• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль в процессе физкультурно-оздоровительных с людьми пожилого и старшего возраста

Предмет:Медицина
Тип:Курсовая
Объем, листов:30
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:физической, занятий, физических, упражнения, занятия, упражнений, изменения, здоровья, организма, пожилом, физического, возраста, воспитания, лет, возрасте
Процент оригинальности:
96 %
Цена:300 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СТАРЕНИЯ И ЗНАЧЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОДЛЕНИИ ЖИЗНИ 5

1. 1. Основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых 5

1. 2. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте 8

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВРАЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ЗРЕЛОМ И ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ 11

2. 1. Цель, задачи и содержание врачебного и врачебно-педагогического контроля 11

2. 2. Врачебный контроль за лицами пожилого и старческого возраста 15

2. 3. Формы и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Вступление:

Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, режим двигательной активности и отдыха, и организацию рационального питания, и отказ от всякого рода вредных привычек. Средства физической культуры усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Они хорошо известны: оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжные прогулки, велотуризм, плавание, туристские походы. Все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм, что требует, с одной стороны, индивидуального выбора и дозирования нагрузок при оздоровительных мероприятиях, а с другой – медицинского контроля их эффективности. Физические нагрузки не должны превышать функциональные возможности человека, особенно немолодого и не слишком здорового, и не наносить ущерба его здоровью.

Очевидно, что определение физической нагрузки и контроль над ее эффективностью должен взять на себя врач. Однако каждый врач обязан быть не только таким «контролером», но и страстным пропагандистом физкультуры, закаливания, естественных факторов воздействия на организм. При отклонениях физиологических показателей от нормы, при самых различных заболеваниях врач также должен квалифицированно и настойчиво рекомендовать пациенту адекватную физическую нагрузку, расширяющую приспособительные и компенсаторные возможности его организма.

Одни лекарства, как бы они ни были эффективны, не укрепят здоровья человека. Комплексная программа патогенетического лечения обязательно должна включать средства и формы лечебной физкультуры.

Объект исследования – медико-биологические основы лечебной физической культуры.

Предмет исследования: врачебно-педагогический контроль на занятиях оздоровительной физической культуры.

Цель исследования – особенности врачебно-педагогического контроля и самоконтроля в процессе физкультурно-оздоровительных с людьми пожилого и старшего возраста.

Цель, объект и предмет предопределили следующие задачи данного исследования:

• изучить основные факторы и условия, определяющие физическую культуру взрослых;

• исследовать вопрос влияния физических упражнений на организм людей в пожилом возрасте и старческом возрасте;

• определить особенности врачебно-педагогического контроля в зрелом и пожилом возрасте;

• рассмотреть формы и организационно-методические основы занятий физическими упражнениями;

Цель, задачи данной работы обусловили совокупность методов исследования: теоретический анализ, синтез, обобщение и сравнение научной и программно-методической литературы.

Заключение:

В зрелом и пожилом возрастах происходят необратимые изменения в системах и органах человеческого организма, называемые старением.

Постепенно уменьшаются размеры сердца, снижается сила сердечных сокращений, уменьшается количество крови, выбрасываемой сердцем в сосудистую систему за одно сокращение. Понижается эластичность кровеносных сосудов, оболочка их утолщается, просвет уменьшается, в результате чего повышается артериальное давление.

Возрастные изменения в дыхательной системе характеризуются ухудшением эластичности легочной ткани, ослаблением дыхательных мышц, ограничением подвижности грудной клетки, уменьшением легочной вентиляции. .

Возрастные изменения в мышечной системе и связочном аппарате выражаются в: худшении эластических свойств мышц и связок, что при неправильном дозировании физических нагрузок может привести к разрыву мышечных волокон и связок; уменьшении величины проявляемой силы; замедленном переходе мышц из состояния расслабления в напряженное состояние и наоборот; уменьшении объема мышц (мышцы становятся дряблыми).

Инволюционные изменения происходят и в нервной системе, что выражается в затрудненном образовании новых двигательных координации, ухудшении точности движений и уменьшении их вариативности.

Совокупность отмеченных возрастных изменений морффункционального характера проявляется в ухудшении работоспособности и отдельных физических качеств. Падают показатели быстроты и точности двигательных действий, менее совершенной становится координация движений, постепенно уменьшается их амплитуда.

Инволюционные изменения, их темп и интенсивность во многом определяются как характером физической активности пожилого человека, так и образом его жизни в юном, молодом и зрелом возрасте.

Главенствующей социальной функцией физического воспитания людей в зрелом и пожилом возрастах становится оздоровительная физическая культура.

Основные задачи направленного использования средств физического воспитания в зрелом и пожилом возрастах заключаются в том, чтобы содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья; задержать и уменьшить возрастные инволюционные изменения, обеспечив расширение функциональных возможностей организма и сохранение его работоспособности; не допустить регресса жизненно важных двигательных умений и навыков, восстановить их (если они утрачены), сформировать необходимые; пополнить и углубить знания, нужные для самостоятельного применения средств физического воспитания; последовательно воплощать эти знания в практические умения.

Физические упражнения, если они применяются без учета закономерностей физического воспитания, могут дать отрицательный результат, принести вред. Поэтому педагог должен знать и учитывать влияние физических упражнений в конкретных условиях, имея в виду, что организм человека – это единое целое и что любое движение вызывает деятельность многих его органов и систем и оказывает на него общее и специфическое воздействие. Наиболее общим фактором, обусловливающим рациональное воздействие физических упражнений, является педагогически правильное руководство занятием, целесообразность методики обучения и воспитания; индивидуальные особенности занимающихся; особенности самих физических упражнений; особенности внешних условий. Правильный и постоянный учет факторов, определяющих влияние физических упражнений, дает педагогу возможность методически рационально организовывать и проводить занятия, успешно решая задачи физического воспитания.

При проведении занятий оздоровительной физкультурой и спортом, особенно с пожилыми людьми, необходимо учитывать возраст, пол и здоровье. В связи с этим проводится контроль состояния здоровья и даются рекомендации по применению тех или иных физических нагрузок. Если этот фактор не учитывается, то возникают различные заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА), обострение старых травм и заболеваний.

Регулярные тренировки могут заметно задержать старение, снижение работоспособности, связанное с возрастом: даже если тренировки начинаются в пожилом возрасте, они все же могут повысить работоспособность. Физические нагрузки должны быть циклического характера (длительная ходьба, лыжные прогулки, гребля, бег трусцой и др. ). Дозирование должно быть индивидуальным, темп и продолжительность физических нагрузок увеличиваются постепенно. Должен регулярно осуществляться врачебный контроль с запись. ЭКГ, биохимического контроля.

Список литературы:

1. Астранд П. О. Оздоровительные эффекты физических упражнений // Валеология. - 2004. - N 2. - С. 64-70.

2. Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, 1987. – 224 с.

3. Иващенко Л. Я. , Круцевич Т. Ю. Самостоятельные занятия физическими упражнениями. – К. : Здоров’я, 1988. – 156 с.

4. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд. , испр. и доп. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. – 486 с.

5. Рубцов А. Т. Группы здоровья / Рубцов А. Т. - М. : ФиС, 1984. – 191 с.

6. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - М. : Советский спорт, 2003. – 224 с.

7. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры – М. : Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М. : Физкультура и спорт, 1998. – 496 с.

9. Носко Н. , Власенко С. , Синиговец В. Физические упражнения как кибернетические системы // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – М. , 2003 – № 3.

10. Основы теории и методики физической культуры /Под ред. А. А. Гужаловского. – М. : Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

11. Пирогова Е. А. , Иващенко Л. Я. , Страпко Н. П. . Влияние упражнений на работоспособность и здоровье человека. – К. : Здоров'я, 1972. – 112 с.

12. Решетников Н. В. , Кислицын Ю. Л. Физическая культура. – М. : Академия, 2001. – 152 с.

13. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М. : просвещение, 1990. – 360 с.

14. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т. Ю. Круцевич. – Т. 1. – К. : Издательство «Олимпийская литература», – 424 с.

15. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2-изд. – М. : Советский спорт, 2004. – 464 с.

16. Физические упражнения как основное средство физического воспитания: Метод. пособие / Под ред. А. М. Голубев, – М. : Изд-во ИПКИПРНО, 1994. – 91 с.

17. Холодов Ж. К. , Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

18. Руденик В. В. Основы спортивной тренировки: Тексты лекций. – Гродно: ГРГУ, 2000. – 94 с.

19. Дубровский В. И. Спортивная медицина: учеб. для студентов высш. учеб. завед. – 2-е изд. , доп. – М. : Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.

20. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ. : В 2 т. / Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. , 1976.

21. Физическая реабилитация. Учеб. для студ. высш. учебн. завед. : Под ред. проф. С. Н. Попова. Изд. третье переработ и доп. . Ростов – на – Дону «Феникс»,:2005.

22. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. /Под общей ред. Проф. С. Н. Попова. Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004. – 608 с.

Рекомендованные документы: