479 с.

Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс // Полное собрание сочинений. – Изд. 2-е.

Мокиенко В. М. Словарь языка Совдепии// В. М. Мокиенко, Т. Г. Никитина. – СПб. : Фолио-пресс, 1998. – 704 с.

Михальчук И. П. Концептуальные модели в семантической реконструкции (индоевропейское понятие «закон») // ИАН СЛЯ. 1997.

Мухин М. Ю «Михаил Булгаков: Количественные и концептуальные аспекты идиостиля» , Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». - № 4. - 2010. - М. : Изд-во МГОУ. - 166 с.

Мухин М. Ю «Лексическая статистика и идиостиль автора: Корпусное идеографическое исследование»(на материале произведений М. Булгакова,

В. Набокова, А. Платонова и М. Шолохова)

НКРЯ : Национальный корпус русского языка. Режим доступа: http:// www. ruscorpora. ru

Никитин М. В. Развернутые тезисы о концептах / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. С. 53-64.

Никонова Т. А. «Дом» и «город» в художественной концепции романа М. А. Булгакова «Белая гвардия» / Т. А. Никонова // Поэтика русской советской прозы. – Уфа, 1987. – С. 53-62

Овсянникова В. В. Базовая языковая метафора «Природа – это дом» в естественнонаучных текстах (на материале текстов по общей геологии) // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 318. С. 41–44.

Опыт областного великорусского словаря. – С-Пб. , 1852. – 275с.

Паршин Леонид https://sites. google. com/site/leonidparsin/Home/bulgakov

Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. // Кемерово: Графика, 2004. – 386 с. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 3).

Потураева Е. А. Метафорические обозначения концепта дом в русской языковой картине мира //Язык и культура. - Томск: Изд-во ТГУ, 2010, - № 1 (9). - c. 58-73

Попова З. Д. , Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. // М. АСТ, Восток-Запад, 2007. - c. 3-17, 37-42.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. //Л. , 1986. –365с.

Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. //М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 216 с.

Ракитина С. В. Когнитивно-дискурсивное пространство научного текста: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Волгоград, 2007. 46 с.

Розенфельд М. Я. Образ в семантической структуре конкретных и абстрактных лексем //Язык и национальное сознание. - Вып. 7. - Воронеж, 2005 - С. 42-47.

Сергеева Е. В. Интерпретация термина "концепта" в современнойлингвистике. //М. , 1998

СРНГ:Словарь русских говоров Новосибирской области. – Новосибирск: Наука, 1979. – 605 с.

Словарь русского языка XVIII века. – Вып. 6 / гл. ред. Ю. С. Сорокин. – М. : Наука, 1991. – 256 с.

Слышкин Г. Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Автореф. дисс. докт. филол. наук. - Волгоград, 2004.

Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. //М. , 2007,с 15-24.

Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. - М. , 1997

Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. // М. , переизд. 2001

Сукаленко Н. И. Отражение обыденного сознания в образах языковой картины мира. // –К. , 1992,стр. 45-47.

Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. 280 с

Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток. Запад. Исследования, переводы, публикации. Вып. 4. –М. : Наука, 1989. –301с. с. 6-17

Тырышкина Е. А. Ассоциативное поле как элемент поэтической картины мира В. Набокова: Автореф. дисс. …канд. филол. наук. Барнаул, 2002.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – М. : Прогресс, 1987

Черкасова И. П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного мышления: Монография. – Армавир: АГПУ, 2005. – 256 с.

Чудакова М. О Жизнеописание Михаила Булгакова. — М. : Книга, 1988. — 495 с.

Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале // www. philolog. ru/linguistic/chudinov/html.

Шанский Н. М. В мире слов. –М. ,1978

Шанский Н. М. В мире слов // Русский язык в школе 2003, № 5

Шабанова Н. А. Традиционное и индивидуальное в семантической структуре символа (на материале символа роза в русской поэзии): Дисс. …канд. филол. наук. Саратов, 2000.

Шюц А. Возвращающийся домой / А. Шюц // Мир, светящийся смыслом / А. Шюц А. – М. : РОССПЭН, 2004. – С. 550–556.

Энгельс, Ф. К жилищному вопросу / Ф. Энгельс // Избранные произведения в 3 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – Т. 2. – М. : Политиздат, 1983. – С. 319–405.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: