• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Интеллектуальное развитие в младшем школьном возрасте

Предмет:Педагогика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:67
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:интеллекта, исследования, развития, интеллект, эмпатии, получающих, интеллектуального, уровня, способностей, уровнем, самоконтроля, подход, детей, литературы
Процент оригинальности:
95 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава – 1. Теоретический анализ научно-психологической литературы 5

1. 1. Психологическая характеристика понятия интеллекта 5

1. 2. Имплицитные и эксплицитные теории интеллекта 7

1. 2. 1. Психометрический подход 9

1. 2. 2. Биологический подход 10

1. 2. 3. Когнитивный подход 14

1. 2. 4. Контекстуальный подход 17

1. 3. Развитие интеллекта 18

1. 3. 1 Влияние среды на развитие интеллекта 19

1. 3. 2 Другие факторы интеллектуального развития 23

1. 3. 3 Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни 27

1. 4 Взаимосвязь интеллекта с обучаемостью и профессиональной успешностью 32

1. 4. 1 Общий интеллект и успеваемость 33

1. 4. 2. Зависимость учебной успеваемости от уровня развития отдельных интеллектуальных способностей 34

1. 5. Специфика интеллектуального развития в младшем школьном возрасте 35

1. 6. Эмпатия, как один из факторов интеллектуального развития детей младших школьных возрастов 37

Глава – 2. Методы и организация исследования 40

2. 1. Общее описание исследования 40

2. 2. Описание выборки 40

2. 3. Процедура исследования 41

2. 4. Методы исследования 42

2. 4. 1. Матрицы Равена 44

2. 4. 2. Методика определения уровня эмпатии (И. М. Юсупов) 45

2. 4. 3. Оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер) 46

Глава – 3. Результаты исследования и их обсуждение 47

3. 1. Результаты исследования 47

3. 1. 1. Соотношение выраженности уровней интеллекта, эмпатии и коммуникативного контроля в двух группах испытуемых 47

3. 1. 2. Гипотеза о наличии статистически значимых различий между группами респондентов, получающих и не получающих дополнительное внешкольное образование 49

3. 1. 3. Гипотеза о наличии статистически значимой корреляционной связи между уровнем интеллекта, уровнем эмпатийности и уровнем коммуникативного самоконтроля 50

3. 2. Интерпритация результатов 52

3. 3. Предварительные выводы

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение №1. Матрицы Равена

Приложение №2. Методика определения уровня эмпатии (И. М. Юсупов)

Приложение №3. Оценка самоконтроля в общении (М. Снайдер)

Приложение №4

Приложение №5

Вступление:

Актуальность темы изучения интеллекта в младшем школьном возрасте заключается в том, что интеллект оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность.

Э. Торндайк считал, что это общая способность к познанию и решению проблем, обеспечивающая эффективность встающих перед человеком или животным жизненных задач и проблем, основа других способностей, а также система всех познавательных процессов индивида [2, c. 170]. У Кэттела был иной взгляд на проблему интеллекта; он считал, что интеллект это умственные способности, опирающиеся на прошлый опыт [3,c. 122]. Ч. Спирмен же полагал что интеллект это умственная способность, проявляющаяся в качестве, точности и скорости решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности профессиональной деятельности, эффективности решения проблем, уровне социальной адаптированности [2,c. 215].

Таким образом, наше исследование является актуальным еще и с той точки зрения, что изучение личности человека за последние десятилетия проблема изучения личности оформилась как самостоятельная область научно-практических исследований, однако роль интеллектуальных особенностей в становлении личности в младших школьных возрастах до сих пор остается во многом дискуссионной.

Объект исследования: интеллект, как способность к познанию социальных явлений, которая составляет один из компонентов социальных умений и компетентности (Д. В. Ушаков).

Предмет исследования: особенности социального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: выявить особенности развития социального интеллекта у детей младшего школьного возраста, получающих дополнительное внешкольное образование.

Для достижения цели исследования, нами были сформулированы следующие задачи:

1. Подбор и изучение научно-психологической литературы по проблеме интеллектуального развития у младших школьников и факторов, оказывающих на него влияние;

2. Выявление особенностей и измерение уровня социального интеллекта у детей младшего школьного возраста;

3. Сравнительный анализ групп учащихся начальных классов, получающих и не получающих дополнительное внешкольное образование с точки зрения развития их интеллектуальных способностей, уровня эмпатии, коммуникативного самоконтроля;

4. Поиск статистически значимых корреляционых связей между параметрами «уровень интеллекта», «уровень эмпатии», «оммуникативный самоконтроль»;

5. Описание и интерпритация полученных результатов.

В ходе исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1. В зависимости от наличия или отсутствия дополнительного внешкольного образования учащиеся начальных классов демонстрируют разный уровень интеллектуального развития;

2. Уровень эмпатии и коммуникактивного самоконтроля связан с уровнем развития интеллекта.

Заключение:

На основании полученных в результате корреляционного анализа результатов, мы можем сделать следующие выводы:

1. Была выявлена положительная связь между параметром «интеллектуальный уровень» и параметром «уровень коммуникативного самоконтроля» на уровне 0,01.

2. Была выявлена положительная связь между параметром «интеллектуальный уровень» и параметром «уровень эмпатийности» на уровне 0,01.

3. Была выявлена положительная связь параметром «уровень эмпатийности» и параметром «уровень коммуникативного самоконтроля» на уровне 0,01.

Список литературы:

1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: 2-е издание/ В. А. Аверин – СПб. , 1998- 349 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология: монография. - М. , Аспект пресс, 1996.

3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. - М. , 1983

4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: учеб. пособие / Л. И. Божович. – М. : Педагогика, 1968. – 544 с.

5. Василюк Ф. Е. Семиотика и техника эмпатии / Ф. Е. Василюк //Вопросы психологии. – 2007 - №2, - С. 3-14.

6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии: монография - СПб. : Союз, 1997.

7. Гоулмен Д. В лабиринте эмоционального интеллекта / Д. В. Гоулмен //Отдел кадров – 2004 - №8 - с. 98-100.

8. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина: Москва “Просвещение” 1991 – 421с.

9. Емельянов Ю. И. Активное социально-психологическое обучение: монография - Л. , ЛГУ, 1985.

10. Елкина Е. А. Формирование социального мышления личности как задача современного образования / Е. А. Елкина //Весник Полоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки - 2005 - №11 - с. 14-23.

11. Жукова М. Эмпатия: пережить за другого / М. Жукова // Смена - 2007 - №6 - с. 56-59.

12. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики: монография - Л. , «Медицина», 1984.

13. Киселев А. М. Эмпатия и толерантность как важные составляющие педагогического процесса / А. М. Киселев //Актуальные проблемы современной науки - 2008 - №2 - с. 115-117.

14. Ковалевская А. В. Опыт психологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет / А. В. Ковалевская // Психология – 2005 - № 2 - с. 31-37.

15. Корчагина Н. В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н. В. Корчагина //Прикладная психология и психоанализ - 2006 - №4 - с. 3-6.

16. Крайг, Г. Психология развития: 9-е изд. / Г. Крайг, Д. Бокум - СПб, 2005- 632с.

17. Лабунская В. А. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний по выражению лица / В. А. Лабунская (и др. )// В кн. : «Психология межличностного познания». М. , «Педагогика», 1981.

18. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : Воронеж, 1997- 328с.

19. Лопсан Ч. И. Социально-психологические аспекты эмпатии личности / Ч. И. Лопсан //Журнал прикладной психологии – 2003 - №4-5 - с. 100-103.

20. Максимова Н. Развиваем воображение, рефлексию, эмпатию / Н. Максимова //Воспитание школьников - 2005 - №9 - с. 54-56.

21. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: руководство по использованию. - СПб. , ГП «Иматон», 1996.

22. Немов, Р. С. Психология. : Учеб. для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Р. С. Немов В 2 Кн. Кн. 2. Психология образования. -М. : Просвещение: Владос, 1994. -496с.

23. Обухов Л. Ф. детская (возрастная) психология: Учебник/ Л. Ф. Обухов– М, 1996-374с.

24. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: монография. - М. , Международная педагогическая академия. 1994.

25. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и Тесты: Учебн. Пособие/ Д. Я. Райгородский - Самара: Издательский Дом, "Бахран" - М, 2004. -672 с.

26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие/ Е. И. Рогов - М. : ВЛАДОС, 1996- 529 с.

27. Савенков А. И. Концепция социального интеллекта / А. И. Савенков // Одаренный ребенок – 2006 - №1, с. 6-18.

28. Чеснокова О. Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта у детей / О. Б. Чеснокова // Вопросы психологии – 2005 - №6 - с. 35-45.

29. Чеснокова О. Б. Методы диагностики социального интеллекта в детском возрасте / О. Б. Чеснокова //Психологическая диагностика - 2008 - 3, с. 57-80.

30. Чеснокова О. Б. Развитие социального интеллекта в детском возрасте. Существующие ответы и незаданные вопросы / О. Б. Чеснокова //Психолог в детском саду – 2004 - №2, с. 15-40.

31. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов/ И. В. Шаповаленко– М. : Гардарики, 2007-349с.

32. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Д. И. Фельдштейн (и др. ). - М. : «Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «Модек», 1996 г

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: