• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Использование творческих проектов на уроках технологии

Предмет:Педагогика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:63
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:проектов, учащихся, обучения, деятельности, творческих, детей, может, проекта, деятельность, учащиеся, знания, проект, работы, процессе, дети
Процент оригинальности:
81 %
Цена:1800 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………. . ………. . 3

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ……. . . …. . 8

1. 1. Педагогические аспекты разработки и внедрения творческих проектов

в учебном процессе школы ……………………………………………. 8

1. 2. Психологические факторы эффективности использования творческих проектов на занятиях …………………………………………………. . . 20

1. 3. Метод проектов в работе с одаренными детьми ………………………. 26

Выводы ………………………………………………………………………. 34

ГЛАВА 2. ПУТИ И СРЕДСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ……………………………… 36

2. 1. Использование учебно-методического комплекса организации и выпол-нения творческого проекта в 5-ом классе по теме «Технология вязания крючком» ………………………………………………………………. . 36

2. 2. Творческий проект во внеурочной и внешкольной работе ……. . …… 51

Выводы ………………………………………. . ……………………………… 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 57

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………. 60

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………. . 62

Вступление:

Школьный предмет «Технология» в настоящее время привлекает боль-шое внимание педагогов, психологов, методистов. Продолжаются споры о важности и необходимости изучения данного предмета в современной шко-ле. Однако нельзя не согласиться с тем, что образовательная область «Техно-логия» — это интегративный предмет, синтезирующий научные знания в об-ласти математики, физики, химии, биологии и других общеобразовательных предметов, показывающий применение научного знания в технологических процессах различных отраслей народного хозяйства: промышленности, энер-гетики, связи, сельского хозяйства, транспорта и других.

Целью предмета «Технологии» является формирование у учащихся по-литехнических знаний о фундаментальной основе наиболее распространен-ных и перспективных технологий, системы умственных, сенсорных и физи-ческих действий, свойств творчески думающей, активно действующей и лег-ко адаптирующейся личности, необходимых человеку в условиях конкурент-ности; привитие учащимся жизненно необходимых знаний и умений в сфере ведения домашнего хозяйства и экономики семьи, выполнения профессио-нальных проб с целью адекватного профессионального самоопределения; ов-ладение умениями применять понятия дизайна, экономики, маркетинга при реализации собственной идеи в процессе изготовления.

Велишкевич Н. А. считает, что предмет «Технология» призван предоста-вить условия и возможности в выборе путей и средств преобразования мате-риалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт в усло-виях ограниченности ресурсов и свободы выбора [4].

Разработка нового учебно-методического содержания обучения в обра-зовательной области «Технология» связана, по мнению Е. А. Ротмировой, с одной стороны, с теми изменениями, которые происходят в обществе. А именно: быстрое развитие науки, постоянно расширяющееся применение и внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий, быстрая смена наукоемких промышленных технологий — порождают особые требования к подготовке учащихся, делают необходимым формирование у них способности самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к динамическим условиям постиндустриального обще-ства. С другой стороны, учащиеся имеют весьма низкую мотивацию к усвое-нию знаний, навыков и умений, к творческому самовыражению, процессу со-зидания, что в последующем значительно усложняет процесс их адаптации к современной жизненной среде. Поэтому становится все более очевидным, что для формирования свободной и независимой личности, готовой к трудо-вой деятельности, необходимо развитие современной системы образования на новой методологической основе [24].

Для современной школы главной заботой большинства учителей, а так-же ученых и практиков сегодня стала проблема поиска новых возможностей обучения и воспитания творческой личности. Как известно, развитие творче-ской личности является неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета, в том числе и в рамках «Технологии». До недав-него времени процессу творчества в учебном процессе уделялось мало вре-мени, а целенаправленно этому вообще не учили.

В педагогике действует важное положение, что если к творческой деятель-ности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет на-несен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить» [17].

Чтобы добиться желаемых результатов, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Задача современного учителя — не препод-носить готовые знания школьникам, а попытаться сформировать у учащихся комплекс умений учить самого себя.

Гладков А. К. , Козлов А. С. , Савватеев И. В. указывают на то, что наи-большие перспективы имеют активные комплексные методы технологическо-го образования, и одним из самых эффективных можно считать возрождаемый на новых дидактических принципах «метод творческих проектов» [6].

С. Поляков творческий проект определяет как учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими созда-ется продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной [20]. Это своего рода обоснованная, спланированная и осознанная деятель-ность, которая направлена на формирование у учащихся определенной сис-темы интеллектуальных и практических знаний, навыков и умений, разви-тия творческой, активной жизненной позиции школьника — считает Е. А. Ротмирова [25].

Метод проектов не новое явление в педагогике. Широко известную в мировой педагогике проектную систему обучения («метод проектов»), разра-ботал американский педагог Уильям Хёрд Килпатрик (1871—1965). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем решают какую-либо исследовательскую задачу (реализуют проект) и при этом овладевают новыми знаниями.

В 20-х гг. прошлого века «метод проектов» получил распространение и в нашей стране. Еще в период существования Советского Союза он был суще-ственно видоизменен, доработан и получил другое название — «бригадно-лабораторный метод». Однако, как и все остальные веяния новой педагогики, вскоре он был строго запрещен и искоренен [33].

В результате анализа работ многих ученых (П. П. Блонского, Д. Дьюи, С. Т. Шацкого, Е. Г. Каганова, П. Ф. Каптерева, У. Х. Килпатрика, Э. Коллингса и др. ) Н. В. Матяш сделал вывод, что теория и практика проектного метода обучения активно развивалась в виде отдельных методических приемов или их совокупности. Подходы к пониманию сущности этого метода в отечест-венной и зарубежной педагогике были разными. Отечественные психологи и педагоги этот метод рассматривали как средство развития отдельных качеств личности (подготовка к профессиональной деятельности, самостоятельной трудовой жизни — С. Т. Шацкий; «всестороннее упражнение ума» — П. П. Блонский). В зарубежной педагогике проекты рассматривались как средство обучения, направленное на решение утилитарной задачи выполнения учеб-ных заданий в реальной жизненной обстановке («разрешение» учебно-школьного задания — У. Х. Килпатрик; разрушение классно-урочной систе-мы, ликвидация изоляции ума ребенка от его действий — Д. Дьюи; связь ра-боты школы с потребностями производства — Д. Снезден) [14].

В последние 10 лет метод проетов получил широкое распространение в зарубежной школе, особенно в США, Франции, Великобритании.

Матяш Н. В. считает, что в современных зарубежных теориях обучения (Д. Барлекс, Дж. Питт) деятельность школьников по созданию творческих проектов представлена как средство адаптации интеллектуальных и физических способ-ностей, индивидуально-психологических особенностей личности к новым со-циальным условиям в процессе профессионального самоопределения.

Возвращение к методу проектов в современном отечественном образо-вании обусловлено потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях [14]. А также обусловлено современными тенденциями культурно-экономического развития общества и производства.

По мнению российского педагога Ивана Фомича Свадковского (1895—1977), основное достоинство «метода проектов» — принцип «изучай не кни-ги, а жизнь». Ребенок занимается интересным для себя делом, цель которого он понимает, а результаты может предвидеть. Он не «учит» книги, а исполь-зует их для реального дела [33].

Как считают Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко и другие, использование метода проектов в трудовом обучении позволяет не на словах, а на деле реали-зовать деятельностный подход, способствовать применению знаний и умений, полученных при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения, и интегрировать их в процессе работы над проектом. Это позволяет не только претворять в жизнь политехнический принцип обучения, но и ис-пользовать знания из социальных и культурологических дисциплин [31].

Велишкевич Н. А. указывает на то, что проблема изучения проектной деятельности школьников является актуальной для современного отечест-венного психолого-педагогического знания. Это связано не только с тем, что метод проектов рассматривается как «гибкая модель организации учебного процесса и внеклассной работы, которая ориентирована на твор-ческую самореализацию личности ребенка, развитие его воли, находчиво-сти, дисциплинированности, целеустремленности» [4], но и в связи с тем, что до сих пор в теории и практике отсутствует сколько-нибудь полный анализ и оценка результатов внедрения данного метода в учебно-воспитательном процессе. Это вызывает повышенный интерес к изучению данной проблемы не только ученых, но и учителей, а также студентов пе-дагогических заведений.

Выбор темы исследования определен социальным заказом как объектив-ной необходимостью и потребностями в совершенствовании трудовой подго-товки учащихся.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобразова-тельной школе, связанный с трудовой подготовкой школьников.

Предмет исследования: использование творческих проектов в трудовой подготовке учащихся.

Цель исследования: определить пути и средства использования творче-ских проектов в трудовой подготовке учащихся.

В ходе исследования мы исходили из гипотетического предположения. Трудовая подготовка школьников в общеобразовательной школе будет эф-фективной, если в процессе обучения будет осознана значимость и важность использования творческих проектов на уроках технологии.

Задачи исследования:

1. Изучить и обосновать функции творческих проектов в трудовой под-готовке школьников.

2. Выяснить и экспериментально проверить пути и средства использо-вания творческих проектов в трудовой подготовке школьников.

Методологической основой исследования являются положение диалек-тического материализма о роли теории и практики, опыта и жизнедеятельно-сти человека, комплексный педагогический, психологический и социологи-ческий подход к изучению объекта исследования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические — изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, а также анализ учебных про-грамм, пособий и других материалов по трудовому обучению в соответствии с проблемой исследования;

—эмпирические — изучение практики трудовой подготовки школьни-ков, наблюдение, анкетирование, беседы, психолого-педагогический экспе-римент;

—статистические — количественная и качественная обработка резуль-татов, их анализ и обобщение.

Заключение:

Принципиальным отличием современной образовательной области «Тех-нология» от традиционного трудового обучения должна стать свобода выбо-ра вида, цели и объекта деятельности, технологии. Лозунгом трудового обу-чения было: «от умений к навыкам, от навыков к готовому изделию, от готового изделия к выставке». Лозунг образовательной области «Техноло-гия» сегодня: «от проблемы к задаче, от задачи к проекту, от проекта к его защите и реализации», т. е. от традиционного трудового обучения осталась только практическая реализация проекта, в процессе которой и будут нараба-тываться те умения, которые ранее были основной целью. При этом упор предполагается сделать на поиск новых идей, развитие творческого потен-циала личности в той или иной сфере деятельности [9].

По мнению П. С. Лернер, цели новой образовательной области «Техно-логия» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включают усвоение информации, овладение рабочими приемами, технологическими операциями и, что не менее важно, оценочным отношени-ем к планируемым и достигнутым результатам трудовой деятельности. Об-разно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в кото-рую вовлекаются новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения. При этом алгоритм его остается единым на каждом этапе, увеличивается лишь многомерность решений [13].

Современная психология выделяет четыре основные фазы творческого процесса: подготовку — сознательную деятельность, являющуюся предпо-сылкой создания новой идеи; созревание — бессознательную работу над про-блемой, вынашивание идеи; вдохновение — рождение идеи (или решения), ее переход из бессознательного в сознание; сознательную работу по развитию идеи, ее окончательному оформлению и проверке [33]. Сравнивая фазы твор-ческого процесса с этапами реализации творческого проекта, можно сказать, что проектная деятельность проходит все фазы творческого процесса. Выпол-нение учащимися заданий творческого характера направлена на развитие их творческих способностей, которые в свою очередь влияют на развитие всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения. Ученики учатся проявлять свою инициативу, быть самостоятельными, учатся прини-мать решения в различных ситуациях, находить различные способы решения проблемы, проявляют свою фантазию, получают удовлетворение от результа-тов своего труда, обогащаются положительными эмоциями.

Рассматривая метод проектов в рамках педагогических аспектов, можно сделать вывод, что данный метод не новое явление в педагогике. Однако в оте-чественной педагогике его относят к одним из инновационных методов обучения. Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, раз-нообразить методы обучения, организационные формы проведения занятий. Ведь проектный подход изначально ориентирован на самостоятельную работу школьников — индивидуальную, групповую или коллективную. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю придерживаться всех принципов обучения, позволяет расширить и разнообразить средства обучения.

В организации проектной деятельности учащихся велика роль учителя, поэтому для него важно:

—умение выбрать и предложить ученикам наиболее интересные и прак-тически значимые темы проектов;

—не следует стремиться к сложным темам проектов — это позволит справиться с такой трудностью, как нехватка учебного времени;

—владение достаточным арсеналом исследовательских, поисковых ме-тодов, умение организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

—хорошим действующим стимулом для учащихся послужит то, что хоро-шо выполненное изделие обязательно будет демонстрироваться на школьной вы-ставке, использоваться для нужд школы, местного детсада, вручаться родителям.

Надо сказать, что метод проектов эффективно использовать не только на уроках технологии, но и на уроках по любой учебной дисциплине, а также во внеурочной и внешкольной работе. Анализ литературы показывает, что организация коллективной творческой деятельности детей социальным педагогом также дает положительные результаты. Причем проектную деятельность с элементами творчества целесообразно использовать не только в работе с одаренными детьми, но и с детьми девиантного, делинквентного поведения, а также с детьми-инвалидами и другими категориями детей, ну-ждающихся в помощи и поддержке взрослых. Ведь данная деятельность позволяет детям приобретать опыт общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми; вызывает положительные эмоции; у детей повышается возможность социальной защищенности и социально-трудовой адаптации в современном мире.

Таким образом, творчество помогает приобрести опыт общения, поведе-ния, взаимодействия. Творчество помогает успешно и дифференцированно усваивать материал, выделять главное и второстепенное, так как изучаемый материал преподносится нестандартно, ярко, мобилизуя, все виды мысли-тельной и творческой деятельности учащихся. В процессе творчества вос-приятие материала идет не только на сознательном уровне, но и на эмоцио-нальном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной зада-чей. Повышается результативность обучения. При этом и ученики и учитель испытывают глубокое удовлетворение.

Список литературы:

1. Астрейко С. Я. Формы организации технического творчества учащихся // Народная асвета. — 2003. — № 11. — С. 38—42.

2. Астрейко С. Я. Формы организации технического творчества учащихся // Народная асвета. — 2003. — № 12. — С. 38—42.

3. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 160 с.

4. Велишкевич Н. А. Подбор, разработка объектов труда и реализация ме-тода проектов на уроках технологии (трудового обучения) в реформи-руемой школе // Тэхналагічная адукацыя. — 2002. — № 3. — С. 49—53.

5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. , 1991. — С. 5.

6. Гладков А. К. , Козлов А. С. , Савватеев И. В. Использование алгоритми-ческих методов творчества в дипломных проектах // Школа и производ-ство. — 2003. — № 6. — С. 75—79.

7. Карачев А. А. , Каплин Р. Е. Метод проектов глазами учителей и учащих-ся // Школа и производство. — 2004. — № 5. — С. 20.

8. Карпов И. Л. Помнить об эстетике труда // Школа и производство. — 2003. — № 6. — С. 65.

9. Козлов А. С. К введению в стандарт образования для факультетов техно-логии и предпринимательства педагогических вузов изучения основ ТРИЗ // Реализация новой парадигмы образования через образователь-ную область «Технология»: Сб. тр. науч. -практ. конф. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000. — С. 38—44.

10. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука-мозг», или о забытых аспектах трудо-вого воспитания // Воспитание школьников. — 2002. — № 2. — С. 14—17.

11. Кузьмина Н. А. Формирование опыта творческой деятельности на уро-ках труда // Начальная школа. — 2004. — № 2. — С. 82—84.

12. Левковец П. И. Особенности работы с литературой при выполнении творческого технологического проекта // Тэхналагічная адукацыя. — 2003. — № 1. — С. 72—73.

13. Лернер П. С. Проектирование по «Технологии» // Школа и производство. — 1997. — № 3. — С. 15—19.

14. Матяш Н. В. Проектирование как вид учебной деятельности школьников // Тэхналагічная адукацыя. — 2002. — № 1. — С. 3—9.

15. Мищенко Е. Главное — самостоятельность и свобода мышления // Учи-тель. — 2002. — № 2. — С. 24—26.

16. Пархоменко Е. Ф. Вязанный квадрат // Школа и производство. — 2004. — № 2. — С. 36—37.

17. Перспективные направления и средства развития технологической твор-ческой деятельности // Дидактика технологического образования: Ч. 2. — М. , 1997. — С. 115—139.

18. Петрукович О. А. Проектированию надо учить // Школа и производство. — 2003. — № 2. — С. 48—49.

19. Питт Д. Проекты по технологии: руководство для авторов // Учитель. — 2002. — № 2. — С. 30—32.

20. Поляков С. Творчество — это исследование // Учитель. — 2002. — № 2. — С. 32—36.

21. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. — М. , 1996.

22. Рачкова И. П. Программа кружка «Декоративный дизайн» // Пазашколь-нае выхаванне. — 2003. — № 2. — С. 30—36.

23. Романова А. А. Социальная реабилитация детей-инвалидов в художественном труде // Школа и производство. 2003. № 8. С. 36.

24. Ротмирова Е. А. Проектная деятельность на уроках технологии // Тэхналагічная адукацыя. — 2003. — № 4. — С. 3—13.

25. Ротмирова Е. А. «Проектный альбом» как средство организации проектной деятельности учениц // Тэхналагічная адукацыя. — 2003. — № 1. — С. 51—57.

26. Самерсова Н. В. Формирование экологической культуры через творческие проекты // Народная асвета. — 2004. — №10. — С. 81—87.

27. Сташкевич С. К. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии // Тэналагічная адукацыя. — 2003. — № 5. — С. 95—96.

28. Степанова Т. Проектная деятельность в системе работы учителя началь-ных классов // Учитель. — 2004. — № 4. — С. 9—11.

29. Сысоева И. А. , Прудникова Н. А. Творческий проект: от разработки до реализации // Тэналагічная адукацыя. — 2003. — № 4. — С. 79—94.

30. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. 5-е изд. , перераб. и доп. Мн. , 1998.

31. Хотунцев Ю. Л. , Симоненко В. Д. , Кожина О. А. , Орлов Б. И. , Шигонце-ва М. Н. Проекты в школьном курсе «Технология» // Школа и производство. — 1994. — № 4. — С. 84—89.

32. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений. — М. : Издатель-ский центр «Академия», 2002. — 272 с.

33. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 3. Духовный мир человека / Глав. ред. К. Ананьева; вед. ред. Т. Каширина. — М. : Аванта +, 2004. — 608 с. : ил.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: