• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом при ознакомлении со сказкой

Предмет:Педагогика
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:98
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:детектив, речевой, слух, сказка, слуховой, работа, уровенный, деталесмена
Процент оригинальности:
69 %
Цена:600 руб.
Содержание:

Введение. 3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития связного речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

1. 1. Психолого-педагогическое и анатомо-физиологическое обоснование становления речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста в норме и с нарушением слуха. 7

1. 2. Характеристика связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста дошкольного возраста с нарушением слуха. 14

1. 3. Нарушение этапов развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. 21

Глава II. Сказка как средство развития связного речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

2. 1 Сказка как жанр устного народного творчества . 32

2. 2. Работа со сказкой как один из методов коррекционной педагогики, применяемый в развитии связного высказывания. 37

2. 3. Коррекционная работа по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха посредством сказки. 45

Глава III. Изучение динамики процесса развития связного речевого высказывания детей старшего дошкольного возраста посредством влияния сказки.

3. 1 Организация практического исследования и содержание диагностической методики старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. 52

3. 2. Выявление уровня сформированности связного монологического высказывания у слабослышащих детей 5-6лет. 57

3. 3. Организация и содержание работы по формированию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом с посредством использования сказки. 62

3. 4. Определение динамики и эффективности процесса развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом посредством сказки. 70

Заключение. 77

Список литературы. 79

Приложения. 85

Вступление:

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова, само по себе, является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым, формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.

К числу важнейших задач сурдологопедической работы с дошкольниками с нарушением слуха, относится формирование у них связного монологического речевого высказывания. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.

Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом, является использование сказки.

Поскольку значительные трудности в овладении навыками связного монологического высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка — это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность, многократные повторы, присутствование элементов волшебства. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связного монологического высказывания.

О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н. Погосова,

Т. Сергеева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чебанян, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для формирования связного монологического высказывания в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. Поскольку при обучении детей старшего дошкольного возраста устной речи элементы сказки (многократные повторы, волшебство, говорящие животные) активно используются, поэтому мы посчитали, что сказка самое удобное средство для развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом. Однако все еще остро ощущается нехватка доступного практического материала по данной проблеме для педагогов.

Цель работы: через теоретическое обоснование практического исследования раскрыть возможности применения сказки как средства по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Объект исследования: уровень сформированности устного связанного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом средствами сказки.

Гипотеза: мы предполагаем, что уровень сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха повысится, если в коррекционно-педагогической работе использовать средства сказки.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и логопедическую литературу по проблеме влияния сказки на развитие связного речевого высказывания детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.

2. Дать теоретическое обоснование проблеме развития связной речи у детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста

3. Раскрыть роль сказки в развитии связного монологического высказывания детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.

4. Подобрать методики для исследования связного монологического высказывания детей c нарушенным слухом старшего дошкольного возраста.

5. Разработать тематический план для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

6. Проверить целесообразность и эффективность применения разработанной методики в сурдопедагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

7. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по эффективности сурдопедагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

• Методы исследования:

• Теоретический.

• Эмпирический.

• Исследовательский.

• Математико-статистический.

1. Организационные

-сравнительный метод;

-комплексный метод.

2. Эмпирические

-обсервационный метод (наблюдение);

-экспериментальный метод (лабораторный, формирующий, естественный, психолого-педагогический эксперимент);

-биографический метод (сбор и анализ анамнестических данных).

3. Интерпретационные методы - качественная и количественная обработка данных, позволяющие выявить связи между изучаемыми явлениями.

Теоретической основой нашего исследования являлись труды: Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, Р. М. Боскис, Д. Б. Эльконина, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной

Теоретическая значимость заключается в новом подходе использования средств сказки в развитии устного связанного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом.

Практическая значимость: используя разработанные «сказочные занятия» в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом можно по новому «подавать» давно знакомые игры и упражнения, что обеспечивает улучшение в развитии связного монологического высказывания детей.

База исследования: г. Новосибирск МДОУ № 501 «Медвежонок». Исследование проводилось с декабря 2008г. по апрель 2009 года. Выборку составили 8 детей (7 детей имеют 2-х стороннюю сенсо-невральную тугоухость III степени, 1 ребенок имеет 2-х стороннюю сенсо-невральную тугоухость III-VI степени (пограничное состояние).

Структура исследования: Работа состоит из введения, трех глав (двух теоретических и одной практической), заключения, литературы, приложений.

Заключение:

Целью исследовательской работы являлось изучение особенностей развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. В ходе исследования цель была достигнута. В процессе работы решены поставленные задачи.

1. Проведено теоретическое изучение развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

2. Подобраны методики и проведено диагностическое исследование формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

3. Проведено практическое исследование по изучению связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха при ознакомлении со сказкой.

4. Разработана и апробирована система коррекционно-педагогической работы, направленной на развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

5. Проанализированы полученные данные о развитии связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Выдвинутая нами гипотеза, о том что, уровень сформированности связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха повысится, если в коррекционно-педагогической работе использовать средства сказки подтверждена.

Главным условием развития связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха является доступная, интересная деятельность, ощущение успеха, эмоциональный комфорт, доброжелательное отношение к детям. Именно такие условия можно создать на занятиях по развитию связного высказывания и в других видах деятельности.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха необходимо учитывать их психофизические особенности, а также и то, что без специальной целенаправленной помощи педагогов и родителей развитие связного высказывания у них формируются с трудом.

Данные, полученные в процессе экспериментального исследования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха, могут быть учтены воспитателями, сурдопедагогами, работающими с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.

Список литературы:

1. Акимова А. , Акимов В. Семидесятые, восьмидесятые…Проблемы и искания современной детской прозы. – М. , - 1989. – С. 4-22.

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издат. Центр «Академия», 1998. – 400с.

3. Ананьев, Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. /Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М. : Просвещение, 1964. – 304с.

4. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез - 1999. – 272с.

5. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. /Т. В Ахутина. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 213с.

6. Бородич, А. М. Методика развития речи детей. / А. М. Бородич. – М: 1974.

7. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. /В. М. Соловьев. //Золотые страницы сурдопедагогики. – М. , 2004. – 304с.

8. Венгер, А. Л. // Дефектология. – 2006. № 1. с. 8-16.

9. Ветер, Л. Л. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. /Г. Л. Выгодская, Э. М. Леонгард – М. , 1972. – 189с.

10. Ветлугина Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду. – М. , - 1962.

11. Винарская, Е. Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. /Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение, 1987. – 160с.

12. Власова, Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. / Т. А. Власова – М: Просвещение, 1954.

13. Волкова, Е. С. Статистические методы экспериментальной психологии: Практическое руководство по курсу «Экспериментальной психологии» - Новосибирск: Изд. НГПУ – 2003 – 93с.

14. Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста. // Под ред. Л. П. Носковой. – М. , 1982.

15. Выготский Л. С. О развитии речи глухих. // Дефектология. – 1994.

16. Выготский, Л. С. Детская психология. /Л. С. Выготский. //Собр. Соч. в 6 тт.

17. Выготский, Л. С. Мышление и речь. // Собр. Соч. – М: Педагогика, 1982. – 504с.

18. Выготский, Л. С. Мышление и речь. /Л. С. Выготский. – М. : Лабиринт, 1996. – с. 415.

19. Гвоздев, А. И. Вопросы изучения детской речи. – М. , 1961.

20. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. /В. П. Глухов. – М. :АРКТИ, 2004. – 168с.

21. Головчиц, Л. А. Изучение словарного состава речи глухих детей дошкольного возраста. // Особенности развития детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л. Н. Носковой. – М. , 1984.

22. Головчиц, Л. А. Проблемы формирования речи дошкольников с нарушением слуха. // Дефектология. – 1988. № 3 с. 90.

23. Горелов, И. Н. , Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М. , 1998

24. Гриншпун, Б. М. , Селиверстов В. И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью. // Дефектология. – 1988. № 3 с. 81.

25. Гурович Л. М. Ребенок и книга. – М. , – 1992.

26. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. \Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. – М. , 2001.

27. Жилина А. С. Воспитание детей в семье. – М. , - 1990.

28. Жинкин, Н. И. Механизмы речи. /Н. И. Жинкин. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 370с.

29. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. /Н. И. Жинкин. – М. : Наука , 1982. – 160с.

30. Жинкин, Н. П. Язык, Речь, Творчество. – М. , 1998.

31. Жукова, Н. С. , Мастюкова Е. М. , Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. , 1990.

32. Жукова, О. С. , Королева И. В. Логопедическая работа сдетьми после кохлеарной имплантации // Логопед в детском саду. – 2006. - № 4 с. 10-15.

33. Забрамная, С. Д. , Боровик О. В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования». – М. , ВЛАДОС. , 2002. – 31с.

34. Зимняя, И. А. Речевой механизм в сфере порождения речи. // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. – М. . 1969.

35. Зубарева Е. Е. «Детская литература». М. , – 1989.

36. Исенина, Е. И. Дословесная коммуникация у глухих и слышащих детей. // Дефектология. – 1984. № 6 с. 3.

37. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей. – Саратов, 1986.

38. Исенина, Е. И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. – М. , 1999.

39. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. – М. , - 1972.

40. Катаева А. А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. // Под ред. Л. И. Носковой – М. . 1984.

41. Козлов М. Я. , Левин А. Л. Детская сурдоаудиология. – Л. . 1989. – с. 221.

42. Конигсмарк Б. В. , Горлин Р. Д. Генетические и метаболические нарушения слуха. – М. , 1980.

43. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М. : Просвещение, 1982.

44. Коррекционно – воспитательная работа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждений, для детей с нарушением слуха. // Под ред. Л. П. Носковой. – М. 1982.

45. Корсунская, Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. – М. , 1969.

46. Корсунская, Б. Д. Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих. // Дефектология. – 2007. № 1 с. 39-47.

47. Красильникова, О. А. Два века российской педагогике: материалы Всероссийского конгресса сурдопедагогики: «Наука-Питер», 2006. – 412с.

48. Кузьмичева, Е. П. , Шматко Н. Д. Формирование речевого слуха и произносительных навыков у глухих дошкольников. // Особенности развития детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. – М. . 1987.

49. Ленок, Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения. // Дефектология. – 1996. № 4 с. 72, № 5 с. 81.

50. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. – М. , 1997

51. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М. . 1969.

52. Лурия, А. Р. Язык и сознание. /Под ред. Е. Д. Хомской – М: изд-во МГУ, 1979. – 320с.

53. Лях, Г. С. , Марусева А. М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. – Л. . 1979.

54. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. /М. Н. Мельников. – М. : Просвещение, 1987. – 240с.

55. Морева, Н. А. Степень речевой готовности глухого ребенка к поступлению в 1 класс. // Сборник усовершенствование педагогического процесса в школе глухих. – 1981.

56. Морозова, И. Т. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. 1969.

57. Нейман, Л. В. , Богомильский М. Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М. ; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

58. Никитина, М. И. Чтение и развитие речи: Учебно-методическое пособие. /М. И. Никитина, О. А. Красильникова. – СПб. : КАРО, 2006. – 256с.

59. Новикова, А. М. Русская поэзия. – М. , - 1982.

60. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. /Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 344с.

61. Носкова, Л. П. Преемственность в работе дошкольного отделения и специальной школы по формированию речи глухих детей. // Особенности развития детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. /Под ред. Л. П. Носковой. – М. , 1984

62. Носкова, Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха. // Дошкольное воспитание аномальных детей. Под ред. Л. П. Носковой. – М. , 1993.

63. Носкова, Л. П. Характеристика процесса речевого развития глухих дошкольников. // Дефектология. – 1991. №3 с. 82.

64. Обухова, Т. И. Влияние нарушения слуха на психическое развитие ребенка. // Дошкольное воспитание аномальных детей. // Под ред. Л. И. Носковой – М. . 1993.

65. Первова, Г. М. Введение в детскую литературу. – Тамбов. – 1999. – С. 98-112.

66. Петшак, В. Изучение эмоциональных проявлений у глухих и слышащих дошкольников. // Дефектология. – 1989, № 6.

67. Попова, И. В. Развитие связной речи глухих детей дошкольного возраста // Дефектология. – 1996. № 5 с. 73.

68. Психология глухих детей. // Под ред. И. М. Соловьева. – М. , 1971.

69. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. \Под ред. Т. В. Розановой. – М. , 1978.

70. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих. – М. , 1973.

71. Речицкая, Е. Г. , Пархалина Е. В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд. центр Владос. - 2003. – 192с.

72. Розанова, Т. В. Методы психолого-педагогического изучения детей со сложным дефектом // Дефектология. – 1992. - № 2, с. 33.

73. Рубинштейн, С. Л. Речь и общение. Функции речи. Развитие речи у детей // Основы общей психологии. – Т. 1. – М: 1989. – с. 442-460.

74. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста.

75. Тарасов, Д. И. Тугоухость у детей. / А. Н. Наседкин, В. И. Лебедев, О. П. Токарев О. П. – М. , 1984.

76. Теплоухова, И. А. Опыт вовлечения родителей дошкольников с нарушенным слухом в работу по развитию речи. // Дошкольное воспитание и обучение. – 2006 – № 5, с. 50.

77. Ушакова, О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М. , 2002. – 56с.

78. Филичева, Т. Б. , Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург – АРГО – 1996.

79. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М: Просвещение, 1989. – 239с.

80. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностики речевых нарушений. /Г. В. Чиркина. – М. : АРКТИ, 2005. – 240с.

Бесплатные работы:

Готовые работы:

Рекомендованные документы: