• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Романтические поэмы А.С. Пушкина

Предмет:Литература
Тип:Курсовая
Объем, листов:38
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:пушкин, текст, пушкина, поэмы, романтического, романтизм, поэме, алеко, героя, жизни, герой, романтической, литературы, романтизма, романтических
Процент оригинальности:
55 %
Цена:400 руб.
Содержание:

Введение……………………………………………………………………03

Глава 1. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина……………………. . 05

1. 1. Романтизм как способ мировосприятия и художественный метод в литературе XIX века…………………………………………………………05

1. 2. А. С. Пушкин и русский романтизм………………………………. . 10

Глава 2. Идейно-художественное своеобразие романтических поэм А. С. Пушкина…………………………………………………………………. . . 15

2. 1. Романтический герой в поэме «Кавказский пленник»…………. 15

2. 2. Романтический протест в поэме «Братья-разбойники»………. . . 18

2. 3. Романтическое чувство в поэме «Бахчисарайский фонтан»…. . . 20

2. 4. Романтическая трагедия в поэме «Цыганы»……………………. . 23

Заключение………………………………………………………………. . . 32

Список использованной литературы…………………………………. . 35

Вступление:

Об эволюции художественного метода в творчестве А. С. Пушкина написано немало монографий и научных статей. Проблемы «Пушкин и романтизм», «Пушкин и реализм», «Пушкин и символизм» стали привычной тематикой школьной программы по русской литературе. Вместе с тем, вопрос об отношении великого поэта и писателя к тому или иному литературному течению остаётся самым сложным и самым обсуждаемым в современном пушкиноведении.

В классических работах, посвящённых раннему творчеству А. С. Пушки-на, отмечается временная увлечённость поэта романтизмом, которая способствовала развитию его могучего дара. Так, Д. Д. Благой последовательно доказывает чрезвычайную сложность и двойственность отношения поэта к романтическому герою и к романтической проблематике [Благой, 1967]. Г. А. Гуковский в программном для русской пушкинистики исследовании «Пушкин и русские романтики» отмечает необычность русского романтизма в целом, проявившуюся в творчестве литературного наставника Пушкина и основоположника русской романтической литературы – В. А. Жуковского [Гуковский, 1965].

Актуальность указанной проблематики объясняет выбор темы настоя-щей курсовой работы – «Романтические поэмы А. с. Пушкина».

Цель предпринятого исследования – рассмотреть проблему романтизма в творчестве А. С. Пушкина на примере четырёх поэм его романтического периода.

Задачи, достигающие поставленную цель, предполагают:

1) изучение романтизм как способа мировосприятия и художественный метод в литературе XIX века;

2) анализ проблемы «А. С. Пушкин и русский романтизм»;

3) определение идейно-художественного своеобразия романтических поэм А. С. Пушкина «Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» по основным категориям романтического произведения (герой, протест, чувство и трагедия – соответственно каждой из четырёх поэм).

Для решения этих задач в работе были использованы следующие методы литературоведческого изучения проблемы:

1) метод определения терминов и понятий (интерпретация термина романтизм и соответствующего понятия);

2) описательно-аналитический метод (анализ работ, посвященных проблеме романтизма и романтизма в творчестве А. С. Пушкина в частности);

3) сравнительно-сопоставительный метод (сравнение романтических поэм с точки зрения сюжета, героя, идей и т. п. );

4) филологический анализ текста (объяснение идейно-художественного своеобразия романтических при помощи истолкования тех или иных вырази-тельных средств текста);

5) метод исторического комментирования (обращение к истории создания произведений, к истории их замысла и т. п. ).

Текст работы представлен введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы, в котором содержится 40 библиографических источников.

Заключение:

Подытожим результаты исследования, направленного на изучение ос-новных этапов эволюции романтизма в поэмах А. С. Пушкина.

Романтизм (как способ мировосприятия и художественный метод в ли-тературе XIX века) – был передовой идеологией своего времени, особой формой социально-креативного протеста. Исходя из философского убежде-ния о превосходстве «духа» над «материей», романтики уделяли внимание собственно человеческому, душевному, психологически важному. Само творчество в романтизме получало статус мировосприятия. В романтическом изображении всё подчинено принципу героецентризма: в романтической ли-тературе создан культ героев, зараженных индивидуализмом (Манфред, Лара Печорин, Демон у Лермонтова и др. ), но они выглядят как существа глубоко трагические, страдающие от одиночества, жаждущие слияния с миром про-стых людей. Романтизму свойственно увлечение национальным колоритом, которое, на русской почве нашло воплощение в идее «местного колорита», которая предполагает изображение жизни в национально-историческом, своеобразии.

Проблема «Пушкин и русский романтизм» - одна из самых сложных в отечественном литературоведении. Говоря о русском романтизме и влиянии его на творчество А. С. Пушкина, Г. А. Гуковский отмечает своеобразие таких авторов, как Константин Батюшков, Денис Давыдов, Евгений Баратынский и в особенности – Василий Жуковский. Благодаря русским романтикам, Пуш-кин смог учесть опыт метафизической романтики в духе немецкой натурфи-лософии (Жуковский), овнешнённую традицию воодушевленного героя-романтика (Давыдов) и внутреннюю романтическую ностальгию романтиче-ских переживаний (Батюшков).

Идейно-художественное своеобразие романтических поэм А. С. Пушки-на определяется таким важными категориями, как романтический герой, ро-мантический протест, романтическое чувство и романтическая трагедия.

Так, в поэме «Кавказский пленник» можно говорить о лирическом герое, без которого, казалось бы не мыслим романтизм (проекция «я» поэта на не-кий обобщенный художественный образ»). Однако, рядом с «главным ли-цом», как называл Пленника сам Пушкин, появляется не только на равных правах, но даже как бы оттесняя его на задний план (недаром Пушкин почти готов был согласиться, что правильнее было бы назвать поэму «Черкешен-кой») образ «девы гор». В целом, поэма «Кавказский пленник» отразила двойственность поэтического восприятия А. С. Пушкина. С одной стороны, Кавказ – романтический край «девы гор», «черкесов»; с другой – место ре-альной и беспощадной борьбы генерала Ермолова с горцами.

Так как романтизм предполагает стремление к свободе, протест против различного рода зависимостей, Пушкин проявляет интерес к исконным - раз-бойным - формам народного протеста, воплощённый в замысел обширной поэмы о волжских разбойниках, от которой до нас дошел лишь небольшой отрывок «Братья-разбойники» с ее совсем новыми для поэзии того времени героями - двумя братьями-крестьянами, которые ушли «в лес», «наскуча бар-скою сохой». Как и другие романтические поэмы Пушкина, - этот отрывок реакция на разгром восстания декабристов. В зачине, напоминающем народ-ную песню, Пушкин фиксирует разбойничий протест против всего святого, ставший единственной ценностью – своеобразной кровавой святыней – раз-бойного люда.

Соответствуя романтической установке на идеальное, человеческое, психологическое, главным предметом изображения в поэме «Бахчисарайский фонтан» становится романтическое чувство. Романтическая Муза, получив-шая максимальную реализацию в этом шедевре Пушкина, сыграла главную роль в творческой судьбе Пушкина. Контраст культур, религий, страстей указал ему путь к новым переживаниям, связанным с русской действитель-ностью.

Конфликт эгоистических желаний современного человека и свободы и воли, заложенных в естестве природы – суть романтической трагедии в по-эме «Цыганы». Содержание поэмы - критическое разоблачение романтиче-ского героя и романтического идеала свободы. Алеко вступает с окружаю-щим миром в конфликт острый и непримиримый («его преследует закон», рассказывает отцу Земфира), он порывает с ним всякие связи и не помышля-ет о возвращении назад, а его приход в цыганский табор - настоящий бунт против общества. Неизбежность трагической развязки коренится, таким об-разом, в самой натуре героя, отравленного европейской цивилизацией, всем ее духом. Деромантизируя Алеко, Пушкин отнюдь не обличает его, но рас-крывает трагизм его стремления к свободе, неизбежно оборачивающейся внутренней несвободой, таящей в себе опасность эгоистического произвола.

Список литературы:

1. Азбукин В. Н. , Коновалов, В. Н. Русская литература XIX века: Хрестоматия литературоведческих материалов [Текст] / В. Н. Азбукин и др. – М. : Про-свещение, 1984. – 399 с.

2. Бахтин М. М. Записи лекций М. М. Бахтина по истории русской литературы [Текст]/ М. М. Бахтин// Собрание сочинений в семи томах. Т. 2, М. , 2000. - С. 339

3. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений [Текст]/ В. Г. Белинский. - Т. VII. М. : Издательство АН СССР, 1955. – С. 142

4. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1826 -1830) [текст]/ Д. Д. Благой. - М. : Советский писатель, 1967. - 723 с.

5. Бонди С. М. Поэмы Пушкина // Собрание сочинений в десяти томах. Том третий. Поэмы. Сказки [Текст]/ С. М. Бонди. – М. : Государственное изда-тельство Художественной Литературы, 1960. – С. 479

6. Веселовский А. Н. Историческая поэтика [Текст]/ А. Н. Веселовский. - М. : ЛКИ, 2008. – 648 с.

7. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. Избранные труды [Текст]/ В. В. Виноградов. - М. : Наука, 1980. – 358 с.

8. Вяземский П. А. Эстетика и литературная критика [Текст]/ П. А. Вяземский. - М. : Художественная литература, 1984. – 826с.

9. Гайм Р. Романтическая школа [Текст]/ Р. Гайм. - М. : Академия, 2007. – 893с.

10. Гинзбург Л. Я. Пушкин и лирический герой русского романтизма // Пуш-кин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) [Текст]/ Л. Я. Гинзбург. - М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1962. - Т. 4. - С. 140-153

11. Гинзбург Л. Я. О лирике [Текст]/ Л. Я. Гинзбург. – Ленинград: «Советский писатель», 1974. – 386с.

12. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики [Текст]/ Г. А. Гуковский. - М. : Художественная литература, 1965. - 356 с.

13. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля [Текст]/ Г. А. Гуковский. – М. : Государственное издательство художественной литерату-ры, 1957. - 416с.

14. Гуревич А. М. Романтизм Пушкина [Текст]/ А. М. Гуревич. – М. : МИРОС, 1992. – 166 с.

15. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]/ В. И. Даль // В 4 т. т. - Т. 2: И-О-М. : ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 672 с.

16. Жирмунский В. М. Избранные труды. Байрон и Пушкин [Текст]/ В. М. Жир-мунский. - Л. :Просвещение,1978. – 289с.

17. История русской литературы [Текст]/ Под ред. Д. С. Лихачева, М. : Акаде-мия, 1985, С. 305

18. Карабан В. С. и др. Хрестоматия по введению в литературоведение [Текст]/ В. С. Карабан. – Мн. : БГУ, 1973. – 320 с.

19. Корман, Б. О. Целостность литературного произведения и эксперименталь-ный словарь литературоведческих терминов // Проблемы истории критики и поэтики реализма [Текст]/ Б. О. Корман. - Куйбышев, 1981. - С. 39

20. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов [Текст]/ Л. П. Крысин. – М. : Русский язык, 2001. – 856 с.

21. Кутузов А. Г. Романтические традиции в литературе. Романтический герой. Когда и почему появился романтизм // Учебник-хрестоматия. В мире лите-ратуры. 8 класс [Текст]/ А. Г. Кутузов. - Москва: «Дрофа», 2002. – C. 216-220

22. Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. Избранные статьи [Текст]/ Б. А. Ларин. – Л. : Художественная литература, 1974. - 288 с.

23. Литературный Энциклопедический Словарь (ЛЭС) [Текст]. – М. : Сов. Эн-циклопедия, 1997. – 752с.

24. Литературный энциклопедический словарь [Текст]/ Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. — М. : Советская энциклопедия, 1987. — 752с.

25. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии [Текст]/ Ю. М. Лотман. – СПб. : Эксмо. – 1996. – 247 с.

26. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств») [Текст]/ Ю. М. Лотман. – СПб. : Академический проект, 2002. – C. 349–375

27. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов [Текст]/ С. И. Ожегов. – Екатеринбург: Весть, 1994. – 800 с.

28. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Том третий. Поэмы. Сказки [Текст]/ А. С. Пушкин. – М. : Государственное издательство Художе-ственной Литературы, 1960. – 300 с.

29. Пушкин и мировая литература. Материалы к «Пушкинской энциклопедии» [Текст]/ Редакционная коллегия: М. Н. Виролайнен, О. С. Муравьева, В. Д. Рак, Н. Н. Скатов, И. С. Чистова. – М. : Наука, 2004. – 445с.

30. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Том второй. Стихотво-рения 1823-1836 [Текст]/ А. С. Пушкин. – М. : Государственное издательство Художественной Литературы, 1959. – С. 253-257

31. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Том третий. Поэмы. Сказки [Текст]/ А. С. Пушкин. – М. : Государственное издательство Художе-ственной Литературы, 1959. – 544с.

32. Пушкин А. С. Собрание сочинений в десяти томах. Том четвёртый. «Евге-ний Онегин». Драматические произведения [Текст]/ А. С. Пушкин. – М. : Го-сударственное издательство Художественной Литературы, 1960. – 836с.

33. Русский романтизм [Текст]/ Л. : Наука, 1978. – 248 с.

34. Словарь литературоведческих терминов [Текст]/ Под ред. Л. И. Тимофеева и М. П. Венгрова. - М. : Наука, 1963. – 742с.

35. Словарь литературоведческих терминов [Текст]/ Ред. – сост. : Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. - М. : «Просвещение», 1974. – 509с.

36. Тимофеев Л. И. Основы теории литературы [Текст]/ Л. И. Тимофеев. – М. : Просвещение, 1976. – 507с.

37. Физиков В. М. Скромная служба «при тексте». Работы разных лет о поэзии и прозе [Текст]/ В. М. Физиков. – СПб. : «Геликон Плюс», 2010. – 416с.

38. Философский словарь [Текст] / Под ред. И. Т. Фролова. – М. : Изд-во полити-ческой литературы, 1991. – 560с.

39. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. [Текст] / В. Е. Хализеев. – М. : Выс-шая школа, 1999. – 398с.

40. Энциклопедический словарь юного литературоведа [Текст]/ Сост. В. И. Но-виков. – М. : Педагогика, 1987. – 416с.

Бесплатные работы: