• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Изобразительная деятельность как средство эстетического воспитания старших дошкольников

Предмет:Педагогика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:63
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детектив, старший, занятие, работа, процесс, Жизнедавец, деталесмена, частенько, образ, образцово-показательный, детясли
Процент оригинальности:
89 %
Цена:2500 руб.
Содержание:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников 7

1. 1. Эстетическое воспитание дошкольников как педагогическая проблема 7

1. 2. Особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 14

1. 3. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности как средства эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста 21

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительной деятельности 36

2. 1. Методика изучения уровня эстетической воспитанности дошкольников 36

2. 2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности 42

2. 3. Рекомендации по совершенствованию эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительной деятельности 52

Заключение 58

Список литературы 60

Приложение

Вступление:

Актуальность исследования.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

М. Я. Фридлендер, немецкий историк искусства, писал: «Даже наслаждением, получаемым от природы, мы частично обязаны искусству; пусть мы смотрим на природу собственными глазами, но любоваться ею нас научили художники» [11, с. 3].

Как замечает Б. М. Неменский, «Никакое научное развитие, даже на высшем – академическом – уровне не заменяет художественного, не способно развить эмоционально-образное мышление наравне с искусством» [35,с. 119]. А поэтому, чтобы язык и суть картины (или другого вида искусства) были восприняты, прочувствованы, рождали в душе ответную эмоцию, необходимо с детских лет формировать в ребенке эстетическое чувство.

Умение видеть и ценить прекрасное дает человеку ощущение радости бытия, обогащает духовно, приобщает к культуре и накопленным веками культурным ценностям, делает жизнь более насыщенной и многогранной, развивает интеллектуально, а также формирует нравственные чувства. Это далеко не полный перечень роли эстетической воспитанности в жизни человека.

Художественно-эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей, а иногда и самому создавать художественные произведения.

Первостепенными задачами всей системы художественно-эстетического воспитания детей являются поступательный рост их творческой активности, формирование у каждого ребенка необходимых знаний для восприятия прекрасного в окружающей действительности и искусстве, а также развитие умений и навыков, позволяющих выражать свои чувства в рисунках, совершенствовать свои художественные способности.

Данная проблема нашла свое отражение в работах Н. А. Ветлугиной, А. С. Галанова, Е. И. Игнатьева, А. В. Запорожца, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, В. С. Мухиной, Е. М. Торошиловой и Т. В. Морозовой, А. П. Усовой, Е. А. Флериной и других ученых.

Однако назвать проблему решенной не представляется возможным. Вышеизложенное и определило цель работы: исследовать изобразительную деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство эстетического воспитания старших дошкольников.

Объект исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если занятия по развитию изобразительной деятельности в детском саду будут направлены на эстетическое воспитание ребенка.

Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы и исследования сформулированы задачи:

1. Провести анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования.

2. Выявить особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

4. Экспериментально проверить эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

5. Разработать рекомендации педагогам по совершенствованию эстетического воспитания старших дошкольников.

Теоре6тико-методологической основой исследования являются положения и идеи о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, Т. С. Комаровой, М. И. Лисина, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулиной, Г. А. Урунтаева и др. ; концепция эстетической пространственной среды (А. В. Запорожец, Н. Л. Кряжева, Н. Н Суворов, Е. А. Флёрина); о задачах развивающего воздействия художественного творчества в различных видах искусства и изобразительной деятельности (Л. С. Выготского, А. В. Бакушинского, Т. С. Комаровой, А. Н. Леонтьева, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, Т. Д. Марцинковской, В. С. Мухиной, А. И. Савенкова, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и др. ).

Методы исследования: теоретические (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования); эмпирические (педагогическое наблюдение, педагогическое диагностирование детей, беседы, анкетирование педагогов, наблюдение за деятельностью педагогов); количественная и качественная обработка данных – методы обработки экспериментальных данных.

База исследования: в экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста ГОУ Центр развития ребёнка д/с №858 г. Москвы.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании содержания методов, форм и приемов эстетического воспитания старших дошкольников и их реализации в воспитательном процессе через занятия изобразительной деятельностью.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по работе педагогов и родителей. Результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных педагогических условий, стимулирующих эстетическое воспитание старших дошкольников, развитие творческих способностей детей. Разработанные рекомендации по организации работы с детьми с целью эстетического воспитания дошкольников могут быть использованы при работе педагогов ДОУ.

Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение:

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; охарактеризованы особенности эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста; выделены средства изобразительного искусства, способствующие эстетическому воспитанию; выявлены методические условия, способствующие эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства; экспериментально проверена эффективность работы по эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства.

Изучение теоретических аспектов вопроса эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства позволило сделать следующие выводы:

1. Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

3. Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

4. Старший дошкольный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни дошкольника играет воспитатель.

5. Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики эстетического воспитания старших дошкольников средствами изобразительного искусства. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что также способствует эстетическому воспитанию.

7. Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе. Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении которых осуществлялись следующие цели: изучение механизмов формирования и развития детских способностей в изобразительном искусстве, а также выявление эффективности разработанных методических условий с целью повышения эстетического воспитания старших дошкольников.

8. Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным. Благодаря проведенной работе, исследуемые показатели повысились.

9. Таким образом, можно отметить эффективность разработанных нами методических условий, способствующих эстетическому воспитанию старших дошкольников средствами изобразительного искусства и в целом практическую значимость проведенного исследования.

Список литературы:

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб. : Питер, 2002.

2. Бакушинский А. В. Музейно-эстетические экскурсии. – М. : Советский художник, 1981.

3. Бондырева С. К. , Колесов Д. В. Чувство. – М. -Воронеж: МПСИ; НПО «МОДЭК», 2008.

4. Брикунова, С. С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования. Текст. : дис. . канд. пед. наук. /С. С. Брикунова. Ростов -на. Дону, 2005. -169с.

5. Васина Н. , Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М. : Динка-Пресс, 1997.

6. Венгер Л. А. , Венгер А. Л. Домашняя школа. – М. : Знание, 1994.

7. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1972.

8. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1985.

9. Ветров В. Н. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством. - М. : Просвещение, 1981.

10. Волков Н. Н. Цвет в живописи. – М. : Искусство, 1984.

11. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: Союз, 1997.

12. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : Сфера, 2000.

13. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М. : Просвещение, 1995.

14. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М. : Академия, 1997.

15. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности Текст. /Г. Г. Григорьева. Москва, 2000

16. Домаданова, С. Р. Эсетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства. Текст. : автореф. дис. канд. пед. наук. /С. Р. Домаданова. Махачкала, 2004.

17. Дьяченко О. М. , Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? – М. : Знание, 1994.

18. Езикеева В. А. Творчество в рисунках детей 5-7 лет под влиянием произведений искусства. //Художественное творчество в детском саду. - М. : Просвещение, 1974.

19. Ермолаева М. В. Практическая психология детского творчества. – М. : МПСИ, 2001.

20. Запорожец А. В. К вопросу о генезисе и структуре эмоциональных процессов у ребенка. - М. : Педагогика, 1986.

21. Зубарева К. М. Дети и изобразительное искусство. – М. : Просвещение, 1999.

22. Зырянова, С. М. Формирование представлений о художественном образе у детей 6-7 лет на основе интеграции выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Текст. : дис. канд. пед. наук. /С. М. Зырянова. Екатеринбург, 2003

23. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. – М. : Гос. уч. -метод. изд-во Мин. прос. РСФСР, 1961.

24. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М. : Педагогика, 1983.

25. Карпинская Н. С. Методы воспитания детей дошкольного возраста средствами художественной культуры. – М. : Изд-во Академии педаг. наук. 1955. Вып. 69. - С. 165-203.

26. Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М. : Академия, 2001.

27. Коломинский Я. Л. , Панько, Е. А. Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб. : Питер, 2004.

28. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М. : Просвещение, 1991.

29. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. – М. : Педагогика, 1978.

30. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М. : Просвещение, 1985.

31. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству. – М. : Институт практической психологии, 1998.

32. Краткий словарь по эстетике: Кн. для учителя /Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М. : Просвещение, 1983.

33. Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. - М. : Просвещение, 1965.

34. Левин В. А. Воспитание творчества. – Томск: Знание, 1993.

35. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте //Вопросы психологии ребенка. – М. : ПИРАО, 1995.

36. Мелик-Пашаев А. А. и др. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие. – Дубна: Феникс, 2006.

37. Михайлов А. Как развить воображение (на уроках рисования) //Семья и школа. -1973. - №6.

38. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М. : Педагогика, 1981.

39. Неменский Б. М. Познание искусством. – М. : УРАО, 2000.

40. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М. : Просвещение, 1994.

41. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. – М. : Педагогика, 1988.

42. Пономарев Я. А. Психология творчества. – М. : Педагогика, 1976.

43. Рожкова Е. А. Изобразительное искусство в начальной школе. – М. : Просвещение, 1980.

44. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Питер, 2002.

45. Савостина Г. А. Взаимосвязь детской художественной литературы и изобразительной деятельности как средство повышения эффективности эстетического воспитания детей 4-7 лет. Дисс. к. п. н. – М. , 2003.

46. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М. : Просвещение, 1965.

47. Сакулина Н. П. , Комарова Т. С. Изобретательная деятельность в детском саду. – М. : Педагогика, 1973.

48. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М. : Изд-во политической литературы, 1975.

49. Торошилова Е. М. , Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. – М. : Деловая книга, 2001.

50. Усова А. П. Обучение в детском саду. - М. : Просвещение, 1981.

51. Ушинский К. Д. Полное собрание сочинений. - М. : Педагогика, 1974.

52. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М. : Просвещение, 1961.

53. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения. В 4 т. - М. : Педагогика, 1980.

54. Эстетическое воспитание в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной – М. : Просвещение, 1985.

55. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. – М. : Просвещение, 1976.

56. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М. : Флинта, 1997.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: