• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Психологические особенности людей пожилого возраста

Предмет:Медицина
Тип:Курсовая
Объем, листов:29
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:жизни, человека, старости, старения, людей, лет, люди, может, возраста, которые, человек, период, себе, возрасте, изменения
Процент оригинальности:
94 %
Цена:0 руб.
Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Процесс старения и возрастные изменения в организме

1. 1 Понятие психического старения…………………………………………5

1. 2 Изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте…………………………………………………………. . 8

Глава 2. Психические изменения в личности старого человека

2. 1 Психологический портрет старого человека……………………………. . 12

2. 2 Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения……………………………………………………13

2. 3 Типы приспособления личности к старости………………………………18

Глава 3. Профилактика старения

3. 1 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и пути их преодоления……………………………………………………………………. . 22

3. 2 Здоровый образ жизни как фактор долголетия…………………………. 24

Заключение………………………………………………………………………35

Список источников………………………………………………………………37

Вступление:

Один из демографических признаков на планете Земля- это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых является отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости. Смертность в этом возрасте сегодня, в начале XXI века, упала по сравнению с концом XVIII века в четыре раза; смертность среди 70-летних в последнее время уменьшилась вдвое. Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет стала вполне очевидна.

Что же может представлять собою жизнь человека в этот период ? Распад, угасание, болезни, немощь, потерю трудоспособности и т. п. ? Или же напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы (как и на предыдущих этапах жизни)?

Сегодня два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода, о котором в свое время писал Н. Некрасов. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций, для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе еще чувствуют. Для этого необходима глубокая глубинная работа над собой. Образцы необычайной работоспособности и творчества демонстрируют люди весьма преклонного возраста. После 70 лет успешно работали многие известные ученые- П. Ламарк, М. Эйлер, К. Лаплас, Г. Галилей, Им. Кант и др. А. Гумбольт писал «Космос» с 76 до 89 лет, И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а « Лекции о работе больших полушарий головного мозга»- в 77 лет (а всего Иван Петрович Павлов прожил 87 лет).

Но жизнь свидетельствует и о том, что в пожилом и позднем возрасте человек может быть глубоко несчастным, одиноким, быть «обузой» для близких, «досадой» для молодых и даже испытывать жестокое к себе обращение как в семье, так и в государственном социальном учреждении.

Как помочь человеку в пожилом возрасте избежать всех этих проблем и постараться прожить более спокойно и радостно- вот вопросы, которые интересуют меня в данной работы.

Цель данной работы - рассмотрение психологических особенностей людей пожилого возраста.

Задачи работы:

1. Составить психологический портрет старого человека.

2. Обозначить круг возрастных изменений в организме пожилого человека.

3. Расписать примерную профилактику старения.

Заключение:

Таким образом, в заключение данного исследования на основе изученных материалов и исходя из поставленных в работе цели и задач можно сделать следующие выводы:

1. Старость является заключительной фазой в развитии человека. Период геронтогенеза (период старения) согласно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет- у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

2. Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, иммунной, нервной и других систем, т. е. об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе инволюции.

3. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования.

4. Период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии и структурообразования.

5. Различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразований) должно усиливаться.

6. Существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма ( поляризация, резервирование, компенсация, конструирование), которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

7. Для психологического портрета старого человека характерными чертами являются- эгоцентричность и эгоистичность. И. С. Кон выделил следующие социально-психологические типы старости:

1) активная творческая старость;

2) самообразование, отдых, развлечения;

3) у женщин- приложение своих сил в семье;

4) люди, смысл которых- забота о собственном здоровье.

Это все- благоприятные типы старости.

Отрицательные типы развития старости:

а) агрессивные, ворчуны;

б) разочарованные в себе и собственной жизни;

в) разочарованные в себе и собственной жизни.

8. Выделяют пять типов приспособления к старости:

1) конструктивное отношение человека к старости;

2) отношение зависимости;

3) оборонительное отношение;

4) отношение враждебности к окружающим;

5) отношение враждебности человека к самому себе.

9. Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущими психологическими среди которых можно считать такие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Уч. пособие для студентов вузов. - 4-е изд. -М. : Академич. Проект, 2003

2. Амосов Н. М, Энциклопедия Амосова: раздумья о здоровье/ И. М. Амосов. - М. : Из-во АСТ, 2005

3. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М. , 1980

4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л. , 1968

5. Бэкон Ф. Сочинения: в 2-х т. / Субботина. - 2-е изд. -М. : Мысль, 1977

6. Гамезо М. В. , Герасимова В. С. , Горелова Г. Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. : Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, Изд. Дом «Ноосфера», 1999

7. Гарб П. « Долгожители». -М. : Прогресс, 1986

8. Кон И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М. : Политиздат, 1984

9. Кон И. С. Постоянство личности: миф или реальность?/ В кн. : Хрестоматия по психологии. / Сост. В. В. Мироненко. Под ред. А. В. Петровского. - М. , 1987

10. Мечников И. И, Этюды о природе человека. М. Из-во Акад. наук СССР, 1961

11. Хана Т. Искусство не стареть. ( Как вернуть гибкость и здоровье). Пер. с англ. - СПб. : 1996

12. Холостова Е. И. , Рубцов А. В. Социальная геронтология: Уч. пособие. - М. : Изд-. торговая Корпорация «Дашков и К», 2005

13. Шахматов Н. Ф. Психическое старение. - М. , 1996

14. Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. Семейная психотерапия. -Л. , 1990

15. Яцемирская Р. С. Социальная геронтология: Уч. пособие. -М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999

16. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М. , 1997

17. Белинская Е. П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — № 3. — С. 141.

18. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. -М. , 1979

19. Головаха Е. И. , Кроник А. А. Психологическое время личности. — К. : Наукова думка, 1984. — С. 173–175.

20. Иванов В. П. Человеческая деятельность — познание — искусство. — К. : Наукова думка, 1977. — 251 с.

21. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. -М. , 1997;

22. Немов Р. С. Общие основы психологии. Т. 2. -М. , 1994;

23. Обухова Л. Ф. Детская психология. -М. , 1996;

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: