• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Ислам в Китае: распространение, проблемы, тенденции

Предмет:Политология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:64
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:ислам, китай, политика, религия, время, история, страна, власть, томчта, жизнь, общество, кризис, развитие
Процент оригинальности:
64 %
Цена:500 руб.
Содержание:

Содержание. 4

Введение. 5

Глава I. Генезис ислама в Китае

§ 1. Появление ислама в Китае в VII-XIII вв. 9

§2. Проблемы проникновения и начального этапа существования ислама в Китае. 12

Глава II. Распространение и современные тенденции ислама в Китае

§ 1. Этнорелигиозный аспект распространения ислама в Китае. 27

§ 2. Социально-культурные параметры мусульманской общины. 36

§ 3. Исламская религия как фактор нестабильности в Китае. 45

Заключение. 59

Список литературы. 62

Вступление:

Актуальность исследования определяется высокой значимостью и обусловлена тем, что последователи ислама оказывают значительное влияние на этнорелигиозные, политические, экономические и культурные отношения китайского общества. Поэтому исследование истории и современного состояния ислама в Китае является актуальным как для решения современных национальных, религиозных, социально-экономических и политических проблем современного китайского общества, так и для разработки стратегии дальнейшего устойчивого развития китайского государства. В настоящее время актуальность и научно-практическую значимость приобретает изучение ислама в отдельных регионах Китая. Особенно важным представляется исследование истории ислама в Северо-восточном Китае, так как, с одной стороны, последователи данной религии внесли значительный вклад в хозяйственное и культурное развитие северо-восточных провинций Китая. С другой стороны, сегодня ислам является формообразующим фактором идеологии национального освобождения для части неханьского населения Синьцзяна, Нинся-Хуэйского автономного района, провинции Ганьсу, Юньнань, ряда других районов главным образом Юго-Западного и Северо-Западного Китая и как следствие фактором дестабилизации современного китайского общества и межрелигиозных конфликтов в нём.

Цель работы: определить и проанализировать основной круг проблем, касающихся начального этапа существования ислама в истории Китая, выявить современные проблемы распространения в основополагающем факторе нестабильности в отдельных регионах Китая и определить дальнейшие тенденции развития китайского ислама.

Задачи исследования:

1. Выявить корни межрелигиозных разногласий в китайском обществе и проблемы начального этапа распространения ислама в Китае.

2. Проанализировать эффективность проводимой внутренней политики касающейся религиозных меньшинств.

3. Определить основные тенденции в китайском мусульманском обществе.

4. Оценить возможности дальнейшего распространения и развития ислама в современном Китае.

Теоретико-методологической базой для данной работы послужили следующие источники: труды, посвященные общетеоретическим проблемам истории духовной жизни и непосредственно ислама в социально-политической истории Китая, представленные следующими авторами: Кадырбаев А. Ш. , Васильев Л. С. , Кузнецов B. C. , Моттахари М. и электронные и печатные СМИ (материалы газетных публикаций, интернет-сайтов). В дипломной работе применялись преимущественно принципы объективно-аналитического, историко-культурологического, религиоведческого и философско-компаративистические методы исследования.

Объект исследования: Ислам в Китае

Предмет исследования: взаимодействие ислама и китайской цивилизации (прежде всего в аспекте генезиса, устойчивого развития и функционирования мусульманских сообществ в гражданском обществе).

Новизна темы исследования: Предлагаемая работа представляет собой в востоковедении попытку рассмотрения китайского ислама, адаптированного к особенностям современного развития китайского общества. Данная работа представляет собой только первую попытку религиоведческого анализа мусульманских общин в Китае. Научная перспектива дальнейшего изучения этноконфессиональных сообществ китайских мусульман представляется в расширении предметной области исследования и привлечении новых источников. Особенно интересным и многообещающим в этом отношении представляется проведение полевых этнорелигиоведческих экспедиций среди мусульманского населения Северо-востока Китая

Полученные результаты:

1. Изучены основные своеобразия китайского ислама, адаптивные механизмы культуры.

2. Выявлены особенности, совокупность культурных и социально-политических факторов, оказывавших влияние на развитие и деятельность мусульманских общин Китая в VII-XIII веках.

3. Определена специфика этнического состава китайских мусульман. Углубленному рассмотрению подвергнуты процессы становления и консолидации общности китайских мусульман хуэй.

4. В ходе сравнительно-сопоставительного анализа были сравнены между собой китае-язычное и тюрко-язычное сообщество мусульман Китая, а так же социально-культурные расхождения с ханьским населением.

5. Изучены основные проблемы и возможные механизмы решения задач по дальнейшему устойчивому развитию ислама в Китае.

Ислам (китайское название – «хуэйцзяо») имеет в Китае тысячелетнюю историю. Становление общины мусульман в этой стране началось со второй половины VII в. В периоды правления династий Тан (618-906 гг. ), Пяти династий (907-960 гг. ) и династий Северной Сунн (960-1126) и Южной Сунн (1127-1279 гг. ) ислам проникал в Китай двумя путями – сухопутным (в северо-западные районы) и морским (на Юг страны). Наряду с арабами, существенную роль в распространении ислама в Китае сыграли выходцы из Средней Азии, Персии, Индии. То обстоятельство, что ислам проникал в Китай не только от миссионеров-арабов, но и от принявших ислам персов, тюрков, индийцев и других, с самого начала способствовало формированию здесь особого варианта ислама, отличного от классического арабского прототипа заимствованиями персидского, индийского, тюркского происхождения. В эпоху династий Юань (1279-1368 гг. ), Мин (1368-1644 гг. ) и Цин (1644-1911гг. ) в процессе этнорелигиозного взаимодействия мусульман с ханьским населением к этим заимствованиям добавились мощные китайские напластования. В результате ислам приобрел ярко выраженный национальный колорит, который отличает его от всех «классических образцов» и обусловливает его уникальность.

Политические и этнокультурные процессы, происходящие в современном китайском обществе, обращают нас к более глубокому изучению религиозной истории Китая. Наряду с традиционными религиями Китая - конфуцианством, буддизмом, даосизмом, заметное влияние на формирование китайской цивилизации оказал ислам. Мусульманская община существует в Китае уже более 1300 лет, и в настоящее время она является одной из самых крупных в мире. Численность китайских мусульман превышает 27 млн. человек. В некоторых областях Китая ислам является доминирующей религиозной традицией. Мусульмане представляют собой одну из наиболее социально-активных групп населения Китая. Последователи ислама интегрированы в систему органов государственного управления, профсоюзные, научно-образовательные и политические организации. В Китае действует значительное число мусульманских религиозных, общественно-культурных ассоциаций и союзов, печатных и электронных средств массовой информации. Большую инициативу китайские мусульмане проявляют и в экономической сфере. В стране существуют многочисленные торгово-экономические и промышленные предприятия, финансовые организации китайских мусульман.

Таким образом, последователи ислама оказывают значительное влияние на этнорелигиозные, политические, экономические и культурные отношения китайского общества. Поэтому исследование истории и современного состояния ислама в Китае является актуальным как для решения современных национальных, религиозных, социально-экономических и политических проблем современного китайского общества, так и для разработки стратегии дальнейшего устойчивого развития китайского государства.

В настоящее время актуальность и научно-практическую значимость приобретет изучение ислама в отдельных регионах Китая. Особенно важным представляется исследование истории ислама в Северо-восточном Китае, так как, с одной стороны, последователи данной религии внесли значительный вклад в хозяйственное и культурное развитие северо-восточных провинций Китая. С другой стороны, сегодня ислам в Китае является деструктивным инструментом, использующимся террористическими и сепаратистскими организациями.

Необходимо подчеркнуть, что изучение своеобразия китайского ислама затрагивает ряд актуальных для философских наук и современного регионоведения проблем. В первую очередь, таких как адаптивные механизмы культуры, взаимодействие автохтонных и аллохтонных религий, роль религиозных институтов в социально-экономическом и политическом развитии общества, социальные функции религиозных организаций в общественной жизни, влияние религии на процессы этногенеза, этнической консолидации и так далее.

Заключение:

В качестве небольшого заключения хотелось бы сказать, что, изучая данную тему, и отыскивая новые, интересные факты о мусульманстве в Китае, описание традиций, становились все более понятными и некоторые современные религиозные ситуации.

Ислам в Китае имеет продолжительную историю. Общины мусульман существуют здесь уже более 1300 лет. За это время ислам прошел сложный путь исторического развития, ему удалось адаптироваться к социальной, политической и экономической структуре китайской цивилизации, стать неотъемлемой частью китайской культуры.

Исследование процессов развития ислама в Китае (провинциях Ляонин, Цзилин, Хэйлунцзян) позволяет сделать следующие выводы:

1. Процесс институализации ислама в провинциях Китая охватывал продолжительный период времени: с VI-века — до начала XX века. Результатом этого процесса стало образование в регионе устойчивых форм религиозной организации (общины) мусульман и складывание основных моделей их деятельности.

Ранее всего сообщества мусульман сформировались на северо-востоке Китая, несколько позже в юго-западных провинциях. Первыми китайскими мусульманами на этих территориях наряду с торговцами были сосланные сюда маньчжурскими властями политические диссиденты и уголовные преступники. Впоследствии здесь образовались достаточно многочисленные общности мусульман-земледельцев, скотоводов, ремесленников, промышленников и наемных рабочих. Определить общую численность мусульманского населения Северо-восточных провинций Китая в рассматриваемый период времени не представляется возможным. Тем не менее, существуют основания полагать, что мусульманские общины объединяли здесь в начале XX столетия десятки тысяч человек. На процесс институализации мусульманских общин Северо-восточного Китая значительное влияние оказала социально-экономическая и демографическая политика китайского государства, внешнеполитические события (войны Китая с северо-западными пограничными государствами), миграционные движения, международная торговля.

2. Установление республиканского режима открыло новую веху в истории ислама и мусульман Китая. Несмотря на то обстоятельство, что политика гоминьдановского правительства в отношении национальных и религиозных меньшинств осложняла свободное развитие и функционирование исламских общин в Китае, последние укрепили свой экономический, социальный, политический и культурный статус. Деятельность многочисленных общественных, культурных и научных организаций китайских мусульман в значительной степени усилила влияние ислама на все сферы социокультурной жизни страны.

3. Провозглашение в 1949 году Китайской Народной Республики благоприятно отразилось на положении китайских мусульман. В Конституции КНР были закреплены общедемократические права и свободы. Мусульмане Китая обрели полноту гражданских и политических прав. Серьезное значение в деле сохранения и дальнейшего развития духовной культуры, национальных и религиозных меньшинств Китая имело создание в 50-е годы XX столетия Синцзян-Уйгурского и Нинся-Хуэйского автономных районов, большую часть жителей которых составляли мусульмане. Правительство КНР при проведении социальных и экономических реформ с уважением отнеслось к религиозным и бытовым традициям китайских мусульман. В Китае была учреждена система исламского образования. Мусульмане получили возможность влиять на политическую и культурную жизнь страны через свои собственные общественные организации и средства массовой информации; общаться со своими единоверцами из других стран; совершать паломничества в Мекку и Медину.

Отношения между мусульманами и правительством в значительной степени обострились в период культурной революции (1966—1976гг. ). В это время руководство КНР подвергло радикальному пересмотру базовые принципы прежней национальной и религиозной политики. Так, «устаревшей» была объявлена концепция национальных автономий, которая позволяла неханьским этносам сохранять свои социокультурные традиции и обычаи. Вновь, как и во времена Гоминьдана, был взят курс на этническую ассимиляцию и создание единой китайской нации.

Культурная революция (1966-1976) дестабилизировала социальную обстановку в стране, обострила религиозные и национальные отношения. Мусульмане, как и представители других религиозных конфессий Китая, были лишены свободы вероисповедания и возможности соблюдать свои этнокультурные традиции и обычаи. Были упразднены общественные и культурные организации мусульман, закрыты мечети, учебные заведения, исламские газеты и журналы.

4. Социально-экономические и политические преобразования, осуществленные правительством КНР в конце 70-х — 80 —х годах XX столетия, положительно отразились на развитии исламских общин в Китае. Благодаря активной государственной поддержке мусульмане преодолели негативные последствия культурной революции и в значительной степени упрочили свою собственную религиозную и социальную инфраструктуру. В новых политических условиях мусульмане Китая в полной мере смогли реализовать свой религиозный, общественный и экономический потенциал. В настоящее время мусульмане Китая представляют собой одну из наиболее социально-активных групп населения Китая и оказывают значительное влияние на религиозное, общественно-политическое, культурное и экономическое развитие Китая.

5. С момента своего появления в Китае община мусульман была неоднородна по своему этническому составу. Такое «изначальное» этническое разнообразие мусульманских общин Китая является следствием того обстоятельства, что распространение ислама в этой стране происходило, главным образом, не посредством миссий и деятельности проповедников, а через миграционные волны и смешанные браки. В последующем на этническую структуру китайского ислама существенное влияние оказали различные факторы политического, социально-экономического и демографического характера. В результате действия этих исторических обстоятельств, китайский ислам в настоящее время представляет собой массовое полиэтническое религиозное явление. В мусульманских общинах Северо-востока страны преобладающие позиции занимают китайские мусульмане группы хуэй. Анализ материалов этнической истории и данных научной литературы позволяет сделать вывод о том, что хуэй не являются самостоятельным этносом или национальностью, а представляют собой отдельную этноконфессиональную общность китайского народа. Существование данной этноконфессиональной группы является свидетельством глубокого укоренения ислама в Китае.

6. Конфессиональная структура китайского ислама была сложной и неоднородной. Наряду с традиционными вероучительными и культовыми компонентами, китайский ислам включил в себя, с одной стороны, элементы конфуцианского мировоззрения, даосского и буддийского культа, а, с другой стороны, ислам воспринял ряд обычаев и представлений, свойственных народной религиозной культуре китайцев.

7. Решение национальной проблемы вообще, сепаратизма и религиозного экстремизма, в частности, лежит не только в легитимном закреплении полномочий и положения местной и централизованной бюрократии, а так же социально-экономических и культурных условиях существования отдельных этносов. Прочность КНР как единого многонационального унитарного государства может быть обеспечена лишь в рамках иной парадигмы, охватывающей проблемы формирования полноправного гражданина и гражданского общества.

Подводя итоги, следует подчеркнуть, что данная работа представляет собой только первую попытку религиоведческого анализа мусульманских общин в Китае. Научная перспектива дальнейшего изучения этноконфессиональных сообществ китайских мусульман представляется в расширении предметной области исследования и привлечении новых источников. Особенно интересным и многообещающим в этом отношении представляется проведение полевых этнорелигиоведческих экспедиций среди мусульманского населения Северо-востока Китая, что, несомненно, будет способствовать более углубленному и объективному исследованию рассматриваемой проблемы.

Список литературы:

1. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. – Москва: 2006, - 267с.

2. Кузнецов B. C. Императорский Китай, Иран и исламский мир. // Северная Азия и соседние государства в Средние века. Новосибирск: 1992, - 8с.

3. Бергер Я. М. , Брук С. И. Население Китая. // Большая советская энциклопедия. - 1200с.

4. Научно востоковедческий журнал Иран-намэ №3 2007, - 258с.

5. Меликсетова А. В. История Китая. Москва: 1998, - 392с.

6. Научно-теоретический журнал Религиоведение №1 2010, - 125с

7. Кузнецов B. C. Каким богам поклоняются китайцы // За рубежом, 1992, №4, - 98с.

8. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. Москва:1990, - 348с.

9. Ислам. Краткий справочник. – Москва: 1983, - 320с.

10. Кузьмина С. Л. XIX век: наука и религия в искусстве воспитания. // Педагогика 2009, – №2 – 121с.

11. Полонская Л. Р. Ислам и проблема адаптации к условиям «чужой цивилизации». - В сб. : "Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия". – Москва: 1992, - 450 с.

12. Кузнецов В. Н. Ислам в политической истории Китая. В 3-х ч. Часть 1. «VIII в. - 60-е годы XIX века». Москва: 1996, - 560с.

13. Солдатова А. В. Основы религиоведения. – Москва: Высшая школа, 2007, - 678с.

14. Чеканов Д. А. , Кондрашов В. А. История религий. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 470с

15. Писманкина М. Г. Религия в истории и культуре. – Москва: Юнити, 2007,-333с.

16. Моттахари М. Вклад Ирана в исламскую цивилизацию. – 756с

17. Богоявленский В. Н. Западный застенный Китай. - 1460с

18. Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. – Москва: 1986, - 333с.

19. Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. – Москва: 1991, - 177с.

20. Независимая газета-Религии, № 20, 15. 11. 2006, - 14с

21. Кадырбаев А. Ш. Мусульмане в культурной жизни Китая и Монголии XIII-XV вв. // Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Москва: 1994,-470с

22. Полонская Л. Современные мусульманские идейные течения // Ислам – проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М. , 1985. 395с.

23. Прозоров С. М. Ислам как идеологическая система. – М. , 2004.

24. Наука и жизнь № 3,6-8 /Москва:Пресса,1993 - 100с.

25. Ching J. Chinese Religions. – L: Macmillan, 1993,- 680с.

26. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей

теории). // Москва: 1990, - 567с.

27. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. // Москва:1992,- 810с.

28. Наумкин В. В. Россия и ислам // Современный ислам: культура и политика. Москва: 1994, - 4с

29. Васильев Л. С. История религии Востока. // Москва: 2008, -549с.

30. Орынбеков М. С. Духовные основы консолидации казахов. // Алматы: 2009, - 325с

31. Кадырбаев А. Ш. Многомиллионное меньшинство. // 2006.

32. Васильев Л. С. История религий Востока. // Москва 2000. – 212с.

33. Завьялова О. И. Китайские мусульмане хуэйцзу: язык и письменные традиции. // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. - 212с.

34. Общество и государство в Китае. XXXII научная конференция. // Восточная литература 368 стр.

35. Китайские ученые о времени проникновения ислама в Китай. //Путь Востока. Культура, религия,. . политика (материалы IX ежегодной конференции молодых востоковедов. Санкт-Петербург, 27-29 апреля 2006г. ). //СПб. 2006. - 280с.

36. Некоторые особенности восприятия ислама в Китае // Вестник Санкт-Петербургского университета. СПб, сер. 6. Вып. 3, 2006. - 312с.

37. Кузнецов B. C Каким богам поклоняются китайцы // За рубежом. 1992. №4

38. Кузнецов B. C Императорский Китай, Иран и исламский мир. // Северная Азия и соседние государства в Средние века. Новосибирск, 1992 -130с.

39. Кузнецов B. C Синхайская революция и китайская мусульманскоая община // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство Китая» СПб. - 314с.

40. Кузнецов B. C Ислам в Общественно-политической жизни КНР. М. 2002. -157с.

41. Сыроежкин К. Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. // Алматы: Дайк-Пресс, 2003 - 382.

42. Миньцзу яньзю (Исследование наций)// Пекин 1998 №5

43. Чжунго шаошу миньцзу (Нацменьшинства Китая)// Пекин 1992 №3

44. У Шиминь (ред. ) Чжунго миньцзу чжэнцэ дубэнь (Книга для чтения по национальной политике Китая)// Пекин 1998 – 673с.

45. Корсун В. А Поиски и находки в решении проблем этнического сепаратизма Китая. // Москва 2005 – 240с.

Рекомендованные документы: