• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры младших школьников

Предмет:Педагогика
Тип:Курсовая
Объем, листов:62
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:информационной, культуры, личности, информации, формирования, культура, учителя, исследования, средства, обществе, деятельности, информационную, информационная, культуру, время
Процент оригинальности:
84 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры младших школьников 8

1. 1 Подходы к определению понятия «информационная культура» 8

1. 2 Информационная культура личности педагога 14

1. 3 Формирование информационной культуры младших школьников в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 19

Глава 2. Потенциал проектной деятельности в формировании информационной культуры младших школьников 28

2. 1 Проектная деятельность младших школьников 28

2. 2 Метод проекта: понятие, виды, этапы и правила реализации 34

2. 3 Использование метода проекта при формировании информационной культуры младших школьников 41

Заключение 50

Список литературы 55

Приложение 1. 58

Приложение 2 60

Приложение 3 62

Приложение 4 64

Вступление:

Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней. В настоящее время общеобразовательная школа обеспечивает в большей степени компьютерную осведомленность учащихся, в лучшем случае – их компьютерную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры у обучающихся, то эта задача может быть решена только после того, как педагоги сами овладеют информационной культурой.

Компьютеры, интернет, аудиовизуальные средства появились в школах относительно недавно. При этом следует иметь в виду, что внедрение в школу технологических новшеств само по себе не улучшает качества образования. Продуктивная и результативная работа учителя с информационно-образовательными системами требует наличия у него информационной культуры, так как ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование, необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания. Следовательно, успех образования во многом зависит, от уровня сформированности у учителя информационной культуры.

Информационная культура личности выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека, причем, как правило, этот процесс имеет, как правило, стихийный характер, зависящий от степени возникновения перед личностью задач.

Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка. С философских позиций информационную культуру анализирует А. П. Суханов. В работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова информационная культура рассматривается с позиций ее значения для существования и развития общества. Ю. С. Зубов и Н. А. Сляднева исследуют информационную культуру в разрезе микропроцессов, происходящих в настоящее время в обществе. В начале 1980-х годов И. Я. Лернер предпринимает попытку описать понятие «информационная культура» с педагогической точки зрения. Н. М. Розенберг рассматривает информационную культуру личности в контексте содержания общего образования.

В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура личности». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однако однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

Проблемы формирования информационной культуры личности педагога в последние двадцать лет достаточно активно изучаются. При этом единого и четкого определения так же нет. Изучением информационной культуры учителя занимались Н. И. Гендина, Л. И. Лазарева, С. М. Конюшенко и др.

Как показал анализ научно-методической литературы, на сегодняшний день в психолого-педагогической науке проблема формирования информационной культуры личности остается недостаточно изученной. Необходимость уточнения сущности понятия «информационная культура личности», определение на этой основе содержания, методов и средств организации педагогического процесса, направленного на формирование у личности качеств, необходимых для соответствия требованиям современного информационного общества определило выбор темы выпускной квалификационной работы: «Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры младших школьников».

Цель исследования: показать возможности использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.

Объект исследования: формирование информационной культуры личности как педагогический процесс. Предмет исследования: использование проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников.

Задачи исследования:

? изучить подходы к определению понятия «информационная культура», выявить существенные признаки понятия «информационная культура личности»;

? определить содержание понятия «информационная культура личности педагога»;

? рассмотреть требования нормативных документов, регламентирующих содержание и организацию образования в начальной общеобразовательной школе, касающиеся формирования информационной культуры младших школьников;

? охарактеризовать проектную деятельность младших школьников;

? раскрыть понятие, виды проекта; представить этапы и правила реализации метода проектов;

? описать опыт использования метода проекта при формировании информационной культуры младших школьников.

Методы исследования: изучение научно-методической литературы; анализ, обобщение, синтез; опытно-практическая работа.

Заключение:

Современное общество все чаще называют информационным. Для человека одним из самых важных умений сегодня становиться умение работать с информацией. И образование сегодня все больше ориентируется не только на полноту сообщаемых сведений, но и на умение добывать информацию, осмысливать ее, преобразовывать, извлекать из нее необходимые знания, интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира.

Умение извлекать, структурировать, анализировать и порождать новую информацию на основе получаемых сведений характеризует то, что можно называть «информационной культурой личности». Информационная культура личности формируется на протяжении всей жизни человека и выступает как одна из важных составляющих общей культуры человека, без которой невозможно взаимодействовать в информационном обществе. Большую роль в формировании информационной культуры играет образование.

Анализ определений, приведенных в различных источниках, позволил выделить две сущностные составляющие понятия «информационная культура личности» – это знания, умения и навыки эффективного поиска информации, и ее использование (анализ, дифференциация, структурирование, отбор, синтез и др. ) для решения теоретических и практических задач.

В нашем исследовании информационная культура личности понимается как разносторонние умения и навыки поиска и использования человеком нужной информации для решения теоретических и практических задач. Для этого необходимо вырабатывать следующие навыки и умения: дифференциация информации; выделение значимой информации; выработка критериев оценки информации; а так же умение производить информацию и использовать ее.

В информационном обществе человеку придется учиться всю жизнь, а информационные объекты в работе любого профессионала станут гипермедийными (то есть, будут объединять текст, наглядно-графические объекты, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных), передаваемыми устно, телекоммуникационно, размещаемыми в Интернете. Следовательно, необходимо подготовить людей к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. ИКТ-компетентность – умения и навыки использования информационно-коммуникационных технологий – выступает компонентом информационной культуры личности.

Ключевая задача учителя – отбор, систематизация, структурирование необходимой учебной информации, адекватное ее представление с использованием возможностей информационных технологий, и такая организация деятельности обучающихся, которая позволит им работать с представленной информацией не на репродуктивном уровне, а на уровне творчества, когда требуется отбор информации, ее анализ, синтез, оценка и рождение нового знания. В этой связи развитие информационной культуры становится необходимым требованием к современному учителю. В выпускной квалификационной работе описаны критерии и показатели, характеризующие уровень информационной культуры учителя.

Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности (метапредметные и предметные результаты). Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников (программа формирования универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения обучающимися предметных областей деятельности). Высокие темпы информатизации общества определили выделение программы формирования ИКТ-компетентности в отдельную подпрограмму формирования универсальных учебных, представленную в примерной ООП НОО.

Одной из задач, стоящей перед нами было изучить на практике возможности проектной деятельности в формирования информационной культуры младших школьников.

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проектная деятельность предполагает ориентацию на получение конкретного результата; предварительное описание результата; относительно жесткую фиксацию срока достижения результата; предварительное планирование действий по достижению результата; планирование отдельных действий с конкретизацией результатов, обеспечивающих достижение общего результата проекта; выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундаментом дальнейшего овладения ею. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный, планирующий – подготовительный, информационно-операционный, рефлексивно-оценочный. Обучение школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности.

Основой организации проектной деятельности выступает метод проектов. Метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т. е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными, т. е. , если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.

Метод проектов характеризуется как личностно-ориентированный, деятельностный; он обучает взаимодействию в группе и групповой деятельности; развивает умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирует навык самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывает целеустремленность, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу. В связи с тем, что реализация проекта требует работу с информацией – поиск, обработку, использование, созидание и т. п. , метод проекта создаёт условия для формирования информационной культуры школьников.

В выпускной квалификационной работе представлен опыт автора по использованию метода проекта в начальной школе. В ходе преддипломной практики в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Вологды было реализовано четыре проекта во 2А классе: «Транспорт», «Дачный участок», «Гербы районов Вологодской области» и «Новогодняя Ёлка».

В ходе проектной деятельности учащиеся увидели реальное применение своих знаний. Дети с интересом участвовали в проектах, были заинтересованы в результате. Участие в проекте позволило им понять границы своих знаний, появилась потребность их расширить; у них проявлялось чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый общий результат не будет достигнут. Кроме того, обучающиеся увидели, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае появляется возможность реализовать творческие способности ребят.

Функциями учителя в процессе выполнения обучающимися проектов выступают: консультирование, помощь в определении проблемы, замысла проекта; наблюдение за ходом работы учащихся; оказание помощи отдельным учащимся; поддержание рабочей обстановки в классе; нормирование труда школьников; оценка творческой проектной деятельности на каждом этапе.

Реализация проектов предполагала поиск информации в книгах, справочниках и поисковых системах, ее анализ, обработку, презентацию; работу на компьютере в различных программах, что способствовало формированию информационной культуры младших школьников.

Изучение проблемы использования проектной деятельности в качестве средства формирования информационной культуры младших школьников в дальнейшем может быть реализовано в следующих направлениях: приемы и методы обучения проектной деятельности младших школьников; разработка проблемного поля для проектов по каждому из учебных предметов в начальной школе; изучение способов мотивации участников проекта; разработка критериев и показателей сформированности информационной культуры младших школьников.

Список литературы:

1. Антонова С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования / С. Г. Антонова. ? Спб. : Высшее образование России, 1994. ? 243 с.

2. Брановский Ю. А. Работа в информационной среде: Высшее образование в России / Ю. А. Брановский. ? М. : ОБРАЗОВАНИЕ, 2002. ? 285с.

3. Генедина Н. И. Формирование информационной культуры личности в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие / Н. И. Генедина. ? М. : Просвещение, 2002. ? 337 c.

4. Генедина Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры / Н. И. Генедина. ? М. : Школьная библиотека, 2002. ? 157 с.

5. Громова О. К. Развитие информационной культуры детей в школах и детских библиотеках / О. К. Громова. ? М: Профессия, 2009. ? 312с.

6. Збаровская Н. В. Информационная культура личности: проблемы формирования / Н. В. Збаровская. ? Спб: Библиотечное дело, 2005. ? 63 с.

7. Зубов Ю. С. Информатизация и информационная культура / Ю. С. Зубов. ? М. : ACADEMA, 1994. ? 193c.

8. Кириленко А. В. Основы информационной культуры. Библиография: учебное пособие / А. В. Кириленко. ? М, 2008. ? 156 с.

9. Кнюшенко С. М. Формирование информационной культуры личности педагога / С. М. Кнюшенко. ? М: Эйдос, 2005. ? 324 с.

10. Конышева М. Н. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: книга для учителя начальных классов / М. Н. Конышева. ? М. : Ассоциация ХХI век, 2006. – 48 с.

11. Культурология. XX век. Энциклопедия. ? Режим доступа: http://www. philosophy. ru/edu/ref/enc/

12. Макарова Л. Н. Компьютерная культура будущих специалистов в контексте их личностного развития: Педагогическая информатика / Л. Н. Макарова. ? М. : Знание, 2003. ? 174 с .

13. Матяш Н. В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классов / Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко. ? М. : Вентанта-Граф, 2002. ? 112 с.

14. Мяэотс О. Н. Уроки информационной грамотности в школе: методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. ? М. : Чистые пруды, 2005. ? 32 с.

15. Новоковшонов Ю. А. Воспитание информационной культуры / Ю. А. Новоковшонов. ? М: Народное образование, 2003. ? 123 с.

16. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. ? М. : АРКТИ, 2003. ? 110с.

17. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. ? М. : ВЛАДОС, 2000. ? 347 с.

18. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников / К. Н. Поливанова. ? М. : Просвещение, 2006. ? 192 с.

19. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А. Б. Воронцев, В. М. Заславский, С. В. Егоркина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 176 с.

20. Примерная программа начального общего образования. – Режим доступа: http://standart. edu. ru/catalog. aspx?CatalogId=2768;

21. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. ? М. : Политиздат, 1991. ? 287 с.

22. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. ? Режим доступа: http://economy. polbu. ru/

23. Савенко А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенко. ? Самара. : Фёдоров, 2010. ? 192 с.

24. Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / И. А. Сасова. ? М. : Вентана-Граф, 2003. ? 38 с.

25. Соколова Т. Е. Информационная культура младших школьников, как педагогическая проблема / Т. Е. Соколова. ? Самара: Фёдоров, 2002. ? 327 с.

26. Стародубова Г. А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г. А. Стародубова. ? Режим доступа: http://pda/apkpro. ru/content/viеw/559/93

27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ? Режим доступа: http://standart. edu. ru/catalog. aspx?

CatalogId=959;

28. Финансовый словарь. ? Режим доступа: http://www. finam. ru/dictionary

29. Шеховцева Е. Ю. Информационная культура цивилизации на пороге следующего тысячелетия: aилософия, культура и современность / Е. Ю. Шеховцева. ? Саратов: EWDI, 2000. ? 238 с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: