• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Педагогические условия формирования самооценки у старших дошкольников в системе детского сада

Предмет:Педагогика
Тип:Курсовая
Объем, листов:63
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детектив, себе, деталесмена, общение, оценка, детясли, стилевой, уровневый, рол
Процент оригинальности:
70 %
Цена:350 руб.
Содержание:

Введение. 6

Глава 1. Особенности формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста. 8

1. 1 Основные направления изучения самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов. 8

1. 2 Особенности развития личности у детей старшего дошкольного возраста

1. 3 Самооценка детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада. 27

2. 1 Педагогическое взаимодействие воспитателя детского сада и его влияние на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

2. 2 Содержание педагогического общения воспитателя со старшими дошкольниками.

2. 3 Роль педагогического взаимодействия в формировании самооценки старшего дошкольника

Глава 3. Экспериментальное исследование влияния педагогического взаимодействия на формирование самооценки детей старшего дошкольного . 40

3. 1. Констатирующий эксперимент. 28-35

3. 2. Формирующий эксперимент. 36-38

3. 3. Контрольный эксперимент. 39-43

Заключение. 60

Список использованных источников. 68

Вступление:

Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. В рамках исследования самосознания самооценке отводится ведущая роль - она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.

Дошкольный возраст не случайно выбран для проведения нашего исследования. Данный возраст - начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.

В психологической литературе, как в отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вместе с тем, особенности проявлений самооценки в старшем дошкольном возрасте изучены еще не достаточно.

Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Старшие дошкольники могут верно осознавать свои достоинства и недостатки, учитывая при этом отношение к ним со стороны окружающих.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Старший дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.

Цель данной работы заключается в выявлении педагогических условий, необходимых для формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада.

Объектом исследования является формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия, создаваемые в системе детского сада. Для осуществления исследования нами было выбрано одно из таких условий, а именно педагогическое взаимодействие воспитателя детского сада с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - педагогическое взаимодействие воспитателя детского сада на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа, определить основные теоретические подходы к проблеме самооценки дошкольника в зарубежной и отечественной психологии, сущность понятия самооценка и особенности развития самооценки в дошкольном возрасте.

2. Изучить педагогические условия в системе детского сада, влияющие на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста.

3. Раскрыть особенности педагогического взаимодействия в системе дошкольного учреждения.

4. Выявить условия формирования адекватной самооценки дошкольника в педагогическом взаимодействии.

5. Подобрать и применить комплекс методик, приемов и методов для исследования влияния педагогического взаимодействия в формировании самооценки дошкольника.

4. Осуществить экспериментальное исследование по формированию самооценки у детей старшего дошкольного возраста с помощью определённых педагогических условий.

5. Проанализировать результаты экспериментального исследования.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение:

Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.

Мною были рассмотрены основные теоретические подходы по проблеме развития самооценки в зарубежной и отечественной психологии, раскрыта сущность нашего понимания самооценки.

Самооценка рассматривается и как важное условие и средство становления таких итоговых образований само¬сознания как "Я" (или образ "Я") и Я-концепция, которые также играют важную роль в жизнедеятельности человека.

Отметим, что самооценка является одним из основных новообразований дошкольного возраста и развивается в старшем дошкольном возрасте по основным направлениям:

- возрастает число качеств личности и видов деятельности, которое оценивает ребенок;

- самооценка от общей переходит к дифференцированной;

- возникает оценка себя во времени, проявляющаяся в указаниях на будущее.

В основе личностного взаимодействия лежит потребность ребенка в эмоциональной поддержке, его стремлении к взаимопониманию и сопереживанию (ребенок стремится к совпадению своего отношения и оценки окружающего оценкой и отношением взрослого). Именно общение, содержание, по мнению психологов, является одним из наиболее важных моментов, определяющих развитие отношения детей к взрослым.

Было определено, что педагогическое взаимодействие воспитателя, т. е. его стиль общения, педагогическая оценка, типы, функции и их особенности, его влияния на дошкольника. Оценка может быть эффективной и наоборот.

Полученные факты подтвердили предположение о том, что существует определенная зависимость развития самооценки дошкольника от педагогического взаимодействия воспитателя.

Для развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста в дальнейшем необходимо положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, доверие к ребенку, упражнения для повышения уровня самооценки дошкольника, эффективное и стимулирующая оценка педагогом ребенка – все это способствует повышению уровня самооценки, развитию более адекватной самооценки.

При организации и проведении исследования были определены уровни развития самооценки. После чего были подобраны специальные методики, упражнения для повышения уровня самооценки, проводилась работа с педагогами.

Как показало повторное исследования после формирующего эксперимента было выявлено, что тех детей с заниженной самооценкой (именно это было определено по поведению в детском саду и в общении с педагогом в повседневной жизни детского сада, поэтому корректирующая работа велась в этом направлении), самооценка их повысилась, стали более увереннее и в общении и в поведении.

Таким образом, мною была подтверждена гипотеза исследования, о том, что существует определенная зависимость между особенностями проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста и влияния педагогического взаимодействия.

Список литературы:

1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б. Г. Ананьев. – М. , 1980. – 119 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс. – М. : Прогресс, 1986. – 420 с.

3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л. И. Божович. – М. , 1979. №2. – 56 с.

4. Васина, Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка / Е. Н. Васина: Школьные технологии. М. , 2006. № 5. – 146 – 149 с.

5. Волков, Б. С. Возрастная психология: Учебное пособие. Кн. 1 / Б. С. Волков. – М. : Академия Проект, 2005. – 208 с.

6. Волков, Б. С. Детская психология: Логические схемы / Б. С. Волков. – М: Академия Проект, 2002. – 265 с.

7. Захарова А. В. Психология формирования самооценки / А. В. Захарова. – Минск: РБПК «Белинкомаш», 1993. - 145 с.

8. Котко, А. Н. Индивидуализация воспитанников / А. Н. Котко. – Минск: Народная Асвета, 1999. – 67с.

9. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Общие и возрастные особенности: Учебное пособие. 2- изд. / Я. Л. Коломинский. – Минск: Народная Асвета, 2000. – 432 с.

10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. – М. : МПСИ, 2001. – 384 с.

11. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов / В. С. Мухина. – М: Академия, 1999. – 456 с.

12. Петровский, А. В. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко: под редакцией А. В. Петровского. - М. : Просвещение,1986. - 464 с.

13. Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Экзаменационные ответы / С. И. Самыгин, С. А. Сущенко, О. А. Колодницкая. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 381 с.

14. Панько, Е. А. Воспитаттель детского сада / Е. А. Панько. – Минск: Народная асвета, 1998. – 174 с.

15. Психология человека от рождения до смерти: младенчество, детство, юность, взрослость, старость: полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. – СПб: Прайм - Еврознак, 2005. – 416 с.

16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. – СПб: Питер Ком, 1999. – 705 с.

17. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М: Издательство МГУ, 1983. – 284 с.

18. Уманец, Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя. / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. - С. 20 – 21.

19. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. – М: Академия, 2008. – 368 с.

20. Мироненко, В. В. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие под ред. А. В. Петровского. – 2-е изд. / В. В. Мироненко. – М, 1987. - 447с.

21. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. – М: Наука, 1977. – 144 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: