В последние годы проблема художественно-образного мышления, а в частности музыкального мышления, привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Чем настоятельнее потребность в творческой инициативе, тем острее необходимость в научной теории творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий. О мышлении как основе, ядре творчества говорят как о влиятельном факторе не только художественного творчества, но и современного научного знания. Во многих научных исследованиях прослеживается мысль об использовании искусства в воспитании творческой личности. Работы Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. Н. Шацкой и др. заложили основы для разработки новой области научного знания – музыкальной психологии. В последние годы появился ряд публикаций по музыкальной психологии (труды В. Н. Петрушина, А. В. Ражникова, Н. В. Сусловой, Т. С. Тарасова, Г. М. Цыпина и др. ), в которых рассматриваются отдельные грани музыкального мышления. Большую ценность представляют работы, выполненные на стыке музыкальной психологии и музыкознания (В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, М. С. Торчеус и др. ). Дирижёр – достаточно сложная и многогранная профессия. «Дирижёр (французское diriger – управлять) – лицо, получившее специальное музыкальное образование, управляющее оркестром, хором, оперным представлением, объединяющее всю массу исполнителей в едином ритме, дающее произведению свою трактовку» [4. c. 58]. П. Г. Чесноков в своей книге «Хор и управление им» пишет, что «хор это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные отчетливо выработанные нюансы» [9. c. 25-26]. Искусство хорового пения целиком зависит от творческой инициативы, особой склонности хормейстера-дирижера к хоровому делу, от упорного систематического труда, педагогических, организаторских, волевых качеств и, разумеется, талантливости музыканта – интерпретатора. Возникновение музыкального произведения, разучивание и исполнение неразрывно связано с восприятием его целостности. Дирижер представляет произведение как бы мгновенно, в виде некоего целостного образа. Способность к целостному представлению не является свойством только очень талантливых людей, ею обладает с разной степенью точности и силы каждый музыкант. Для создания образа хорового произведения требуются и педагогические задачи (обучение определенным навыкам пения, верному интонированию; расширение представлений о хоровой музыкальной культуре), задачи психологические (развитие творческого мышления, творческого воображения певцов хора на материале хоровой музыки, формирование художественно-эмоциональной активности студентов) и задачи эстетические (формирование представлений о непреходящей ценности отечественного и зарубежного хорового искусства, знакомство с которым осуществляется в процессе всего обучения хоровому пению, развитие эстетического вкуса, эстетических эмоций). Моделирование художественного музыкального образа – это один из сложнейших психологических процессов, в основе которого лежат процессы музыкального восприятия, воображения, памяти и музыкального мышления. Для художественного творчества, продукты которого направлены на пробуждение воображения мыслей и чувств потребителей «духовной пищи», знание происхождения и структуры этого процесса особенно необходимо. Отсюда и выбор данной темы: это попытка рассмотреть функционирование механизм развития музыкального мышления у будущего руководителя хорового коллектива. Цель исследования: анализ процесса формирования музыкального мышления учащихся и выявление наиболее продуктивных методов его развития. Объект исследования: процесс формирования музыкального мышления учащихся музыкальных ССУЗов. Предмет исследования: формирование музыкального мышления как элемент учебно-воспитательного процесса. Гипотеза исследования: развитие музыкального мышления будущих руководителей хоровых коллективов будет эффективным, если: - выявлены особенности музыкального мышления детей учащихся музыкальных ССУЗов; - определены показатели и уровни развития музыкального мышления учащихся; - разработаны системы работы педагога по развитию музыкального мышления. Задачи исследования: 1. Сформулировать раскрыть теоретические основы понятия «музыкальное мышление»; 2. Проследить психолого-педагогические особенности учащихся старшего школьного возраста; 3. Охарактеризовать и обосновать методику исследования музыкального мышления учащихся ССУЗов; 4. Охарактеризовать педагогические условия формирования музыкального мышления у учащихся музыкальных ССУЗов; 5. Проследить за ходом процесса формирования музыкального мышления и обработать полученные материалы. Методы исследования: прямое наблюдение, изучение педагогического опыта, анкетирование учащихся; База исследования: УО «Минский государственный колледж искусств», 1-2 курс отделения «Искусство», специализации «Хоровое дирижирование (академический хор). |