• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Формирование мотивации учебной деятельности при изучении математических предложений

Предмет:Педагогика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:73
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:деятельности, мотивации, обучения, учебной, человека, развития, мотивы, может, знаний, которые, мотивация, процесса, исследования, математики, между
Процент оригинальности:
78 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

Введение………………………………………………………………. . ……. . …. . 3

ГЛАВА 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ………………. . 7

1. 1 Общая характеристика учебной деятельности. Характеристика процесса обучения. …………………………………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

1. 2. Психолого-педагогические аспекты мотивации обучения………………. . . 11

Выводы по первой главе………………………………………………………. . 19

ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ………………………………………………………. . 20

2. 1. Мотивация и природа математических знаний………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2. 2 Экспериментальное аргументирование эффективности применения разработанных методов повышения мотивации обучения математики………. . 37

Выводы по второй главе………………………………………………………. . . 51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. . 52

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………. . . …54

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………. . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Вступление:

Объем знаний, который человек может усвоить в период школьного образования, естественно, ограничен. Современное состояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объема новой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования по отношению к информации, необходимой ему для полноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задача интеллектуального развития и, прежде всего, способность к усвоению новой информации, и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющихся в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам.

Актуальность темы:

За последние десятилетия школа переживает новый период совершенствования математического образования. За это время в содержание математики вошли новые разделы, изменилось взаимное расположение некоторых тем. Быстрое развитие информационных технологий требует перестройки не только производственной сферы, но и системы образования, а также нового осмысления содержания обучения. Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все эти факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения.

Проблема качества математического образования остаётся приоритетной для каждой страны в силу высокого научного уровня подготовки по естественно-математическим дисциплинам в большинстве рабочих профессий, связанных с ростом высокотехнологических производств, развития экономических теорий. В связи с этим школа призвана обеспечить необходимые условия для развития мотивации учения. Развитие мотивации учения относится к числу наиболее актуальных и сложных проблем современной психопедагогики.

С конца семидесятых годов прошлого века в педагогических исследованиях стала всё больше осознаваться необходимость постановки и решения задач предметной мотивации. Был сделан вывод о том, что учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои соответственные, и не владеющий средствами самостоятельной познавательной деятельности, не может успешно учиться. А для этого необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или её результатах. Иными словами, необходимо было постоянно соотносить каждое педагогическое действие с потребностями и мотивами учащихся. Решение этой задачи требует объединения усилий педагогов, психологов, методистов и передовых учителей.

Общие вопросы мотивации в учебном контексте были разработаны в трудах многих исследователей. В них содержатся теоретические рекомендации по созданию мотивационных ситуаций. Но при этом отсутствуют конкретные указания по составлению упражнений и задач.

Исходя из вышеизложенного, возникает следующая научная проблема: каким образом развить мотивационную составляющую учебной математической деятельности школьников.

Объект исследования: процесс обучения математике при помощи мотивационной системы.

Предмет исследования: мотивация обучения математике.

Цель исследования: совершенствование процесса обучения математике путем:

1) разработки способов повышения мотивации обучения математике и их применения (на примере алгебры VII класса);

2) установления влияния этих способов на конечные результаты учащихся при изучении курса математики (на примере алгебры VII класса).

Гипотеза исследования: Качество обучения напрямую зависит от уровня мотивации

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ современного состояния теории и практики развития мотивации в процессе обучения.

2. Выявить особенности развития мотивации и познавательного интереса при обучении математике (на примере алгебры).

3. Разработать методы и средства повышения мотивации учебной деятельности.

4. Экспериментально проверить эффективность этих методов.

Методы исследования: решение основных задач данного исследования обеспечивалось комплексом методов, включающих:

– теоретический анализ и обобщение научно-практических исследований по проблемам мотивации;

– педагогические наблюдения и тестирования уровня мотивации учения математики учащихся;

– педагогический эксперимент

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Исследованы психолого-педагогические факторы, определяющие развитие мотивов изучения математики.

2. Обоснованы концептуальные положения педагогических и методических средств развития мотивов изучения математики: определено понятие «мотивация изучения математики»; изучены внешние и внутренние мотивы.

3. Разработаны и экспериментально обоснованы методы развития мотивов изучения математики.

Практическая значимость: состоит в том, что:

- разработанная технология, выводы и рекомендации вносят определённый вклад в повышение качества обучения учащихся;

- разработан метод диагностики уровня мотивации учения математики;

- разработаны средства развития мотивации, которые могут быть эффективно использованы в качестве элементов в организации разнообразных форм учебно-воспитательного процесса.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тулдунской средней общеобразовательной школы Еравнинского района в 7-9 классах РВУГ. В группе обучалось 15 учащихся.

Заключение:

Развитие мотивации учения математики относится к числу наиболее актуальных проблем теории и методологии обучения и требует новых подходов к дальнейшему совершенствованию форм и методов. В процессе исследования подтвердилась гипотеза исследования, заключающаяся в том, что эффективность обучения математике зависит от степени развития мотивации.

В результате проведенных теоретических и экспериментальных исследований решены поставленные задачи и получены следующие выводы:

1. Умело организованный процесс обучения математике вскрывает большие резервы в развитии предметной мотивации. Предметная мотивация учения прямо пропорционально влияет на продуктивность обучения и развитие личности.

2. В процессе подготовки и реализации педагогического эксперимента выявлены особенности развития мотивации и познавательного процесса обучения математике (на примере алгебры), которые были аргументированы психолого-педагогическими аспектами.

3. Разработанные методы действенно влияют на условия развития мотивации учения и включают в себя схему обучения, а также варианты организации занятий и самостоятельной работы учащихся.

4. Предметная мотивация учения математики складывается из разнообразных взаимосвязанных факторов. Наиболее важными являются познавательный интерес, мотив подготовки к профессиональной деятельности, мотив достижения успеха и личного самоутверждения. Всевозможные мотивационные факторы важны для пробуждения интереса и образования внутренней мотивации учения математики

5. Данные исследования подтверждают необходимость решения следующих проблем:

a. Совершенствование методов диагностики уровня мотивации учения математики.

b. Создание эффективных средств повышения уровня мотивации учения математики.

c. . Разработка учебного пособия по применению мотивационной системы в учебном процессе.

d. Осуществление специальной подготовки педагогов к работе по формированию мотивации учения математики.

Полученные результаты требуют дальнейшего изучения и могут быть применены в определённой степени в процессе преподавания других предметов.

Список литературы:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. [текст] / Пер. с греч. В. Аппельрота, Н. Платоновой. – М. : Азбука, 2000.

2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [текст] / Ю. К. Бабанский. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.

3. Брадис, В. М. методика преподавания математики в средней школе. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. М, 1954г.

4. Беспалько, В. П. Основы теории педагогических систем [текст] / В. П. Беспалько. – Воронеж, 1977. – 304 с.

5. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [текст] / В. П. Беспалько. – М. : Педагогика, 1989. – 192 с.

6. Волович, М. Б. Наука обучать. Технология преподавания математики. М. Linka-Press, 1995г.

7. Возняк, Г. М. Прикладные задачи в мотивации обучения. // Математика в школе. №2, 1990г.

8. Глейзер, Г. И. История математики в школе. Пособие для учителей. Под редакцией В. Н. Молодшего. М. «Просвещение», 1964г.

9. Груденов, Я. И. . Совершенствование методики работы учителя математики, М: Просвещение, 1990.

10. Груденов, Я. И. Изучение определений, аксиом, теорем. М. Просвещение, 1981. Дробышева, И. В. Мотивация: дифференцированный подход. //

11. Глейзер, Г. И. История математики в школе [текст] / Г. И. Глейзер. - М. : Просвещение, 1983. – 351 с.

12. Гусев, В. А. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах [текст] / В. А. Гусев, А. И. Орлов, А. Л. Розенталь. – М. : Просвещение, 1984. – 286с.

13. Дорофеев, Г. В. , Петерсон, Л. Г. Математика. Учебник для 5 класса. Часть вторая. М. «Баланс», С-инфо, 1997.

14. Дышинский, Е. А. Игротека математического кружка [текст] / Е. А. Дышинский. – М. : Просвещение, 1972. – 144 с.

15. Дорофеев, Г. В. , Петерсон, Л. Г. Математика. Учебник для 5 класса. Часть вторая. М. «Баланс», С-инфо, 1997.

16. Зубарева, И. И. , Мордкович, А. Г. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Мнемозина», 2003г.

17. Коваленко, В. И. Дидактические игры на уроках математики [текст]: пособие для учителя / В. И. Коваленко. – М. : Просвещение, 1990. – 96 с.

18. Карелина, Т. М. О проблемных ситуациях на уроках геометрии. // Математика в школе. №6, 1999г.

19. Лоповок, Л. М. Тысяча проблемных задач по математике. Книга для учащихся. М. Просвещение, 1995г.

20. Лященко, Е. И. и др. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики. М. Просвещение, 1988.

21. Ломов, Б. Ф. Методические и теоретические проблемы психологии [текст] / Б. Ф. Ломов. – М. : Просвещение, 1984. – 205c.

22. Маркова, А. К. Формирование мотиваций учения [текст]: книга для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1992. – 192 с.

23. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте [текст]: пособие для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.

24. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения [текст]: книга для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлова М. : Просвещение, 1990. – 192 с. .

25. Математика в школе. № 4, 2001г. Дубнов, Я. С. Беседы о преподавании математики. М. «Просвещение», 1965г.

26. Маркова А. К. , Орлов А. Б. , Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников, М. Педагогика, 1983.

27. Маркова А. К. , Т. А. Матис, А. Б. Орлов. Формирование мотивации учения, М. Просвещение, 1990.

28. Методические разработки по методике преподавания математики в средней школе. М. МГПИ, 1980.

29. Мордкович, А. Д. Алгебра. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Мнемозина», 2002 г.

30. Родионов, М. А. Мотивация учения математике и пути ее формирования [текст] / М. А. Родионов. – Саранск: Поволжск, 2001. – 252 с.

31. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [текст] / С. Л. Рубинштейн. – М. , 1958.

32. Рогановский, Н. М. Методика преподавания математики в средней школе. Минск. Высшая школа, 1990г.

33. Саранцев, Г. И. Общая методика преподавания математики. Саранск. Типография «Красный Октябрь», 1999.

34. Саранцев, Г. И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск. Типография «Красный Октябрь», 2003г.

35. Саранцев, Г. И. Формирование математических понятий в средней школе. //

Математика в школе. №6, 1998г.

36. Скороходова Н. Ю. Психология ведения урока. С. Пб. Речь, 2002.

37. Скаткин, М. Н. Совершенствование процесса обучения [текст] / М. Н. Скаткин. – М. : Педагогика, 1971. – 208 с.

38. Таймасханов, У. Д. Создание проблемных ситуаций. // Математика в школе. №5, 1994г.

39. Фридман, Л. М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач [текст] / Л. М. Фридман. – М. : Педагогика, 1977. – 208 с.

40. Yerkes, R. M. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation [текст] / R. M. Yerkes, J. D. Dodson J. – Neurol. Psychol. , 1908.

41. Чистяков, В. Д. Сборник старинных задач по элементарной математике с историческими экскурсами и подробными решениями [текст] / В. Д. Чистяков. – Минск, 1962. – 201с.

42. Шопенгауэр, А. Полное собрание сочинений в 4-х томах [текст] / А. Шопенгауэр. – М. : 1900-1910.

43. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений. М. Издательство «Флинта», 1998г.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: