• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Экологическое образование и воспитание школьников

Предмет:Педагогика
Тип:Курсовая
Объем, листов:20
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:экологического, воспитания, образования, окружающей, учащихся, школьников, природы, экологической, природе, человека, экологических, экологические, отношения, экологическое, области
Процент оригинальности:
49 %
Цена:200 руб.
Содержание:

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы экологического воспитания школьников в современной школе

1. 1. Историко-педагогический анализ проблемы экологического воспитания учащихся

1. 2. Сущность и задачи экологического воспитания школьников

1. 3. Возможности учебных предметов по реализации экологического образования школьников.

Глава II. Организационно-педагогические условия реализации экологического воспитания школьников в процессе обучения

2. 1 Методы и формы экологического воспитания учащихся

2. 2 Организация экологического воспитания в школах и в учреждениях дополнительного образования Полесского региона.

Заключение

Список литературы

Вступление:

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.

Почему это так необходимо и что послужило тому причиной? К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Нарочь, Днепр, Волга, Байкал – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. Не обошло стороной экологическое бедствие и Республику Беларусь. Рост загрязнений и пустынных территорий – все это губительно сказывается на экосистеме, на ее целостном взаимодействии. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Нарастает беспокойство о наших «соседях по планете» – растениях и животных, которые испытывают двойной гнет: во-первых, разрушения и загрязнения мест обитания; во-вторых, от непосредственного влияния со стороны человека. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Даже этот минимальный свод информации свидетельствует о том, что проблема экологического воспитания школьников не надумана, и что решение ее должно стать одной из приоритетных задач сегодняшней педагогической действительности учителей.

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула перед школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем эффективней будет проводиться работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.

Детям школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы общеобразовательной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии. Однако радикальное изменение ситуации может произойти в результате внедрения новых методик, программ, учебных пособий. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Эту проблему исследовали Захлебный А. Н. и Суравегина И. Т. В своей книге они изложили современные задачи экологического образования школьников в системе внеклассных занятий. Авторы раскрывают содержание и методы природоохранительной деятельности учащихся 5-9 классов в условиях обучающих ситуаций. Каропа Г. Н. обосновывает систему психолого-педагогических путей, средств и условий, направленных на совершенствование работы педагогических коллективов по экологическому воспитанию учащихся. Он показывает, каким образом на практике может быть реализовано единство обучения, внеклассной работы и общественно полезной природоохранительной деятельности школьников.

Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное исследователями анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы.

Актуальность данной проблемы определила выбор ее как темы исследования.

Объект – процесс экологического образования и воспитания школьников.

Предмет – экологическое воспитание учащихся в процессе обучения.

Цель – поиск оптимальных путей экологического воспитания учащихся в процессе обучения.

Задачи:

1. раскрыть сущность экологического образования и воспитания;

2. охарактеризовать систему организации экологического воспитания;

3. наметить методику организации экологического воспитания школьников.

Методы педагогического исследования: теоретический метод исследования; изучение опыта работы школы; метод наблюдения.

Заключение:

Исходя из темы нашего исследования, можно сделать следующие выводы: проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Они позволяют выявить природные связи и основные этапы изучения природы. Был рассмотрен системный подход к экологическому образованию и воспитанию.

В курсовой работе рассматриваются различные пути экологического воспитания учащихся в процессе обучения.

Постановка экологических задач требует принципиального изменения ориентации экологического образования. Двойственность понимания природы отразилась и в экологическом образовании, в котором реализуются обе ориентации: на “природную среду” и на “мир природы”.

Глобальные проблемы несут угрозу жизни и человеческой цивилизации. Они вызвали необходимость экологического образования, призванного информировать общество. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, – к формированию теории и практики экологического образования.

Экологическая направленность нового курса достигалась в однопредметной модели, которая оказалась малоэффективной. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый учебный предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой.

Тенденцию развития экологического образования дополняют: максимальный учет возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной экологии человека.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на массовые, групповые, индивидуальные.

Школа как центральная система экологического воспитания школьников должна быть активным организатором связи с учреждениями для расширения сферы природоохранной деятельности учащихся различного возраста и формировании у них ответственного отношения к природе.

В современной научной литературе системный подход чаще всего рассматривается как направление методологии социально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как целостных систем.

Рассматривая системность как одну из важнейших и универсальных черт действительности, следует все же отметить, что в научных исследованиях часто возникает необходимость ограничения класса системных объектов, который сейчас представляется слишком широким и лишенным определенности.

Системный подход способствует постановке проблем в конкретных науках и выработке стратегии их изучения; применяется как в области методологии и теории, так и в сфере решения конкретных проблем практики.

Важнейший компонент экологического воспитания – деятельность школьников. Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды.

Важнейшей задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, о ее ценностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения на производстве, в быту, в процессе отдыха (включая экологические нормы и правила поведения) и т. д. Эта задача решается главным образом в процессе самообразования.

В приложении приводится воспитательное мероприятие «Черная быль: 24 года со дня Чернобыльской трагедии», направленное на ознакомление школьников с событиями Чернобыльской трагедии, ее причинами и последствиями.

Список литературы:

1. Борисевич, А. Р. Понятие «экология». Экологические факторы среды:

Урок / А. Б. Борисевич, Т. Г. Каленникова. – Мн. : ИВЦ Минфина, 2006.

2. Боровская, Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города / Л. А. Боровская. – М. : Просвещение, 1991.

3. Глобальная экологическая проблема / Г. И. Морозов, Р. А. Новиков и др. – М. , 1988, С. 90 – 116.

4. Демедюк, В. А. Экологическое воспитание школьников через восприятие живой природы / В. А. Демедюк // Праблемы выхавання. – 2000. – №4. – С. 68-73.

5. Деребко, С. Д. , Ясвин, В. А. Экологическая педагогика и психология. / С. Д. Деребко, В. А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

6. Зверев, И. Д. , Салеева, Л. Т. Компоненты экологического образования / И. Д. Зверев, Л. Т. Салеева. – М. , 1991.

7. Захлебный, А. Н. , Суравегина, И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. – М. : Просвещение, 1984 – 160 с.

8. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. – Мн. : НМО, 1999.

9. Каропа, Г. Н. Теоретические основы экологического образования и воспитания школьников / Г. Н. Каропа. – Мн. , 1998.

10. Катович, Н. К. Формирование личности в контексте экологической культуры / Н. К. Катович // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. – №4. – С. 17-20.

11. Катович, Н. К. Формирование личности в контексте экологической культуры / Н. К. Катович // Пазашкольнае выхаванне. – 2000. – №5. – С. 19-22.

12. Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования / З. П. Кириллова. – М. : Просвещение. – 1983.

13. Кукушин, В. С. Экологическое воспитание / В. С. Кукушин // Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2002. – С. 109 – 125.

14. Лихачев, Б. Т. Педагогика / Б. Т. Лихачев. – М. : Юрайт, 1999. – С. 230 -234.

15. Пергаменщик, Л. А. Уроки Чернобыля / Л. А. Пергаменщик // Адукацыя и выхаванне. – 2000. – №4. – С. 49 – 52.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: