• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Дифференциация обучения при развитии познавательной активности школьников на уроках математики

Предмет:Педагогика
Тип:Курсовая
Объем, листов:62
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:обучения, учащихся, задания, работы, дифференцированного, дифференциация, текст, которые, развития, группы, деятельности, школьников, активности, заданий, уровня
Процент оригинальности:
89 %
Цена:700 руб.
Содержание:

Введение 3

1. Теоретические основы 8

организации дифференцированного обучения в школе 8

1. 1. История возникновения и развития идей дифференцированного обучения в России 8

1. 2. Основные понятия теории дифференцированного обучения 12

1. 3. Дифференциация как система 15

1. 4 Организация дифференцированного подхода на уроках математики 19

1. 5 Организация дифференцированного подхода на различных этапах урока 24

1. 6 Индивидуальные особенности школьников и их учет в процессе обучения математики 28

2. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения 33

2. 1. Понятие познавательной активности в педагогической теории 33

2. 2. Система дифференцированных заданий, способствующих 40

развитию познавательной активизации школьников 40

3. Опытно-практическое исследование по реализации дифференцированного подхода на уроках математики 44

3. 1 Методика проведения и анализ результатов 44

констатирующего этапа эксперимента 44

3. 2 Методика проведения формирующего этапа эксперимента 47

3. 3 Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 49

Заключение 52

Список литературы 54

Приложения 58

Вступление:

Наше время ставит перед школой задачу – повышение качества образования и воспитания, прочное овладение основами наук, обеспечение более высокого научного уровня преподавания каждого предмета. В школах отказываются от традиционной формы обучения, не учитывающей индивидуальных способностей каждого ученика. Обновление образования требует разработки моделей школ нового типа, создания новых учебников и программ обучения, разработки новых методик обучения. Школе нужны такие организационные и содержательные условия, при которых каждый школьник мог бы полностью овладеть установленным программами образовательным минимумом.

Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения давно волнует учителей и ученых. Необходимо отметить работы в этом направлении педагогов: Бабанского Ю. К. , Кирсанова А. А. , Лернева И. Я. , Рабунского Е. С. , Скаткина Н. М. , Унт И. Э. и других; психологов: Выгодского С. Л. , Гальперина П. Я. , Давыдова В. В. , Крутецкого В. А. , Менчинской Н. А. , Талызиной Н. Ф. , Фридмана Л. М. и других; методистов: Гусева В. А. , Капеносова А. Н. , Куприяновича В. В. , Метельского Н. В. , Слепкань З. И. , Смирновой И. М. Столяра А. А. и других. Довольно много разработок в этой области принадлежит математикам Болтянскому В. Г. , Дорофееву Г. В. , Калягину Ю. М. и других.

В настоящее время одна из ведущих тенденций в развитии школы – это ее дифференциация. В современных условиях важно осознать и принять принципиальную педагогическую установку - каждый ученик может добровольно выбрать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах своего учебного труда. Обязанностью ученика становится выполнение обязательных требований, что позволяет ему иметь положительную оценку по математике. В то же время ученик получает право самостоятельно решать, ограничиться ли ему уровнем образовательных требований или двигаться дальше. Это кардинально меняет традиционные подходы к организации обучения: не следует решать за ученика, какой уровень усвоения соответствует его способностям, но следует создать в классе такие условия, при которых достижение обязательного уровня будет реальным, ученики, способные двигаться дальше, будут заинтересованы в этом продвижении.

Внедрение дифференцированного обучения поможет школе решить проблему о необходимости учить всех одинаково, усилит гуманистическую направленность образования, снимет перегрузки, позволит учитывать особенности, возможности и интересы детей.

Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Индивидуализацию можно рассматривать с точек зрения процесса обучения, содержания образования и построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая — создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся, и третья — формирования различных типов школ и классов[3].

В контексте индивидуализации обучения понятие «дифференциация» исходит из особенностей индивида, его личностных качеств. Однако необходимо иметь в виду, что понятие «дифференциация» используется и в более широком значении: при формировании содержания образования и организации учебной работы мы сталкиваемся с дифференциацией по возрастному, половому, регионально-экономическому, национальному и другим признакам.

С социальной точки зрения дифференциация представляет собой целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. С дидактической точки зрения – решение назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

За последние годы данной проблеме посвящен ряд педагогических работ И. Э. Унт, А. А. Кирсанова, Г. Ф. Суворовой, С. Д. Шевченко и других авторов. В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства ее реализации. Однако имеющиеся статьи и пособия не исчерпывают проблемы организации дифференциации процесса обучения школьников[11].

Проблема исследования состоит в необходимости организации дифференцированного обучения для успешного развития познавательной активности учащихся.

Решение данной проблемы определило цель исследования: доказать необходимость дифференцированного обучения для развития познавательной активности школьников

Объектом исследования является познавательная активность школьников.

Предметом исследования выступают способы дифференцированного подхода, способствующие развитию познавательной активности школьников.

Гипотеза исследования: развитие познавательной активности школьников при дифференциации обучения возможно если:

- определить роль и место использования дифференциации в процессе обучения;

- подобрать соответствующий материал по использованию дифференцированных заданий;

- подобранный материал будет органично включаться в учебный процесс.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

- подобрать и изучить необходимую психолого-педагогическую и методическую литературу по заявленной теме;

- определить основные понятия заявленной темы;

- рассмотреть общетеоретические аспекты дифференцированного обучения;

- систематизировать имеющуюся информацию;

- подобрать разноуровневые задания по математике в основной школе;

- сформулировать необходимые выводы и методические рекомендации по теме.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, который включал в себя: теоретический анализ психолого-педагогической, социально-педагогической, методической литературы, методы обработки.

На первом этапе работы проводился анализ учебно-программной документации, психолого-педагогической и методической литературы. Полученный материал позволил сформулировать гипотезу исследования и определить основные цели и задачи.

На втором этапе были подобраны дифференцированные задания по математике для учащихся основной школы, проведена опытно-практическая работа по реализации дифференцированного подхода.

На третьем этапе - обобщающем формулировались окончательные выводы и предложения, проводилось обобщение, систематизация результатов.

Теоретическая значимость работы заключается в знакомстве с основными понятиями дифференцированного обучения; рассмотрении дифференциации как системы; в определении значения дифференцированного обучения школьников на уроках математики для развития познавательной активности школьников; выделении условий, форм и принципов дифференциации обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлен обширный материал для реализации дифференцированного подхода в обучении математике и результаты исследовательской работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Заключение:

Дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности, учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками, развития способностей.

В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Объективно математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех школьников [2].

Успех дифференцированного обучения в значительной степени зависит от познавательной активности школьников, от того, насколько они заинтересованы в собственной работе. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности, возможность выполнить предъявляемые учителем требования активизируют познавательную деятельность учащихся, причем на разных уровнях.

Каждый ученик должен в полном объеме услышать предлагаемый материал со всеми доказательствами и обоснованиями, ознакомиться с образцами рассуждений, на каких-то этапах участвовать в решении более сложных задач. Иначе говоря, давая всем одинаковый объем материала, мы устанавливаем различные уровни требований к его усвоению.

Будущее нашего общества за стилем преподавания, в основе которого – выявление потребностей школьников и их удовлетворение, диалог с воспитуемыми, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения.

Проведя опытно-практическую работы, мы убедились, что реализация многоуровневого и вариативного подхода к организации обучения математике способна обеспечить целый комплекс условий не только для общего личностного развития, но и для формирования вполне определенных установок и качеств, необходимых для конкретного вида трудовой деятельности школьников в будущем.

Список литературы:

1. Алексеев, С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла [Текст] / С. В. Алексеев. - Л. : ЛГИУУ, 1991. -112с.

2. Безрукова, В. С. Все о современном уроке: проблемы и решения [Текст] / В. С. Безрукова. - М. : «Сентябрь», 2004. - 160с.

3. Болтянский, В. Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский // Математика в школе. – 1998. - № 3. – С. 23-27.

4. Бударный, А. А. Индивидуальный подход в обучении [Текст] / А. А. Бударный // Советская педагогика. - 1965. - № 7. - С. 18-20.

5. Виноградова, Л. В. Развитие мышления учащихся при обучении математике [Текст] / Л. В. Виноградова. - Петрозаводск: Карелия, 1989. - 163с.

6. Гальперин, П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. - 1969. -№ 1. - С. 12-15.

7. Грот, Р. Дифференциация в образовании [Текст] / Р. Грот // Директор школы. - 1994. - № 5-6; 1995. - №1.

8. Ершова, А. П. , Голобородько, В. В. Математика. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса [Текст] / А. П. Ершова. - М. : «Илекса», 2001. – 35 с.

9. Исмаилова, С. И. Дидактические условия активизации познавательной деятельности и предупреждения неуспеваемости, учащихся 5-6 классов [Текст] / С. И. Исмаилова: Диссерт. Канд. Пед. наук. - Липецк, 2000. – 124с.

10. Капиносов, А. Н. Уровневая дифференциация при обучении математике в 5-9 классах [Текст] / А. Н. Капиносов // Математика в школе. -1990. - № 5. - С. 11-14.

11. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности школьников [Текст] / А. А. Кирсанов. – Казань: Омега, 1980. - 123с.

12. Колишев, Н. С. Индивидуально - дифференцированный подход в процессе обучения старшеклассников [Текст] / Н. С. Колишев: Автореф. - М. , 1993. - 178с.

13. Колягин, Ю. М. и др. Задачи в обучении математике [Текст] / Ю. М. Колягин. - М. : Просвещение, 1977. - 110с. , -142с.

14. Колягин, Ю. М. и др. Профильная дифференциация в обучении математике [Текст] / Ю. М. Колягин // Математика в школе. - 1990. - № 4. -С. 21.

15. Крупич, В. И. Теоретические основы обучения решению школьных математических задач [Текст] / В. И. Крупич. - М. : Прометей, 1995. - 166с.

16. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 1988. - 427с.

17. Кульневич, С. В. Лакоценина, Т. П. Не совсем обычный урок [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2000. – 261с.

18. Кульневич, С. В. Лакоценина, Т. П. Современный урок. Практич. Пособие [Текст] / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. – Ростов н/Д: «Учитель», 2005. – 276с.

19. Куприянович, В. В. Изучение способностей направляет дифференциацию [Текст] / В. В. Куприянович // Математика в школе. - 1991. -№ 5. - С. 8-10.

20. Менчинская, Н. А. Краткий обзор состояния проблемы неуспевающих школьников [Текст] / Н. А. Менчинская // В кн. : Психологические проблемы неуспевающих школьников. - М. : Педагогика, 1971. - 196с.

21. Метельский, Н. В. Пути совершенствования обучения математике: Проблемы современной методики математики [Текст] / Н. В. Метельский. - Мн. : Университетское, 1989. - 149с.

22. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика [Текст] / Сост. Черкасов Р. С. , Столяр А. А. - М. : Просвещение, 1995. – 336с.

23. Муравьев, Е. М. Богоявленская, А. Е. Формы организации учебных занятий [Текст] / Е. М. Муравьев // Завуч. - 1998. - №4. – С. 16-19.

24. Новая педагогическая технология и обучение по способностям [Текст] / Под ред. Ю. Е. Васильева. - Красноярск, 1994. – 287с.

25. Поляков, С. Д. , Резник, А. И. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе [Текст] / С. Д. Поляков, А. И. Резник. – М. ; «Сентябрь», 1999. - 141 с.

26. Смирнов, В. А. , Смирнова И. М. Активизация деятельности учащихся при изучении теории [Текст] / В. А. Смирнов // Математика в школе. - 1992. - № 1. – С. 19.

27. Современные проблемы методики преподавания математики: Сб. статей. Учеб. пособие для студентов физ. -мат. фак. ин-тов [Текст] / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. – М. , 1985. – 281с.

28. Сохор, А. М. Логическая структура учебного материала [Текст] / А. М. Сохор: Автореф. докт. пед. наук. - М. , 1974. - 44с.

29. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики [Текст] / Под общей редакцией доктора пед. наук, проф. С. М. Годника. - Воронеж, 1998. – 173с.

30. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Унт. – М. : Просвещение, 1990. – 352с.

31. Фридман, Л. М. , Турецкий, Е. Н. Как научиться решать задачи [Текст] / Л. М. Фридман, Е. Н. Турецкий. - М. : Просвещение, 1989. - 191с.

32. Хамраев, Ч. Деятельностный подход в процессе обучения решению планиметрических задач на вычисление [Текст] / Ч. Хамраев: Дисс. канд. пед. наук. - Чарджев, 1993. - 224с.

33. Цетлин, В. С. Предупреждение неуспеваемости учащихся [Текст] / В. С. Цетлин. - М. : Знание, 1989. - 41с.

34. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе [Текст] / И. М. Чередов. - М. : Просвещение, 1988. – 197с.

35. Шарыгин, И. Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач [Текст] / И. Ф. Шарыгин. - М. : Просвещение, 1989. – 217с.

36. Шахмаев, Н. Н. Учителю о дифференцированном обучении: Методические рекомендации [Текст] / Н. Н. Шахмаев. - М. : АПН СССР НИИ общей педагогики, 1989. - 64с.

37. Ярулов, А. А. Формирование культуры познавательной компетентности школьников [Текст] / А. А. Ярулов // Школьное планирование. - 2004. - № 3. – С. 87.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: