• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Социально-педагогическая поддержка подростков из неполных семей в общеобразовательном учреждении

Предмет:Педагогика
Тип:Курсовая
Объем, листов:63
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:подростков, неполных, семей, ребенка, детей, семьи, уровня, показатели, самооценки, неполной, социальнопедагогической, поддержка, поддержки, работы, коммуникативных
Процент оригинальности:
93 %
Цена:1200 руб.
Содержание:

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОДРОСТКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 6

1. 1. Факторы риска в социализации подростков из неполных семей 6

1. 2. Социально-педагогическая поддержка в социализации подростков из неполных семей как гуманистический принцип 10

Выводы по первой главе 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 25

2. 1. Организация и методы исследования 25

2. 2. Формы и методы социально-педагогической поддержки неполных семей 27

2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы 31

Выводы по второй главе 37

Заключение 43

Список используемой литературы 47

Приложение 50

Вступление:

С самого рождения человек попадает в общество. Он растёт, развивается и умирает в нём. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребёнку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно правомерно считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания и социализации ребёнка.

Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребёнка во многом определяется семейной ситуацией.

В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдёт.

Пристальный интерес к семье объясняется и рядом другим обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и ростом числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во многом формируются в семье.

Актуальность данной работы заключается в том, что неполная семья живет в социуме, и проблемы ее целесообразно решать в системе социальной защиты и социально-педагогической поддержки, то есть это сфера деятельности социального педагога, которая предусматривает защиту и поддержку ребенка, но анализ психолого-педагогической литературы и существующей практики социализации ребенка в семье выявляет существенное противоречие между требованиями общества к уровню социализации подрастающего поколения с одной стороны и недостаточным учетом особенностей влияния на социализацию ребенка неполной семьи с другой стороны. Несмотря на то, что неполная семья в своей воспитательной деятельности все более нуждается в помощи, поддержке, как со стороны общества, так и со стороны педагогов, не существует чёткого понимания того, в чём заключаются содержание деятельности и методы работы социального педагога по социально - педагогической поддержке детей из неполных семей.

Основная проблема исследования заключается в том, что в настоящее время семья как социальный институт переживает тяжёлый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В новых кризисных условиях семья не готова взять полную ответственность за воспитание своих детей, так как изменившиеся экономические условия заставляют родителей большую часть времени искать источники к существованию в ущерб воспитания детей.

Тема данной квалификационной работы: «Социально-педагогическая поддержка подростков из неполных семей в общеобразовательном учреждении».

Цель исследования: определить и апробировать гуманистические методы и формы социально-педагогической поддержки подростков из неполных семей и апробировать их в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования: подростки из неполных семей.

Предмет исследования: гуманистическая поддержка подростков из неполных семей в работе школьного социального педагога.

Гипотеза исследования: социально-педагогическая поддержка будет положительно влиять на социализацию подростков из неполной семьи, если:

1. Рассмотреть психологические и социальные особенности подростков

из неполных семей, особенности родительского отношения матерей-

одиночек.

2. Раскрыть формы и методы социально-педагогической поддержки

неполной семьи с позиции принципа гуманизма.

3. Разработать комплекс мероприятий по социально - педагогической

поддержке подростков из неполной семьи и апробировать их в

общеобразовательном учреждении.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятий «неполная семья» и «социально-педагогическая поддержка в социализации подростков из неполных семей как гуманистический принцип» в современной психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть психологические и социальные особенности подростков

из неполных семей, особенности родительского отношения матерей-

одиночек.

3. Раскрыть формы и методы социально-педагогической поддержки

неполной семьи с позиции принципа гуманизма.

4. Разработать комплекс мероприятий по социально-педагогической

поддержке подростков из неполной семьи и апробировать их в

общеобразовательном учреждении.

Научная новизна исследования выражается в том, что были доопределены понятия «социально-педагогическая поддержка», «социализация подростков», «гуманистический принцип» и получены эмпирические данные в пользу положительного влияния социально-педагогической поддержки как гуманистического принципа в социализации подростков из неполных семей.

Теоретическая значимость заключается в анализе основных теоретических подходов к проблеме неполной семьи, конкретизации научных представлений о понятиях: «неполная семья» и «социально-педагогическая поддержка» с позиции принципа гуманизма, а также в раскрытии форм и методов социально-педагогической поддержки неполной семьи с позиции принципа гуманизма.

Практическая значимость заключается в разработке комплекса мероприятий по социально-педагогической поддержке подростков из неполной семьи и апробировании его в общеобразовательном учреждении с целью положительного влияния на социализацию подростков из неполной семьи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ и обобщение научной литературы по проблеме, систематизация и обобщение полученных данных; практические - беседы с подростками из неполных семей и их родителями, учителями, наблюдение за поведением и деятельностью детей подросткового возраста, опытно-экспериментальная работа, методы психологической диагностики (опрос, анкетирование, тестирование) и методики (методика изучения уровня самооценки Дембо-Рубинштейн; методика определения родительского отношения Варга-Столина).

База исследования - Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» города Кургана, 50 человек (25 подростков в возрасте 13-16 лет и 25 матерей-одиночек).

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографии и приложения.

Заключение:

Главной особенностью неблагополучной семьи является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений. Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

Одной из самых распространенных среди неблагополучных является неполная семья. Подтверждением данному факту является увеличение числа разводов супругов. Ежегодно в России официально расторгается примерно полтора миллиона браков, т. е. раскол семьи переживают сотни тысяч детей. Категорию неполных семей пополняют также внебрачные и осиротевшие семьи. В результате сегодня каждый седьмой ребенок в стране воспитывается в неполной семье со всеми вытекающими отсюда социальными и психолого-педагогическими последствиями.

Таким образом, квалификационная работа на тему «Социально-педагогическая поддержка подростков из неполных семей в общеобразовательном учреждении» посвящена актуальной проблеме -кризису института семьи на современном этапе развития российского общества, следствием которого явилось неблагополучие многих семей, в том числе неполных.

Нами была поставлена цель: определить гуманистические методы и формы социально-педагогической поддержки подростков из неполных семей и апробировать их в общеобразовательном учреждении.

В ходе исследования:

1. Раскрыта сущность понятий «неполная семья» и «гуманизм как педагогическое условие поддержки» в современной психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотрены психологические и социальные особенности подростков

из неполных семей, особенности родительского отношения матерей-одиночек.

3. Раскрыты формы и методы социально-педагогической поддержки неполной семьи с позиции принципа гуманизма.

4. Разработан комплекс мероприятий по социально - педагогической

поддержке подростков из неполной семьи и апробирован в общеобразовательном учреждении.

Впервые проблема педагогической поддержки была озвучена в работах О. С. Газмана, который теоретически обосновал данную проблему, обозначил принципы и этапы деятельности по педагогической поддержке.

Список литературы:

1. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в

ред. Федерального Закона 20. 04. 2007г. № 56ФЗ).

2. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность

современного образования / Т. В. Анохина // Классный руководитель. - 2000. -

ЖЗ. -С. 63-81.

3. Асмолов, А. Г. Тренинг общения с подростками / А. Г. Асмолов. -М. :

Издательство «Владос-Пресс», 2005. - 215 с.

4. Ахметшина В. А. Психолого-педагогические аспекты работы с

родителями / В. А. Ахметшина // Классный руководитель. - 2007 - №1. - С. 65-

73.

5. Бедерханова В. П. Педагогическая поддержка индивидуализации

ребенка /В. П. Бедерханова//Классный руководитель. - 2000. - №3. - С. 39-50.

6. Бадараева С. Ж. Семейное неблагополучие как источник проблем

ребенка. - 1998. - 67с.

7. Байбородова Л. В. , Смирнова К. Ю. Социально-педагогическое

сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения. //

Ярославский педагогический вестник. - 2004. - № 3 (40)

8. Беличева С. А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей

группы риска. Межведомственный подход. - М: Издательство: Социальное

здоровье России, 2006. - 190с.

9. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога:

Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М. : Академия, 2001.

-297с.

10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением:

Учеб. -метод, пособие / Под ред. М. И. Рожкова. - М. ,2001. - 324с.

11. Гурьянова И. В. Социальное воспитание младших школьников

«группы риска» средствами изобразительного искусства. Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук -

Кострома: Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова,

2006. -37с.

12. Кибирев А. А. — Модель и технологии работы с детьми группы

риска в условиях школы. - Хабаровск: ХК ИПГОС ПК, 2005. - 162с.

13. Матвеева О. А. Развивающая и коррекционная работа с. детьми. -

М. , 2001. -56с.

14. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб.

пособие / Под ред. М. А. Галагузовой. М. , 2002. - 23с.

15. Методика работы социального педагога / Под ред.

Л. В. Кузнецовой. - М. , 2003. - 13с.

16. Невский И. Л. , Колесова Л. С. «Подростки «группы риска» в

школе» (ч. 1- 4). - М. , 1996. - 97с.

17. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия /

Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - М. , 1996.

18. Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике- М,

2002. -462с.

19. Пономарев Н. Л. Формирование у подростков группы риска

«барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения

педагогической защищенности: Автореферат диссертации кандидата

педагогических наук. - Екатеринбург, 1999. - 176с.

20. Пушкина Т. В. Лазарева О. В. Терентьева Н. П. Влияние семьи на

интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей. -

М. ,2005. -98с.

21. Савина Н. Н. Педагогические заметки. О некоторых проблемах

«трудного детства» - Новосибирск, 1999. - 278с.

22. Сакату X. Психологические особенности детей группы риска с

трудностями обучения и поведения: Автореферат диссертации кандидата

психологических наук. - М. , 2000. - 311с.

23. Социальная педагогика Учеб. пособие / Под ред. В. А. Никитина. -М. , 2002. -245с.

24. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общей ред. М. А.

Галагузовой - М. : Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2000. - 312с.

25. Федорова Т. К. Использование адаптивных возможностей

сельской школы в работе с подростками группы риска: Автореферат

диссертации кандидата педагогических наук. — Тюмень, 2001. - 101с.

26. Шульга Т. И. , В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми

«группы риска». - М. , 2001. -351с.

27. Шульга Т. П. , Олиференко Л. Я. , Дементьева И. Ф. Социально-

педагогическая поддержка детей группы риска, 3-е изд. , испр. и доп. - М. :

Academia, 2008. -452с.

Бесплатные работы:

Рекомендованные документы: