• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Образование и профессия в системе ценностных ориентаций молодежи

Предмет:Педагогика
Тип:Курсовая
Объем, листов:44
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:студентов, профессии, образования, молодежи, специальности, университета, исследования, выбора, обучения, государственного, высшего, человека, жизни, курса, работать
Процент оригинальности:
86 %
Цена:100 руб.
Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИЯ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МОЛОДЕЖИ 8

ГЛАВА 2. ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА 17

ГЛАВА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ФАКУЛЬТЕТА ИСТОРИИ И СОЦИОЛОГИИ ГРОДНЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Программа социологического исследования на тему «Профессиональные ожидания студентов 1 курса факультета истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы» 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Анкета 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Таблица результатов 40

Вступление:

Формирование молодого специалиста XXI века, разносторонне образованного, нестандартно мыслящего, обладающего широким кругозором профессионала, граждански активного, духовно, нравственно и профессионально подготовленного к работе по избранной специальности является важнейшей задачей, которая сегодня стоит перед высшими учреждениями образования университетского типа.

Министерством образования за последние годы создана организационная структура управления воспитательным процессом в высших учреждениях образования Республики Беларусь. Совершенствуются организационно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса, материально-техническая база воспитания. Одним из важных моментов в организации воспитательного процесса, остается работа со студентами-первокурсниками.

Юноши и девушки, окончив школу, переходят на новый жизненный этап. Этот этап включает в себя смену не только места учебы, места жительства, но и смену уже устоявшегося коллектива. Новоиспеченным студентам нужно привыкнуть, адаптироваться как к новой группе, где им зачастую придется находиться в течение 5-6 лет, так и к новым правилам и нормам университета. Психолого-возрастные особенности раннего студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки с разным социальным уровнем, а именно – провинциалы и городские жители. Исходя из вышесказанного, можно считать, что процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий.

Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как сложатся отношения внутри учебных коллективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией вуза на начальном этапе обучения.

Прежде всего, у первокурсников возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. В этот период жизни человек решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.

Выделяют как общие, так и отличительные черты раннего студенчества. Прежде всего, студентов объединяет общий вид деятельности – учение, направленное на получение специального образования, у них имеются единые цели и мотивы, возраст студентов примерно одинаков (17–18 лет), они обладают единым образовательным уровнем, период существования студенчества ограничен временем (в среднем 5–6 лет). Отличительными чертами первокурсников являются: характер труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, действиями и способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; принадлежность к большой социальной группе – молодежи – в качестве ее передовой и многочисленной части.

Факторы, определяющие социально–психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, – их можно только принимать во внимание, – и те, которые появляются в процессе обучения, – ими можно управлять.

К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Факторы этой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.

Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т. д. Именно это, в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через несколько лет покинет стены вуза.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Существенное влияние на успеваемость студента оказывает мотив поступления в вуз. Он играет решающую роль в дальнейшем профессиональном самоопределении специалиста. Мотивы поступления в вуз определяют и стиль студенческой жизни. Если вчерашний выпускник школы отправлен в вуз родителями и его обучение оплачено, а свою задачу он видит в продлении детства и отсрочке жизненного выбора, учебная деятельность вряд ли окажется продуктивной. Больше, чем лекции и библиотеки, его будут занимать общение с новыми приятелями, развлечения на том уровне, который он может себе позволить. Такие студенты могут окончить институт с посредственными отметками и без глубоких знаний или же могут быть отчислены за неуспеваемость. Еще один вариант – студент наконец заинтересуется своей будущей профессией и с N–гo курса начнет серьезно заниматься. Но в последнем случае изменится его образ жизни. Если студент пришел в вуз с желанием учиться, если он нашел свое призвание или, выдержав конкурс, стремится получить максимум знаний, чтобы потом «выйти в люди», он будет поглощен учебной работой и на развлечения, отдых будет выделять не слишком много времени.

Таким образом, несмотря на имеющееся множество общих черт у первокурсников, они во многом различны, прежде всего по мотиву поступления в вуз, по успеваемости, по стилю поведения и другим не менее важным признакам. Данные критерии необходимо учитывать, прежде всего педагогам, с целью создания «благоприятной атмосферы» в процессе обучения, совершенствования педагогического общения со студентами разных типов, и, в конечном счете, с целью оптимизации процесса обучения и получения высококвалифицированных специалистов.

Актуальность темы. В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику вуза, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность и творчество. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Такими факторами являются степень адекватности мотивационных установок поступления в вуз и получаемой профессии, место образования и профессии в системе ценностных ориентаций молодежи, способ выбора профессии. Также следует учитывать те факторы, которые повлияли на процесс профессионального самоопределения личности, а именно семья, школа, внешняя сторона профессии и др. Кроме того, выпускники школ строят свои профессиональные ожидания в соответствии с определенными перспективами, которые к окончанию обучения в университете могут измениться. Таким образом, сложность и многоаспектность проблемы профессиональных ожиданий студентов обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Цель данной работы исследовать профессиональные ожидания студентов 1 курса.

При этом будут решены следующие задачи:

• определить место образования и профессии в системе ценностных ориентаций молодежи;

• изучить особенности профессионального выбора студентов;

• исследовать профессиональные ожидания студентов 1 курса факультета истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы.

Объектом исследования являются студенты 1 курса.

Предмет исследования – профессиональные ожидания студентов 1 курса.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений: программа социологического исследования на тему «Профессиональные ожидания студентов 1 курса факультета истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы», анкета и таблица результатов.

В первой главе рассматриваются образование и профессия как часть системы ценностных ориентаций молодежи. Вторая глава посвящена обоснованности профессионального выбора студентов. В третьей главе представлены результаты социологического исследования на тему «Профессиональные ожидания студентов 1 курса факультета истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы».

При написании курсовой работы использовались учебные пособия по социологии и социологии молодежи, материалы научно-практических конференций, данные социологических исследований по молодежной проблематике, сайт Министерства статистики Республики Беларусь, а также научные журналы.

Заключение:

Вузовское образование является важным и завершающим этапом процесса общеобразовательной подготовки молодого поколения и основной стадией профессиональной специализации. От качества организации процесса обучения на этой стадии во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, а также его субъектные взаимоотношения с другими людьми. Образование и профессия являются составной частью жизни каждого человека и занимают важное место в системе ценностных ориентаций личности. Образование – это важнейший социальный институт, в котором происходит становление молодого человека. Большинство молодых людей связывают свое личностное и профессиональное становление именно с получением высшего образования, при этом главными мотивами при получении высшего образования для молодежи выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, познавательная и нравственная потребности, потребность в социальном признании. Многие молодые люди также связывают получение высшего образования с профессиональным самоопределением, ведь именно профессия позволяет реализовать свой потенциал, раскрыть свои таланты и обеспечить определенный материальный заработок.

Но процесс получения высшего образования и связанный с ним выбор профессии сопровождается определенными материальными и экономическими затратами, а также трудностями психологического характера. Ошибка при выборе профессии – это ошибка стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушения физического и психического здоровья, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. На процесс выбора молодыми людьми своей будущей профессии оказывает влияние ряд внешних факторов, среди которых семья, предубеждение в отношении престижности и непрестижности профессии, обучение в общеобразовательном учреждении, внешняя сторона профессии, труд. По результатам социологического исследования, проведенного среди студентов 1 курса факультета истории и социологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, подавляющее большинство первокурсников осознанно подошли к выбору получаемой специальности. 55% опрошенных выбрали получаемую специальность из-за интереса к будущей профессии, что свидетельствует о небольшом влиянии различных факторов на процесс профессионального самоопределения первокурсников.

Факторы, влияющие на процесс профессионального выбора, представляют собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, и если личность в процесс профессиональной ориентации не задействует свою волю, то профориентация у нее может быть определена как не отвечающая личностным возможностям. Поэтому каждый первокурсник должен осознанно подходить к выбору будущей профессии и учитывать, в первую очередь, свои личные интересы, способности и возможности.

Список литературы:

1. Гегель Л. А. Влияние социальных факторов на выбор профессии учащихся старших классов общеобразовательных школ// Социально-гуманитарные знания. – 2010. - №5. – С. 79-85.

2. Литвин С. Я. Я и мой профессиональный выбор// Психология. – Серия «В помощь педагогу». – 2008. – №4. – с. 53 – 64.

3. Медик В. А. , Осипов А. М. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. – М. : Логос, 2003. – 200 с.

4. Профессиональная и карьерная ориентации студенческой молодежи// СОЦИС. Социологические исследования. – 2010. - №9. – с. 126-129.

5. Прудникова Е. В. Проектирование профессионального жизненного пути// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2010. - №9. – с. 53-59.

6. Соловей Л. Г. Я и моя будущая профессия// Народная асвета. – 2009. - №8. – с. 14-15.

7. Социализация вузовской молодежи: состояние, проблемы и алгоритмы решений. Материалы Международной научно-практической конференции. (г. Горки, 11-13 мая 2006г. ). В 2 ч. Ч. 2. / Под общей ред. А. Р. Цыганова. – Горки: БГСХА, 2006. – 130 с.

8. Ценностные ориентации белорусского студенчества: сравнительный социологический анализ (1998 – 2009 гг. )/ П. И. Бригадин [и др. ]; под ред. П. И. Бригадина, И. В. Левицкой. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2010. – 207с.

9. Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей»/ Д. Г. Ротман [и др. ]; под ред. Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана. – Минск: БГУ, 2009. – 231 с. : ил.

10. Юренков В. Н. , Петровская Я. А. Самооценка как фактор развития ценностных ориентаций у студентов// Сацыяльна-педагагiчная работа. – Серыя «У дапамогу педагогу». – 2010. - №9. – с. 17-20. Мол. гвардия, 1979. – 224 с. , ил.

11. www. belstat. gov. by.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: