• Задать вопрос менеджеру

Twitter новости

Обучение письменному иноязычному общению на основе ИКТ http://t.co/IK2NAjncrk

Online-опрос

Антиплагиат онлайнДипломант
Яндекс.Метрика

Современные проблемы исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке

Предмет:Политология
Тип:Дипломная/Магистерская
Объем, листов:110
Word
Получить полную версию работы
Релевантные слова:ислам, ближневосточный, страбизм, мир, восток, временами, миропознание, сшедший, властвование, страна
Процент оригинальности:
67 %
Цена:700 руб.
Содержание:

Современные проблемы исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке 1

Введение 2

Глава 1. Проблемы прояления исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке 6

§1. Политизация ислама на Ближнем Востоке 6

§2. Религиозный экстремизм на Ближнем Востоке 19

Глава 2. Геополитические представления, геополитика в исламе и исследование концепции исламского миропорядка 36

§1. Современная геополитика ислама 36

Прогноз развития 53

§2. Исламская концепция миропорядка 55

Глава 3. Формы проявления исламизма и экстремизма в государствах Ближнего Востока 69

§1. Исламский экстремизм в Арабской Республике Египет 69

§2. Проблема исламского экстремизма в Пакистане и в Палестине 78

§3. Проблемы и перспективы противодействия исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке 91

Заключение 102

Список литературы 107

Вступление:

Актуальность темы заключается в том, что современная система международных отношений имеет, в основном, светский характер. Тем не менее религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль как во внутриполитической жизни отдельных стран, так и в развитии межгосударственных связей. Многие факты свидетельствуют о том, что в последние десятилетия XX века в различных странах мира имеют место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, а также религиозных движений, орденов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. Все это дает ряду аналитиков повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни.

В частности, в мусульманских странах, ислам составляет часть представлений, восприятий, позиций и систем ценностей людей, принимающих решения, касающиеся международных отношений. Правящие элиты в государствах со значительным мусульманским населением при выстраивании приоритетов внешней политики, в процессе подготовки, принятия и реализации внешнеполитических решений вынуждены учитывать настроения верующих граждан своих государств. Исламские институты (политические, дипломатические, экономические и культурные) также играют определенную роль в этих процессах. И эта роль тем больше, чем сильнее влияние ислама в обществе.

В мусульманском мире, кроме того, имеют место глубокие противоречия между различными политическими режимами (феодально-монархическими, буржуазно-националистическими и пр. ). У каждой мусульманской страны свое отношение к мусульманской общности и к формам ее реализации. Саудовская Аравия, Турция, Пакистан, Иран, Ирак, Египет, Ливия претендуют на лидерство в мусульманском мире или в регионе. В мусульманском мире идет процесс формирования новых "центров силы". Поэтому определенно необходимо более подробно познакомиться с условиями осуществления власти в мусульманском государстве. Следовательно, и проблема данной работы вполне актуальна. В работе рассматриваются процессы, способствующие воплощению в жизнь мусульманских государств норм шариата.

Целью написания данной дипломной работы является тщательное исследование и анализ современные проблемы исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке: сущность, направленность проблемы, а так же:

• Проанализировать проблемы проявления исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке.

• Анализировать геополитические представления, геополитика в исламе и исследование концепции исламского миропорядка.

• Исследовать формы проявления исламизма и экстремизма в государствах Ближнего Востока.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи настоящего исследования:

– охарактеризовать политизацию ислама на Ближнем Востоке;

– анализировать религиозный экстремизм на Ближнем Востоке;

– исследовать содержание современной геополитики ислама;

– определить роль Исламской концепции миропорядка;

– рассмотреть Исламский экстремизм в Арабской Республике Египет и стран персидского залива . ;

– показать взаимодействие Российской Федерации, США и Евросоюза в международных организациях;

– изучить проблемы и перспективы противодействия исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке. ;

Степень изученности работы. В отечественной, российской и западной науках имееются исследования, посвященные различным аспектам Современным проблемам исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке: сущность, направленность проблемы.

Из отечественных источников были использованы материалы Международной научной конференции, «Проблема безопасности государств Среднего Востока в условиях мирового кризиса»,[37], в сборнике были использованы такие работы как Рахмонов А. С. : «О некоторых современных геополитических представлениях и исламской концепции миропорядка. », кроме того выдержки из интернет издания Центразия. ру таких авторов как Раджабов С. А. «О роли государств Ближнего Востока в прогрессивном развитии международного гуманитарного права» [46,5], Дубовицкий В. "Ближний Восток: геополитический анализ ситуации в регионе". [17]

Из российских источников широкое применение получили в данной работе труды , Улуняна А. "Большая Центральная Азия" - геополитический проект или внешнеполитический инструмент?, где даны в полной мере основные положения и научные обоснования современных геостратегических концепций. [55] Кроме того, работа Крупнов Ю. В. Новый Средний Восток: целевая интеграция Афганистана, Средней Азии и Сибири [31]

В работе Олимпиева А. Ю. «Актуальные проблемы международных отношений. Ближний и Средний Восток» расматривались проблемы безопасности Ближнего и Среднего Востока,[45,23] А. С. Засыпкин. Безопасность в Персидском заливе. [15] , Бондарец Л. «Афганистан на пороге мирного этапа» . рамотрел проблему мирного урегулирования Афганской проблемы и её влияние на государства Среднего Востока. [6]

При рассмотрении интеграциооных составляющих в регионе, были использованы труды Задерея Н. В. "Шанхайская организация – целостный подход к региональной интеграции", [14] Лазарев М. С. Двойной стандарт в ближневосточной политике США [25] , Бордюгов Г, Бухараев В Национальная идея в историческом познании [6], Парамонов В. В. Строков А. Экономическое присутствие России и Китая в Центральной Азии - ключевой вопрос для будущего ЕврАзЭс и ШОС [44]

В работе анализируеться роль и значение России в интеграционных процессах регина, как одного из основных игроков. Лузянина С. Г. «Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на «Большой Восток». [27]

В данной работе очень много внимание уделяется такому региональному игроку, как Иран. С этой целью были использованы труды Сажина В. И. "Иран и проблемы Афганистана" (2009)

Особую роль в понимании западных геопространственных теорий Ближнего Востока играют труды Фредерика Старра «Партнерство для Ближнего Востока [50] , Али Булач " Большой Ближний Восток - Откуда пошел этот термин?" [2], Дж. Фридман, М. Фридман «Будущие войны и американское мировое господство» [13] , Аl-Mawdudi, Abu al-A’la "Political Theory of Islam"[54], Constantine Michalopoulos. The Integration of LowIncome CIS Members in the World Trading System. [56]

Нельзя забывать – интеграционные модели Ближнего Востока не изучены достаточно глубоко, т. к. они находятся еще в зачаточном состоянии и оченьб динамичны. И наличие огромного количетва концепций, говорит о неоднородных геополитических предпочтениях стран региона.

Структура работы. Дипломная работа состоит из: введения, трех глав. (Глава 1 «Проблемы проявления исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке. »; Глава 2 «Геополитические представления, геополитика в исламе и исследование концепции исламского миропорядка. »; Глава 3 «Формы проявления исламизма и экстремизма в государствах Ближнего Востока. »). Заключения, списка использованной литературы, приложения

Заключение:

В работе были рассмотрены современные проблемы исламизма и экстремизма на Ближнем Востоке: сущность, направленность проблемы. Для раскрытия данной проблемы была реализована цель работы. Была дана характеристика степени влияния ислама на общественно-политическую жизнь стран Ближнего . Даче характеристики способствовали ответы на поставленные задачи. Был рассмотрен характер развития общественно-политической мысли стран Ближнего на современном этапе, была дана характеристика степени вмешательства ислама в военно-политические силы стран Ближнего Востока, а также был дан анализ характеру исламизма в политике стран Ближнего и Среднего Востока.

Исходя из вышеизложенного и изученного материала, можно сделать некоторые выводы, из которых следует, что в системе международных отношений в последние десятилетия произошли серьезные структурные сдвиги, обусловленные окончанием «холодной войны», конфронтации двух мировых держав и их стратегических союзников. Эти изменения предопределили сотрудничество различных государств в разрешении глобальных международных проблем, отход от силовых методов и выдвижение на первый план мирных, компромиссных, средств урегулирования кризисных ситуаций в разных уголках земного шара.

Однако глобальные перемены на мировой арене не привнесли спокойствия и гармонии в международные отношения, более того, многие аналитики отмечают определенную хаотичность современных международных процессов. В XXI век человечество вступило с неурегулированными региональными конфликтами, локальными войнами, тяжелым экологическим наследием, не утихающими религиозными и этническими спорами. Все указанные явления имеют место на Ближнем Востоке.

И, тем не менее, в начале текущего столетия, вопреки оптимизму начала 90-х годов XX в. , сложилась угрожающая ситуация. От того, насколько достойно выйдет мировое сообщество из сложившейся ситуации, зависит не только будущий миропорядок, но роль и место Арабского Востока в его системе координат.

Среди причин, которые лежат в основе исламизма, и исламского экстремизма в частности, прежде всего стоит отметить так называемые "внутренние факторы", такие как: низкий темп экономического развития, безработица, аграрное перенаселение, демографический взрыв, политическая нестабильность, авторитарный политический режим, коррупция, резкая имущественная дифференциация. Данные факторы можно с долей условностей назвать результатом провала модернизации по западному образцу (буржуазно-капиталистический и социалистический варианты), который наложился на пережитки традиционных структур развивающихся стран. Данные факторы послужили возникновению оппозиции среди широких слоев населения официальной власти. Особенности ислама как религии обусловили придание ей религиозного характера, а кризис светского национализма, слабость и разобщенность светского политического крыла в ряде государств послужило складыванию массовой социальной базы исламистских организаций. Подъему исламизма способствовала также политика ряда режимов, которые использовали фундаменталистские организации в политических целях, например, в качестве противовеса левому политическому крылу или в целях усиления собственной легитимности.

Следует также отметить другую группу причин, послуживших подъему исламизма – так называемые "внешние факторы", которые включают в себя прежде всего финансовую и идеологическую поддержку исламизма рядом государств (Афганистана, СА, Судана, Ирана и Пакистана), а также неразрешенность целого ряда межгосударственных, межнациональных, межэтнических конфликтов (например, ближневосточного, индопакистанского), которые стимулируют дестабилизирующую деятельность целого ряда религиозно-политических организаций.

Безусловно, в качестве основополагающих следует рассматривать внутриполитические причины возникновения исламизма, однако, во многом, именно благодаря внешнему влиянию, фундаментализм радикализируется, приобретая форму экстремизма.

Протест широких слоев населения против разрушения традиционной структуры общества светскими политическими режимами приобрел форму отторжения ценностей западного, секулярного общества, т. к. подавляющее большинство населения оказалось неприспособлено к новым общественно-политическим и экономическим условиям. Поэтому поиски собственного "третьего пути" развития приводили к исламу, предоставляющему готовые формы общественной, политической и экономической деятельности, более привычные и менее болезненные для традиционного общества. Стоит упомянуть о наглядном примере нефтедобывающих монархий Персидского залива, где консервация общественно-политической структуры произошла на фоне гигантских поступлений от продажи углеводородного сырья, что и позволяет с успехом демонстрировать преимущества "исмамского образа жизни".

Идеологи исламского фундаментализма рассматривают в качестве эталона общественно-политическое устройство раннюю общину времен Мухаммеда, современная интерпретация которой выглядит как социально-ориентированное авторитарное государство, основанное на принципах шариата. Различия шиитского и суннитского направлений в исламе обуславливают различную форму правления в будущем государстве – имамат и халифат, все иные общественно-политические системы рассматриваются как враждебные истинному исламу и, следовательно, не имеющие права на существование. Поэтому первоначальной целью исламистов является захват власти в отдельном государстве, или создание плацдармов для реализации конечной цели – создание всемирного исламистского государства. Для реализации своих задач фундаменталисты используют два основных метода – агитацию ("метод убеждения") и террор ("джихад" в его узком понимании). Именно по соотношению этих двух методов практической деятельности позволяют выделять в фундаментализме экстремистское и умеренное крыло.

Умеренные используют в своей деятельности легальные методы, прежде всего благотворительность, просвещение, агитацию, таким образом им удается завоевывать большинство мест в органах местного самоуправления, профсоюзах, а подчас даже входить в правительственную коалицию.

Идеологи радикалов (например, С. Кутб) отличаются в первую очередь толкованием принципа "такфир" ("обвинение в неверии"), т. е. большую часть общества они считают "неверными", что, следовательно, оправдывает для них насильственные методы борьбы. Данные методы заключаются в реализации террористических акций против представителей власти, иностранных граждан и гражданского населения, а так же проведения в ряде регионов военных операций в составе незаконных вооруженных формирований в целях дискредитации политических режимов и дестабилизации ситуации в обществе. Экстремисты активно используют наркоторговлю и нелегальную торговлю оружием как источник своего финансирования.

Собственно, на основе появления единых центров финансирования на современном этапе делаются попытки создания транснациональной террористической исламистской организации, которые характеризуются отсутствием четкой структуры, единством финансового обеспечения, идеологии и информационного пространства.

Конец ХХ в. отмечен качественным ростом исламизма как политической идеологии. Это связано прежде всего с усиливающимися в мире процессами глобализации, крахом "мировой системы социализма" как альтернативы капиталистической модернизации, увеличивающимся разрывом в доходах и распределении невосполнимых природных ресурсов между государствами промышленно развитого Севера и развивающегося Юга. В условиях невозможности сокращения этого разрыва, фундаментализм предлагает свой проект, пусть утопический, будущего "справедливого" общества. В своих крайних формах (проекты создания "всемирного исламского государства") он по сути выступает как религиозная версия глобальной социалистической альтернативы современному капитализму, базирующемуся на межгосударственной системе организации мирового порядка. Однако в силу того, что исламский фундаментализм как религиозная идеология базируется на иррациональных основах и, значит, не способен к компромиссу (в отличие от марксизма, который в конце ХIХ - ХХ вв. трансформировался в социал-реформизм), его активизация способна лишь увеличить проблемы современного мира, а не способствовать их решению.

Поскольку в ближайшем будущем невозможно ликвидировать социальную базу исламизма, исламский экстремизм еще долгое время будут являться фактором мировой политики. В этой связи остро встает вопрос о борьбе в религиозным экстремизмом. Практически все государства в той или иной степени сталкиваются с результатами дестабилизирующей активности целого ряда радикальных исламистских организаций. Однако, в связи с трансграничностью данного явления, меры по борьбе с ним в масштабах отдельного государства не дают желаемого эффекта. В этих условиях необходима координация действий на международном уровне, создание условий для эффективного взаимодействия в вопросах по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Но настоящим решением проблемы может явиться лишь последовательная (пусть постепенная) перестройка мирового политического и экономического порядка порядка на новых принципах.

Список литературы:

1. Арбатова Н. К. Средиземноморье: проблема безопасности, М. , 2000

2. Арухов З. С). Ваххабизм и духовенство в политической структуре саудовского общества. Махачкала, 2002;

3. Ахмедов В. А. Арабский национализм и исламский радикализм на Арабском Востоке (перспективы и пределы сотрудничества в свете новых геополитических реалий в регионе) // Ислам и общественное развитие в начале ХХI века. М. , 2005. С. 253.

4. Ащенцкампф Н. Н. , Погорельская С. В. «Современная геополитика» М. , 2005.

5. Багдасаров С. Б. , Чавушьян А. Н. Военный и военно-экономический потенциал стран Ближнего и Среднего Востока. - М. , 1998. – С. 58.

6. Бондарец Л. «Афганистан на пороге мирного этапа» 7. Барковская Е. Ю. Государство в борьбе с исламским экстремизмом

7. Белокреницкий. Выборы без гарантии стабильности// НГ-Дипкурьер, 18. 02. 2008, с. 22.

8. Ближний Восток. Политико-экономический справочник. - М. , 1996. – С. 66.

9. Ближний Восток: проблемы региональной безопасности (Сборник статей). - М. , 2000. – 214 с.

10. Валькова Л. В. Персидский залив в международных отношениях. М. ,2009

11. Гареева Г. «Исламский фундаментализм и опыт государственного строительства в Пакистане // Россия и мусульманский мир – М. : ИНИОН, 2001. - № 12 .

12. Данилов В. И. Эссе о демократии (вместо введения) // Эволюция политических систем на Востоке (Иран, Пакистан, Турция: традиции и демократизация). М. , 1999. С. 14.

13. Дерябина А. З. Указ. соч. С. 401–402.

14. Долгов Б. В. Исламистский вызов и алжирское общество (1970–2004). М. , 2009, с. 233.

15. Долгов Б. В. Исламистское движение на пороге ХХI века // Ближний Восток и современность. Вып. 21. М. , 2010, с. 13

16. Дубовицкий В. "Ближний Восток: геополитический анализ ситуации в регионе". С. 45

17. Донцов В. Е. Исламский фактор в международных отношениях // Дипломатический ежегодник-97 // http://www. middleeast. org. ua/articles/11. htm.

18. Донцов В. Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. - М. , 2001 // http://www. middleeast. org. ua/articles/11. htm

19. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М. , 2005. – 134 с.

21. Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М. , 1990. – 206 с.

22. Жданов Н. В. «Исламская концепция миропорядка» М. , 2003.

23. Закария М. Г. , Яковлев А. И. Нефтяные монархии Аравии на пороге ХХI в. - М. , 1998. – 62 с.

24. Зубов А. Б, Парламентская демократия и политическая традиция Востока. М-, 2002

25. Игнатенко А. А. Исламские концепции социально-экономического и политического развития Ближнего и Среднего Востока. - Философия и религия на зарубежном Востоке. - М. , 2005. – 253 с.

26. Игнатенко А. А. Халифы без халифата: неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке. , М. , 2009 г.

27. Керимов Г. М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь пародов Ближнего и Среднего Востока. М. , 2002

28. Киреев Н. Г. Проблемы утверждения в Турции светской модели общества // От Стамбула до Москвы: сб. статей в честь 100-летия профессора А. Ф. Миллера. М. , 2003. С. 228–242.

29. Князев А. Под знамением "зеленого интернационала" // Независимая газета 11. 11. 2009 г. стр. 5; 30. Москалев Л. Драма под названием "джихад" // Независимая газета 18. 08. 2009г. стр. 5; Ротарь И. Взорвется ли Центральная Азия? // Независимая газета. 29. 11. 2009г. стр. 5.

Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. М. , 1990. С. 8–11.

30. Косач Г. Г. Терроризм и политическая культура в Саудовской Аравии // Ислам и общественное развитие в начале ХХI века. М. , 2005. С. 171.

31. Крупнов Ю. В. Новый Средний Восток: целевая интеграция Афганистана, Средней Азии и Сибири.

Ланда Р. Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории 2009 г. N1 стр. 32

32. Ланда Р. Г. История арабских стран. М. , 2005, с. 153.

33. Ланда Р. Г. Причины и факторы радикализации ислама // Ислам на современном Востоке. Регион

Ближнего и Среднего Востока, Южной и Центральной Азии. М. , 2004. С. 197.

34. Малашенко А. В. В поисках альтернативы: арабские концепции путей развития. М. , 2003

35. Марк Сейджмен «Терроризм как судьба. Этнические и социальные причины глобального джихада Салафи» М. , 2004 (интернет - сайт).

36. Мелкумян Е. С. Иракская проблема: позиции арабо-мусульманского мира // Ислам и общественное развитие в начале ХХI века. М. , 2005. С. 197–211.

37. Микульский Д. В. Ислам и общество // Вопросы философии, 2010г. N12 стр. 16 15. Указ. соч. стр. 17

38. Милославский Г. В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. Очерки исламской цивилизации, М. , 2004

39. Мирский Г. И. Международный терроризм, исламизм и палестинская проблема. М. : ИМЭМО РАН, 2003

40. Новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век. Часть 3. 1945-2000 // www. middleeast. narod. ru.

41. Понамарев В. На грани начала войны // Независимая газета 11. 10. 2009г. стр. 9

42. Поцхверия Б. М. Умеренные исламисты у власти: курдская и кипрские проблемы // Ислам и общественное развитие в начале XXI века. М. , 2005. С. 125.

43. Парамонов В. В. Строков А. Экономическое присутствие России и Китая в Центральной Азии - ключевой вопрос для будущего ЕврАзЭс и ШОС 44. Прозоров СМ. Ислам как идеологическая система. М. ,2004.

44. Олимпиева А. Ю. «Актуальные проблемы международных отношений. Ближний и Средний Восток», М-2010. С. 23

45. Рахмонов А. С. О некоторых современных геополитических представлениях и исламской концепции миропорядка// Вестник университета РТСУ №3 (29) 2010, с. 85

46. Раджабов С. А. «О роли государств Ближнего Востока в прогрессивном развитии международного гуманитарного права», Дубовицкий В. "Ближний Восток: геополитический анализ ситуации в регионе"стр. 5

47. Сапронова М. А. Государственный строй и конституции арабских республик. М. , 2003, с. 168.

Сирия, Ливан и Палестина в описаниях российских путешественников, консульских и военных обзорах первой половины XIX в. / Сост. М. Р. Рыенков, И. М. Смилянская. - М. , 2001. – 209 с.

48. Степанянц М. Г. Мусульманские концепции в философии и политике XIX – XX вв. - М. , 1982. – С. 198.

49. Сюкияйнен Л. Ислам против исламского экстремизма Азия и Африка сегодня. 2003. 2

50 Тарасов Новейшее оружие террора Солдат удачи. 2003.

51. Устинов В. В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М. , 2002. С. 158.

52. Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций» М, 2003 – с. 341

53. Цыганков П. А. Теория международных отношений. М. , 2002.

54. Цыганов В. А. Правящие режимы и фундаменталистскийислам Индонезии в XX–XXI вв. // Труды Института практического востоковедения. М. , 2005. С. 200–243.

55. Улуняна А. "Большая Центральная Азия" - геополитический проект или внешнеполитический инструмент?,

56. Яшин И. Г. «Братья-мусульмане» как оппозиционная сила в Египте после парламентских выборов 2005 г. // Египет, Ближний Восток и глобальный мир. М. , 2009, с. 29.

Литература на иностранном языке

1 Gilbert M. Jerusalem in the Twentieth Century. N. Y. , 1996.

2 Ibrahim S. E. The Changing Face of Egypts Islamic Activism Egypt, Islam and Democracy. Kairo: The AUS Press, 1996.

3 Hantington S. P. The Clash of Civilization Foreign Affairs. Summer. l993.

4. Kepel G. Jihad. Expansion et declin de Iislamisme. Paris: Gallimard, 2000.

5. Livingstone N. , Halevy D. Inside the PLO: Cover Units, Secret Funds, and the War Against Israel and the United States. N. Y. : William Morrow, 1990.

6 Martin H. Krieg und Politik im 21 Jarhundert, Aus Politik und Zeitgeschichte, Beilage zur Wochenzeitung. «Das Parlament». 11. 05. 2001. IV. Пресса.

7 Hamas ICT Terrorism Counter-Terrorism (http://www. ict. org. il/interter/).

8. Background Information on Terrorism Groups. //The State Depatment of USA web-site permanent electronic arhive of January 20, 2001 . (http://www. state. gov

9 Jihad Group ICT Terrerism Conter-Terrorism (http://www. ict. org. il/inter -ierf) 169. http://www. fsb. ru/smi/liders/patrush2. html

Готовые работы:

Рекомендованные документы: